Основная цель стабильного развития сельскохозяйственного производства связана с обеспечением продовольственной безопасности страны. Продовольственная безопасность достигается, когда все жители страны всегда обеспечены продовольствием необходимого количества и качества для полноценной жизни. Доля импорта продовольственных товаров в 30–35 % является критической чертой потери продовольственной безопасности. А в России доля импортных продуктов в общем объеме формирования товарных ресурсов продовольствия уже составляет 33 % [2]. Перед сельхозтоваропроизводителями в условиях членства в ВТО стоит важная задача – в ближайшее время за счет собственного производства обеспечить возрастающие потребности РФ в высококачественной сельхозпродукции [4]. Основными направлениями экономического развития страны предусмотрено надежное обеспечение страны продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем, увеличение среднегодового объема валовой продукции на 15-17 %, в основном за счет интенсивных факторов развития, внедрения новейших достижений науки, техники и передовой практики, эффективного использования созданного потенциала. Ведущая роль в структуре растениеводства принадлежит зерновому хозяйству, которое имеет для нашей страны важное стратегическое значение. В связи с этим зерновые культуры занимают ↳Читать далее
Все статьи журнала
Выведение нового товара на рынок в условиях импортозамещения
Рост импорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции после вступления России в ВТО привел к вытеснению с внутреннего рынка аналогичной продукции отечественных предприятий. Это негативно влияет на доходы внутренних сельхозтоваропроизводителей [6,7]. В современных условиях компаниям предоставляются различные маркетинговые стратегии для увеличения размеров прибыли. Предложение и разработка нового товара всегда связано с большим риском. Поэтому чаше всего производители связывают разработку нового товара с усовершенствованием или модификацией существующих товаров. Во избежание каких-либо неожиданных последствий необходимо точно выяснить, что именно захочет приобрести покупатель завтра [3]. Для предприятия ЗАО «Птицевод» Ртищевского района Саратовской области разработка и введение нового товара на рынок могут быть обусловлены следующими факторами: стремлением оградить предприятие от процесса устаревания существующих товаров; стремлением расширить производство наиболее ускоренными темпами, чем это возможно при производстве существующего ассортимента товара; стремлением обеспечить постепенное увеличение общей рентабельности предприятия; стремлением поддержать статус предприятия. На каждой птицефабрике неизбежен процесс сбоя яиц. Это, конечно, уменьшает возможности производства большего количества продукции, но полностью ↳Читать далее
Импортозамещение как стимул повышения конкурентоспособности подсолнечного масла
После вступления России в ВТО, снизились таможенные пошлины, и отечественный рынок продовольствия стали наполнять дешевые импортные товары. По условиям ВТО цены на энергоресурсы и транспортные тарифы приравнены к мировым, что отрицательно сказывается на себестоимости производства, ведет к значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций, к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности [4,6]. Импортные продукты в большинстве своем стоят дешевле отечественных, потому что их производство и экспорт щедро субсидируются государством, производятся они с помощью новейшей техники и технологий, ставки по кредитам составляют 1-2%. В такой ситуации особую важность приобретают вопросы обеспечения собственной продовольственной безопасности [2]. Решение задачи импортозамещения станет возможным при достижении высокой конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, а для этого потребуется сельхозтоваропроизводителям организовать современное высокотехнологичное производство на основе применения инновационных технологичных производств. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность продукции – это основной фактор коммерческого успеха организации. Конкурентоспособный товар имеет какие-либо конкурентные преимущества, которые делятся на два вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. ↳Читать далее
Повышение эффективности деятельности сельхозпредприятий на основе интеграционных отношений
