Индекс УДК 332.2
Дата публикации: 20.05.2015

Система земельного учета в Туркменистане

The land registry system in Turkmenistan

Станчин Иван Михайлович
Воронежский экономико-правовой институт
Stanchin Ivan Mihailovich
Voronezh Economics and law Institute

Аннотация: Предмет/тема. Объемы производства сельскохозяйственной продукции зависят от эффективного использования земельных ресурсов и их наличия, которое устанавливается в процессе учета. Не смотря на однородность земельных и сельскохозяйственных угодий, используемых в различных категориях хозяйств, их учет осуществляется дифференцированно для организаций и предприятий и для находящихся в пользовании населения. В выполненном исследовании на основании конкретного практического материала на примере Туркменистана даны предложения по совершенствованию методического подхода системы учета земельных ресурсов и их объективного количественного отражения.
Цели/задачи. Учитывая важность земельного учета автор настоящей работы наметил цель осветить сложившуюся систему земельного учета в Туркменистане и дать предложения по её совершенствованию.
Методология. Исследование основывается на общепринятых экономических методах исследования с широким применением сравнения земельно-учетных и статистических данных при существующей и рекомендуемой системе земельного учёта.
Результаты. В результате работы была проанализирована система земельного учета в Туркмени­стане, внесены предложения по земельно-водной ре­форме в Туркменистане на основе изме­нений организации земельно-учетной документа­ции.
Выводы/значимость. Сделан вывод о целесообразности к земельно-учетным работам подходить по единому критерию, учитывающему лишь физические свойства земельных ресурсов.

Abstract: The subject. The volume of agricultural production depend on the effective use of land resources and their availability, which is set in the inventory process. Despite the homogeneity of the land and agricultural land used in different categories of farms, their account is differentiated for organizations and companies and are in use by the population. In investigation performed on the basis of specific practical material on the example of Turkmenistan the proposals for improvement of the methodological approach of the system of land resources and their objective quantitative reflection.
Objectives. Given the importance of land registration author of this paper outlined a goal to highlight the existing system of land registration in Turkmenistan and to make suggestions for its improvement.
Methodology. The study is based on generally accepted methods of economic research with the extensive use of land and the comparison of accounting and statistical data in an existing system and recommended land Registry.
Results. As a result, the work analyzed the system of land registration in Turkmenistan, the proposals on land and water reforms in Turkmenistan on the basis of changes in the organization of land records.
Conclusions. The conclusion of the feasibility of a land registration work to approach the single criterion that takes into account only the physical properties of the land.
Ключевые слова: земля, земельные и сельскохозяйственные угодья, земельный учет, пашня, многолетние насаждения, залежь, пастбища

Keywords: land, land and agricultural land, land accounting, arable land, perennial plantations, fallow lands, pastures


Введение. К числу основных компонентов природного потенциала относится земля, которая является всеобщим средством труда, а в сельском хозяйстве еще и предметом труда и главным средством производства. Земля является основой производства продуктов питания людей, местом обитания и жизнедеятельности человека. Земля, в отличие от средств производства, созданных человеком, незаменима. В этом состоит ее специфическая особенность, обуславливающая постоянную актуальность проблемы рационального использования.

Земля – как главное национальное достояние, его основной и незаменимый природный ресурс отмечается в конституциях и законах всех стран. Вполне логично, что эта роль земли отражена и в Кодексе Туркменистана «О земле» (статья 1. Земля в Туркменистане), где сказано: «Земля в Туркменистане является достоянием туркменского народа, находится под охраной государства и подлежит рациональному и эффективному использованию». [1, c. 98] Хотя в Кодексе Туркменистана «О земле» (статья 2. Земельное законодательство Туркменистана) и говорится о том, что «Земельное законодательство Туркменистана основывается на Конституции Туркменистана», [2, c. 98-99] тем не менее правомерно заметить, что в Конституции Туркменистана говорится: «Мы, народ Туркменистана…», [3, c. 9] в то время как в статье 1 Кодекса Туркменистана «О земле» право на земельное достояние предоставлено лишь туркменскому народу. По данным Википедии (свободной энциклопедии) в настоящее время «Большая часть населения Туркменистана  – туркмены. В стране также живут узбеки, русские, казахи, татары и несколько десятков других народов». [4] Первый Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов в докладе перед Халк Маслахаты (Народный Совет) Туркменистана 18 февраля 2001 г. обнародовал следующие данные по этническому составу населения Туркменистана: «В Туркменистане представлено более сорока народов. Мы с ними живём в мире и согласии. 3 % населения страны — узбеки, 2 % — русские. Коренная нация — туркмены — составляет 91 %». [5]

