Индекс УДК 338.12
Дата публикации: 18.01.2016

Возможности развития аграрного сектора при реализации концепции «зеленого» роста.

Opportunities for development of the agricultural sector in the implementation of the concept of "green" growth.

Галкин Денис Геннадьевич
доцент кафедры экономики АПК, ФГБОУ ВО Алтайский государственный агарный университет, г. Барнаул
Galkin Denis Gennadievich
lecturer of economics agro-industrial complex , Altai State Agrarian University, Barnaul

Аннотация: Отражена взаимосвязь концепций устойчивого развития и «зеленого» роста. Выделены основные принципы концепции «зеленой» экономики, а также объективные причины и условия перехода к экологически ориентированному развитию. Представлены инструменты государственной поддержки «зеленой» экономики и эффекты от ее реализации. Выделены негативные явления и тенденции в экономики России, препятствующие переходу к концепции «зеленого» роста. Обоснована целесообразность и отражены возможности развития аграрного сектора на принципах «зеленой» экономики.
Статья публикуется при поддержке гранта РГНФ № 15-22-03001 «Ресурсный потенциал производства экологически чистых продуктов питания на трансграничных территориях Большого Алтая».


Abstract: Reflected relationship concepts of sustainable development and 'green' growth. The basic principles of the concept of "green" economy, as well as the causes and conditions for the transition to the environmentally oriented development. Presents the tools of state support for "green" economy and the effects of its implementation. Highlighted the negative phenomena and trends in the Russian economy, hindering the transition to the concept of "green" growth. Expediency and reflected the possibility of the agricultural sector on the principles of "green" economy.
The article is published with the support of a grant RHF № 15-22-03001 "Resource potential production of organic food in transboundary areas of the Big Altai".
Ключевые слова: «зеленая» экономика, устойчивое развитие, природный капитал, сельское хозяйство, инновации, экологически чистая продукция, государственная поддержка, продовольствие, экология

Keywords: "Green" economy, sustainable development, natural capital, agriculture, innovation, eco-friendly products, government support, food, environment


В ходе промышленного прогресса стремительно возрастает интенсивное использование возобновляемых и невозобновляемых ресурсов территориальных социально-экономических систем (ТСЭС).

Постепенно в обществе формируется идея о необходимости сохранения природно-ресурсного потенциала для рекреации и научных исследований, а также появляются концепции, которые базируются на экологической ответственности общества перед будущими поколениями. В 70-х годах ХХ в. составлен прогноз, отражающий мировые тенденции сокращения природных ресурсов планеты и нехватки продовольствия, поэтому все более пристальное внимание уделяется концепции устойчивого развития ТСЭС.

Под устойчивым развитием принято понимать развитие, удовлетворяющие потребности настоящего поколения и не ставящее под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности. Также устойчивое развитие можно представить как процесс взаимодействия трех компонентов: «социальной сферы – экологии – экономики», направленное на достижение устойчивого развития системы за счет синергетического эффекта. Экономический подход к устойчивому развитию подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов. Социальная составляющая направлена на сохранение социальной стабильности и культурного многообразия в глобальных масштабах. Задачей экологической составляющей является обеспечение нормального функционирования любой экологической системы [1]. Под экологической системой, согласно определению Ю. Одума, следует понимать объединение жизни и окружающей среды, которое характеризуется определенной стабильностью и обладает четко функционирующим внутренним круговоротом веществ [2]. В концепции устойчивого развития экологическая составляющая наряду с экономической призваны дать стоимостную оценку воздействия производства на окружающую среду и затрат, направленных на её защиту.

Переход развитых стран к шестому технологическому укладу наряду с качественным обновлением технологической базы, повышением эффективности производства и конкурентоспособности экономки призван обеспечить улучшение качества жизни и среды проживания. Реализующая этот переход экономическая политика «зеленого» роста официально принята Организацией экономического сотрудничества и развития в 2009 году в качестве стратегического направления развития всех стран-членов этой организации на долгосрочную (до2030 года) и более отдаленную (до 2050 года) перспективу [3].

