Индекс УДК 688
Дата публикации: 05.08.2015

Логистическое совершенствование системы сбыта продукции скотоводства на основе ассоциативной кооперации

Logistics improvement of product distribution cattle breeding based on cooperation

Ксенова Елена Валериевна
Харьковский национальный аграрный университет им. В.В. Докучаева
Ksenova E.V.
Kharkiv National Agrarian University. VV Dokuchaeva

Аннотация: На сегодняшний день, характер хозяйственных связей между звеньями АПК является достаточно хаотичным, что во многих случаях приводит к правовой и материальной незащищенности сельскохозяйственных предприятий в процессе производства и реализации продукции. В этих условиях возрастает роль совершенствования системы сбыта продукции скотоводства на основе ассоциативной кооперации, которая с одной стороны предоставляет возможность существенно повысить качество хозяйственных связей для активизации процесса товародвижения и повышения объемов сбыта продукции, а с другой стороны дает возможность повысить степень обеспечения потребностей населения в жизненно необходимых продуктах питания. В этой связи весомым фактором развития и стабильности малых предприятий-производителей молока, наш взгляд, должно стать внедрение Инновационной электронно-логистической системы (ІнЕЛС), которая даст возможность получения информации о поставщиках сырья, перерабатывающих, транспортных и торговых предприятиях, то есть для поиска потенциальных партнеров для бизнеса

Abstract: To date, the nature of economic relations between the units of the AIC is quite chaotic, that in many cases leads to legal and material insecurity of agricultural enterprises in the process of production and sales. In these circumstances, the role of improving the distribution system of animal husbandry based on associative cooperation, which on the one hand provides an opportunity to significantly improve the quality of economic relations to intensify the process of product distribution and increase sales volumes of products, on the other hand makes it possible to increase the degree of security needs in vital foods. In this regard, an important factor in the development and stability of small enterprises-producers of milk, we believe, should be the introduction of innovative e-logistics system (ІnELS), which will enable information on suppliers of raw materials, processing, transport and trade companies, that is, to find potential business partners
Ключевые слова: сельскохозяйственное производство, логистика, товародвижение, скотоводство, кооперация

Keywords: agricultural production, logistics, merchandising, animal husbandry, cooperation


Уровень развития сельскохозяйственного производства является одним из главных показателей, характеризующим экономический потенциал любой страны. При этом скотоводство, являясь одной из главных отраслей поставщиков сырья для пищевой промышленности, выступает гарантом продовольственной безопасности и социально-экономической стабильности. Именно поэтому молоку и говядине отводится стратегически важная роль, ибо они, имея высокую пищевую ценность, являются продуктами первой необходимости, потребляемыми подавляющим большинством населения на протяжении всей жизни.

За последние годы, в экономике Украины произошли трансформации, которые поспособствовали увеличению количества перерабатывающих предприятий, расширению ассортимента продукции и улучшению ее качества. Но при этом существует и много нерешенных проблем, связанных с кризисом сельского хозяйства. Наиболее существенными среди них является сокращение сырьевой базы, связанное со стремительным уменьшением поголовья КРС в хозяйствах всех форм собственности; сезонные спады, обусловленные спецификой деятельности; высокая степень морального и физического износа производственных фондов при отсутствии достаточного количества оборотных средств, необходимых для устойчивого развития предприятия.

В этих условиях необходимо совершенствование управления бизнес-процессами, происходящими в отрасли скотоводства, для обеспечения ее конкурентоспособности в условиях рыночной экономики. При этом важным моментом является организация движения материальных и информационных потоков от производителя сырья до конечного потребителя. Именно поэтому ключевой концепцией управления отраслью скотоводства должна стать ассоциативная кооперация, направленная на преодоление негативных процессов и явлений, являющихся неотъемлемой частью агропромышленного производства.

Исследованию проблемы агропромышленной кооперации как на украинских, так и на зарубежных товарных рынках посвятили свои исследования В.Г. Гусаков, Н.А. Окландер, В.Г. Ореховский, Н.А. Краснова, М.А. Шаталов [1-5] и др. Специалисты отмечают, что за последнее десятилетие кооперация постепенно внедряется в процесс формирования сбытовой политики аграрных предприятий, но существенных результатов в процессе координации всех участников рынка до сих пор не достигнуто. Причиной этого также является и дефицит комплексных логистических исследований проблем рынка продукции скотоводства, находящегося на стадии реформирования и требующего существенного повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей для более полного удовлетворения потребительского спроса [6, с. 119].

