Материально-техническая база и организация технического обслуживания хозяйства ООО «Прогресс» Костанайской области
Material and technical base and organization of maintenance of the Economy of progress LLC in the Kostanay region
Abstract: The article analyzes the state of maintenance and repair of the farm's machine and tractor fleet by indicators of machine efficiency. Brief recommendations are given to improve the level of technical readiness of the Prak.
Keywords: tractor; frequency; oil industry; labor intensity
Материально – техническая база хозяйства ООО «Прогресс» представляет собой комплекс построек и сооружений, оснащенных оборудованием, стационарными и передвижными средствами для проведения ТО, ремонта, заправки, хранения машин и т. п.
В каждой бригаде имеется пункт технического обслуживания, где производится ремонт сельскохозяйственной техники и тракторов. Но эти пункты не снабжены необходимым оборудованием и не укомплектованы диагностическими средствами. Все ремонты сложного оборудования и механизмов сельскохозяйственных машин и тракторов производится в центральной ремонтной мастерской хозяйства, включая проведение ТО-3, СТО, ТР и КР.
Важнейшим принципом при техническом обслуживании машин является разделение труда тракториста – машиниста по управлению трактором или машинно–тракторным агрегатом и звеном мастера – наладчика по техническому обслуживанию машин. Звено мастера – наладчика выполняет периодическое обслуживание ТО-1, ТО-2, заправку машин нефтепродуктами, эксплутационный ремонт, обслуживание при хранении машин. Звено, состоящее из квалифицированного персонала, имеет материально – технические стационарные и передвижные средства для проведения технического обслуживания и ремонта.
Специализированное звено для выполнения технического обслуживания тракторов и сельскохозяйственных машин состоит из двух слесарей и мастера наладчика. При участии тракториста – машиниста оно выполняет ТО-1 и ТО-2 трактора и агрегатируемых с ним сельскохозяйственных машин на месте использования или на пункте технического обслуживания.
Второе техническое обслуживание тракторов выполняют на пункте технического обслуживания в бригаде или центральной ремонтной мастерской, так как пункты технического обслуживания не предусматривают выполнение данного вида технического обслуживания.
Техническое обслуживание энергонасыщенных тракторов, в частности ТО-3, текущий ремонт должен проводиться на станции технического обслуживания тракторов, но инженерная служба решила проводить ТО и ремонт своими силами из-за большой стоимости на проведение технического обслуживания СТОТ.
В каждой бригаде имеется небольшой склад для хранения необходимых материалов, запасных частей. В основном, это: фильтра, масла, солидол, ремни, цепи, генераторы, стартеры, лампочки, фазы, гидроарматура – словом, все самое необходимое для устранение сложных поломок.
За каждой бригадой закреплено по одной передвижной ремонтной мастерской на базе автомобиля ГАЗ-53-01 АТО-4822 ГОСНИТИ находящихся непосредственно в распоряжении механиков, но эти автомобили не выполняют своих прямых функций, часть оборудования в несправном состоянии, инструментов не хватает. Все это увеличивает время простоев агрегатов при поломке в полевых условиях. Выход из положения спасает радиосвязь бригады с центральной ремонтной мастерской. Изготовление деталей заказывается на склад центральной усадьбе.
Организация нефтехозяйства. На нефтехозяйство возлагается:
— получение нефтепродуктов от нефтеснабжающей организации;
— доставка нефтепродуктов в хозяйство и к месту заправки МТП;
— хранение производственного запаса нефтепродуктов;
— заправка МТП нефтепродуктами и отпуск нефтепродуктов на производственные нужды;
— учет нефтепродуктов;
— контроль качества применяемых нефтепродуктов;
— сбор и сдача отработанных масел на регистрацию ТО оборудования нефтехозяйства.
ООО «Прогресс» принимает нефтепродукты в автоцистерны из резервуаров нефтебазы. На каждую партию полученного нефтепродукта оформляется товаротранспортная накладная с указанием наименования, плотности, количества и марки нефтепродукта, а также ГОСТа или технических условий, которым он соответствует. Хранение нефтепродуктов осуществляется на специально оборудованных нефтескладах, стационарных пунктах заправки машин. Топливо и масла на нефтескладах и пунктах их заправки хранят в вертикальных и горизонтальных резервуарах. Отпуск топлива и масел со складов в автоцистерны, заправочные агрегаты и агрегаты ТО производится только через приемо-раздаточные стоянки, топливо и маслораздаточные колонки или при помощи мотто – помпы.
