Индекс УДК 33
Дата публикации: 31.07.2024

Влияние сельских школ на реализацию национального проекта «образование» в аграрных муниципалитетах

Influence of rural schools on the implementation of the national project “education” in agricultural municipalities

Попович Юрий Александрович,
Молокова Елена Леонидовна,

1. магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
2. кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Popovich Yuri Aleksandrovich,
Molokova Elena Leonidovna,
1. master's student of the Department of State and Municipal Administration, Ural State Economic University, Yekaterinburg
2. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Ural State Economic University, Yekaterinburg

Аннотация: Национальный проект «Образование» в России направлен на улучшение системы образования и обеспечение его доступности для всех категорий населения, включая детей из сельских местностей. Сельские школы в аграрных муниципалитетах сталкиваются с уникальными проблемами, такими как дефицит квалифицированных педагогов, недостаток современного оборудования и технологий, ограниченные финансовые ресурсы и географическая удаленность. Несмотря на эти вызовы, сельские школы обладают значительным потенциалом для реализации национального проекта. Ключевыми факторами успеха являются поддержка со стороны государства и местных органов власти, модернизация инфраструктуры, использование дистанционных образовательных технологий, развитие взаимодействия с местными сообществами и адаптация образовательных программ к специфике аграрных регионов. Меры, предусмотренные национальным проектом, включают повышение зарплат педагогов, улучшение условий труда, строительство и ремонт школьных зданий, оснащение школ современными технологиями, а также поддержку одаренных детей и развитие их творческих способностей. Учет специфики аграрных муниципалитетов и развитие агротехнологического образования способствуют профессиональному развитию учащихся и повышают их мотивацию к обучению. Таким образом, сельские школы играют ключевую роль в реализации национального проекта «Образование», обеспечивая равный доступ к качественному образованию и способствуя всестороннему развитию детей в сельской местности.

Abstract: The national project “Education” in Russia is aimed at improving the education system and ensuring its accessibility for all categories of the population, including children from rural areas. Rural schools in agricultural municipalities face unique challenges, such as a shortage of qualified teachers, a lack of modern equipment and technology, limited financial resources and geographic remoteness. Despite these challenges, rural schools have significant potential for implementing the national project. The key success factors are support from the state and local authorities, infrastructure modernization, the use of distance learning technologies, the development of interaction with local communities and the adaptation of educational programs to the specifics of agricultural regions. The measures provided for by the national project include increasing teachers' salaries, improving working conditions, constructing and renovating school buildings, equipping schools with modern technologies, as well as supporting gifted children and developing their creative abilities. Taking into account the specifics of agricultural municipalities and the development of agrotechnological education contribute to the professional development of students and increase their motivation to learn. Thus, rural schools play a key role in the implementation of the national Education project, ensuring equal access to quality education and promoting the comprehensive development of children in rural areas
Ключевые слова: Национальный проект «Образование», сельские школы, аграрные муниципалитеты, квалифицированные педагоги, дистанционные образовательные технологии, модернизация инфраструктуры, агротехнологическое образование.

Keywords: National project "Education", rural schools, agricultural municipalities, qualified teachers, distance learning technologies, infrastructure modernization, agrotechnological education.


Национальный проект «Образование», запущенный в России, направлен на всестороннее улучшение системы образования в стране, обеспечение доступности качественного образования для всех категорий населения и развитие образовательной инфраструктуры. Важным аспектом реализации данного проекта является обеспечение равного доступа к качественному образованию для детей, проживающих в сельских местностях. Сельские школы играют ключевую роль в достижении этих целей, поскольку они являются основными образовательными учреждениями в аграрных муниципалитетах.

Сельские школы в аграрных районах России сталкиваются с рядом уникальных вызовов, влияющих на качество образования. Среди них можно выделить дефицит квалифицированных педагогов, недостаток современного учебного оборудования и технологий, ограниченные финансовые ресурсы, а также географическую удаленность. Эти факторы создают сложные условия для реализации образовательных инициатив и ставят под угрозу успешное достижение целей национального проекта. Одной из основных проблем сельских школ является дефицит квалифицированных педагогов. Многие выпускники педагогических вузов не готовы работать в сельских школах из-за низкой заработной платы, отсутствия социальной инфраструктуры и возможности карьерного роста. Это приводит к высокой текучести кадров и недостатку специалистов, особенно в таких предметных областях, как математика, физика, иностранные языки и информационные технологии. В условиях дефицита кадров сельские школы вынуждены привлекать педагогов из городских школ или использовать методы дистанционного обучения, что снижает качество образовательного процесса. Еще одной значимой проблемой является недостаток современного учебного оборудования и технологий. Многие сельские школы не имеют доступа к интернету, компьютерам и интерактивным доскам, что ограничивает возможности использования современных образовательных методов и технологий. Это создает разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, лишая учащихся сельских школ равных возможностей для получения качественного образования.

Ограниченные финансовые ресурсы сельских муниципалитетов также негативно сказываются на состоянии школ. Недостаток финансирования приводит к плохому состоянию школьных зданий, отсутствию современных учебных пособий и оборудования, недостаточному финансированию внеурочной деятельности и спортивных секций. Это снижает мотивацию учащихся и педагогов, а также ограничивает возможности для всестороннего развития детей.

