Индекс УДК 332.055
Дата публикации: 04.08.2016

Стратегические направления развития АПК Южного макрорегиона России

Strategic directions of development of agrarian and industrial complex of the Southern macroregion of Russia

1. Митрофанова Инна Васильевна
2. Иванов Николай Прокофьевич
3. Митрофанова Инна Алексеевна
1. Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН, г. Ростов-на-Дону, Россия
2. Доктор экономических наук, профессор, начальник управления по стратегическому развитию Ставропольского государственного
медицинского университета, г. Ставрополь, Россия
3. Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград, Россия
1. Mitrofanova Inna Vasilyevna
2. Ivanov Nikolay Prokofyevich
3. Mitrofanova Inna Alekseevna
1. Doctor of Economic Sciences, Leading Scientific Researcher, Institute of Social, Economic and Humanitarian Researches of the Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, Russia
2. Doctor of Economic Sciences, Professor, Vice President on the Strategic Development Stavropol State Medical University, Stavropol, Russia
3. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and management Volgograd state technical university, Volgograd, Russia

Аннотация: Цель. Выявить перспективные направления модернизации агропромышленного комплекса Юга России в условиях действия внешнеэкономических санкций.
Метод. Методологической основой решения поставленных авторами задач стала реализация диалектических принципов исследования в рамках системного и эволюционного подходов; использован креативный синтез общенаучных и специфических методов исследования: субъектно-объектный, структурно-функциональный, компаративный и другие виды анализа, а также метод экспертных оценок.
Результат. Наиболее перспективными направлениями модернизации агропромышленного комплекса Юга России являются: обеспечение специализированного малого и среднего бизнеса качественным исходным сырьем; ввод новых мощностей по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции; создание эффективной региональной сети для обеспечения устойчивой системы реализации пищевых продуктов краевых производителей, способную успешно конкурировать с внешними сетевыми компаниями; выделение и закрепление в городах и районах производственных площадей для реализации продукции местных производителей; развивать кооперационных логистических цепочек производства пищевых продуктов высокого качества; создания диверсифицированного овцеводческого кластера в СКФО с последующим подключением и регионов ЮФО; создания на Юге России крупнотоннажного хлопкового производства.
Выводы. В условиях действующих санкционных ограничений для России необходимы целенаправленные действия региональных властей по организации тесного межхозяйственного взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности, ассоциаций и союзов сельхозтоваропроизводителей, логистических связей между производителями и переработчиками продукции. Нуждаются в коррекции традиционные подходы к функционированию АПК Юга России: новые виды деятельности и новые производства, с одной стороны, должны использоваться как инструменты образования и развития районных, межрайонных кластерных структур в сфере традиционного АПК, а, с другой, способны значительно расширить отраслевые возможности, стать основой для создания более значимых производств и межрегиональных кластерных структур общероссийского значения.


Abstract: Background. To reveal the perspective directions of modernization of agro-industrial complex of the South of Russia in the conditions of action of the external economic sanctions.
Methods. Realization of the dialectic principles of research within system and evolutionary approaches became a methodological basis of the solution of the tasks set by authors; creative synthesis of general scientific and specific methods of research is used: subject and object, structurally functional, comparative and other types of the analysis, and also method of expert evaluations.
Result. The most perspective directions of modernization of agro-industrial complex of the South of Russia are: ensuring specialized small and medium business with qualitative initial raw materials; input of new capacities for processing and storage of agricultural production; creation of an effective regional network for providing steady system of realization of foodstuff of regional producers, capable is successful to compete with the external network companies; allocation and fixing in the cities and regions of floor spaces for sales of products of local producers; to develop cooperation logistic chains of production of quality foodstuff; creations of a diversified sheep-breeding cluster in North Caucasus federal district with the subsequent connection and regions of the Southern Federal District; creations in the south of Russia of large-capacity cotton production.
Conclusions. In the conditions of the operating sanctions restrictions purposeful actions of the regional authorities on the organization of close intereconomic interaction of subjects of business activity, associations and the unions of agricultural producers, logistic communications between producers and processors of production are necessary for Russia. Traditional approaches to functioning of agrarian and industrial complex of the South of Russia need correction: new kinds of activity and new productions, on the one hand, have to be used as instruments of education and development of regional, interdistrict cluster structures in the sphere of traditional agrarian and industrial complex, and, with another, are capable to expand considerably branch opportunities, to become a basis for creation of more significant productions and interregional cluster structures of the all-Russian value.
Ключевые слова: Юг России, диверсифицированный производственный комплекс, сельское хозяйство, перерабатывающая промышленность, пищевая промышленность, рынок продуктов питания, кластеры