Таким образом, переход социально-экономических систем на органический путь развития заключается в необходимости анализа предпосылок, условий и факторов, связанных с реализацией «зеленого» курса. Во многих странах наблюдается все больше признаков появления экономической модели, при которой рост благосостояния не связан с исчерпанием природных ресурсов, повышением экологических рисков и загрязнением окружающей среды. Формирование «зеленой» модели обусловлено превалирующей ролью научно-технического прогресса в экономическом развитии и поддержании экологической безопасности (основой экономического роста и существования человека). С каждым годом растет количество исследований, целью которых является изучение экономической природы инноваций не только в рамках производственной деятельности, но в области природопользования.

В международных документах все чаще используются термины «зеленая» промышленность, «зеленые» технологии, экологические инновации. Все эти термины употребляются в рамках общего направления – «зеленой» экономики и включают нововведения, объединенные общим признаком – их применение должно одновременно формировать положительный экономический и экологический эффекты. Эксперты ООН по охране окружающей среды предлагают понимать «зеленую» экономику как хозяйственную деятельность, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и обеднение природы [3].

Иными словами, к зеленой экономике относят те виды и результаты хозяйственной деятельности, которые наряду с модернизацией и повышением эффективности производства способствуют улучшению качества жизни и среды проживания [4].

Концепция «зеленой» экономики основана на следующих принципах.

  1. Принцип устойчивого развития учитывает экологию, социальную сферу, экономику и направлен на достижение наилучших результатов в каждой области.
  2. Принцип справедливости означает равенство между странами и внутри стран.
  3. Принцип уважения достоинства подразумевает ликвидацию бедности, создание новых рабочих мест, улучшение показателей развития человеческого потенциала, диверсификацию экономики.
  4. Принцип предосторожности означает признание экологических границ, оценку потенциального воздействия новых и непроверенных технологий до их применения.
  5. Принцип участия предполагает прозрачность и открытость деятельности всех заинтересованных сторон, рост осведомленности общества, развитие образования.
  6. Принцип управления означает развитие международного сотрудничества и международную ответственность за ущерб, наличие международных стандартов в области прав человека и природоохранных соглашений.
  7. Принцип устойчивости предполагает развитие системы социальной защиты и охраны окружающей среды, местных знаний и развитие разнообразия систем знаний.
  8. Принцип эффективности предполагает приоритетность использования возобновляемых ресурсов, развитие экономических и экологических инноваций, эффективность использования ресурсов, предоставление доступа к интеллектуальной собственности.
  9. Принцип преемственности означает принятие решений на долгосрочную перспективу и поддержку реального сектора экономики.

Ключевыми понятиями «зеленой» экономики являются природный капитал и обеспечиваемые им экосистемные услуги. Природный капитал представляет экономическую категорию, обозначающую минеральные, растительные и животные составляющие биосферы, рассматриваемые как средства производства кислорода, фильтрации воды, защиты от эрозии почвы и других составляющих экосистемы.

Выделяют четыре функции природного капитала:

1) ресурсная – обеспечение природными ресурсами производства товаров и услуг;

2) экологическая (экосистемные услуги) – обеспечение природой различного рода регулирующих функций: ассимиляция загрязнений и отходов, регулирование климата и водного режима и т.д.;

3) «духовная» – эстетические, моральные, культурные и исторические аспекты природы;

4) оздоравливающая – обеспечение здоровья человека [5].

Для формирования «зеленой» экономики важным является достижение эффекта «декаплинга» (от англ. decoupling – разъединение, отделение). «Декаплинг» является стратегической основой движения к экологически устойчивой экономике. Его сущность заключается в удовлетворении растущих потребностей при минимизации обеднения природного капитала [6].