Конкурентоспособность сельскохозяйственных предприятий обеспечивается многими факторами, наиболее весомыми из которых являются высокое качество, низкая себестоимость продукции и высокая цена ее реализации. Такой уровень цен и издержек производства обеспечивается, прежде всего, за счет внедрения инновационных технологий производства сельхозпродукции, рационального использования материально-технических ресурсов, а вместе с тем и современной и эффективной системой сбыта. В условиях жесткой борьбы за потребителя, структурированная, четко спланированная система реализации продукции дает возможность получить высокие финансовые результаты, усилить рыночные позиции, улучшить деловую репутацию.

Однако, на сегодняшний день, характер хозяйственных связей между звеньями АПК является достаточно хаотичным, что во многих случаях приводит к правовой и материальной незащищенности сельскохозяйственных предприятий в процессе производства и реализации продукции. В этих условиях возрастает роль совершенствования системы сбыта продукции скотоводства на основе ассоциативной кооперации, которая с одной стороны предоставляет возможность существенно повысить качество хозяйственных связей для активизации процесса товародвижения и повышения объемов сбыта продукции, а с другой стороны дает возможность повысить степень обеспечения потребностей населения в жизненно необходимых продуктах питания, что на современном этапе тоже немаловажно.

При этом целесообразно осуществлять планирование, контроль и управление операциями, осуществляемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя, в том числе и передачу, хранение и обработку определенной информации на основе концепции логистики [7]. Однако, на современном этапе, системы распределения продукции в АПК образуются спонтанно, в отрыве друг от друга осуществляется выбор каналов реализации [6, c. 19]. В основном выпускается из внимания и тот факт, что расширение агропромышленной интеграции и кооперации в сельскохозяйственных предприятиях является сильным конкурентным преимуществом. В то время как развитие НТП предоставляет возможность объединения взаимодействующих инфраструктурных элементов в единую логистическую систему.

Вместе с тем, предприятия имеют альтернативы в управлении распределением произведенной продукции, но при этом, значительным моментом при формировании сбытовой политики должна быть принципиальная ориентация на удовлетворение потребностей конечного потребителя, а формы осуществления реализации необходимо рассматривать как совокупность действий по максимальному приближению продукции к целевой группе потребителей [8].

Таким образом, подходя к преодолению негативных тенденций в отрасли скотоводства, необходимо учитывать то, что рынок продукции животноводства и продуктов ее переработки является стратегически важным элементом обеспечения продовольственной безопасности государства. В тоже время его структура представляет собой совокупность отраслей, задействованных в процессе оборота продукции, имеющей ограниченный срок реализации и хранения. В связи с этим важным моментом является синергетическое взаимодействие между всеми субъектами этого рынка, в том числе с конечными потребителями продукции.

Но, в то же время, учитывая современную ситуацию с достижением социальной эффективности производства молока, прежде всего предусматривающую как можно более полное удовлетворение потребностей населения и обеспечения рабочих мест для сельского населения региона, для предприятий малого бизнеса встает вопрос создания благоприятных условий для дальнейшего хозяйствования именно в отрасли скотоводства. Первым шагом в этом направлении, должна стать агропромышленная кооперация с целью налаживания системы прочных хозяйственных связей между предприятиями-участниками товародвижения, которая обеспечит согласованность при производстве сырьевой базы, ее дальнейшей переработке и реализации населению. Эффективность этой системы зависит от координации входящих и исходящих потоков путем анализа рыночной конъюнктуры, спроса и предложения на сырье и готовую продукцию [9].

Существенно помочь в этом могут современные информационные средства и компьютерные технологии. Весомым фактором развития и стабильности малых предприятий-производителей молока, наш взгляд, должно стать внедрение Инновационной электронно-логистической системы (ИнЭЛС), которая даст возможность получения информации о поставщиках сырья, перерабатывающих, транспортных и торговых предприятиях, то есть для поиска потенциальных партнеров для бизнеса (рис. 2).

arch1

Рис. 2. Концептуальная модель Инновационной электронно-логистической системы (ИнЭЛС)*

* Источник: авторская разработка

где, A – производители сырья;

B – предприятия-переработчики продукции скотоводства;

C – предприятия розничной и оптовой торговли;

D – транспортные предприятия, обслуживающие рынок;

E – предприятия общественного питания и пищевой промышленности;

F – другие предприятия АПК;

G – конечные потребители.

