Влияние внешних факторов экономического развития на финансово-экономическую безопасность государства
The influence of external factors of economic development on the financial and economic security of the state
Abstract: The article is devoted to the definition of economic development factors that have a direct or indirect impact on the level of national financial and economic security. Based on a systemic analysis of Russian studies, classifications of external factors were given, the scale and nature of their impact on the level of financial and economic security of the state were assessed. Risk factors and barriers to achieving the financial and economic security indicators required at the state level were identified, national priorities in the field of increasing the level of financial and economic security were systematized.
Keywords: external factors, economic development, financial and economic security, barriers, national priorities.
В современных условиях повышенной неопределенности и геополитической напряженности актуализируются вопросы корректного определения, анализа и оценки факторов, оказывающих воздействие на уровень национальной финансово-экономической безопасности. Решение данной задачи требует интеграции комплексного подхода, включающего как проведение первичных исследований, направленных на определение «пула» детерминант, так и использование обширного перечня аналитико-оценочных методов, позволяющих всесторонне оценить масштабность и характер влияния выявленных факторов на основании количественно-качественных показателей, с последующей разработкой и реализацией стороной государства в кооперации с научными и предпринимательскими сообществами мер проактивного (предупреждающего) и(или) реактивного (корректирующего, оптимизирующего) характера.
Финансово-экономическая безопасность государства представляет собой широкое и двойственное понятие, представленное, с одной стороны, защищенностью, стабильностью и устойчивостью национальной финансовой системы, совокупностью условий конкурентоспособности последней, достижимой посредством достижения финансовой безопасности субъектов хозяйствования, призванной обеспечивать расширение воспроизводства благ и наращивание темпов экономического развития (компонент – финансовая безопасность государства)[1]; с другой стороны, — защищенностью национальной экономической системы от негативного воздействия эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов, при которым представляется достижимым поддержание экономического суверенитета, единства экономического пространства, исполнения условий реализации стратегических приоритетов государства (компонент – экономическая безопасность государства)[2].
В рамках настоящего исследования особое внимание уделено внешним факторам экономического развития, влияющим на финансового экономическую-безопасность государства. так, в исследовании В.Е. Савкина представлена следующая классификация внешних факторов[3]:
- политические: государственная политика в области развития международного сотрудничества, национальные и международный нормативно-правовые акты, направленные на поддержание требуемого уровня безопасности, геополитическая стабильность;
- торгово-экономические: структура экспорта и импорта, уровень импортозависимости, подконтрольность рынков сбыта произведенных на территории страны благ;
- валютно-финансовые: особенности функционирования финансового и фондового рынков, стабильность национальной валюты, уровень государственного долга, степень развитости банковской системы, бюджетный дефицит/профицит;
- маркетинговые: условия и возможность продвижения отечественных благ на основании совокупности присущих им атрибутов конкурентоспособности, потенциал для расширения рынков сбыта;
- научно-технические: особенности функционирования и условия развития сектора НИОКР, уровень инновационности экономической системы;
- природно-географические: особенности географического положения, обеспеченность природными ресурсами, природно-ресурсный потенциал;
- международные: процессы интернационализации и глобализации экономики, особенности функционирования и развития международной финансовой системы.
Н.А. Денисова в своем исследовании предлагает систематизировать внешние факторы финансово-экономической безопасности государства по трем основным группам[4]:
- внешние факторы мезоуровня, характеризующиеся невозможностью полноценной идентификации до фактического проявления, возможностью учета при реализации финансово-хозяйственной деятельности;
- внешние факторы макроуровня, аналогично факторам мезоуровня, невозможны к первичной полноценной идентификации, возможны не только к учету, но и к частичной нейтрализации в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
- внешние факторы микроуровня, возможные к идентификации и учету.
Автором также подчеркивается, что оценка внешних факторов финансово-экономической безопасности, как правило, требует использования качественных показателей.