Поэтому это положение статьи 1 Кодекса Туркменистана «О земле» в части приоритета туркменского народа на земельное достояние противоречит Конституции Туркменистана, в статье 19 которой говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина перед законом независимо от национальности…». [6, c.18]

Особые место и функции в экономике Туркменистана земля выполняет еще и потому, что является источником жизни, трудовой деятельности и местом непосредственного проживания в сельской местности большей части населения. Поэтому для Туркменистана, где сельское население превышает городское, особо важное и с государственных и с экономических позиций значение приобретают вопросы, связанные с наличием, состоянием и потенциальной возможностью наиболее эффективного использования земельных ресурсов.

Цель исследования. Реальные показатели выхода сельскохозяйственной продукции зависят от многих факторов,в том числе и от фактического наличия земельных ресурсов, которое устанавливается в процессе земельного учета. Достоверность земельного учета, отражающее реальную ситуацию, тем выше не только от применяемых технических средств измерения площадей земельных и сельскохозяйственных угодий, но и от методики ведения земельного учета. Учитывая важность земельного учета автор настоящей работы наметил цель осветить сложившуюся систему земельного учета в Туркменистане и дать предложения по её совершенствовании..

Методы исследования. Исследование основывается на общепринятых экономических методах исследования с широким применением сравнения земельно-учетных и статистических данных при существующей и рекомендуемой системе земельного учёта.

Результаты. Система земельного учета в Туркмени­стане получена в наследие от социалистиче­ского землепользования и социалистических земельных отношений, построенных на госу­дарственной собственности на землю и госу­дарственной совхозной и колхозно-коопера­тивной собственности на средства производ­ства. Надо отметить, что учет земель и кон­троль за их использованием был поставлен при той системе на достаточно высоком уровне. Предъявлялись высокие требования к хозяйственным органам, использующим землю по недопустимости ее выпадения в залежь, или переводу в менее продуктивные угодья. Приоритет при социалистической системе был отдан коллективному ведению сельского хозяйства, крупному производству – колхозам и совхозам, которым земля по Зе­мельному кодексу предоставлялась в бес­срочное вечное пользование. Понятие част­ной собственности на землю изначально от­вергалось, и поэтому земля в частную собст­венность никому не предоставлялась, по­скольку в конституционном и законодатель­ном порядке вся земля была национализиро­вана и являлась государственной собственно­стью. Выделение земли для ведения личного подсобного хозяйства осуществлялось в воз­можно минимальных размерах и лишь в при­усадебное пользование. И даже жилые и про­изводственные постройки, размещенные на приусадебных землях, по характеру собст­венности сохраняли двойственность: земля не была собственностью, а непосредственно расположенное на этом земельном участке строение могло быть собственностью кон­кретного лица. Парадоксальность системы учета состояла в игнорировании возможности достаточно эффективного и рационального использования с народнохозяйственных по­зиций земель, находящихся в приусадебном пользовании для ведения личных подсобных хозяйств и садово-огородных участков.

Хотя в настоящее время развитию лич­ных подсобных хозяйств уделяется безус­ловно большее внимание и придается боль­шее экономическое значение, система учета земель, тем не менее, осталась прежней. Единственным изменением в ней является то, что ранее данные земельного учета обобща­лись по состоянию на 1 ноября каждого года, а в настоящее время – на 1 января.