На основе ИнЭЛС планируется создание ассоциативной кооперации агропромышленных предприятий с целью координации между хозяйствами и перерабатывающими предприятиями, прежде всего в контексте регулирование сроков поставок и их объемов. При этом между мелкотоварными предприятиями это позволит повысить общий объем сбыта до уровня крупнотоварных специализированных предприятий. Существенным преимуществом предложенного подхода к ассоциативной кооперации также является и доступ к ней потребителей, которые таким образом смогут не только высказать пожелания относительно качества и ассортимента, а и ознакомиться с ценовой политикой производителей, что позволит в определенной степени повысить социальную эффективность производства молочной продукции [10].

Также к преимуществам данного подхода следует отнести экономию времени на поиск потенциальных партнеров, что приоритетно, учитывая особенности рынка продукции скотоводства, что особенно актуально, опираясь на полученные результаты исследований. С помощью предложенной системы предприятия смогут кооперироваться в процессе сбыта продукции, с целью увеличения объемов реализации, а соответственно и цены реализации [11].

Таким образом, широкое внедрение и функционирование ИнЭЛС является гарантией свободного доступа всех категорий хозяйств к рынку, что в свою очередь выступает фактором уменьшения давления со стороны перерабатывающих предприятий, а следовательно, действенным рычагом повышения уровня как экономической, так и социальной эффективности производства, стимулом для устойчивого развития отечественного скотоводства, которое в последние годы переживает свои не лучшие времена. Вместе с тем, использование предложенного подхода к ассоциативной кооперации за счет системы электронно-логистического управления (ИнЭЛС) позволит не только создать условия для устойчивого развития регионального рынка молока, но и стать рычагом повышения деловой репутации отечественного АПК в условиях глобализации.

Библиографический список

1. Гусаков В.Г. Резервы экономической эффективности развития животноводства на основе интенсификации: монографія / В.Г. Гусаков, В.И. Бельский, А.П. Святогор, А.В. Горбатовский. – Минск: Центр аграрной экономики Ин-та экономики НАН Беларуси, 2006. – 88 с.
2. Окландер М.А. Контуры экономической логистики:монографія / М.А. Окландер. – К.: Наукова думка, 2000. – 174 с.
3. Орехівський В.Г. Логістичне управління національним продовольчим ринком у процесі глобалізації аграрного виробництва / В. Г. Орехівський // Науковий вісник нац. ун-ту біоресурсів і природокористування України. –2011. – № 168 Ч.1: Економіка, аграрний менеджмент, бізнес . – С. 247 – 254.
4. Краснова Н.А., Сапогова С.В. Совершенствование экономического механизма обменно-распределительных отношений в агроформированиях кооперативного типа (на примере Пермского края): монография/Н. А. Краснова, С. В. Сапогова; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос. ун-т. Челябинск, 2010.
5. Шаталов М.А. Современные формы интеграции сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий АПК / М.А. Шаталов, А.Э. Ахмедов // Сборник научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института овцеводства и козоводства. 2014. Т. 3. № 7. С. 562 564.
6. Гаджинский А. М. Логистика: учебник / А. М. Гаджинский, – [20-е изд.]. – М.: «Дашков и Ко», 2012. – 484 с.
7. Гуторов О. І. Логістика: навч. посібник / О. І. Гуторов, О. І. Лебединська, Н. В. Прозорова / ХНАУ. – Харків: Міськдрук, – 2011. – 322 с.
8. Ксьонова О. В. Формування логістично орієнтованої збутової політики як фактор підвищення конкурентоспроможності підприємств АПК / О. В. Ксьонова // Матеріали підсумк.наук. конф. проф.-викл. складу, аспірантів і здобувачів, 10-13 січня, 2012 р. ХНАУ ім. В. В. Докучаєва. – Харків: ХНАУ, – 2012. С. 200–202.
9. Моргун О. В. Напрями розвитку молочної галузі та молокопереробної промисловості / О. В. Моргун // Економіка АПК. – 2009. – № 7. – С. 62 – 66.
10. Ксьонова О.В. Соціально-економічний розвиток села як пріоритетне завдання державної аграрної політики / О.В. Ксьонова // Екологізація сталого розвитку і ноосферна перспектива інформаційного суспільства: Матеріали Міжнародної наук.–практ. конф. студентів, аспірантів, молодих учених, 3-5 жовтня 2012 р. / Харк. нац. аграр. ун-т. – Харків: ХНАУ, – 2012. – С. 98–99.
11. Ксьонова О. В. Впровадження ІнЕЛС управління в умовах національного ринку молочної продукції / О. В. Ксьонова // Інноваційна економіка – 2013. – №1. – С. 198 – 201.