Правовой режим использования земельных участков национальных парков
Legal regime of use of land plots of national parks
Особое внимание акцентируется на законодательстве использования земельных участков в границах национальных парков, в частности «Земельный кодекс». Рассмотрен Федеральный закон от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в части приватизации земельных участков, режима использования земельных участков особо охраняемых природных территорий федерального значения, выдел зон в национальных парках.
Проанализировано управление национальными парками. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду гражданам и юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности на территориях национальных парков.
Abstract: The article deals with the peculiarities of the legal regime of national parks as specially protected natural areas.
Particular attention is paid to the legislation on the use of land within the boundaries of national parks, in particular the "Land code". The Federal law of 14.03.1995 № 33-FZ "On specially protected natural areas", in terms of privatization of land, the regime of use of land of specially protected natural areas of Federal importance, the allocation of zones in national parks.
The management of national parks is analyzed. Features of providing the parcels of land which are in Federal property in rent to citizens and legal entities for implementation of recreational activity in territories of national parks.
Keywords: national parks, land use and legislation, land management actions, land use plans, specially protected natural areas, mode of use, federal laws.
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов [1]
Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности [2].
Национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Земельные участки национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [2].
Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации. Однако, в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель национальных парков [2].
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещается:
- изменение целевого назначения земельных участков, за исключением случаев предусмотренных Федеральным законом № 33 –ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
- предоставление садоводческих и дачных участков;
- предоставление земельных участков для индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
- строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
- разведка и разработка полезных ископаемых;
- деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
- деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
- заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
- движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;
- организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок, мест отдыха и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
- вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность;
- строительство объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктур;
- размещение скотомогильников (биотермических ям), создание объектов размещения отходов производства и потребления [3].
В целях установления режима в границах национального парка выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой деятельности, не предусмотренной Федеральным законом от 14.03.1995 г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях. Осуществляется зонирование территории с выделением [3]:
- заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;
- особо охраняемой зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой допускаются проведение экскурсий, посещение такой зоны в целях познавательного туризма;
- рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров;
- зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которая предназначена для сохранения указанных объектов и в границах которой допускается осуществление необходимой для их сохранения деятельности, а также рекреационной деятельности;
- зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка;
- зоны традиционного экстенсивного природопользования, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и в границах которой допускается осуществление традиционной хозяйственной деятельности и связанных с ней видов неистощительного природопользования [3].
Уменьшение площади заповедной зоны и площади особо охраняемой зоны, а также площади зоны традиционного экстенсивного природопользования не допускается [4].
Управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке [2].
Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. В границах национальных парков также могут находиться земельные участки иных собственников и пользователей без изъятия из хозяйственного использования [6].
Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами [5].
Федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие управление национальными парками, вправе предоставлять в границах зоны хозяйственного назначения своим работникам в безвозмездное пользование служебные наделы в порядке, установленном федеральными законами [5].
Особенности предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду гражданам и юридическим лицам для осуществления рекреационной деятельности на территориях национальных парков осуществляется следующим образом [1].
Земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством [4].
Также федеральное государственное бюджетное учреждение, осуществляющее управление национальными парками, осуществляет отказ от права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки на условиях и в порядке, которые установлены земельным законодательством [5].
Особенности подготовки договоров аренды земельных участков, в том числе связанные с соблюдением режима особой охраны национального парка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти [2].
Граждане и юридические лица, которым земельные участки, предоставлены в аренду, обязаны ежегодно проводить мероприятия по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режима особой охраны территорий национальных парков, согласованные с федеральным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим управление национальным парком. Перечень таких мероприятий утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся национальные парки [1].
Проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон, а также дифференцированный режим особой охраны (функциональное зонирование) национальных парков устанавливается уполномоченным согласовываются с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся национальные парки [4].
На сегодняшний день создание и развитие эффективного правового механизма в сфере сохранения природной среды особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима, а прежде всего особо охраняемых природных территорий федерального значения, таких как национальные парки на очень важно и актуально. Потому, следует, внимательно относится к созданным на сегодняшний день правовым нормам и правилам, а также развивать данную сферу, сохраняя естественные экологические системы нашей страны [3].
Библиографический список
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147;2. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "Об особо охраняемых природных территориях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019);
3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды";
4. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О землеустройстве";
5. Приказ Минприроды России от 09.11.2012 N 380 "Об утверждении Положения о национальном парке "Куршская коса" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2012 N 26255);
6. "Законодательство об охране окружающей среды: изменения, итоги и перспективы развития" (Тихомирова Л.А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015).