Проблема повышения эффективности агропромышленного производства приобрела в настоящее время особую актуальность. Экономические преобразования, осуществляемые в агропромышленном комплексе РФ, вступление в ВТО, социально-экономические последствия присоединения России к ВТО для сельского хозяйства привели к необходимости применения новых подходов к ведению бизнеса [5]. Условия ВТО требуют постановки задач для развития пищевой промышленности, которая охватывает отрасли, производящие продукты первой необходимости и является центральным звеном в обеспечении продовольственной безопасности [3]. За годы реформ выработка пищевой продукции сократилась на сельхозпредприятиях всех форм хозяйствования, особенно в малых формах. Возникновение агропромышленных холдингов — современное явление в российском АПК. В большинстве своем это экономически эффективные компании, они хорошо ориентируются на рынке, надежны и кредитоспособны. Вертикально интегрированная система холдингов позволяет им оптимизировать многие процессы. Мировой и российский опыт позволяют сделать вывод о том, что одной из наиболее реальных форм обеспечения сбалансированного развития продуктовых подкомплексов является агропромышленная интеграция, позволяющая получить значительный синергетический эффект за счет оптимального использования ресурсов всех участников интеграционных ↳Читать далее
Сравнительный анализ и маркетинговые тренды потребительского рынка в условиях экономического кризиса (на примере Тамбовского и Липецкого региона)
Введение Актуальность исследования заключается в том, что многие экономические процессы, в том числе производство и реализация потребительских товаров, далеко не всегда находятся в рамках жесткого государственного контроля или регулирования. Результаты экономических преобразований и отказ от системы государственного регулирования привели к значительному расширению сферы потребительского рынка. В результате серьезных структурных изменений, произошедших в этой сфере, а также отсутствия стабильности на фоне продолжающихся экономических преобразований, отсутствие у государственных органов рычагов прямого воздействия на ситуацию на рынке товаров потребительского назначения обуславливает необходимость качественной и максимально полной информации о процессах, происходящих на потребительском рынке. Исследованию проблем, связанных с территориальным развитием, посвящали свои научные труды экономисты всего мира. В России важность развития регионов определена в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». [1]. Региональное развитие является одним из важнейших факторов, взаимосвязанных с тенденциями развития страны и относящихся ↳Читать далее
Влияние санкций на рынок срезанных цветов России.
В настоящее время рынок срезанных цветов переживает не лучшие свои времена. Связно это с объявлением 27 июля 2015 года о полной приостановке фитосанитарной сертификации [1] голландских срезных цветов для поставки в Россию. По словам Россельхознадзора [2], в партиях цветов из Голландии нашли вредные карантинные организмы – цветочный трипс. Это мелкое насекомое, которое живет на цветках и листьях, питается их клеточным соком и представляет опасность не только для срезанных растений, но и для сельскохозяйственных культур. За последние 3 месяца при проведении карантинного фитосанитарного контроля срезанных цветов, поступивших в Россию из стран Евросоюза, выявлено 324 партии, зараженные карантинными для России объектами — западным цветочным трипсом, белой ржавчиной хризантем, табачной белокрылкой и американским клеверным минером. В срезанных цветах, произведенных на территории Нидерландов, эти объекты отмечены в 183 случаях [3]. 31 июля 2015 года на сайте Россельхознадзора появилась новость о том, что даже после запрета на ввоз срезанных растений из Нидерландов, в Россию продолжали ↳Читать далее
Маркетинговая стратегия транснациональной компании (ТНК) продовольственного сегмента и проблемы безопасности (на примере компании Pepsico)
Введение. Существуют следующие глобальные маркетинговые стратегии: — стратегия интернационализации предусматривает освоение новых рынков; — стратегия диверсификации – освоение производства новых товаров; — стратегия сегментации – производство широкой гаммы товаров для разных групп потребителей; — стратегия глобализации – стандартизация продукции на основе определения общих характеристик рынков, которые не зависят от особенности стран; — стратегия кооперации – взаимовыгодное сотрудничество с другими фирмами (создание закупочных, исследовательских, рекламных обществ, совместных марок) [1]. Виды конкурентных стратегий: 1. Стратегия лидера рынка. 2. Стратегия Челенджера. 3. Стратегия последователя. 4. Маркетинговая стратегия нишера. Стратегия лидера – реализует лидер рынка – фирма, занимающая самую большую долю (Coca-Cola, Procter&Gamble), может использовать следующие инструменты: расширять емкость рынка путем увеличения объема потребления товаров; защищать рыночную позицию путем усовершенствования технологии и использования товарных инноваций; увеличивать рыночную долю путем наступления на доли конкурентов, улучшение качества продукции, активизации рекламных и PR компаний [2]. Стратегия «Челенджера» — это фирмы, цель которых увеличить долю рынка и занять ↳Читать далее