Земля является главным национальным достоянием Туркменистана, его основным и незаменимым природным ресурсом. Земля является основным средством производства продуктов питания для людей, местом обита­ния и жизнедеятельности человека. Поэтому очень важно в экономической ситуации страны иметь четкое информационное обес­печение о количестве и качестве земельных ресурсов, их размещении и использовании. Такую информацию в соответствии с поста­новлением Президента Туркменистана от 8 сентября 2000 г. формирует Служба по зе­мельным ресурсам при Министерстве сель­ского хозяйства Туркменистана. В то же время следует отметить, что в земельном учете, который ведется в Туркменистане, имеется немало противоречий, которые пе­решли «по наследству» от прежней системы.

1. Одним из главных видов сельскохо­зяйственных угодий по существующей мето­дике учета земель в Туркменистане является пашня. Если пашня находится в пользовании крестьянских объединений, в собственности дайханских (фермерских) хозяйств, в пользо­вании других сельскохозяйственных, про­мышленных, транспортных, лесохозяйствен­ных и т.д. предприятий, то в таком случае эта пашня, находящаяся в составе вышеназван­ных предприятий, по классификации земель­ного учета называется пашня и относится к сельскохозяйственным угодьям. Точно такая же по своим физическим свойствам и выпол­няющая те же функции пашня, но находя­щаяся в приусадебном пользовании для веде­ния личных подсобных хозяйств, на садово-огородных, дачных участках, к пашне, как сельскохозяйственному угодью, не относится и в сельскохозяйственные угодья по системе земельного учета не включается.

Так, например, на 1.01.2009 г. находящаяся в пользовании в целом по Туркменистану пло­щадь пашни составляла по земельному учету 1525,7 тыс. га. И на вопрос о площади пашни в стране можно получить однозначный ответ с указанием вышеназванного размера. В то же время в собственности граждан для ведения приусадебного хозяйства числилось еще 107,0 тыс. га и на садово-ого­родных участках населения – 1,5 тыс. га пахотных земель, а площадь пашни в целом по Туркменистану должна была бы составить при отражении фактических площадей пахотной земли в размере 1634,2 тыс. га (табл. 1).

Таблица 1. – Площадь пашни в составе сельскохозяйственных угодий Туркменистана по земельному учету и по предлагаемой методике, тыс. га (в административных границах на начало года) [7-21]