В исследовании Л.С. Качановой и К.Е. Земецкой внешние факторы экономического развития, оказывающие прямое и косвенное воздействие на уровень национальной финансово-экономической безопасности систематизированы с использованием метода PEST-анализа (от англ. Political (P) – политические факторы, Economical (Е) – экономические факторы, Social (S) – социальные факторы, Technological (T) – технологические факторы). Результаты оценки значимости и направления влияния каждого из выделенных факторов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты оценки влияния внешних факторов экономического развития на уровень национальной финансово-экономической безопасности[5]
№ п/п | Внешний фактор | Значимость влияния фактора | Направление (характер) влияния фактора | Общая оценка фактора |
1 | Политические факторы (Р) | |||
1.1 | Нарастающая геополитическая напряженность | 5 | Отрицательное | -5 |
1.2 | Реализация политики «протекционизма»[6] | 4 | Отрицательное | -4 |
1.3 | Особенности государственной политики в области сохранения/повышения финансово-экономической безопасности | 3 | Положительное | +3 |
1.4 | Экспортно-импортные ограничения | 1 | Отрицательное | -1 |
1.5 | Трансформация системы отношений с (не)дружественными странами | 3 | Отрицательное | -3 |
Итоговая оценка влияния «блока» политических факторов на уровень национальной финансово-экономической безопасности | -10 | |||
2 | Экономические факторы (Е) | |||
2.1 | Темпы инфляции | 2 | Отрицательное | -2 |
2.2 | Санкционное давление, расторжение экономических соглашений | 4 | Отрицательное | -4 |
2.3 | Переориентация торгово-экономических отношений на рынки азиатских стран | 3 | Положительное | +3 |
2.4 | Динамика изменения объемов ВВП | 1 | Отрицательное | -1 |
2.5 | Нестабильность национальной валюты | 3 | Положительное | +3 |
2.6 | Динамика изменения показателей деловой активности организаций финансового сектора | 3 | Отрицательное | -3 |
2.7 | Изменения финансовой политики государства ввиду реализации стратегии импортозамещения | 3 | Положительное | +3 |
Итоговая оценка влияния «блока» экономических факторов на уровень национальной финансово-экономической безопасности | -1 | |||
3 | Социальные факторы (S) | |||
3.1 | Изменение паттернов потребительского поведения ввиду переориентации на приобретение благ российского производства | 3 | Положительное | +3 |
3.2 | Повышение требований к качеству реализуемых товаров, работ, услуг | 3 | Положительное | +3 |
3.3 | Развитие «культуры кредитования» | 1 | Положительное | +1 |
3.4 | Наращивание объемов финансирования социально-ориентированных проектов и программ | 3 | Положительное | +3 |
Итоговая оценка влияния «блока» социальных факторов на уровень национальной финансово-экономической безопасности | +10 | |||
4 | Технологические факторы (Т) | |||
4.1 | Реализация мер государственной поддержки инновационного развития | 3 | Положительное | +3 |
4.2 | Повышение уровня «цифровой зрелости» российских предприятий[7] | 5 | Положительное | +5 |
4.3 | Наращивание объема интегрируемых технологий в системообразующих отраслях национальной экономической системы | 1 | Положительное | +1 |
4.4 | Степень подготовленности российских предприятий к активному использованию передовых технологий | 4 | Отрицательное | -4 |
4.5 | Ограничение на приобретения зарубежных технологий, решений, систем | 5 | Отрицательное | -5 |
4.6 | Повышенные требования к «цифровым компетенциям» кадрового состава, потребность в кадрах «цифровой экономики»[8] | 2 | Отрицательное | -2 |
Итоговая оценка влияния «блока» технологических факторов на уровень национальной финансово-экономической безопасности | -2 |
На основании проведенного PEST-анализа, авторы приходят к выводу о том, что наиболее значимое отрицательной воздействие на уровень национальной финансово-экономической безопасности оказывают политические факторы, большинство из которых представляются неподконтрольными для субъектов хозяйствования, сдерживая темпы адаптации бизнес-практик к новым условиям, формируя дополнительные барьеры для наращивания объемов производства и реализации товаров, работ и услуг. Положительное воздействие представляется характерным для «блока» социальных факторов ввиду повышенной скорости адаптации потребительских предпочтения и паттернов потребительского поведения к изменению видовой структуры производимых благ, наращивания объемов предоставляемых кредитных средств, стремлению к повышению социальной защищенности и обеспеченности населения.