Keywords: South of Russia, diversified industrial complex, agriculture, processing industry, food industry, market of food, clusters


Статья подготовлена в лаборатории социальных и экономических исследований Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН в рамках НИР «Проблемы демографического и социально-экономического развития южного макрорегиона» (№ государственной регистрации АААА-А16-116012610047-9).

Введение. В условиях действующих санкционных ограничений для Российской Федерации эффективность институтов региональной власти должна определяться их способностью преодолевать инерционность региональных экономических систем, имеющиеся разрывы и фрагментацию общественно-экономической структуры, обеспечивать устойчивое функционирование хозяйственного комплекса территории. Необходимость структурных преобразований в хозяйственном комплексе регионов, обеспечение инновационного управляющего воздействия региональных властей на создание качественно новой региональной экономики должна определяться задачами развития экономики страны по принципу гармоничного встраивания и дополнения [1].

Cпецифика АПК Южного макрорегиона России и Ставрополья. В структуре сельскохозяйственного производства Ставрополья преобладает производство озимой пшеницы с предельно рекордной урожайностью, многолетние проблемы в молочном и мясном скотоводстве, овощеводстве в открытом грунте, семеноводстве и селекционной работе, отсутствие необходимых мощностей по переработке и хранению производимой продукции, большая часть которой вывозится из региона в виде сырья, не позволяет успешно конкурировать на рынке продовольствия и обеспечить эффективную занятость сельского населения [1; 2].

Принимаемые правительством края меры по развитию аграрного сектора экономики с использованием программно-целевого метода, а также реализация точечных инвестиционных проектов по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, в основном в районных центрах, дают определенные положительные результаты. Однако масштабных системных действий по наращиванию производства продуктов питания (на первом этапе до уровня середины восьмидесятых годов двадцатого века), защите краевого рынка продовольствия, обеспечению продовольственной безопасности региона региональные власти не проводят.

Без целенаправленных действий региональных властей по организации тесного межхозяйственного взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности, ассоциаций и союзов сельхозтоваропроизводителей, логистических связей между производителями и переработчиками продукции, которые могут стать основой для формирования эффективных кластерных структур, кардинально изменить ситуацию в АПК, обеспечить высокооплачиваемой работой трудоспособных сельских жителей по месту проживания, существенно повысить долю аграрного сектора экономики в ВРП края и налоговые поступления в бюджет края, не представляется возможным [3; 4].

Чтобы стать активным и весомым игроком на рынке продуктов питания, краевым и муниципальным органам власти необходимо не только обеспечить проведение скоординированного комплекса работ по организации в крае современного масштабного многопрофильного производства продовольственных товаров с высокими потребительскими свойствами, но и создать эффективную региональную сеть для обеспечения устойчивой системы реализации пищевых продуктов краевых производителей, способную успешно конкурировать с внешними сетевыми компаниями, наводнившими рынок продовольствия Ставропольского края, и активно продвигать производимую продукцию за его пределы [5; 6; 7]. Причем в рамках закона о торговле, не нарушая антимонопольного законодательства и развивая конкурентную среду. Нужны нестандартные организационно-управленческие действия, направленные на поддержку местных производителей продовольствия, включая даже выделение лучших мест под фирменную торговую сеть.

