Исламские принципы ведения дел в сельском хозяйстве
Islamic principles of conduct in agriculture
Abstract: This research article, based on a study of the essence and purpose of Islamic agriculture, identifies the main principles and directions of its development, the contribution of Muslims to the development of agricultural technologies, the historical aspects of its development, land leasing, partnerships in livestock farming, and Islamic principles of rational land use. The authors attempt to develop specific proposals for the development of Islamic agriculture in the context of sustainable rural development. Based on the research results, the theoretical and methodological foundations of the current status and development prospects of Islamic agriculture are substantiated, and practical recommendations are offered.
Keywords: Islamic agriculture, Islam, principles, efficiency, concept, land, rent, resources, livestock, factor.
В исламской экономике в качестве элемента выступает концепция Исламских принципов ведения дел в сельском хозяйстве. К основным принципам и направлениям исламского сельского хозяйства относятся:
— Этические нормы: Исламское сельское хозяйство подчеркивает важность справедливости, милосердия и ответственности в отношениях с природой и другими живыми существами.
— Рациональное использование ресурсов: Особое внимание уделяется экономному и эффективному использованию водных ресурсов, в том числе за счет сбора дождевой воды и повторного использования очищенных сточных вод.
— Устойчивое развитие: Приветствуется применение методов, которые не истощают природные ресурсы, сохраняют биоразнообразие и минимизируют негативное воздействие на окружающую среду.
— Забота о животных: Ислам предписывает гуманное обращение с животными, обеспечение их кормом и водой, и запрещает жестокое обращение.
Как нам известно, по мусульманским понятиям прибыль законна, если она является следствием личного вклада предпринимателя в дело в виде капитала, труда и опыта.
Следовательно, вознаграждение финансиста напрямую и полностью зависит от конечного результата этого предприятия и правильности произведенной оценки его экономической жизнеспособности. Проще говоря, главное техническое отличие исламских финансов от распространенной в мире модели сведено к отказу от ссудного процента. Это позволяет исламским экономистам вместо такого инструмента, как «цена денег», подверженного огромному числу субъективных, в том числе сугубо спекулятивных частных воздействий, ввести значительно более адекватную категорию «эффективности капитала».
По канонам ислама запрещено получать прибыль от «рибы», то есть ростовщичества. Нельзя рассчитывать на ссуду при «гараре» (опасности) – большом риске в сделке, при «майсире» (азартной игре) — получении дохода, возникшего из случайного стечения обстоятельств, а также бизнесе, связанном с торговлей товарами, которые ислам определяет как нечистые (алкоголь, наркотики и так далее).
Рассмотрим некоторые моменты, касающиеся вопросов аграрного производства и способов их решения в правовом русле шариата. Данная тема здесь будет рассмотрена в двух аспектах: использования земельных угодий отраслями растениеводства и анализа основных принципов ведения животноводческой отрасли.
Использование земли с позиции ислама. Экономические взаимоотношения в исламе по поводу производства и распределения продукции аграрного производства регулируются нормами дозволенного и запретного, в основе которых лежат принципы облегчения затруднений, отсутствия вреда для человека, а также принципа социальной справедливости. Как известно, основным средством производства в сельском хозяйстве является земля.
Самостоятельная обработка. При наличии в собственности земельных угодий считается похвальным, когда владелец самостоятельно обрабатывает её. Поскольку плодами его трудов питаются люди, у которых по определенным причинам нет возможностей заниматься этим самим, по мнению большинства правоведов, этот человек будет вознагражден Аллахом даже за то, что плодами его полей и садов питались птицы либо животные.
Аренда земельных угодий. Однако в силу определенных обстоятельств владелец земли имеет право отдать её в пользование тому, кто способен этим заниматься и имеет для этого всё необходимое: орудия труда, помощников, семена, животных и пр. С точки зрения мусульманских правоведов существуют несколько видов аренды земельных угодий.
1)Передача земли в аренду на безвозмездной основе согласно высказыванию Пророка Мухаммада: «Бесплатная передача (земли) твоему брату лучше, чем отдавать её в аренду за определенную долю» (передано Аль-Бухари). Однако этот принцип не имеет обязательного характера, а является, скорее, рекомендацией и выражается в форме предпочтения.
- Разрешение владельцем обрабатывать её другому человеку использующему своё оборудование, семена и животных при условии, что владелец получит установленную долю (в процентах), например, половину, греть или любую другую часть урожая, определенную заранее по взаимному соглашению. Часть эта устанавливается от совокупного объема произведенной на участке продукции; владелец также может предоставить арендатору свои семена, оборудование и животных либо оказать другую услугу. Такие отношения называют издольщиной, имеющей разновидности: музара’а , мусакат и мугараса.