Географическая удаленность сельских школ затрудняет доступ к образовательным ресурсам и участию в различных образовательных мероприятиях. Ученики сельских школ часто лишены возможности посещать музеи, театры, научные конференции и конкурсы, что сужает их кругозор и ограничивает возможности для интеллектуального и творческого развития. В условиях ограниченного доступа к культурным и образовательным ресурсам сельские школы вынуждены искать альтернативные формы обучения, такие как дистанционное обучение и использование мобильных образовательных комплексов.

Несмотря на все перечисленные проблемы, сельские школы обладают значительным потенциалом для реализации национального проекта «Образование». Одним из ключевых факторов успешной реализации проекта является поддержка со стороны государства и местных органов власти. В рамках национального проекта предусмотрены меры по повышению зарплат педагогов, улучшению условий труда и обеспечению социальных гарантий, что способствует привлечению и удержанию квалифицированных кадров в сельских школах. Также важным аспектом является модернизация инфраструктуры сельских школ. В рамках национального проекта осуществляется строительство новых и капитальный ремонт существующих школьных зданий, оснащение школ современным учебным оборудованием и технологиями, создание условий для инклюзивного образования. Эти меры направлены на улучшение качества образовательного процесса и создание комфортных условий для обучения.

Важную роль в реализации национального проекта играет использование дистанционных образовательных технологий. В условиях ограниченного доступа к образовательным ресурсам и кадрового дефицита дистанционное обучение становится эффективным инструментом для повышения качества образования в сельских школах. В рамках национального проекта разрабатываются и внедряются платформы для дистанционного обучения, обеспечивается доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам, проводится обучение педагогов методам дистанционного преподавания.

Особое внимание в рамках национального проекта уделяется поддержке одаренных детей и развитию их творческих способностей. В сельских школах создаются условия для участия учащихся в олимпиадах, конкурсах и научных конференциях, организуются различные кружки и секции, проводятся выездные образовательные мероприятия. Это способствует выявлению и развитию талантов, а также мотивирует учащихся к достижению высоких результатов в учебе и внеурочной деятельности. Еще одним важным аспектом реализации национального проекта является взаимодействие с местными сообществами и родителями учащихся. В сельских школах активно развиваются формы взаимодействия с родителями, проводятся совместные мероприятия, создаются советы родителей и школьные комитеты. Это способствует формированию благоприятной образовательной среды, улучшению качества образования и повышению уровня доверия к школе со стороны местного сообщества.

Для успешной реализации национального проекта «Образование» в сельских школах важным является учет специфики аграрных муниципалитетов и адаптация образовательных программ к условиям сельской местности. В сельских школах необходимо развивать агротехнологическое образование, проводить профориентационную работу, организовывать практические занятия на базе местных сельскохозяйственных предприятий. Это позволит учащимся получить необходимые навыки и знания для работы в аграрном секторе, а также повысит их мотивацию к обучению и профессиональному развитию.

Таким образом, сельские школы играют ключевую роль в реализации национального проекта «Образование» в аграрных муниципалитетах. Несмотря на ряд проблем и вызовов, сельские школы обладают значительным потенциалом для достижения целей проекта. Поддержка со стороны государства и местных органов власти, модернизация инфраструктуры, использование дистанционных образовательных технологий, развитие взаимодействия с местными сообществами и учет специфики аграрных муниципалитетов являются важными факторами успешной реализации национального проекта в сельских школах. Важно продолжать работу в этом направлении, создавая условия для равного доступа к качественному образованию для всех категорий населения и обеспечивая всестороннее развитие детей, проживающих в сельской местности.

Библиографический список

1. Асоян, А. О. Дополнительное образование в школе как способ самоопределения школьников в рамках национального проекта "Образование" / А. О. Асоян, А. В. Обрезкова // Педагогические технологии. – 2022. – № 4. – С. 36-40. – DOI 10.52422/2782-635X-2022-4-36. – EDN NNTYOP.
2. Латыпов, Р. Т. Основные направления развития муниципальной системы образования Туринского городского округа в условиях реализации национального проекта "Образование" / Р. Т. Латыпов, А. В. Ручкин, Е. Ю. Самухина // Заметки ученого. – 2020. – № 5. – С. 107-117. – EDN ZFFXBO.
3. Гаврилова, В. Г. Мероприятия национального проекта «Образование» как важнейший инструмент развития системы дополнительного образования детей в Республике Марий Эл / В. Г. Гаврилова // Туныктышо. Учитель. – 2022. – № 4. – С. 5-8. – EDN MCIKKU.
4. Филиппова, В. В. Реализация показателей Национального проекта "Образование" Региональным модельным центром дополнительного образования / В. В. Филиппова // Дополнительное образование Якутии. – 2020. – № 7(7). – С. 14-23. – EDN JCFEHX.
5. Вертелецкая, М. О. О национальном проекте "Образование" и приоритетных направлениях развития сферы образования Белгородской области / М. О. Вертелецкая, Л. И. Мин, И. В. Горбунова // International Independent Scientific Journal. – 2020. – № 12-2(12). – С. 15-18. – EDN NFWVZN.