Таким образом, среди объективных причины перехода к «зеленой» экономике следует выделить то, что классическая экономика не может полностью решить следующие эколого-экономические проблемы:

– отсутствие цены на большинство природных благ (ресурсов и услуг);

– недооценка экологических ущербов (некомпенсируемые воздействия);

– диффузия выгод (классическая экономика не может учесть в своих механизмах, эколого-экономические выгоды от экосистем, которые распыляются на большие территории, при этом большая часть этих выгод проявляется и далеко от породившего их объекта);

– неадекватное отражение фактора времени (эффект от природных ресурсов и последствия от ущербов окружающей среде необходимо просчитывать на длительное время).

В истории стран существует множество примеров расхождения благих экономических намерений и их негативных экологических последствий, перечеркнувших экономические результаты. Например, в США эрозия почвы привела к гибели десятков миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий, загрязнение Великих озер потребовало десятков миллиардов долларов на их очистку. В СССР социально-экономические программы – орошение Аральского региона и освоение целинных и залежных земель Сибири и Казахстана привели к огромным эколого-социально-экономическим ущербам.

Согласно подготовленному экспертами ООН докладу «Переход к «зеленой» экономике: выгоды, вызовы и риски с точки зрения устойчивого развития» условиями перехода к «зеленой» экономике являются:

1) создание эффективных нормативно-правовых основ перехода;

2) создание научно-технического потенциала для перевода экономики на природосберегающую основу;

3) политика государственных закупок, поощряющая производство экологичной продукции и использование технологий, соответствующих принципам устойчивого развития;

4) приоритетность государственных инвестиций и расходов в областях, стимулирующих превращение секторов экономики в «зеленые», государственная поддержка исследований и разработок, связанных с созданием экологически чистых технологий;

5) укрепление международного сотрудничества и руководства;

6) инвестирование в повышение компетентности, обучение и образование;

7) ограничение расходов в областях, истощающих природный капитал;

8) применение налогов и рыночных инструментов для изменения предпочтений потребителей и стимулирования «зеленых» инвестиций и инноваций (сертификация и маркировка продукции) [7].

Среди условий перехода к «зеленой» экономике существенную роль играет международное сотрудничество. Многосторонние экологические соглашения, создающие юридические и институциональные основы для решения глобальных экологических проблем могут сыграть значительную роль в экологизации экономической деятельности.

Наряду с международным сотрудничеством ключевую роль при переходе к «зеленой» экономике играет государство, применяя экономические инструменты и создавая соответствующую экономическую среду на макроуровне. При этом можно использовать государственное прямое и косвенное регулирование.

К общеизвестным инструментам государственной политики относятся следующие:

1) реализация федеральных, региональных или отраслевых эколого-экономических программ;

2) экологические налоги, платежи и штрафы за загрязнение окружающей среды;

3) финансирование природоохранных мероприятий;

4) принятие природоохранных стандартов и нормативов;

5) создание условий для внедрения экологического менеджмента.

Помимо традиционных инструментов государственной политики работы российских исследователей содержат следующие рекомендации, касающихся перехода к «зеленой» экономике. Кужелевым Е.Д. предложено финансирование «зеленых» инноваций, создание инвестиционных фондов, создание специализированных «зеленых» банков, юридической инфраструктуры [8].

Применение перечисленных инструментов предполагает не отказ от классической экономики, а продуманный и поэтапный переход к «зеленой» с учетом природно-географической, социально-экономической, производственно-технологической специфики регионов и государств. Вместе с тем, не существует универсальных мер государственной экономической политики для обеспечения перехода к «зеленой» экономике. Они должны быть увязаны с характеристиками и природным наследием каждой страны, уровнем ее развития, эффективностью деятельности организаций, расположенных на ее территории.

