Индекс УДК 656
Дата публикации: 23.11.2015

Направления развития логистической оптимизации деятельности предприятий АПК

Directions development of logistic activity optimization AIC enterprises

Мычка С.Ю.
старший преподаватель
Воронежский экономико-правовой институт
г. Воронеж, Россия

Mychka S.Yu.
Senior Lecturer
Voronezh Institute of Economics and Law
Voronezh, Russia

Аннотация: Аннотация: Предмет/тема. Эффективность агропромышленного производства во многом зависит от материально-технического обеспечения и производствен¬ного обслуживания сельских товаропроизводителей. Это очень важная проблема, так как более 80% тракторов, ком¬байнов и грузовых автомобилей абсолютного большинства сельско¬хозяйственных предприятий превысили нормативный срок амортиза¬ции и не могут больше эксплуатироваться. Старая техника постоянно нуждается в ремонте и поддержании работоспособности. Кроме того, многие машины устарели как морально, так и технически, их произ¬водственные характеристики не соответствуют современным требо¬ваниям и значительно отстают от зарубежных аналогов. В этой связи возрастает необходимость оптимизации логистической системы предприятий АПК.
Цели/задачи. Целью данной работы является обоснование приоритетных направлений оптимизации логистических потоков предприятий АПК.
Методология. В настоящей работе с помощью методов экономико-математического моделирования определены критерии оптимальности совокупных логистических затрат.
Результаты. В результате работы были предложены перспективные направления логистической оптимизации в системе АПК с учетом выбранной логистической стратегии предприятия.
Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что разработка и внедрение оптимизации логистических процессов в АПК представляет собой необходимый процесс в рамках функционирования предприятия с целью повышения конкурентоспособности его на рынке, а также максимизации получаемой прибыли при оптимизации издержек.


Abstract: Abstract: The subject. The efficiency of agricultural production depends on logistics and industrial service agricultural producers. This is a very important issue, as more than 80% of tractors, combines and trucks absolute majority of agricultural enterprises exceeded the standard period of amortization and can no longer be used. Old appliances are constantly in need of repair and maintenance efficiency. In addition, many machines are outdated both morally and technically, their operating characteristics do not meet modern requirements and are far behind their foreign counterparts. In this regard, it is increasing the need to optimize the logistics system of agricultural enterprises.
Objectives. The aim of this work is to study the priorities to optimize logistic flows of agricultural enterprises.
Methodology. In this paper, using the methods of economic-mathematical modeling the criteria of optimality total logistics costs.
Results. As a result, work has been offered promising areas of logistics optimization in the agro-industrial complex in view of the chosen logistics strategy.
Conclusions. It is concluded that the development and implementation of the optimization of logistic processes in the agricultural sector is a necessary process in the framework of the enterprise in order to increase its competitiveness in the market, as well as maximizing the profits generated by optimization of costs.
Ключевые слова: логистика, оптимизация, логистические системы, транспортные издержки, повышение конкурентоспособности.

Keywords: logistics, optimization, logistics systems, transport costs, increasing competitiveness.


На современном этапе развития рыночной экономики России все большее значение приобретает обеспечение устойчивой конкурентоспособности предприятия. Применение логистического подхода при реализации стратегии повышения конкурентоспособности предприятия в настоящее время становится предметом отдельного рассмотрения, как со стороны теоретического похода, так и с практической стороны [1]. Организации, которые достигают стратегических преимуществ в связи с наличием компетентности в логистике, определяют характер конкурентности в своих отраслях хозяйствования [2].

Логистическая система представляет собой систему с обратной связью, которая выполняет те или иные логистические функции в организации. Чаще всего, она включает в себя несколько подсистем и имеет развитые связи с внешней средой, влияющей на деятельность организации (Рисунок 1). Целью логистической системы является доставка товаров и услуг в конкретное заданное место, в определенном количестве и ассортименте при заданном уровне издержек.

arch6

Рисунок 1 – Внешние факторы влияния на логистическую систему

Оптимизация логистической системы предприятий АПК выступает как процедура поиска, оценки, выбора, проектирования и внедрения повышения качества в логистических подсистемах (закупки, автотранспорт, склад, планирование, распределение, сервис и др.) с учетом выбранного метода согласно логистической стратегии предприятия.