Оценка инвестиционной привлекательности сельских территорий с помощью многомерного рейтингового анализа*
*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области в рамках научного проекта 14-46-00018 «р_урал_а Одной из важнейших стратегических задач России является обеспечение устойчивого развития сельских территорий. Все целевые ориентиры федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (экономический рост, создание комфортных условий жизнедеятельности и благоприятных инфраструктурных условий, организация высокотехнологичных рабочих мест на селе и др.) так или иначе связаны с необходимостью активизации инвестиционной деятельности [3]. Для потенциального инвестора очень важна информация об уровне инвестиционной привлекательности территории. В связи с этим научные разработки в этом направлении приобретают особую значимость и актуальность. С методической точки зрения инвестиционная привлекательность аграрного сектора носит многоуровневый характер. Для потенциального инвестора могут быть интересны следующие уровни: инвестиционная привлекательность сельской территории в рамках региона (когда регион имеет значительную территориальную протяженность, включает в себя районы с различными природно-климатическим и ресурсным потенциалом, разной специализацией и ↳Читать далее
Перспективы роста показателей платежеспособности и финансовой устойчивости сельскохозяйственного предприятия
ОАО «Дельта-Агро» является одним из эффективно развивающихся предприятий Волгоградской области. Компания существует более десяти лет на рынке, и вошла в список 300 лучших сельскохозяйственных организаций Российской Федерации. Основным видом деятельности общества является производство сельскохозяйственной продукции. Основные виды продукции — зерновые культуры и подсолнечник, предназначены для удовлетворения потребностей населения в пищевых продуктах (крупяные изделия, мука, подсолнечное масло) и кормах (шрот, зерноотходы, солома). Предприятие является прибыльным, рентабельным, финансово-устойчивым. В качестве перспектив развития ОАО «Дельта-Агро» считаем необходимым поставить следующие две основные задачи. Первая — управление затратами. Так как в сельском хозяйстве нельзя произвести уникальный продукт, выход один — стать лидерами по затратам на единицу продукции. Вторая — высокая стоимость компании. Она формируется из стоимости активов и эффективности бизнеса. Цель ОАО «Дельта-Агро» — стать дорогой компанией благодаря высокой эффективности бизнеса. Для решения этих задач ОАО «Дельта-Агро» необходимо применять такой подход: использовать на имеющихся землях наиболее современные агротехнологии — ресурсосберегающие и широкозахватные, а также решать ↳Читать далее
Проблемы модернизации и инновационного развития агропромышленного комплекса Казахстана
Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей Казахстана. Уровень развития аграрного сектора всегда выступал и продолжает выступать определяющим фактором экономической и общественно-политической стабильности казахстанского общества. Являясь одним из приоритетных направлений развития экономики республики, сельское хозяйство распологает огромным потенциалом и большими резервами. Разнообразные климатические условия Казахстана позволяет выращивать почти все культуры умеренного теплового пояса и развивать животноводство. Аграрный сектор Казахстана имеет следующие характеристики: общая площадь земель сельскохозяйственного назначения — 222,6 млн.га, из них под пашней находится 24 млн.га (10,8%), сенокосами 5 млн.га (2,2%), пастбищами 189 млн.га (85%); численность сельского населения – 7,3 млн.человек, или 47,2% от общей численности населения страны; резко выражена горизонтальная и вертикальная зональность почвенного и растительного покрова. В лесостепной и степной зонах находится 10% всех земель, в полупустынной и пустынной – 60% в горных областях – около 5%. все земледельческие зоны страны характеризуются низким количеством годовых осадков – 150-320мм.; отсутствие выхода к морю, ↳Читать далее