Индекс УДК 332
Дата публикации: 31.10.2019

Государственный земельный надзор в Российской Федерации

State land supervision in the Russian Federation

Мирошниченко Роман Александрович
Научный руководитель:
Ясевич Елена Петровна

1. магистрант кафедры градостроительства, землеустройства и дизайна,
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
2. старший преподаватель кафедры градостроительства, землеустройства и дизайна

Mirosnichencko Roman Alexandrovich
Scientific director:
Yasevich Elena Petrovna

1. Department of Urban Planning, Land Management and Design, Immanuel Kant Baltic Federal University (IKBFU
2. Higher lecturer of the Department of urban planning, land management and design

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие охраны земель в Российской Федерации, сущность и понятие государственного земельного надзора, цели охраны земель в соответствии с земельным законодательством, разграничение компетенции надзорных органов, проводящих проверку, основные возникающие проблемы при проведении надзора, меры возможного их устранения, нормативно правовая база, регулирующая проведение государственного земельного надзора;

Abstract: This article discusses the concept of land protection in the Russian Federation, the nature and concept of state land supervision, the goals of land protection in accordance with land legislation, the delimitation of the competence of the supervisory authorities conducting the audit, the main problems encountered during the supervision, measures to eliminate them, the regulatory framework regulating the conduct of state land supervision;
Ключевые слова: охрана земель, цели охраны, государственный земельный надзор, государственный экологический контроль, надзорные органы, органы исполнительной власти, госземинспектор, нарушения земельного законодательства, контроль;

Keywords: land protection, protection objectives, state land supervision, state environmental control, regulatory authorities, executive authorities, state inspector, violations of land legislation, control.


Вопрос рационального использования и охраны земель возникал всегда на любом этапе развития земельных отношений.

Согласно п. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации, установлено: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [1].

Охрана земель и почв является первостепенной задачей, так как земельные ресурсы являются не возобновляемыми ресурсами.

В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации использование земли не должно наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.

Земельный кодекс Российской Федерации закрепил широкие права собственников, землепользователей и арендаторов земельных участков на их использование [2].

Наряду с правами участники земельных отношений имеют и широкий круг обязанностей по рациональному использованию и охране земель согласно ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации.

                Из этого следует вывод, о важности и необходимости грамотного, точного проведения государственного земельного надзора в сфере охраны и использования земель.

Обеспечение исполнения установленных норм, правил, требований использования земель как почв, также в проверке исполнения мероприятий по охране земель органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами является первостепенными задачами надзора за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель.

Земельный надзор – это всеобщий надзор, который распространяется на всех собственников, арендаторов, землепользователей и землевладельцев[2].

                Государственный земельный надзор в Российской Федерации осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

                Муниципальный и общественный земельный контроль носят промежуточный характер, дополняя государственный земельный надзор.

                Муниципальный земельный контроль подразумевает под собой деятельность органов местного самоуправления по контролю, соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении земельных участков и иных объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная и иная ответственность.

                При определении объекта муниципального земельного контроля следует обратить внимание на два обстоятельства:

  • во-первых, при его осуществлении органы местного самоуправления не могут возлагать на себя функции специальных уполномоченных органов государственного земельного надзора;
  • во-вторых, если государственный земельный надзор и общественный земельный контроль осуществляется за использованием и охраной земель, то муниципальный земельный контроль — только за использованием земель.

Порядок ведения муниципального земельного контроля определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественным земельным контролем является деятельность граждан, некоммерческих организаций, общественных объединений, направленная на контроль за деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных Земельным Кодексом Российской Федерации, которые затрагивают права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях  проведения общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых органами власти актов и принимаемых ими решений[2].

Результаты общественного земельного контроля представляют из себя обращения, жалобы или иные предусмотренные законодательством формы и представляются в органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органы местного самоуправления. Они подлежат обязательному рассмотрению в 30-дневный срок с момента обращения и регистрации обращения.

Наиболее значимым является государственный земельный надзор. В соответствии со статьей 71 Земельного Кодекса Российской Федерации государственный земельный надзор осуществляется специально уполномоченными государственными органами. Он является всеобщим, то есть охватывает все категории земель на территории страны и касается всех собственников земли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов и иных носителей земельных прав.

Государственный земельный надзор является постоянным, то есть его осуществление не ограничивается временными промежутками и не имеет разового характера [2].