Результатом государственной поддержки должны стать преимущества «зеленой» экономики, которые заключаются в следующем:

1) «зеленая» экономика развивается гораздо более высокими темпами, чем классическая экономика в долгосрочной перспективе, при этом сохраняя и приумножая природный капитал;

2) устойчивое развитие с помощью эффективного использования энергетических, водных, продовольственных и сырьевых ресурсов;

3) создание новых рабочих мест в среднесрочном и долгосрочном периодах;

4) предоставление новых возможностей для развития инноваций, увеличение производительности труда, рост конкурентоспособности и сокращение зависимости от финансовой нестабильности;

5) cбережение экосистемы и сокращение загрязнений окружающей среды.

В России понятие «зеленая» экономика не используется в официальных документах. Тем не менее, намеченные цели национальной экономики на средне- и долгосрочную перспективу во многом перекликаются с целями «зеленой» экономики. Эта взаимосвязь отражается в общей политике использования правовых и налоговых инструментах с целью сохранения ресурсов и охраны окружающей среды. Основная задача национальной экономики в долгосрочной перспективе – уход от экспортно-сырьевой модели экономики. Социальные и эколого-экономические цели «зеленой» экономики отражены в Долгосрочной концепции социально-экономического развития страны до 2020 года. Также приоритеты развития секторов «зеленой» экономики нашли свое отражение в долгосрочных стратегиях и программах: энергетической стратегии до 2030 г.; водной стратегии РФ до 2020 г.; Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, Государственной программе по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 и на период до 2020 года» и других.

Экспортно-сырьевая направленность экономики и рост удельного веса отраслей с негативным экологическим воздействием ведут к загрязнению окружающей среды, ухудшению здоровья человека, ограничению возможности развития человеческого капитала. Формирование тенденций неустойчивого развития России во многом связано с недоучетом экологического фактора.

При этом для российской экономики характерны следующие особенности:

– истощение природного капитала как фактора экономического роста;

– сокращение величин макроэкономических показателей, в которых учитывается экологический фактор (индекс развития человеческого потенциала);

– недооценка экономической ценности природных ресурсов и услуг;

– структурные сдвиги в экономике, повышающие удельный вес природоэксплуатирующих отраслей;

– рост экологических рисков в связи с высоким физическим износом оборудования;

– высокий уровень показателей природоемкости;

– природноресурсный характер экспорта;

– экологически несбалансированная инвестиционная политика, ведущая к росту диспропорций между природоэксплуатирующими и перерабатывающими отраслями экономики;

– воздействие загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

Переход к устойчивому развитию должен сопровождаться следующими тенденциями:

– в государственные стратегии и программы включаются направления, посвященные «зеленой» экономике и сформулированные в документах ООН;

– приоритет в развитии получают наукоемкие, высокотехнологичные, обрабатывающие и инфраструктурные отрасли с минимальным воздействием на окружающую среду;

– уменьшается удельный вес сырьевого сектора в экономике;

– существенное значение приобретают экологические условия жизни населения и их обеспечение;

– повышается эффективность использования природных ресурсов и их экономия, что отражается в резком снижении затрат природных ресурсов и объемов загрязнений на единицу конечного результата (снижение индикаторов природоемкости);

– снижается загрязнение окружающей среды [9].

Таким образом, для перехода к устойчивому развитию необходимо компенсировать истощение природного капитала за счет роста инвестиций в человеческий капитал. Целесообразно увеличение инвестиций в науку, образование и здравоохранение. По оценкам Всемирного Банка доля природного капитала в структуре национального богатства России составляет около 70%, в то время как на человеческий капитал приходится 20% и на физический (искусственно созданный) – 10% богатства. В развитых странах Организации экономического сотрудничества и развития на природный капитал приходится всего около 5%, на человеческий и физический – соответственно 85% и 10% [5].

Огромный природно-ресурсный потенциал России имеет глобальное значение. Недра страны содержат значительную долю мировых запасов и практически все виды полезных ископаемых. Запасы пресной воды, лесных ресурсов, нетронутые хозяйственной деятельностью экосистемы, природное биоразнообразие составляют значительную часть природного капитала. Учитывая природно-ресурсный потенциал России развитие аграрного сектора более чем перспективно на основе принципов «зеленой» экономики. Это обусловлено земельными и трудовыми ресурсами, определяющими потенциал отраслей АПК.