Годы

Площадь пашни в составе сельскохозяйственных угодий

В том числе

в сельскохозяйственных и других предприятиях

в приусадебном пользовании

на садово-огородных участках

по учету

предлагается

1991

1259,3

1289,6

1259,3

30,1

0,2

1992

1293,2

1352,3

1293,2

58,2

0,9

1993

1335,2

1405,1

1335,2

68,3

1,6

1994

1495,7

1571,3

1495,7

74,0

1,6

1995

1595,8

1776,7

1595,8

79,2

1,7

1996

1628,4

1712,7

1628,4

83,3

1,0

1997

1635,3

1722,6

1635,3

86,1

1,2

1998

1643,2

1733,2

1643,2

88,1

1,9

1999

1602,8

1694,5

1602,8

89,9

1,8

2000

1623,4

1716,3

1623,4

91,0

1,9

2001

1642,7

1736,4

1642,7

91,9

1,8

2002

1658,2

1751,7

1658,2

91,9

1,6

2003

1675,1

1768,7

1675,1

92,0

1,6

2004

1693,0

1793,8

1693,0

99,3

1,5

2005

1714,7

1809,5

1714,7

93,3

1,5

2006

1733,9

1829,6

1733,9

94,3

1,4

2007

1777,8

1873,5

1777,8

94,3

1,4

2008

1535,5

1645,9

1535,5

108,9

1,5

2009

1525,7

1634,2

1525,7

107,0

1,5

2. Аналогично классифицируются при существующей методике земельного учета и площади многолетних насаждений. Сады и виноградники, тутовники, находящиеся в пользовании сельскохозяйственных и других предпри­ятий, включаются в состав сельскохозяйст­венных угодий. Такие же многолетние пло­дово-ягодные насаждения на приусадебных землях и на садово-огородных участках граждан в состав сельскохозяйственных угодий не входят. Таким образом, учитываются земельные угодья, исходя не из физических свойств, а из социальной принадлежности и категории пользователя – общественное производство и личное подсобное хозяйство гражданина. Кроме того, система учета многолетних насаждений была бы более полной, если в составе многолетних насаждений учесть созданные искусственно орошаемые лесные полосы и лесные насаждения (табл. 2).

Таблица 2 – Площадь многолетних насаждений в составе сельскохозяйственных угодий Туркменистана по земельному учету и по предлагаемой методике, тыс. га (в административных границах на начало года) [7-21]

Годы

Площадь многолетних насаждений в составе сельскохозяйственных угодий

В том числе

в сельскохозяйственных и других предприятиях

в приусадебном пользовании

на садово-огородных участках

лесопо­лосы и лесона­саждения

По учету

Предлагается

1991

61,6

81,0

61,6

7,4

4,3

7,7*

1992

59,6

81,5

59,6

9,7

4,5

7,7

1993

56,1

78,9

56,1

10,2

3,3

9,3

1994

53,5

75,8

53,5

10,9

3,3

8,1

1995

53,9

78,3

53,9

11,4

3,2

9,8

1996

52,3

75,8

52,3

11,7

1,2

10,6

1997

51,8

74,7

51,8

11,4

1,1

10,4

1998

49,9

74,3

49,9

11,9

2,3

10,2

1999

46,6

72,1

46,6

12,1

2,5

10,9

2000

45,3

70,6

45,3

12,0

2,4

10,9

2001

44,4

79,1

44,4

12,4

1,0

21,3

2002

41,6

79,0

41,6

12,1

0,9

24,4

2003

41,0

83,3

41,0

17,0

0,9

26,9

2004

40,4

80,3

40,4

13,1

0,9

25,9

2005

33,1

75,7

33,1

15,2

0,9

26,5

2006

32,7

75,6

32,7

15,2

0,9

26,8

2007

32,0

74,9

32,0

15,2

0,9

26,8

2008

30,6

74,8

30,6

13,1

0,8

30,3

2009

30,1

73,7

30,1

12,8

0,8

30,0

Так, площадь многолетних плодово-ягодных насаждений и тутовников, включенных в состав сельскохозяйственных угодий, составила по Туркменистану в 2009 г. 30,1 тыс. га, а 12,8 тыс. га садов и виноградников на приусадеб­ных землях и 0,8 тыс. га на садово-огородных участках в их состав не включена. Кроме плодовых имеются леса и лесонасаждения. В 2009 г. они числились на площади 30,0 тыс. га, а об­щая площадь всех видов многолетних насаждений по Туркменистану по предлагаемой методике учета составила во всех формах хозяйствования 73,7 тыс. га.

3. В составе сельскохозяйственных угодий учитываются земли, выпавшие в за­лежь. Причины выпадения земель в залежь могут быть как объективного характера, так и субъективного, связанного с нерациональным использованием, а также неиспользуемые по различным при­чинам. Следует ли в составе сельскохо­зяйственных, пусть некогда и ценных, угодий учитывать те земли, которые выпали из сель­скохозяйственного оборота и на данный мо­мент не используются? Если исходить из характера использования земли на момент учета, то ответ, видимо, последует отрицательный, поскольку выпавшие из сельскохозяйственного оборота земли не используются ни для каких целей.

4. В тоже время в составе земельного фонда имеются земли, находящиеся в стадии мелиоративной подготовки, которые служат резервом пополнения сельскохозяйственных угодий. Их абсолютный размер по годам сильно колеблется, но по от­ношению к площади орошаемых земель они со­ставляют примерно такие же площади, как и залежные земли (табл. 3).