Музара ‘а (издольщина) — это вид сотрудничества с целью выращивания зерновых культур., где одна сторона предлагает землю другой стороне для культивации и ухода за культурой в обмен на определенную долю урожая.
Мусакат (ирригация) — представляет собой ирригационное сотрудничество, которое зависит от одной стороны, предлагающей съедобные фрукты другой стороне в обмен на выполнение поливных работ.
Мугараса(сельскохозяйственная)-сельскохозяйственное сотрудничество, при котором одна сторона предлагает часть земли без деревьев для посадки деревьев с условием, что потом эти деревья будут распределены согласно договоренностям.
3) Следующий вид аренды земельных угодий с позиции ислама запрещен, так как в нем имеются элементы гарара (см. далее), ведущие к конфликту, а также действия, не соответствующие справедливости. Он заключается в следующем. Собственник передает землю с условием, что он получит произведенную на ней продукцию с определенного участка земли или же с оговоренного объема или веса произведенного зерна, а обрабатывающий землю получит всю оставшуюся часть или они поделят её пополам. Однако несправедливость здесь заключается в том, что при плохом урожае одному достанется всё в счет гарантий, а другому не останется ничего. А если не уродится урожай на определенном для собственника участке земли, то получит что- либо только тот, на чьем участке земли урожай будет. Во избежание всего этого необходимо, чтобы стороны договаривались на доли от урожая. В таком случае при хорошем урожае выигрывают обе стороны, а при плохом урожае проигрывают также обе стороны. Это справедливо по отношению к обоим партнерам.
4) Сдача земли в аренду за деньги. Рассмотрим этот вид подробнее, так как современная практика земельных отношений демонстрирует востребованность данного способа аренды. Начиная с ученых ранней эпохи ислама до наших современников, вопрос о дозволенности этого метода с позиции шариата породил наибольшее количество споров и разногласий. Мнения разделились на три большие группы. Первая группа мусульманских правоведов считает дозволенным с точки зрения шариата такой вид арендных отношений. Сторонники второй группы утверждают, что сдача земли в аренду за определенную сумму денег — запрещенное действие. Однако соглашаются на возможность сдавать землю за оговоренную долю урожая. Сторонники третьей группы полностью запрещают аренду как за деньги, так и за часть урожая. Однако, по мнению шейха Ю. Аль-Кардави, «… аргументы этих людей бессильны… и вступают в противоречие с текстами хадисов и разумом» [58, с.267].
Из вышесказанного можно резюмировать, что наиболее приемлемым, а значит, и благоприятным с позиций социальной справедливости и соответствующим предписаниям шариата способом аренды земельных угодий является сдача её за определенную долю урожая. Справедливость этого принципа очевидна, так как в данном случае оба партнера находятся в равных условиях, то есть в случае неурожая собственник земли не сможет требовать больше, чем может ему выплатить арендатор. В противном же случае арендатор будет вынужден, согласно контракту, принять на себя непосильные обязательства, ведущие к дисбалансу в отношениях и нарушению главных принципов шариата.
Партнерство в животноводстве. Партнерские отношения в сфере производства продукции сельского хозяйства исламом регламентированы и в отрасли животноводства. Предполагаются два вида сотрудничества как наиболее благоприятные с позиции шариата. Первое происходит при условии, когда один из партнеров несет затраты на приобретение скота, а другой занимается ведением хозяйства, причем затраты на содержание (помещение, корм, питье и т.д.) несут обе стороны. Из суммы от реализации скота вычитаются расходы на содержание, а оставшаяся прибыль распределяется в соответствии с заранее оговоренной долей.
Второй вид подразумевает те же условия, однако партнер, занятый ведением хозяйства, несет расходы на его содержание, компенсация которых происходит за счет личного использования молока, труда животных либо шерсти и других побочных продуктов сельского хозяйства.
Необходимо отметить, что Ислам уделяет большое внимание охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, включая землю. Исламские принципы рационального использования земельных ресурсов представляют собой совокупность религиозных и этических норм, направленных на бережное отношение к земле и ее ресурсам. Исламские принципы использования земельных ресурсов по своей сути, призваны обеспечить устойчивое развитие общества и сохранение природы для будущих поколений.
На практике применение исламских принципов рационального использования земельных ресурсов исходят из следующего:
— Исламские принципы подчеркивают необходимость использования земельных ресурсов ответственно как основного дара Бога,
— Исламский принцип землепользования призывает к рациональному использованию земельных ресурсов, избегая их истощения и загрязнения.
