Индекс УДК 338.439.5
Дата публикации: 18.04.2016

Развитие рынка с учетом восприятия качества продукции

Development of the market taking into account perception qualities of production

Нечаева Марина Леонидовна
к.э.н., доцент, ГБОУ ВО Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, г. Княгинино
Nechaeva Marina Leonidovna
Cand.Econ.Sci., associate professor, Nizhegorodsky state engineering and economic university, Knyaginino

Аннотация: Методика кластерного анализа позволяет разделить потребителей рынка мясных изделий на кластеры, согласно их потребительским предпочтениям. Основным преимуществом данной методики является возможность на основе статистической обработки полученных данных путем анкетирования потребителей – разделения множества объектов на подмножества, в нашем примере опрошенного населения г. Кирова на однородные в понимании группы, так называемые кластеры. Также преимуществом методики кластерного анализа, безусловно, можно выделить возможность учета многих параметров при разбиении на группы. Были выделены 16 параметров, которые были определены специалистами и экспертами отрасли как основополагающие для описания профилей сегментов при исследовании возможностей развития рынка, на основании которых в последствии определены четыре кластера потребителей, с точки зрения восприятия уровня качества продуктов питания.

Abstract: The technique of the cluster analysis allows to divide consumers of the market of meat products into clusters, according to their consumer preferences. The main advantage of this technique is an opportunity on the basis of statistical processing of the obtained data by questioning of consumers – division of a set of objects into subsets, in our example of the interrogated population of Kirov on uniform groups in understanding, so-called clusters. Also, certainly, it is possible to allocate with advantage of a technique of the cluster analysis a possibility of the accounting of many parameters when splitting into groups. 16 parameters which have been determined by experts and experts of branch as fundamental for the description of profiles of segments at research of opportunities of development of the market on the basis of which in a consequence four clusters of consumers, from the point of view of perception of a level of quality of food are defined have been allocated.
Ключевые слова: Развитие рынка, кластерный анализ, качество продукции, потребительские предпочтения, дендрограмма

Keywords: Development of the market, cluster analysis, quality of production, consumer preferences, dendrogramma


Одним из перспективных направлений развития рынка продуктов питания, в частности, группы мясных и колбасных изделий, как наиболее популярной среди населения, является определение покупательских предпочтений и сегментирование потребителей, что в дальнейшем позволит проводить маркетинговую работу, относительно определенного сегмента по комплексу неценовых факторов и по цене.

Нами применена методика разделения рынка мясных изделий на кластеры, согласно потребительским предпочтениям, предложенная в 1939 году ученым Трионом и названная кластерным анализом, которая является частью метода многомерного анализа. Основным преимуществом данной методики выделим возможность на основе статистической обработки полученных данных путем анкетирования потребителей – разделения множества объектов на подмножества, в нашем примере опрошенного населения г. Кирова на однородные в понимании группы, так называемые кластеры. Также преимуществом методики кластерного анализа, безусловно, можно выделить возможность учета многих параметров при разбиении на группы. В нашем исследовании были выделены 16 параметров, которые были определены специалистами и экспертами отрасли как основополагающие для описания профилей сегментов при исследовании возможностей развития рынка.

На рынке мясных изделий наблюдается высокий уровень конкуренции, что диктует предприятиям-изготовителям необходимость поиска новых маркетинговых механизмов и возможностей для аккумулирования средств на определенной линии производства, соответствующей всем требованиям потребителей.

После обработки статистической информации нами была проведена процедура кластерного анализа при использовании пакета обработки статистической информации Minitab. Данный вид анализа позволил получить основные сегменты и выделить основные характеристики для их описания, которые могут быть использованы в дальнейшем в вопросах изучения структуры кластеров, исходя из возможности развития рынка, с учетом восприятия качества мясных и колбасных изделий. В качестве объекта исследования нами был выбран один из ведущих предприятий области ЗАО «Заречье», если учитывать объемы реализации продукции на соответствующем рынке.

Приведем последовательность операций по методике кластерного анализа рынка мясных изделий, с точки зрения восприятия их качества в ЗАО «Заречье»:

  1. Процедура отбора основных параметров, составляющих уровень восприятия качества, также оценивающий уровень конкурентоспособности данной продукции на рынке.
  2. Определяется способ измерения расстояния или меры сходства. Чтобы группировать объекты, необходим некоторый показатель сходства или различия. В нашем случае наиболее удачное деление на кластеры обеспечивает мера расстояния «дистанция Манхеттен».
  3. Выбор метод кластеризации, из существующих подходов (иерархическая и неиерархическая кластеризация), наиболее оптимальным является подход иерархического кластерного анализа.
  4. Принимается решение о количестве кластеров. Дендрограмма позволяет определить оптимальное количество кластеров. Увеличение этого числа нецелесообразно, а его уменьшение может привести к объединению несхожих объектов (рисунок 1).

