Индекс УДК 338.24
Дата публикации: 05.10.2025

Сущность и особенности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований

The nature and characteristics of managing the socio-economic development of municipalities

Суворова Анастасия Васильевна
Оюн Дмитрий Анатольевич
Гончаров Владислав Владимирович
Бороев Буянто Батоевич

1. Кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмент
ФГБОУ ВО «Бурятская государственная академия им. В.Р. Филиппова»,
г. Улан-Удэ
2. магистрант кафедры Менеджмент
ФГБОУ ВО «Бурятская государственная академия им. В.Р. Филиппова»,
г. Улан-Удэ
3. магистрант кафедры Менеджмент
ФГБОУ ВО «Бурятская государственная академия им. В.Р. Филиппова»,
г. Улан-Удэ
4. магистрант кафедры Менеджмент
ФГБОУ ВО «Бурятская государственная академия им. В.Р. Филиппова»,
г. Улан-Удэ
Suvorova Anastasia Vasilievna
Oyun Dmitry Anatolyevich
Goncharov Vladislav Vladimirovich
Boroev Buyanto Batoyevich
1. Candidate of economic Sciences, associate Professor of Management Department Federal STATE budgetary educational institution
“Buryat state Academy of agriculture named V. R. Filippov”, Ulan-Ude
2. master of management Department
Federal STATE budgetary educational institution
“Buryat state Academy of agriculture named V. R. Filippov”, Ulan-Ude
3. master of management Department
Federal STATE budgetary educational institution
“Buryat state Academy of agriculture named V. R. Filippov”, Ulan-Ude
4. master of management Department
Federal STATE budgetary educational institution
“Buryat state Academy of agriculture named V. R. Filippov”, Ulan-Ude

Аннотация: Статья посвящена вопросам эффективного управления развитием муниципальных образований. Раскрыто определение социально-экономического развития муниципального образования. Представлены циклы (этапы) управления социально- экономическим развитием муниципального образования, система управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

Abstract: The article is devoted to the issues of effective management of the development of municipal entities. The definition of socio-economic development of a municipal entity is revealed. Cycles (stages) of management of socio-economic development of a municipal entity, the system of management of socio-economic development of a municipal entity are presented.
Ключевые слова: сельское хозяйство, регион, управление, система, агропромышленный комплекс, муниципальное образование.

Keywords: agriculture, region, management, system, agro-industrial complex, municipal formation.


Интерес к проблеме эффективного управления развитием муниципальных образований вызывает возрастающий интерес. Это связано с геополитическими и социально-экономическими условиями, возрастающей ролью муниципальных образований в развитии общества.

Под социально-экономическим развитием муниципального образования понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства [3, с.79].

Данное направление подразумевает осуществление следующих действий: утверждение и реализация местных целевых программ, заключение договоров, согласование форм участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования формирование муниципальных заказов и др.

Однако, не все муниципальные образования обладают необходимыми условиями для успешного социально-экономического развития. Главной причиной этого является отсутствие долгосрочной экономической основы для самостоятельного развития соответствующего муниципального образования. Следовательно, необходимо активно работать над созданием такой основы.

Исторически неизбежным является самостоятельное социально-экономическое развитие поселений, в том числе городов. Единственным альтернативным вариантом деградации и исчезновения поселений является их выход на новый уровень развития.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», социально-экономическое развития поселений является задачей местных муниципальных органов. То есть гражданин должен получать социальную поддержку по месту своего проживания. Органы местного самоуправления должны направлять свою деятельность на соблюдение конституционных прав жителей территории, а финансовые ресурсы следует направить на решение проблем экономического и социального характера [4].

Управление социально-экономическим развитием муниципального образования прежде всего, это управление всеми сферами жизнедеятельности территории с взаимным согласованием, координацией использования ресурсов и сроков программ (проектов) развития.

Организация процесса управления в муниципальных органах самоуправления различна и определяется в зависимости от доступности ресурсов и сложности задач, решить которые необходимо. Несмотря на это, существуют общие характеристики в этом процессе для всех муниципальных образований. Примером такой характеристики является цикличность. Цикличность проявляется в бюджетном процессе, периоде полномочий органов местного самоуправления, крупных инвестиционных проектах и местных традиционных особенностях.