Таблица 3. – Сопоставление площадей залежных земель и земель, находящихся в стадии мелиоративной подготовки(на начало года) [7-21]

Годы

Пашня, тыс. га

Залежные земли

Земли в стадии мелиоративной подготовки

площадь, тыс. га

к площади пашни, %

площадь, тыс. га

к площади пашни, %

1991

1259,3

113,7

9,0

6,1*

0,5

1992

1293,2

14,0

1,1

6,1

0,5

1993

1335,2

21,2

1,6

63,2

4,7

1994

1495,7

15,9

1,1

55,5

3,7

1995

1595,8

11,2

0,7

61,9

3,7

1996

1628,4

11,2

0,7

62,9

3,9

1997

1635,3

15,1

0,9

59,7

3,7

1998

1643,2

14,8

0,9

59,9

3,6

1999

1602,8

61,7

3,9

54,1

3,4

2000

1623,4

50,0

3,1

52,0

3,2

2001

1642,7

50,7

3,1

49,1

3,0

2002

1658,2

62,1

3,7

46,8

2,8

2003

1675,1

64,9

3,9

48,0

2,9

2004

1693,0

62,7

3,7

48,0

2,8

2005

1714,7

12,7

0,7

403,3

23,5

2006

1733,9

12,6

0,7

410,8

23,7

2007

1777,8

13,4

0,7

410,8

23,1

2008

1535,5

154,5

10,1

21,0

1,4

2009

1525,7

155,5

10,2

37,6

2,5

За период 1991-2009 гг. площадь залежных земель по отношению к пашне составляла от 0,7% до 10,2%, а площадь земель в стадии мелиоративной подготовки – от 0,5% до 23,7% . При сложении процентных отношений за 1991-2009 гг. интегральная сумма процентов по залежам составила 59,8%, а по землям в стадии мелиоративной подготовки – 82,9%. Средний годовой процент отношения залежей к пашне составит 3%, а по землям в стадии мелиоративной подготовки – 4,6%, т.е. достаточно близкие по размеру показатели.

На землях, классифицируемых по зе­мельному учету, как «в стадии мелиоратив­ной подготовки», проводятся работы по вер­тикальной планировке, мелиоративному улучшению, т.е. выполняется определенный подготовительный комплекс работ с целью последующего вовлечения и использования земли в сельскохозяйственном производстве. Земли, проходящие стадию мелиоративной подготовки, представляют собой потенциал количественного увеличения площади пашни и многолетних насаждений, и по своему ка­чественному состоянию они гораздо больше отвечают сущности и содержанию сельскохо­зяйственных угодий, чем залежь. Поэтому представляется целесообразным земли, про­ходящие стадию мелиоративной подготовки, также включить в категорию сельскохозяйст­венных угодий, также как и залежи. Естест­венно, что процесс выпадения пашни в залежь следует рассматривать как самый негативный в использовании земель. Однако с точки зрения фактически склады­вающихся обстоятельств производственно-хозяйственного использования земельных ресурсов отражение реальной действительно­сти в учете земель все же лучше кажущейся несостоятельности, поскольку правильное решение продовольственной независимости возможно только при объективной информа­ционной основе, и, прежде всего, достовер­ном учете земельного фонда.

Исходя из вышеизложенных соображе­ний, представляется целесообразным в со­ставе предложений по земельно-водной ре­форме в Туркменистане предусмотреть изме­нение системы земельно-учетной документа­ции, ведения учета земель и пересмотра клас­сификации угодий, относимых к разряду сельскохозяйственных.

Вышеизложенные особенности отра­жения наличия земельных ресурсов требуют объективного дифференцированного подхода при их учете и вызывают необходимость не только дополнительных разъяснений при вы­полнении работ по анализу земельных ресур­сов, но и допустимых в пределах объектив­ной реальности отклонений от некоторых положений сложившейся системы учета зе­мельного фонда при отражении количествен­ных и структурных показателей.