— Землепользователи обязаны по мере возможности сохранять плодородие почвы, использовать правильные методы земледелия и избегать практики, которые могут привести в дальнейшем к ее деградации.
— Исламский принцип настрого запрещает расточительство, в том числе и в использовании земельных ресурсов независимо от расовой и национальной принадлежности.
— Исламские принципы ставят строгий запрет тому, чтобы земля принадлежала только определенному кругу населения, наоборот, необходимо сделать так, чтобы она была распределена равномерно.
— Совместное использование земельных ресурсов для достижения общественного блага непосредственно поощряются исламскими принципами землепользования.
— Исламские принципы в землепользовании н только ограничиваются рациональным использованием земельных ресурсов, но и подразумевают заботу о всей окружающей среде, включая воду, воздух и животных.
Рациональное использование земельных ресурсов в условиях рыночной системы хозяйствования подчеркивает важность эффективного использования природных ресурсов в том числе и земли, которая направлена на обеспечение долгосрочной устойчивости сельского хозяйства и экономического благополучия общества в целом [1].
Использование же земли на основе исламских принципов, и их рационализация указывает на то, что экономические результаты этого подхода могут быть достаточно существенными, то есть:
— рациональное использование земельных ресурсов на основе исламских принципов позволяют правильно осуществить севооборот, внесение удобрений и правильное орошение, что в свою очередь приводит увеличению урожайности, которая в свою очередь положительно влияет на удовлетворение потребностей населения и получения дохода.
— принцип рационального использования земельных ресурсов на основе исламских принципов строго запрещает истощение земли, что в свою очередь способствует долгосрочному сохранению ее плодородия для дальнейшего использования.
— особое внимание в исламских принципах землепользования уделяется использованию водных ресурсов, которые непосредственно влияют на плодородие и урожайность выращиваемых культур и соответственно на достижение экономического результата, что особенно важно в засушливых регионах.
— рациональное использование земли и ресурсов на основе исламских принципов позволяет снизить затраты на сельскохозяйственное производство и экономических издержек. — методы, основанные на исламских принципах (что доказывает современная практика), часто более устойчивы к климатическим изменениям, таким как засухи или наводнения.
— эффективное применение исламских принципов в землепользовании способствуют обеспечению продовольственной безопасности и повышению доходов сельских жителей, которая в свою очередь гарантирует социальную стабильность общества и страны в целом.
— успешное ведение сельскохозяйственной деятельности в дальнейшем положительно повлияет на эффективное стимулирование развития сельскохозяйственных сообществ, созданию дополнительных рабочих мест, повышению урожайности культур, которая непосредственно повлияет и на экономический рост страны в целом.
Исходя из выше изложенного можно утверждать, что эффективность рационального использования земельных ресурсов на основе исламских принципов могут варьироваться в зависимости от конкретных условий и применяемых методов. Однако, в целом, рациональное использование земли на основе исламских принципов земледелия может привести к значительным экономическим выгодам как для отдельных фермеров, так и для общества в целом.
Управление, в том числе и ресурсами различного характера имеет способность «генерирования» в зависимости от отрасли, где особого внимания заслуживает процедура управления земельными ресурсами и их рациональное использование [4].
Необходимо отметить, что рациональное использование земли в соответствии с применением исламских принципов в дальнейшем может привести к следующим положительным макроэкономическим достижениям как в регионах, так и по стране:
— постоянный рост сельскохозяйственного производства будет способствовать увеличению валового внутреннего продукта страны, повышению выпуска отечественной продукции и снижения импорта, созданию новых рабочих мест и социальному развитию.
— сокращению миграции (внутренней и внешней) за счет развития сельского хозяйства и улучшения жизнедеятельности в сельских территориях страны, что в свою очередь будет способствовать равномерному развитию государства.
— использование исламских принципов в землепользовании не только положительно повлияет на сохранение окружающей среды, но и в определенной мере позволит улучшить привлекательность территорий страны для развития туризма, а также других отраслей экономики страны в целом.
Однако стоит отметить, что для достижения целей по рациональному использованию земельных ресурсов на основе исламских принципов необходимо учитывать такие факторы как доступность землепользователей к необходимым ресурсам непосредственно влияющим на землепользование, то есть возможность свободного (или по крайней мере необходимого) использования водных ресурсов, приобретения технологий для обработки земли, а также выбора новых видов семян для посева [7].
Немаловажным фактором при использовании природных ресурсов, в том числе и для реализации механизмов по рациональному использованию земельных ресурсов является степень знаний земледельцев, иными словами фермеры и крестьяне должны быть обучены современным методам сельского хозяйства[6]. Особенно учения различного характера в использовании земельных ресурсов и их эффективного применения должны быть совместимыми с исламскими принципами землепользования.