Модернизация АПК Юга России. Выделение и закрепление в городах и районах производственных площадей для реализации продукции местных производителей, контроль за этим процессом непосредственно первых руководителей регионов, обеспечивает высокий стимулирующий эффект и привлекательность для представителей малого и среднего бизнеса создавать и развивать кооперационные логистические цепочки производства пищевых продуктов высокого качества.

При реализации подобного управленческого решения, которое позволит в режиме реального времени получать объективную оценку возможностей АПК края по наполнению прилавков пищевыми продуктами собственного производства (чем, в каких объемах, какого качества, каких потребительских свойств) в условиях постоянно растущей межрегиональной и международной конкуренции на рынке продовольствия вместо лозунговых призывов («покупай …», «накормим …» и т.д.), императивом является способность властных структур своевременно принимать упреждающие меры по расширению номенклатуры и увеличению объемов производства продуктов питания, совершенствованию логистики продовольственной экспансии за пределами края, путей развития взаимовыгодного товарообмена и инициации создания совместных межрегиональных хозяйствующих объединений.

Для создания новых рабочих мест на селе, активизации процесса структурной модернизации агропромышленного комплекса Ставрополья вполне допустимо использование и некоторых элементов китайского опыта «творческого» разрушения, при котором устранение старой экономики шло через создание новой, а небольшие города и деревни освобождались от обязательной сельхозориентации и переключались на другие виды деятельности [1; 8].

Вместе с тем, в условиях Ставрополья целесообразно изменить традиционные подходы к модернизации сельскохозяйственного производства, так как новые виды деятельности и новые производства, с одной стороны, могут и должны использоваться как своеобразные инструменты образования и развития районных и межрайонных кластерных структур в сфере традиционного агропромышленного производства, а, с другой, способны значительно расширить отраслевые возможности и стать основой для создания более значимых производств и межрегиональных кластерных структур общероссийского значения.

Следует рассмотреть возможности и определить стратегические ориентиры участия Ставропольского края в обеспечении реализации стратегического решения Правительства страны по активному освоению российского Крайнего Севера и Арктики.

В настоящее время у края есть реальная возможность в конкурентной борьбе занять относительно свободную рыночную нишу производства и поставок натуральных высококачественных и высококалорийных продуктов питания для северян (работников топливно-энергетического комплекса, социальной сферы, транспортников, военных и т.д.). Очевидно и здесь определяющими условиями успеха, кроме фактора времени, являются инновационный менеджмент властей края по организации соответствующих производств и агрессивный маркетинг по продвижению продовольственной продукции края на арктическое побережье страны, тем более что определенные заделы в этом направлении имеются [9; 11-13].

Масштабное освоение российского Крайнего Севера и Арктики, кроме бесперебойного обеспечения продуктами питания, должно также обеспечиваться производством добротной одежды из натуральных материалов для надежной защиты производственного персонала и жителей арктических регионов от воздействия жестких климатических условий. Именно Ставропольский край может стать системообразующим центром для создания двух взаимосвязанных многоотраслевых кластеров на Юге России, включая СКФО и ЮФО, обеспечить принципиально иное развитие производящего комплекса макрорегиона и стать своеобразным премьер − конкурентом.

Развитие овцеводства в Ставрополье. Почвенно-климатические условия Ставропольского края и республик СКФО исторически обусловили развитие овцеводства и традиционных народных промыслов, связанных с первичной обработкой шерсти, производством различных шерстяных изделий ручной работы, который активно трансформируется в хорошо технически оснащенный надомный труд. В тоже время становится все более острой проблема обеспечения качественным исходным сырьем заданных параметров (шерстяная нить, пряжа) энергично развивающегося специализированного малого и среднего бизнеса округа.

