Повышение эффективности управления денежными потоками

Тагирова Ольга Алексеевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы»
ФГБОУ ВО Пензенская ГСХА
e-mail: tagirowa2008@mail.ru

УДК 336.02
Эффективное управление денежными потоками — приоритетная задача руководителя каждой организации. Важно не только своевременно рассчитываться по долгам, но и грамотно распоряжаться имеющимися свободными денежными средствами. Грамотное управление денежными потоками предполагает создание центров финансовой ответственности (ЦФО), за доходы и расходы которого несет ответственность его руководитель (исключение составляют неконтролируемые центром расходы). Очевидна зависимость бюджета денежных средств от бюджета доходов и расходов. Исходя из организационной структуры ОАО «Областной тепличный комплекс» в качестве центров финансовой ответственности можно выделить следующие: Агрономическая служба. Ответственным лицом по составлению бюджета на год будет главный агроном. В его обязанности входит предоставлять план по объему произведенной продукции (розы), необходимом количестве удобрений и средств защиты растений, сырью и материалам по цветоводству. Транспортная служба. Ответственным лицом по составлению бюджета на год будет заведующий автомобильным парком. В его обязанности входит предоставлять план по необходимым расходам на горюче-смазочный материал, запчасти на ремонт машин, расходы связанные с ежегодным прохождением технического обслуживания машин и др. Отдел ↳Читать далее

Анализ маркетинговых стратегических задач и прогноза развития импортозамещения и экономики региона агропромышленной направленности

Тётушкин Владимир Александрович
кандидат технических наук, доцент, кафедра экономического анализа и качества,
Тамбовский государственный технический университет
E-mail: volodtetus@yandex.ru
УДК 332.1
Введение Большинство концепций, определяющих маркетинг и агромаркетинг и притязающих на системный подход, тем не менее, сформулированы в формате сбытовой концепции маркетинга, в котором доминируют организационные аспекты формирования служб маркетинга на различных административных уровнях и в отдельном предприятии, имманентные централизованному управлению экономикой. [1]. Вместе с тем, несмотря на этимологическую основу — market, понятие «рынок» как экономическая категория (а не физическое место встречи товара и покупателя) в определениях цели маркетинга в зарубежных и отечественных разработках практически не встречается. Игнорирование условий окружающей среды — рынка в онтологических и гносеологических моделях маркетинга значительно снижает эффективность и моделей, и бизнеса в целом с точки зрения достижения его целей. При этом в большинстве исследований проблем маркетинга он рассматривается прежде всего как подсистема отдельного предприятия, а не отдельной отрасли общественного производства. [2]. Следовательно, с позиций маркетинга отдельного предприятия все внешние факторы практически рассматриваются как неуправляемые и составляющими «невидимую руку рынка». Такой подход к исследованию проблем маркетинга, по-видимому, ↳Читать далее

Управление товарной политикой предприятий с учетом современных требований конкурентного рынка

Нечаева М.Л.
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет
УДК 338.439.4
Введение Научно обоснованное управление продукцией мясоперерабатывающих предприятий, элементами которой является управление качеством и ассортиментом, с учетом современных требований функционирования и развития агропродовольственного рынка – залог стабильной деятельности любого перерабатывающего предприятия. Для совершенствования системы управления товарной политикой предприятия сферы АПК с учетом требований отраслевой специфики и требований социально ответственного бизнеса необходимо использовать данные, полученные в ходе исследований потребителей мясной продукции. Объекты и методы исследования Объектом исследования являются мясоперерабатывающие предприятия в системе функционирования агропродовольственных рынков. При разработке технологии управления товарной политики были использованы теоретико-эмпирические методы исследования. Технология управления товарной политикой представляет собой последовательность операций и процедур, которая включает в себя применение различных методов для принятия управленческих решений. Под технологией управления товарной политикой будем понимать приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления, который характеризуется строгой последовательностью отдельных управленческих фаз (этапов: анализ текущей рыночной ситуации, анализ основных направлений развития социально-ответственного бизнеса, прогнозирование доли рынка и др.), вытекающих друг из друга и сменяющихся в соответствии с ↳Читать далее

Четыре разных способа начисления амортизции основных средств: чем они отличаются и какой из них выгоднее

Провидонова Наталья Владимировна
магистрант 1 курса кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Саратовский ГАУ г.Саратов