Государственный земельный надзор имеет следующие принципы:

  1. принцип комплексности отношений земельного надзора, согласно которому в зависимости субъектного и объектного состава этих отношений они могут носить характер как публично-правовых, так и частноправовых;
  2. принцип учета разделения властей, в соответствии с которым органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и в сфере земельного надзора и действуют в рамках предоставленных им полномочий;
  3. принцип преодоления множественности надзорных органов, который предполагает, что функции государственного земельного надзора должны осуществляться одним, специально уполномоченным на то органом, а в случае, если это невозможно, координироваться им;
  4. принцип разграничения надзорных и хозяйственных функций, следуя которому один и тот же орган не должен одновременно наделяться полномочиями по использованию земли и государственному надзору за таким использованием;
  5. принцип адекватной законотворческой деятельности в сфере земельного надзора, согласно которому проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы, призванные регулировать отношения в названной сфере, должны учитывать изменения в понимании земельного надзора, его целей, задач и принципов.

Государственный земельный надзор является не только функцией управления в сфере использования и охраны земель, межотраслевым правовым институтом и институтом земельного права, но и служит гарантией исполнения земельных законов, соблюдения требований рационального использования и охраны земель, а также представляет собой правовую форму деятельности в названной сфере.

Предметом проверок при осуществлении надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений требований земельного законодательства, органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность [3].

Нормативно правовые акты, применяемые при осуществлении государственного земельного надзора:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Земельный кодекс Российской федерации;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2004 № 172 –ФЗ;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18.03.2015 № 251;
  • Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ;
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1248;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 № 821;
  • Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 № 486;
  • Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141;
  • Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2011 № 532;
  • Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 № 93;
  • Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 11.08.2010 № 313;
  • Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.05.2010 № 178.

При осуществлении государственного земельного надзора в Российской федерации возникает ряд проблем:

  • недоверие к инспекторам со стороны проверяемой стороны;
  • недостаток инструктивных и методических материалов, необходимых для грамотного проведения проверок в рамках государственного земельного надзора;
  • проблема выявления нарушителя для привлечения к ответственности, малая эффективность надзора.

Для увеличения эффективности государственного земельного надзора можно предложить:

  1. Расширение штата инспекторов проводящих выездные проверки как и сотрудников отделов, с целью эффективного и более масштабного проведения работы по государственному земельному надзору;
  2. Увеличить полномочий муниципального контроля, в сфере соблюдения земельного законодательства, так как наибольший процент заявлений на проведении проверок поступают в адрес администраций муниципальных образований. Для этого рекомендуется составлять ежегодные планы проведения проверок соблюдения земельного законодательства в отношении как юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и физических лиц, проводить внеплановые проверки при наличии оснований полагать, что имеется нарушение земельного законодательства.
  3. Организовать более тесное сотрудничество с УМВД России, во избежание конфликтных ситуаций при проведении как государственных так и муниципальных проверок в связи с возникающим недоверием, недопониманием к сотрудникам проводящим проверку.
  4. Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного земельного надзора. Внесение необходимых поправок в КоАП РФ в части увеличения сроков давности привлечения к административной ответственности. В течение двухмесячного срока правонарушитель находит способы не присутствовать при рассмотрении дела вследствие объективных причин. В результате по делам принимаются решения о прекращении дела в виду истечения сроков давности.
  5. Улучшение информационной базы доступа к сведениям, как объектов, так и субъектов проверок по соблюдению земельного законодательства.
  6. Улучшение материально-технической базы, а именно: наличие персональных компьютеров, портативных принтеров и других средств, присутствие которых необходимо при выездных проверках, это позволит значительно сократить время проведения проверки[3].

Таким образом, делаем вывод, что государственный земельный надзор является неотъемлемой частью земельных отношений, его функции позволяют качественно и эффективно следить за соблюдением требований, норм, правил земельного законодательства, предложения и меры по совершенствованию проведения надзора позволят сделать земельный надзор более эффективным и увеличить еже моментный обхват проверяемых территорий.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 (изм. от 30.12.2008) Российская газета. - 2009. - 21 января.
2. Земельный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ.
3. Болтанова, Е. С. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации: постатейный комментарий / Е.С. Болтанова, С.З. Женетль; Под общ. ред. Е.С. Болтановой. - 2-e изд. - Москва: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 440 с.