В качестве критерия оптимальности логистических процессов выспупает прибыль организации. Она является количественной оценкой деятельности фирмы, однако, на уровень прибыльности оказывают влияние и другие факторы производственного, хозяйственного, финансового функционирования предприятия. Следовательно, выделить вклад логистики в суммарный состав прибыли затруднительно. Поэтому в качестве критерия оптимальности выделим применение показателя минимума приведенных совокупных затрат.

Сп + Соб →min, где

Сп – издержки производства;

Соб – издержки обращения.

Различают несколько видов логистической оптимизации в системе АПК [3-7]:

— оптимизация численности автотранспортных средств и  обслуживающего персонала;

— процедура поиска лишних, дублирующих, вредных и ненужных функций, перестройка бизнес-процессов с высвобождением и/или перепрофилированием сотрудников на другие должностные обязанности. Часто под оптимизацией численности в России понимают сокращение персонала, что приводит к дальнейшему искажению термина. На самом деле оптимизацией численности нужно заниматься всегда, только в зависимости от стадии жизненного цикла компании в период роста — оптимизация направлена больше на ограничение роста численности, а в период стабилизации и стагнации — на поиск и повышение производительности работы сотрудников;

— оптимизация автотранспортных затрат компании;

— процедура оценки, поиска и выбора вариантов реализации операционных логистических функций. Одним из подвидов логистической оптимизации затрат является аутсорсинг логистики. Аутсорсинг логистики – это процедура вывода за пределы компании функционала, сотрудников логистики и пр. «для получения лучшего обслуживания за меньшие деньги». В условиях российской действительности чаще всего встречается складской, транспортный и hr аутсорсинг. Это, в частности, особенно актуально либо для компаний только выходящих на рынок, либо для проведения региональной экспансии. Следует отметить, что на основе проведенного компанией Bestlog анализа возможных вариантов складского аутсорсинга, например, ключевым фактором выводить или нет склад на аутсорсинг для торговой компании — следует считать штучные складские операции. Поскольку сложившаяся тарификация компаний аутсорсеров по штучной приемке, комплектации и отгрузке — увеличивает бюджет логистики прямо пропорционально росту объема продаж и обороту склада, поэтому важно при оптимизации логистических затрат учитывать не только возможности рынка, но и соизмерять их с текущими и будущими потребностями компании;

— оптимизация логистической цепи поставок — представляет собой комплексную процедуру выбора и взаимного согласования требований к логистическим системам партнеров цепи поставок для достижения единой цели с оптимизацией по критерию эффективности. Например, консультанты Bestlog принимали участие в проектировании и внедрении системы логистических требований треуровневой эшелонированной цепи поставок «Поставщик-Завод-Потребитель». Суть оптимизации — достижение быстрого вывода новинки на рынок. Уже сегодня глобальные компании конкурируют не только благодаря собственной логистике, а благодаря отлаженной и быстрой цепи поставок.

Таким образом, разработка и внедрение оптимизации логистических процессов  в АПК представляет собой необходимый процесс в рамках функционирования предприятия с повышения конкурентоспособности его на рынке, а также максимизации получаемой прибыли при оптимизации издержек.

Библиографический список

1. Баутин В.М., Мычка С.Ю. Развитие инвестиционного потенциала регионов в условиях нестабильности мировой экономики// Территория науки. 2015. № 4. С. 154-158.
2. Кузьменко Н.И. Научные подходы к определению понятия «Логистика»// Территория науки. 2014. Т. 2. С. 84-87.
3. Макаров И.Н., Макаров О.А. Анализ основных тенденций развития рынка грузоперевозок и грузовой работы железнодорожного транспорта Российской Федерации// Успехи современной науки. 2015. №1. С. 43-47
4. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Аутстаффинг в системе оптимизации бизнес-процессов организации// Территория науки. 2015. № 2. С. 121-124.
5. Мычка С.Ю. Проблемы экономики труда и управления персоналом// Перспективы инновационного развития современного мирового сообщества: экономико-правовые и социальные аспекты Материалы Международной юбилейной научно - практической конференции ВЭПИ-ВГЛТА-201 : в 5 - ти томах. Главный редактор С. Л. Иголкин, ответственный редактор Т. Л. Безрукова, А. Э. Ахмедова. 2012. С. 158-160.
6. Петрова И.А., Краснова Н.А. Проблемы реализации инновационно-инвестиционной стратегии в АПК// Агропродовольственная экономика. 2015. № 1. С. 20-26.
7. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Организационно-экономические аспекты кластерного развития предприятий АПК // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 5-3 (10-3). С. 459-463.