В качестве барьеров повышения уровня финансово-экономической безопасности государства выступают такие внешние факторы, как[9]:
- недостаточная степень эффективности государственной политики в части инновационного развития и, как следствие, колебания инновационной активности российских предприятий;
- несбалансированность мер государственной поддержки в секторах медицинских и образовательных услуг, результирующая в ухудшении качества жизни населения, формирующая недостаток квалифицированных кадров («кадровый голод»);
- недостаточный объем инвестиций в реальных сектор национальной экономической системы (недостатки внутреннего финансирования, барьеры привлечения иностранных инвестиций и др.);
- общая нестабильность социально-экономического развития ввиду санкционного давления, изменения структуры и объемов экспортной и импортной деятельности, неустойчивость финансового рынка и др.
Опираясь на результаты оценки внешних факторов в таблице 1 и материалы конференции «VIII Сенчаговские чтения», отметим, формирование полноценного социально-политического «блока» внешних факторов экономического развития, оказывающего воздействие на уровень финансово-экономической безопасности государства. В соответствии с выделением данного «блока» обозначены актуальные направления достижения национальной финансово-экономической безопасности, представленные[10]:
- построением многополярного мира посредством трансформации взаимоотношений с дружественными странами на основании единых экономических и социально-политических интересов;
- разработкой и реализацией мероприятий (проектов, программ, инициатив) по защите национальных экономических и природных ресурсов;
- трансформацией институциональной среды, – созданием высокоэффективной системы взаимодействия институтов в области социально-экономического развития, достижения технологического суверенитета и промышленной безопасности.
Следует отметить особый учет экономических и технологических факторов, в соответствии с которыми приоритетными направлениями повышения национальной финансово-экономической безопасности признаются[11]:
- создание системы мониторинга, контроля и оценки риск-факторов национальной финансовой безопасности (с особым фокусом на национальной финансовой системе), позволяющей аккумулировать данные о внешних и внутренних угроза, проводить их качественно-количественную оценку с последующей разработкой методик стратегического и операционного реагирования на актуальные вызовы;
- реорганизация системы стратегических партнерств, разработка «карт» приоритетных отраслей национального развития, совершенствование методологической базы в части анализа и оценки жизненного цикла и потенциала (пере)распределения инвестиционных ресурсов в отраслевой срезе, формирование отраслевых объединений и кластеров (в т.ч. в «смежных» отраслях) в целях формирования полноценных цепочек создания ценности;
- повышение эффективности использования цифровых платформ, приобретших статус институтов, регулирующих, интегрирующих, контролирующих и обеспечивающих результативность взаимодействия субъектов различной экономической принадлежности;
- разработка и реализация мероприятий по повышению уровня «цифровой зрелости» представителей бизнес-сообщества в целях повышения эффективности управления за счет цифровых технологий и решений, формирования полноценных цифровых экосистем, расширения доли присутствия российских компаний на онлайн-рынках;
- переориентация консолидированных усилий государственного и частного секторов на минимизацию барьеров развития национального рынка труда в части преодоления «кадрового голода» и контроля «трудовой миграции» посредством достижения баланса между традиционными и цифровыми формами занятости, совершенствованием систем (не)материального стимулирования труда, формирования условий для увеличения количества высококвалифицированных специалистов за счет сотрудничества с учреждениями сектора образования, проведения комплексной оценки факторов, определяющих степень удовлетворенности трудовой деятельностью, создания перечня условий для профессионального развития и др.
Таким образом, в ходе проведения исследования было определено содержание понятия «финансово-экономическая безопасность государства», проанализированы различные подходы к классификации внешних факторов экономического развития, влияющих на финансово-экономическую безопасности государства, оценены масштаб и характер данного влияния, выявлены наиболее актуальные проблемы и барьеры достижения требуемых показателей финансово-экономической безопасности. На основании выявленных внешних факторов экономического развития, рисков, проблем барьеров, были систематизированы национальные приоритеты в области повышения финансово-экономической безопасности государства в современных условиях.