Важной компонентой природного капитала России являются земельные ресурсы. Самая ценная часть земельного потенциала – сельскохозяйственные угодья, которые занимают 220 млн га и на их долю приходится 13% общей площади страны. Также аграрный сектор обеспечен трудовыми ресурсами. Численность занятых в сельском хозяйстве России почти втрое превышают аналогичный показатель США . Однако их востребованность в отечественном сельском хозяйстве невысока. Уровень безработицы сельской местности почти вдвое выше, чем в среднем по экономике РФ [10].

Еще один резерв роста аграрного сектора – внедрение современных технологий. На современном этапе износ парка сельхозтехники и игнорирование технологий производства приводят к низкой урожайности основных сельхозкультур и производительность труда в отраслях. При этом потенциал роста с точки зрения использования новых технологий ограничен объемом инвестиций. Влияние современных технологий на развитие аграрного сектора отражается в Республике Беларусь, где за счет применения новых технологий за 10 лет страна увеличила среднюю урожайность зерновых на 74% – с 19 до 33 центнеров с гектара. [10].

Еще одним фактором для аграрного сектора является наличие рынков сбыта продукции. Потенциал роста внутреннего спроса обусловлен импортозамещением, ростом потребления на душу населения, повышением качества продукции, ростом спроса на продукцию растениеводства со стороны животноводства. Развитие внешнего рынка обусловлено географическим положением и общемировыми тенденциями. В частности, по данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН к 2050 году: численность населения Земли увеличится до 8,1-9,3 млрд. человек, что приведет к увеличению экспорта продуктов питания; произойдет рост благосостояния населения и увеличение продолжительности жизни (в среднем до 76 лет против 69 лет в 2011 году); увеличится численность голодающих.

Помимо обозначенных факторов целесообразность органически ориентированного развития аграрного сектора заключается в достижении высоких показателей, характеризующих здоровье нации (рост средней продолжительности жизни, снижение уровня заболеваемости населения и т. д.). В свою очередь, здоровая нация не требует затрат государства на выплату различных социальных пособий, вместе с тем снижаются затраты на содержание лечебно-профилактических учреждений. С другой стороны, здоровый человек обладает большей деловой активностью, а значит – растет интенсивность и производительность труда.

Существующие возможности способствуют достижению главной цели развития аграрного сектора экономики России – устойчивое воспроизводство продовольствия (для обеспечения продовольственной безопасности страны), сырья (для промышленного сектора экономики) и занятости (в сфере АПК) на природной, материально-технической и кадровой основе. При этом развитие аграрного сектора и само существование человека (ресурсы, поддержание среды производства и проживания, формирование почвенного покрова, опыление растений и пищевые циклы), обеспечение жизнедеятельности (вода, продукты питания, природные волокна, генетические ресурсы) и регулирование условий жизнедеятельности невозможно без значительного объема природного капитала [11].

Поэтому актуальным для агропродовольственного сектора страны представляется переход на стратегию «зеленого» роста, предполагающую устойчивое ведение сельского хозяйства, модернизацию промышленно-технологических комплексов, что в конечном итоге позволит увеличить объемы производства экологически чистого продовольствия при минимальном использовании природного капитала, включая земельные и водные ресурсы, а также адаптацию к изменениям климата.