В пределах СКФО сосредоточено самое крупное поголовье овец различных пород (тонкорунных, грубошерстных и полугрубошерстных, мясных), что является достаточной исходной базой для формирования крупного межрегионального кластера федерального значения, ориентированного на динамичное развитие овцеводства, глубокую переработку исходного сырья, получение инновационных продуктов, на конечное производство широкой гаммы изделий из натуральной шерсти, включая различные ткани.

Выгодное географическое положение Ставропольского края, действующие в крае почти тридцать овцеводческих племенных заводов и племенных репродукторов, имеющиеся специализированные научные базы Россельхозакадемии, включая НИИ «Овцеводства и козоводства», функционирующая в Ставропольском аграрном университете уникальная лаборатория по сертификации шерсти, многолетний опыт эксплуатации шерстомойного комбината, наличие высококвалифицированного кадрового потенциала являются вполне достаточными побудительными мотивами для органов управления региона по активной инициации создания диверсифицированного овцеводческого кластера в СКФО с последующим подключением и регионов ЮФО [1; 2; 14; 15].

Определяющее значение имеет фактор времени, тем более что в соседней Карачаево-Черкесии уже построена и стала республиканским брендом фабрика по переработке шерсти. Существенно повысить эффективность овцеводческого кластера, придать новый импульс комплексному развитию Южного макрорегиона может создание на Юге России многопрофильного импортозамещающего крупнотоннажного производства хлопка [2; 3; 10].

Развитие сырьевой хлопковой базы в южных регионах. Наличие собственной сырьевой хлопковой базы для любого государства является одним из важнейших элементов экономической, военной и политической независимости. Сегодня хлопчатник в аридных и субаридных зонах возделывают около 90 стран мира. В Южном макрорегионе площадь таких территорий в структуре пашни постоянно растет и приближается к 50%. В прошлом веке уже предпринимались три попытки создания на Юге России крупнотоннажного хлопкового производства в Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях, Чеченской Республике и Республике Дагестан. Основным хлопкосеющим регионом России считался Ставропольский край, производивший свыше 60 тыс тн хлопка-сырца, в г. Буденновске активно работал Институт хлопководства неорошаемых районов − центр российского хлопководства.

В текущем столетии в ФЦП «Юг России» включались два проекта по возрождению отрасли хлопководства в Ставропольском крае и Астраханской области, однако их реализация предусматривалась, в основном, на местном энтузиазме и не стала отправной точкой начала масштабных работ, хотя Южный макрорегион по комплексу почвенно-климатических условий является единственным регионом России для промышленного хлопководства [1; 2; 3; 15].

Несмотря на различные организационные преобразования, вызванные изменениями экономических отношений в стране, нежелание федеральных властей заниматься возрождением отрасли хлопководства в Ставропольском НИИСХ, Всероссийском НИИ орошаемого овощеводства и бахчеводства (г. Краснодар), Прикаспийском институте аридного земледелия (г. Астрахань), опытно-селекционных станциях Волгоградской области не прекращались агротехнические и агрохимические исследовательские работы с культурой хлопчатника.

В Ставропольском и Краснодарском краях, Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях, Чеченской Республике, Республике Дагестан и Республике Калмыкия определены территории (более 1 млн га) для эффективного возделывания хлопка, отработаны севообороты, обеспечивающие оздоровление агроэкологической обстановки в зоне интенсивных технологий растениеводства, отлажен процесс создания перспективных сортов хлопчатника отечественной селекции, урожайность и качество которых значительно превышает аналогичные показатели Индии и Египта.

По оценкам специалистов, эффективность возделывания хлопчатника в 1,3 − 1,5 выше, чем зернового производства, а каждый занятый производством хлопка создает до двенадцати высококвалифицированных рабочих мест в различных отраслях промышленности. Развитие промышленного производства хлопка, организация его глубокой переработки на местах культивации позволит получать более 200 видов новой инновационной продукции, в том числе и медицинского назначения, решить проблему круглогодичной занятости сельского населения регионов Юга России, обеспечить сырьевыми ресурсами текстильную и легкую промышленность, организовать масштабное швейное производство из натуральных российских тканей, создать специализированные производства в целом ряде других отраслей хозяйственного комплекса страны.