УДК 657
Амортизация – это износ основных средств в результате их применения в процессе производства и хозяйственного использования, исчисленный в денежном выражении. Ежемесячно амортизацию начисляют проводкой по кредиту счета 02 «Амортизация ОС» и дебету счетов учета затрат – счет 20 «Основное производство», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы», счет 44 «Расходы на продажу» и другие. Считается, что самый распространенный способ амортизации – это линейный. В бухгалтерском учете существует на выбор еще 3 способа: способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Чем они отличаются? Какой способ амортизации использовать выгоднее? Ответить на эти вопросы можно, решив задачу разными способами. Задача: ООО «Весна» приобрела металлообрабатывающий станок. В декабре он  был принят к учету в  качестве основного средства. Первоначальная стоимость – 1 100 000 руб. Металлообрабатывающий станок относится к 3-й амортизационной группе. Ресурс станка позволяет изготовить 120 000 изделий. В январе следующего года с использованием ↳Читать далее

Проблемы продовольственного самообеспечения Волгоградской области: состояние и перспективы

Попова С.А., к.э.н., доцент
Чуенкова А.С., ассистент

ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный аграрный университет»
г. Волгоград, Россия

УДК 2964
Устойчивое развитие региона невозможно без обеспечения его продовольственной безопасности, а следовательно и продовольственной самообеспеченности. Данная проблема приобретает особую актуальность в связи с вступлением в России в ВТО и объявленными санкциями со стороны ряда зарубежных стран в отношении проводимой внутренней и внешней политики нашей страны. Продовольственное самообеспечение можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны это-удовлетворение потребностей жителей региона в продовольствии за счет регионального производства. С другой стороны —  это удовлетворение социальных и экономических потребностей населения региона в продовольственных товарах и сельскохозяйственном сырье за счет собственного производства, а также расширения межрегиональных связей, углубления кооперации и агропромышленной интеграции, участия в межрегиональном разделение труда [2]. Особая значимость вопроса продовольственного самообеспечения определяется тем, что Волгоградская область в силу своего положения была и остается агроиндустриальным регионом с мощным потенциалом в сфере сельскохозяйственного производства и переработки продукции. Тенденции развития аграрного сектора Волгоградской области за 2009-2013гг. носят положительный характер. Стоимость продукции сельского хозяйства в 2013 году ↳Читать далее

Внедрение современных систем бюджетирования на предприятиях АПК

Стрыгина В.В.
Институт менеджмента, маркетинга и финансов
УДК 336.14
Рыночные преобразования, происходящие в последние десятилетия в отечественной экономике, априорно потребовали поиска и обоснования адаптивных инструментов повышения эффективности хозяйствующих субъектов. Особенно остро эта необходимость встала перед сельскохозяйственными и перерабатывающими сферами АПК, играющими значительную роль в развитии реального сектора экономики, управление которыми традиционно характеризуется невысокой эффективностью. Совершенствование управления такими субъектами в условиях нестабильности внешней среды можно достичь посредством внедрения современных адаптивных технологий управления производством. Одним из таких инструментов, в частности, может стать система бюджетирования, обеспечивающая решение не только локальных, но и стратегических задач посредством синхронизации оперативных и стратегических уровней управления [8]. Бюджетирование представляет собой важный фактор коммерческого успеха, поскольку позволяет менеджерам функциональных подразделений лучшим образом понять и реализовать поставленные перед ними задачи, оценить возможности их достижения в установленные сроки, своевременно внести необходимые коррективы, обеспечить программу производства нужными ресурсами. Бюджетирование занимает уникальное место в системе управления предприятием: позиционно оно находится между стратегией и оперативным управлением. Место бюджетирования определяет его основную роль – ↳Читать далее

Антикризисное управление предприятиями АПК на основе интеграции с научно-образовательной сферой