Выводы

  1. Из-за неадекватного подхода к оценке земельных и сельскохозяйственных угодий, находящихся в пользовании сельскохозяйственных предприятий и организаций, и в пользовании личных подсобных хозяйств, садовых, дачных и огородных участков населения система земельного учета не позволяет с реальной достоверностью отразить фактическое их наличие.

  2. Целесообразно к земельно-учетным работам подходит по единому критерию, учитывающему лишь физические свойства земельных ресурсов.

Библиографический список

1. Кодекс Туркменистана «О земле». С изменениями и дополнениями на 30.06.2008 г. – Министерство Адалат Туркменистана, Туркменская государственная издательская служба. Ашхабад: 2008, с. 98.
2. Там же, с. 98-99.
3. Конституция Туркменистана. Глава I. Общие положения. Общественно-политическое издание. – Туркменская государственная издательская служба, Ашхабад: 2008, с. 9.
4. Туркмения – Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/Туркмения
5. Газета «Нейтральный Туркменистан» от 14 апреля 2001 г. и сайт turkmenistan.ru
6. Конституция Туркменистана. Глава II. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в Туркменистане. Общественно-политическое издание. – Туркменская государственная издательская служба, Ашхабад: 2008, с. 18.
7. О наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам и землепользователям на 1 января 1992 г. – Собрание актов Президента Туркменистана и решений Правительства Туркменистана, 1992, № 4, с. 72-75.
8. О наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладельцам и землепользователям на 1 января 1993 г. – Собрание актов Президента Туркменистана и решений Правительства Туркменистана, часть II, 1993, № 8, с. 18-21.
9. Министерство сельского хозяйства Туркменистана. Письмо от 08.01.2010 г. № 03-6.
10. Станчин И., Лерман Ц. Аграрная реформа в Туркменистане. – Иерусалимский университет, Центр исследования экономики сельского хозяйства. Израиль, Реховот: 2003, с. 87-90.
11. Станчин И.М. Продовольственная безопасность Туркменистана// Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2.№ 3 (10). С. 417-421.
12. Lerman Z., Stanchin I. Institutional changes in Turkmenistan's agriculture: impacts on productivity and rural incomes// Eurasian Geography and Economics. 2004. Т. 45. № 1. С. 60-72.
13. Статистический ежегодник Туркменистана 1996. Том 2. – Национальный институт статистики и прогнозирования Туркменистана (Туркменстатпрогноз), Ашхабад: 1997, с. 56.
14. Сельское хозяйство Туркменистана в 1998 году. – Национальный институт статистики и прогнозирования Туркменистана (Туркменстатпрогноз), Ашхабад: 1999, с. 24-25.
15. Сельское хозяйство Туркменистана в 1999 году. – Национальный институт государственной статистики и информации Туркменистана (Туркменмиллихасабат), Ашхабад: 2000, с. 23-24.
16. Сельское хозяйство Туркменистана в 2000-2001 году. – Национальный институт государственной статистики и информации Туркменистана (Туркменмиллихасабат), Ашхабад: 2002, с. 24-25.
17. Сельское хозяйство Туркменистана в 2002-2003. – Национальный институт государственной статистики и информации Туркменистана (Туркменмиллихасабат), Ашхабад: 2004, с. 24-25.
18. Сельское хозяйство Туркменистана 2004-2005. – Национальный институт государственной статистики и информации Туркменистана (Туркменмиллихасабат), Ашхабад: 2006, с. 24-25.
19. Сельское хозяйство Туркменистана 2006-2007. – Государственный комитет Туркменистана по статистике (Госкомстат), Ашхабад: 2008, с. 14-15.
20. Сельское хозяйство Туркменистана 2007-2008. – – Государственный комитет Туркменистана по статистике (Госкомстат), Ашхабад: 2009, с. 13-15.
21. Эффективность использования сельскохозяйственных угодий в Туркменистане. – Национальный институт государственной статистики и информации Туркменистана (Туркменмиллихасабат), Ашхабад: 2004, с. 16.