Особое внимание в рациональном использовании земельных ресурсов путем применения исламских принципов особое внимание отводится такому аспекту как инфраструктура, то есть для реализации намеченных планов необходима развитая инфраструктура, влияющая на обеспечение сбора сельскохозяйственных культур, отгрузку урожая, транспортировку сельскохозяйственных культур, что в свою очередь непосредственно влияет на снижение потери продукции.
Здесь необходимо отметить роль государства, которая не должна только ограничиваться созданием инфраструктурных условий, а обязана создавать постоянные благоприятные условия для развития сельскохозяйственного сектора путем привлечения дополнительных инвестиций, субсидирования, выделения беспроцентных кредитов и иных видов поддержки стимулирующих сельскохозяйственную деятельность как на местах, так и по стране в целом [5].
В рамках подкомпонента «Улучшение сельскохозяйственного производства и добавленной стоимости» данного проекта с января 2022 года реализуется инициатива по предоставлению исламского финансирования на приобретение сельскохозяйственных ресурсов и оборудования. через исламские окна государственных банков. Два государственных банка – ОАО «Айыл Банк» и ОАО «РСК Банк», имеющие соответствующую лицензию Национального банка КР на ведение банковских операций по исламским принципам, являются агентами по реализации технической помощи ИБР.
Целевыми отраслями исламского финансирования являются растениеводство, садоводство, животноводство и переработка сельскохозяйственной продукции. Максимальный срок финансирования – 54 месяцев со льготным периодом до 6 месяцев, гибким графиком и наценкой для конечного бенефициара/клиента, если перевести в процентное выражение — около 6%.
С января 2023 года, за 8 месяцев, в рамках вышеуказанного Проекта ИБР Исламским окном ОАО «РСК Банк» выдано финансирование на общую сумму 45 млн. сом. По категории «Растениеводство» всего выданы 30 финансирований на общую сумму 18.2 млн. сом. По категории «Животноводство» всего выданы 22 финансирований на общую сумму 23.9 млн. сом. Из бенефициаров, которые получили финансирование по линии ИБР 18,52% составляют женщины, 7,41% молодёжь.
22 августа текущего года, ОАО «Айыл Банк» подписано Агентское соглашение с Министерством финансов КР. Ожидается запуск финансирования по линии ИБР через Исламское окно ОАО «Айыл Банк» в ближайшие месяцы. Через филиальную сеть ОАО «РСК Банк» в настоящее время можно получить исламское финансирование в г. Бишкек, Нарынской, Иссык-Кульской и Ошской, Жалал-Абадской областях.
В заключении, однозначно можно утверждать, что рациональное использование имеющихся ресурсов сельского хозяйства в соответствии с исламскими принципами может принести значительные экономические и социальные выгоды. Однако, для достижения этих целей необходимо комплексный подход, включающий в себя государственную поддержку, через соответствующие методы и механизмы. Исламские принципы рационального использования сельскохозяйственных ресурсов представляют собой ценный вклад в развитие устойчивого сельского хозяйства и охраны окружающей среды. Они призывают к балансу между экономическими интересами и экологической ответственностью, а также способствуют укреплению социальных связей и справедливости в обществе.
Библиографический список
1. Алимова Г. Б. «Проблемы развития предпринимательства в Кыргызстане». Общество и экономика № 11, 2017. С. 108–1152. Andrew M. Watson (1974), «The Arab Agricultural Revolution and Its Diffusion, 700—1100», The Journal of Economic History 34 (1), pp. 8-35.
3. Andrew M. Watson (1983), Agricultural Innovation in the Early Islamic World, Cambridge University Press, ISBN 0-521-24711-X.
4. Жусупалиева, А. Т. Управления потребительского рынка в условиях рыночной экономики / А. Т. Жусупалиева // Вестник Ошского государственного университета. – 2020. – № 1-1. – С. 230-236. – EDN RYGHQQ.
5. Кулуева Ч. Р. «Задачи сельских трудовых ресурсов в вопросах эффективного использования земельных ресурсов в регионах Кыргызстана». Известия ВУЗов, №8, 2012. С.131 – 133
6. Саматова Э.Э. «Современные кадры решают все». Economics № 11 (32). С. 36-39
7. UN Comtrade - база данных Организации Объединенных Наций по торговле и развитию.
8. https://islam-today.ru/blogi/ildar-muhamedzanov/vklad-musulman-v-razvitie-selskohozajstvennyh-tehnologij/