Мамедов Ф.М.
Воронежский экономико-правовой институт
УДК 631.135
Одной из важнейших проблем отраслей АПК является неустойчивость развития, которая во многих случаях сопровож­дается неплатёжеспособностью предприятий. Многие предприятия становятся банкротами из-за неспособности адаптироваться к факторам неустойчивости бизнеса. Для повышения адаптивных способностей бизнеса возникает необходимость в интеграции бизнеса с научно-образовательной сферой. Основу обеспечения успешности интеграционных процессов в сфере бизнеса и науки в условиях инновационной экономики составляет управление инвестициями в НИОКР [1; 10]. Как свидетельствует статистика, зарубежные страны финансируют от трети до половины расходов на НИОКР, при этом половина этих средств осваивается в негосударственных структурах. Одновременно наблюдается рост данных расходов. В начале нового столетия в США расходы на науку и опытно-конструкторские разработки выросли более чем в 1,5 раза (с 83769 млн. долл. в 2000 г. до 132 193 млн. долл. в 2005 г.). Рост расходов на науку за это время характерен и для других стран — ФРГ, Японии, Фран­ции. Расходы на НИОКР в США 2,7% ВВП, ФРГ 2,5% ВВП, Японии 3,4% ВВП ↳Читать далее

Повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственной организации

Новоселова Светлана Анатольевна
ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ», г. Саратов, Россия
к.э.н., доцент,
кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
e-mail: yprychet@rambler.ru

УДК 336.66
В 2010 г. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120 была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, принято 5 постановлений Правительства Российской Федерации в области развития АПК, доведены до субъектов Российской Федерации приказы Минсельхоза России, регламентирующие порядок предоставления субсидий из федерального бюджета, а также заключены соглашения, предусматривающие размеры поддержки сельского хозяйства из федерального бюджета и обязательства субъектов Российской Федерации по выполнению мероприятий и результативных показателей Государственной программы. Несмотря на неблагоприятные природно-климатические условия, в рамках реализации целевых ведомственных программ продолжался процесс модернизации всех отраслей мясного животноводства. Особенно высокие темпы прироста продукции и импортозамещения были обеспечены в птицеводстве и свиноводстве. Этому способствовали ввод новых, реконструкция и модернизация существующих предприятий, внедрение ресурсосберегающих технологий. Инвестирование денежных средств в экономику Ртищевского муниципального района должно проводиться в направлении  решения ↳Читать далее

Анализ, состояние и перспективы агропромышленного комплекса региональной экономики (на примере Тамбовской области)

Тётушкин Владимир Александрович
Тамбовский государственный технический университет
E-mail: volodtetus@yandex.ru
УДК 332.1
Введение. В последнее пятилетие усилилось внимание к проблемам АПК со стороны органов власти федерального и регионального уровня. Однако, чтобы обеспечить перевод агропромышленного комплекса на модель устойчивого развития, предстоит решить ряд весьма серьезных проблем. Некоторые институциональные основы для этого уже созданы: приняты Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», Концепция устойчивого развития сельских территорий, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы. В 2010 году утверждена Доктрина продовольственной безопасности России. Но еще не сложилась комплексная, научно обоснованная система взглядов на перспективы функционирования агропромышленного комплекса. К сожалению, до сих пор остается дискуссионным вопрос обоснованности форм, методов и инструментов реализации эффективной аграрной политики, позволяющей обеспечивать модернизацию и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса по инновационной модели. Вместе с тем международный опыт и практика экономических реформ в России убеждают в том, что одним из важнейших условий обеспечения устойчивости функционирования агропромышленного комплекса является четкое определение целевых долгосрочных ориентиров ↳Читать далее

Мотивация персонала в системе обеспечения конкурентоспособности агропромышленного производства

Шарова Е.Б.
ЗАО «Тандер»
УДК 331.1
Обострение конкуренции на товарных рынках, вступление России в ВТО, санкционная политика западных стран обострили проблему обеспечения продовольственной безопасности страны и связанную с этим проблему обеспечения конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. В этой связи мотивирование сотрудников является одним из ключевых факторов развития менеджмента предприятий АПК, так как непосредственными исполнителями основных сельскохозяйственных работ является именно персонал предприятия. Мотивация в управлении — это комплексный подход к управлению персоналом, направленный на создание побудительных мотивов, целью которых является продуктивное выполнение сотрудником своих обязанностей. В общем виде мотивацию можно представить как совокупность стимулирующих факторов, направленных на повышение работоспособности и активности персонала в выполнении своих профессиональных обязанностей [2; 4] (рисунок 1). С точки зрения компании, система мотивации подразумевает постановку целей, соответствующих индивидуальным потребностям и желаниям и, таким образом, способствующих поведению, необходимому для достижения этих целей.   Рисунок 1. Факторы, способствующие мотивации персонала При этом целью мотивационных стратегий в бизнесе является выработка определенного подхода, направленного на создание и развитие ↳Читать далее