Рисунок 1 — Дендрограмма для определения целевых сегментов мясоперерабатывающего предприятия ЗАО «Заречье»

  1. Оценка и профилирование кластеров производится на основе данных.

Таблица 1 —  Параметры оценки профилей целевых сегментов

X1Внешний вид мясных изделияX9Соотношение цены и качества
X2Вкусовые качества мясных изделийX10Срок хранения изделия
X3Консистенция мясных изделийX11Участие в выставках и конкурсах (российских и международных)
X4Цвет изделияX12Известность предприятия-изготовителя
X5Форма, размер и вязкаX13Сортность продукции
X6Калорийность продуктаX14Нормативный документ (ГОСТ, ТУ)
X7Вид оболочки продуктаX15Ассортимент изделий
X8Состав продуктаX16Рекламные мероприятия и акции

По результатам опроса главных специалистов и экспертов отрасли были выделены параметры, так называемые термины переменные, на основании которых и была проведена кластеризации потребителей на рынке мясных изделий (таблица 1), условно их можно разделить на три группы —  описание продукта и его характеристики, демографические показатели и психографические факторы.

По результатам кластерного анализа выделяем следующие сегменты рынка:

  • полученные кластеры отличаются по размеру, в 1 кластер вошли 24,0% ЦГ, во второй, третий и четвертый — 18,0, 30,0, 28,0%, соответственно;
  • первый кластер составили респонденты, которые обращают внимание при оценка качества мясных изделий на следующие показатели: X1 (внешний вид мясных изделий), X2 (вкусовые качества мясных изделий), X(состав продукта), X10 (срок хранения изделия). Данный кластер составляют респонденты, которые следят за сроком годности товаров и могут знакомиться с сертификатами качества и качественными удостоверениями, где имеется информация о составах и сроках годности мясных изделий;
  • во второй кластер были включены респонденты, для которых важными показателями, определяющими качество изделий, являются X2 (вкусовые качества мясных изделий), X14  (нормативный документ ГОСТ, ТУ), X13 (сортность продукции), X15 (ассортимент изделий). Респонденты помимо внешнего вида и вкусовых качеств обращают внимание на требования нормативных документов, тем самым  относятся более внимательно к выбору мясных изделий и ориентируются в показателях, которые включены в нормативную документацию.
  • в третий кластер включены респонденты, которые X2 (вкусовые качест-ва), X(состав продукта), X1 (внешний вид изделия), данные респонденты,
  • четвертый кластер составил респонденты, для которых основными важными показателями являются X1 (внешний вид изделия), X2 (вкусовые качества). Респонденты ориентируются только на те параметры, которые доступны их восприятию, то есть внешний вид и вкус, не обращая внимание на остальные параметры.

Таким образом, полученные сегменты рынка чистой конкуренции позволят выделить основные инструменты воздействия для изготовителей мясных изделий с целью обеспечения наиболее конкурентоспособного положения, совершенствования ассортимента и системы управления качеством и ценовой политики. Поскольку эффективность управления предприятием предопределяет создание таких условий, при которых предприятие производить и продавать только те товары, в которых существует потребность, а если таковая отсутствует, то создать ее. Управление качеством и ассортиментом продукции в рамках развития рынка является одним из важнейших направлений деятельности предприятий на рынке мясных изделий, поскольку мясная продукция пользуется повышенным спросом у населения. Функционирование и развитие агропродовольственных рынков, в первую очередь, определяется присущей ей спецификой, основная проблема которой заключается в увеличении за счет возможностей собственного производства товарных ресурсов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в расширении их ассортимента и повышении качества при снижении затрат на производство и доставку их потребителям.

Библиографический список

1. Алтухов, А.И. Продовольственная безопасность как фактор социально-экономического развития страны / А.И. Алтухов // Экономист. - №5. – 2008. – С. 33-43.
2. Аристов, О.В. Управление качеством: Учебник / О.В. Аристов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 c.
3. Григорьев, М.Н. Маркетинг: учебник / М.Н. Григорьев. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 366 с. – (основы наук).
4. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Ростинтэр, 1996. – 704 с.
5. Alan R. Andreasen. The Life Trajectory of Social Marketing: Some implications Marketing Theory 2003 3: 293.