Существует два подхода к решению вопроса управления развитием территории муниципального образования.

Первый подход. Цикл управления развитием имеет четко очерченные границы. Цикл управления социально-экономическим развитием муниципального образования делят на два периода:

— период, в течение которого разрабатывается программа социально-экономического развития;

— период, в течение которого реализуется разработанная программа.

Данный подход дает возможность наглядно и доступной форме представить результаты управления. Муниципальное образование может использовать этот подход, например, для решения отдельных проблем (отдельному направлению деятельности).

Второй подход: может быть использован крупными муниципальными образования со сложной программой социально-экономического развития. В данном случае два процесса (разработки и реализации программы) проходят параллельно. Такой поход предполагает высокий профессионализм разработчиков программы.

Управление социально-экономическим развитием муниципального образования состоит из самостоятельных циклов (рисунок 1).

Рисунок 1 — Циклы (этапы) управления социально- экономическим развитием муниципального образования

То есть, цикл планирования и корректировки плана социально-экономического развития муниципального образования должен быть совместим с временным циклом жизни муниципалитета.

Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования – это модель, включающая в себя следующие элементы (рисунок 2).

Рисунок 2- Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования

В данной системе жители территории одновременно выступают субъектом и объектом управления.

Перед муниципальным образованием поставлена приоритетная цель –устойчивое социально-экономическое развитие, направленное на формирование комфортной среды жизнедеятельности жителей территории.

Данную цель можно разделить на подцели, на основе которых формируются задачи и строится планирование и прогнозирование.

Муниципальные образования в данной системе выполняют регулирующие и контрольные функции. В системе муниципального управления социально-экономическим развитием должна присутствовать информация, обеспечивающая функционирование всей системы и обратную связь.

К объектам муниципального управления относятся следующие процессы:

— развитие промышленного производства, строительного комплекса, ЖКХ, торговли и общественного питания;

— инвестиционный потенциал муниципального образования;

— финансовое обеспечение муниципального образования;

— социально-демографические процессы;

— занятость и безработица;

— процессы формирования и использования доходов;

— изменение объемов и структуры потребления;

— поддержка и развитие системы образования;

— процессы укрепления здоровья населения;

— повышение культурного уровня населения [6].

Органы местного самоуправления получают часть функций от населения. К подразделениям администрации, занимающимся управлением социально-экономическим развитием, относят управления: экономическим развитием, финансами, инвестициями, образования, здравоохранения, культуры, комитет по делам молодежи и спорта, отделение по труду и социальным вопросам и др.

Отдельно взятое управление, представленное выше выполняет определенные задачи и функции в зависимости от вида деятельности.

При реализации отдельных проектов администрация муниципального образования может передать специализированным организациям часть функций. Данные организации для реализации проекта проходят конкурсный отбор.

Итак, изучив сущность социально-экономического развития можно резюмировать, что это сложная система, выполняющая определенные функции. Данная система дает множество положительных сторон. Без существования данной системы невозможно устойчивое развитие муниципального образования. Однако политика муниципального управления социально-экономическими процессами имеет ряд недостатков, например:

— низкая согласованность деятельности отдельных управлений муниципального образования;

— низкая ответственность и недостаточный контроль над исполнением поставленных задач;

— недостаточный уровень программно-целевого регулирования развития и функционирования муниципального образования;

— недостаточное использование в сфере муниципального социально-экономического развития целеполагания, долгосрочного планирования и прогнозирования.

Таким образом, эффективное управление социально-экономическим развитием муниципальных образований требует комплексного подхода, учета особенностей конкретной территории и активного участия всех заинтересованных сторон.

Библиографический список

1. Балашов, А. П. Теория менеджмента: учебное пособие / А. П. Балашов. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 352 с.
2. Гордеев, А. В. Ведомственный проект Цифровое сельское хозяйство/ А. В. Гордеев, Д. Н. Патрушев, И. В. Лебедев. – Москва: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 48 с.
3. Глазьев, С. Ю. Стратегия устойчивого развития России / С. Ю. Глазьев. — М.: Экономика, 2021. — 352 с.
4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 12. – Ст. 1370.
5. Отварухина, Н. С. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС "КонсультантПлюс". – Текст: электронный. – URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 05.04.2025).