Индекс УДК 621. 629.3; 669.54. 793
Дата публикации: 29.04.2020

Инструмент ремонта стержней шатунов двигателей

Tool repair rods connecting rods of the engines.

Теловов Н.К.
старший преподаватель кафедры мелиоративных и строительных машин.
Российский государственный аграрный университет МСХА им. К.А. Тимирязева

Telovov N. K.
senior lecturer of the Department of reclamation and construction machines.
Russian state agrarian University named after K. A. Timiryazev

Аннотация: В работе приводится схема и расчеты приспособления для ремонта стержней шатунов двигателей внутреннего сгорания, что в свою очередь может способствовать сокращению простоев в ремонте из-за нехватки запасный частей.

Abstract: This paper provides a diagram and calculations of devices for repairing rods of connecting rods of internal combustion engines, which in turn can help reduce downtime in repairs due to a lack of spare parts.
Ключевые слова: ремонт; двигатель; деформация; восстановление; шатун

Keywords: repair; engine; deformation; restoration; connecting rod.


Описание приспособления: Шатуны относятся к классу «некруглые стержни» и изготавливаются у двигателей ЗИЛ-130 – из стали 40Р; у ЗМЗ – стали 45Г2; у ЯМЗ – из стали 40Х; у КамАЗ – из стали 40ХН2МА. К основным дефектам шатунов относятся изгиб и скручивание. Допустимое значение изгиба и скручивания для ЗИЛ – 0,04 мм; для КамАЗ – соответственно 0,04 и 0,08 мм на длине    100 мм. Известно, что деформированный шатун приводит к увеличению расхода масла из-за перекоса поршня и колец в цилиндре. Кроме этого увеличивается шум и, самое главное, снижается ресурс деталей, связанных с деформированным шатуном. У шатуна деформируется, как правило, стержень. Наличие деформации легко провернется на поверочной плите или при помощи лекальной линейки. В первом случае шатун качается, во втором случае идет проверка ”на просвет” у головок. Считается, что максимальная деформация (изгиб, не параллельность осей головок шатуна) не должна превышать половины диаметрального зазора между поршнем и цилиндром. При зазоре 0,05…0,08 мм максимальная деформация не должна быть более 0,025…0,040 мм на длине, равной диаметру цилиндра. Деформированные шатуны подлежат правке или замене. В тех случаях, когда на шатуне обнаружена трещина, шатун заменяется обязательно.

Подробнее…

Библиографический список

1. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. т.1. – М.: Машиностроение, 1979.
2. Ерохин М.Н. Детали машин и основы конструирования. – М.: КолосС, 2004.
3. Семёнов В.М. Нестандартный инструмент для разборочно- сборочных работ. – М.: Агропромиздат, 1985
4. Тойгамбаев С.К. Повышение долговечности деталей сельскохозяйственных и мелиоративных машин при применении процесса термоциклической диффузионной металлизации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. Москва. 2000г.
5. Шнырёв А.П., Тойгамбаев С.К. Основы надёжности транспортных и технологических машин. Учебное пособие для студ. технич. ВУЗов УМО МГУП. Издательская. «Ком¬па¬ния Спут¬ник +» 2006, г. Москва. с.102.
6. Тойгамбаев С.К. Испытания двигателей на специальных стендах. ж. Актуальные проблемы современной науки № 5, (84) 2015. г. Москва. с. 163-167.
7. Тойгамбаев С.К. Повышение надежности изготовления резьбовых соединении. ж. Вестник. Агроинженерия. Московский государственный агроинженерный университет им.В.П. Горячкина. № 3 (59) 2013. г. Москва. с. 45- 46.
8. Тойгамбаев С.К. Применение термодиффузионных процессов для упрочнения и восстановления деталей сельскохозяйственной техники. Монография, Рекомендован УМО ВУЗов МГУП. Редакционно-издательский. Отд. МГУП, 2011. г. Москва. с. 156.
9. Тойгамбаев С.К. Стенд для обкатки и испытания двигателей. ж. Актуальные проблемы современной науки № 5 (79) 2014. г. Москва. с. 146 -149.