В частности, в традиционных центрах сельскохозяйственного машиностроения Южного макрорегиона вполне реально организовать выпуск необходимых машин и механизмов для выращивания, уборки и переработки хлопка. Перспективным является техническое и технологическое сотрудничество со странами ШОС и БРИКС

Заключение. Создание двух взаимодополняющих и взаимодействующих межрегиональных кластеров на Юге России для решения целого ряда общефедеральных задач потребует активного участия представителей Президента страны в СКФО и ЮФО, различных федеральных министерств и ведомств, в первую очередь, Министерства по делам Северного Кавказа России, однако инициация, проведение соответствующих предварительных согласований с соседними регионами и в федеральных властных структурах должна исходить от руководства Ставропольского края.

Модернизация АПК Юга России определяется активностью внедрения и развития следующих направлений: создание эффективной региональной сети, позволяющей обеспечить устойчивость системы реализации пищевых продуктов местных производителей, ввод новых мощностей по переработке и хранению продукции АПК; создание специализированных производственных площадок, назначение которых − реализация сельхозпродукции местных производителей; развитие кооперационных логистических цепочек по производству продуктов высокого качества; создание диверсифицированного овцеводческого кластера и крупнотоннажного хлопкового производства.

Библиографический список

1. Иванов Н.П. Инновационный менеджмент региональной власти как фактор ускоренного развития территориальной экономики // Региональная экономика. Юг России. 2016. № 1. С. 25-42.
2. Липина С.А. Перспективы развития «зеленой» экономики в документах стратегического планирования // Региональная экономика. Юг России. 2014. № 4. С. 5−16.
3. Чернова О.А. Стратегия развития АПК Юга России // Региональная экономика. Юг России. 2015. № 1. С. 73-83.
4. Оксанич Н.И. Моделирование территориально-отраслевой специализации аграрного производства // Региональная экономика. Юг России. 2014. № 3. С. 55-69.
5. Мамедов О.Ю. Экономический кризис: причины, проблемы, перспективы // Сущность и специфика инновационной экономической политики. Ростов н/Д.: Изд-во Академлит, 2009. С. 7-16.
6. Мовчан И. В. Региональная экономика: политика инновационного роста // Сущность и специфика инновационной экономической политики. Ростов н/Д.: Изд-во Академлит, 2009. С. 94-104.
7. Белокрылов К.А. Теория и практика институциональной модернизации экономики (на примере Юга России) // Terra economicus. 2013. Т. 11, № 2. С. 9-14.
8. Галушкин В.И., Митрофанова И.В., Объедкова Л.В. Кооперация и интеграция в агропромышленном комплексе современной России: от традиционализма к модернизации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 1. С. 10-19.
9. Королева Н.А. Инструменты активизации взаимодействия мегакорпорации и региональной экономической системы // Terra economicus. 2013. Т. 11, № 2. С. 99-101.
10. Школьникова Н.Н., Канцеров Р.А., Ижаева Р.М. Определение отраслевых «точек роста» региональной экономики на основе SWOT-анализа // Региональная экономика. Юг России. 2010. № 11. С. 330-341.
11. Русскова Е.Г., Захарченко Е.А. Проблемы и приоритеты инновационного развития экономики России // Власть. 2013. №5. С. 4-7.
12. Калинина А.Э. Оценка и регулирование инновационного потенциала региона // Власть. 2013. № 3.С. 67-71.
13. Буянова М.Э., Королев М.И. Внутренние и внешние угрозы в стратегии безопасного развития экономического пространства макрорегиона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2013. № 2 (23). С. 8-17.
14. Новоселов С.Н., Смирнова С.М. Формирование инновационных агропромышленных кластеров: обобщение международной практики // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 3. С. 58-67.
15. Климова Н.В. Обеспечение продовольственной безопасности России как стратегическая задача государства // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 2. С. 74-89.