Показатели машиноиспользования. Анализ машиноиспользования проводится по данным таблиц 1, 2, 3. Машинотракторный парк хозяйства состоит из 62 тракторов, наработка которого за год составила 74224,51усл. эт. га. Численность работников ООО «Прогресс» составляет 420 человек, из которых 289 человек составляют постоянные рабочие, 58 человек – сезонные и временные рабочие, 32 человека служащие, 9 человек руководители, 32 человека специалисты. Основное число работающих в настоящее время, занято в сельскохозяйственном производстве в растениеводческих отраслях. Посевные площади под зерновые составляют 58,7% в среднем за 3 года, что обуславливает значительный удельный вес зерновых в посевных площадях. Состав и структура посевных площадей характеризуют производственное направление хозяйства. Урожайность зерновых в среднем за 3 года составила 48,6 ц/га, в том числе по озимым 53,5 ц/га, яровые 43,7 ц/м.
Таблица 1
Обеспеченность тракторами и сельскохозяйственными машинами
Показатели | Отчётный 2018 г. | В среднем по нормативу | |
имеются | требуется | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
На 1000га пашни: тракторов эталонных, тракторов физических, культиваторов для сплошной обработки почв. | 137 124 78 | — — — | 120 108,6 38,4 |
На 1000га посева зерновых: жаток, комбайнов зерноуборочных, сеялок зерновых. | 53 51,2 37,5 | 27,1 33,3 29,1 | 80,1 84,4 66,6 |
На 1000га посева кукурузы на зерно: кукурузоуборочных комбайнов, КСК-100 | 164,8 73,1 | — — | 97 41,1 |
На 1000га посева пропашных на силос и зеленый корм: сеялок кукурузных, культиватор для междурядной обработки, кормоуборочных комбайнов | 43,6 77,6
64,1 | 90,4 22,9
— | 134 100,5
40,9 |
На 1000га посева трав: косилок, гребень, пресс-подборщиков | 261,2 112 74,6 | — — — | 126,3 93,7 68,2 |
На 1000га посева сахарной свеклы: сеялок свекловичных, культиваторов-растениепитателей, комбайнов свеклоуборочных | 108 56 135,1 | 36,9 88,9 — | 144,9 144,9 125 |
На 1000га посадки картофеля: картофелекопалок культиваторов — окучников | 1000 1000 | — — | 260 260 |
Таблица 2
Показатели использования машинно-тракторного парка
Показатели | 2016 | 2017 | 2018 | Отчетный год в % к базисному году % |
Всего тракторов, включая тракторы, на которых смонтированы машины, шт. | 70
8 | 67
8 | 62
8 | 91,4
100 |
Средняя единичная мощность тракторного двигателя, кВт. | 62,56 | 61,3 | 58,9 | 94,1 |
Гусеничных тракторов всего в пересчете на эталонный трактор, физических единиц | 19 24,73 21,57 | 16 21,37 19,07 | 15 20,31 17,42 | 78,9 82,1 80,16 |
Суммарная мощность двигателей гусеничных тракторов, кВт. | 1385,7 | 1326,3 | 1030,6 | 91,4 |
Балансовая стоимость тракторов, тыс. руб. рабочих машин, агрегатируемых с тракторами. | 74730 12704 | 74270 12997 | 68470 13420 | 91,6 105,6 |
Процентное отношение стоимости рабочих машин к стоимости тракторов. | 170 | 17,5 | 19,6 | 115,3 |
Таблица 3
Показатели эффективности использования тракторного парка
Показатели | В среднем за 3 года | Базисный год | Отчетный 2018 год | |||||
План | Фактический | Фактический показатель в % | ||||||
Плану | Базисному году | Средний за год | ||||||
Среднегодовое число усл. эт. тракторов | 61,2 | 64,47 | 59,8 | 57,89 | 96,8 | 89,8 | 94,6 | |
Выполнено всего работ усл. эт. га | 91700 | 93575 | 95500 | 89825 | 94 | 96 | 97,9 | |
Среднегодовая наработка на усл. эт. трактор, усл. эт. га | 5,72 | 5,54 | 6,1 | 5,92 | 97,0 | 106,8 | 103,5 | |
Средняя наработка на усл. эт. трактор, усл. эт. га | 1498,4 | 1451,4 | 1597 | 1551,6 | 97,16 | 106,9 | 103,5 | |
Среднедневная наработка на усл. эт. трактор, усл. эт. га | 6,3 | 6,43 | 6,47 | 6,16 | 94,6 | 96,1 | 97,6 | |