Переход к «зеленой» экономике должен сопровождаться инвестированием в улучшение использования уже эксплуатируемых природных ресурсов и охрану окружающей среды на основе инноваций, нацеленных на удовлетворение растущих потребностей. При этом успех такого перехода определяет информированность и заинтересованность всех секторов, включая власть, бизнес и населения. Также необходимо учитывать огромные возможности страны в плане экосистемных услуг (выгоды, которые человек получает от экосистем), а также определить приоритетность развития зеленой экономики в различных секторах. С учетом обозначенных условий перехода к «зеленой» экономике, а также наличия факторов развития (земля, трудовые ресурсы, рынки сбыта сельскохозяйственной продукции) аграрный сектор России обладает всеми предпосылками для того, чтобы стать локомотивом национальной экономики. С экологической точки зрения аграрный сектор поддерживает состояние экологических систем и людей, опирается на экологические процессы, биоразнообразие и циклы, адаптированные к местным условиям. Переход аграрного сектора на органический путь развития должен сочетать традиции, инновации и науку для повышения производительности труда, сохранения окружающей среды и повышения качества жизни.

Следовательно, основой сельского хозяйства, ориентированного на производство экологически чистой продукции, является аграрная наука, в частности селекционные достижения, изобретения, касающиеся возделывания сельскохозяйственных культур, содержания животных, технологии переработки продукции и т.д. Создание и внедрение селекционных достижений и изобретений требует небольших затрат и позволяет достичь эффекта в виде прибавки продукции, снижения её себестоимости и роста прибыли.

В свою очередь «озеленение» аграрного сектора предоставит возможности: устойчивого развития сельских территорий; повышения качества жизни сельского населения; модернизации технологической базы селекции и семеноводства; стимулирования инновационного развития АПК; повышения конкурентоспособности продукции сельского хозяйства путем экологизации; сертификации методов ведения и продукции сельского хозяйства, соответствующей международным требованиям; создания новых рынков экологически чистой продукции; экспорта органических продуктов питания; повышения уровня рентабельности в сельском хозяйстве; предоставления агротуристических услуг.

Библиографический список

1. Мерзлов А.В., Садыков М.Р., Овчинцева Л.А. Устойчивое развитие сельских территорий: подходы к разработке региональных и муниципальных программ // Серия обучающих пособий «RUDECO Переподготовка кадров в сфере развития сельских территорий и экологии» – М. – 2012. – 86 c.
2. Одум, Ю. Экология / Ю. Одум. – М.: Мир, 1986. Т. 1. –328 с.; Т. 2. – 376 с.
3. United Nations Environmental Programme: Green Economy [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unep.org/ (дата обращения 29.12.2015 г.).
4. Порфирьев Б.Н. «Зеленая» экономика: реалии, перспективы и пределы роста /Раздел 15 в коллективной монографии: Модернизация и экономическая безопасность России/ – М.; СПб.: Нестор-История, 2013, с.406-436.
5. Бобылев С.Н., Захаров В.М. «Зеленая» экономика и модернизация. Эколого-экономические основы устойчивого развития // Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». – 2012. – № 60.
6. Decoupling natural resource use and environmental impacts from economic growth. UNEP [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unep.org/ (дата обращения 29.12.2015 г.).
7. Доклад Подготовительного комитета Конференции ООН по устойчивому развитию. Первая сессия (17–19 мая 2010 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.unepcom.ru/ (дата обращения 29.12.2015 г.).
8. Кужелев Е.Д. Зеленая экономика как фактор устойчивого развития экологической безопасности в современном мире // Национальная безопасность и стратегическое планирование. – 2014. – № 2 (6). – С. 103–106.
9. Устойчивое развитие в России / под ред. С. Бобылева, Р. Перелета. Берлин: Русско-немецкое бюро экологической информации, 2013. – 224 с.
10. Дорожная карта развития сельского хозяйства России до 2020 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://partyadela.ru/our-position/dorognaya-karta/ (дата обращения 29.12.2015 г.).
11. Аганбегян А. Г., Порфирьев Б. Н. Замещение импорта продовольствия и развитие «зеленой» агроэкономики как стратегические ответы на антироссийские секторальные санкции // Материалы Международной научной конференции «Аграрный сектор России в условиях международных санкций: вызовы и ответы». – М.: Изд-во РГАУ-МСХА, 2015. – с. 26-56.