Перспективными направлениями дальнейших исследований представляется разработка модели взаимодействия внешних и внутренних факторов, воздействующих на уровень финансово-экономической безопасности государства с последующим анализов и определением оптимального перечня качественно-количественных оценочных показателей для получения полных и достоверных результатов, формирующих основу для разработки стратегических направлений повышения уровня национальной финансово-экономической безопасности.
[1] Кондрат Е.Н. Международная финансовая безопасность и правоохранительное сотрудничество в эпоху глобализации. М.: Форум, 2021. 224 c.
[2] Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 06.03.2025).
[3] Савкин В.Е. Структурные составляющие и факторы экономической безопасности государства: модель взаимодействия // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2020. № 2. С. 213-228.
[4] Денисова Н.А. Факторы, определяющие взаимосвязь финансовой безопасности на микро- и макроуровне // Human Progress. 2024. Т.10. № 4. С. 29-41.
[5] Качанова Л.С., Земецкая К.Е. Оценка влияния внешних факторов на финансово-экономическую безопасность государства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 10-1. С. 191-194.
[6] Минакова И.В., Масалов Е.И., Левшакова С.Р., Щукина Д.А. Реванш государственной политики протекционизма в современной экономике //Регион: системы, экономика, управление. 2024. № 2(65). С. 27-36.
[7] Золкин А.Л., Васяйчева С.А., Новиков А.А. Актуальные вопросы оценки и повышения цифровой зрелости российских предприятий // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2024. Т.12. № 2. С. 218-229.
[8] Сурова Н.Ю. Возможности федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» для подготовки квалифицированных кадров для социально-экономического, инновационного и научно-технологического развития регионов // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. № 17-2. С. 568-570.
[9] Качанова Л.С., Белянкин В.А. Факторы развития экономики в обеспечении финансово-экономической безопасности государства // Столыпинский вестник. 2024. Т.6. № 8. С. 1-9.
[10] Караваева И.В., Юрьевич Л.М. Экономическая безопасность россии: актуальные риски и долгосрочные приоритеты (по материалам конференции «VIII Сенчаговские чтения») // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2024. № 5. С.233-249.
[11] Караваева И.В., Юрьевич Л.М. Экономическая безопасность россии: актуальные риски и долгосрочные приоритеты (по материалам конференции «VIII Сенчаговские чтения») // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2024. № 5. С.233-249.
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 06.03.2025).2. Денисова Н.А. Факторы, определяющие взаимосвязь финансовой безопасности на микро- и макроуровне // Human Progress. 2024. Т.10. № 4. С. 29-41.
3. Золкин А.Л., Васяйчева С.А., Новиков А.А. Актуальные вопросы оценки и повышения цифровой зрелости российских предприятий // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2024. Т.12. № 2. С. 218-229.
4. Качанова Л.С., Белянкин В.А. Факторы развития экономики в обеспечении финансово-экономической безопасности государства // Столыпинский вестник. 2024. Т.6. № 8. С. 1-9.
5. Качанова Л.С., Земецкая К.Е. Оценка влияния внешних факторов на финансово-экономическую безопасность государства // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. № 10-1. С. 191-194.
6. Караваева И.В., Юрьевич Л.М. Экономическая безопасность россии: актуальные риски и долгосрочные приоритеты (по материалам конференции «VIII Сенчаговские чтения») // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2024. № 5. С.233-249.
7. Кондрат Е.Н. Международная финансовая безопасность и правоохранительное сотрудничество в эпоху глобализации. М.: Форум, 2021. 224 c.
8. Минакова И.В., Масалов Е.И., Левшакова С.Р., Щукина Д.А. Реванш государственной политики протекционизма в современной экономике //Регион: системы, экономика, управление. 2024. № 2(65). С. 27-36.
9. Савкин В.Е. Структурные составляющие и факторы экономической безопасности государства: модель взаимодействия // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2020. № 2. С. 213-228.
10. Сурова Н.Ю. Возможности федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» для подготовки квалифицированных кадров для социально-экономического, инновационного и научно-технологического развития регионов // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. № 17-2. С. 568-570.