Отработано в среднем одним трактором: машинно – дней, машинно — смен | 237,84 261,95 | 226,8 261,99 | 245,7 261,8 | 252,3 262,1 | 102 100 | 111,2 100 | 106,1 100 | |
Коэффициент сменности | 1,1 | 1,16 | 1,06 | 1,04 | 98,1 | 89,6 | 94,5 | |
Коэффициент использования фонда времени | 0,64 | 0,68 | 0,65 | 0,58 | 89,2 | 85,3 | 90,6 | |
Коэффициент технической готовности тракторного парка | 0,72 | 0,76 | 0,7 | 0,68 | 97,1 | 89,5 | 94,4 | |
Удельный расход топлива на усл. эт.га. | 7,5 | 8,2 | 7,3 | 7,0 | 93,1 | 82,9 | 90,67 | |
Себестоимость у. э. га. | 191 | 193,4 | 185 | 180 | 97,3 | 93,9 | 95,1 | |
Анализируя данные можно, сказать, что в ООО «Прогресс» идет замена тракторов старых марок на энергонасыщенные трактора, такие как Т-150,
Т-150К, ХТЗ-181 и др. Так же видно, что преждевременного списание техники нет. Трактора эксплуатируют больше, чем установленные нормами сроки, хотя работа по проведению технического обслуживания тракторов и другой техники налажена недостаточно хорошо. Так, например, трактор МТЗ-80 при нормативном сроке службы 10 лет, эксплуатируется 12-14 лет.
Выводы.
Руководству хозяйства нужно уделить большое внимание повышению квалификации механизаторов, так как с повышением квалификации механизаторов, увеличивается производительность труда, сокращаются сроки проведения работ, улучшается их качество.
Conclusions.
The managers need to pay great attention to the training of operators, as with the training of operators, increases productivity, reduced time of work, improves their quality.
Библиографический список
1. Горностаев В.И. Повышение эффективности эксплуатации парка машин в природообустройстве с помощью информационно-экспертных систем. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук: 05.20.01 / Российский государственный аграрный университет-Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева. Москва, 2018.2. Горностаев В.И., Анисимов А.В. Разработка информационно-экспертных системы оценки качества эксплуатации средств технологического оснащения производственных организации в АПК, В сборнике: Международная научная конференция молодых ученых и специалистов, посвященная 150-летию РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева. Сборник статей. 2015. С. 304-305.
3. Саньков В.М., Евграфов В.А., Юрченко Н.И. Основы эксплуатации транспортных и технологических машин и оборудования. Учебник. –М.: «Колос». 2001. с. 254.
4. Фоменко Ю.В., Севрюгина Н.С., Веретнов А.Л. Транспортная логистика как эффективное функционирование и развитие деятельности предприятия строительной отрасли. В сборнике: Научные исследования, наносистемы и ресурсосберегающие технологии в промышленности строительных материалов. сборник докладов (XIX научные чтения). 2010. С. 263-265.
5. Тойгамбаев С.К., Евграфов В.А. Определение трудоемкости диагностирования автомобилей./ж. Естественные и технические науки. №12(138).М.:-2019.74с.
6. Тойгамбаев С.К., Евграфов В.А. Исследования по оптимизации и эффективности использования машино -тракторного парка предприятия. Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2016. № 5. С. 28-33.
7. Тойгамбаев С.К. Математическое моделирование оптимизации парка машин и повышения надежности эксплуатации. Аспирант и соискатель. 2015. № 5 (89). С. 102-106.
8. Тойгамбаев С.К., Соколов О.К. Оптимизация параметров участка ТО и ремонта машино –тракторного парка. Сборник: Вестник международной общественной академии экологической безопасности природообустройства (МОАЭБП). Москва, 2020. С. 5-21.
9. Новиченко А.И., Горностаев В.И. Решение задач оптимизации парка машин и технологического оснащения АПК с применением технологий мультиагентного подхода. В сборнике: Доклады ТСХА. Сборник статей. 2016. С. 281-284.