Перспективы использования антоцианов черники в составе смарт-упаковки
Prospects for the use of blueberry anthocyanins as part of smart packaging
Abstract: Smart packaging (active packaging) is a modern direction in the development of packaging materials, which is understood as the creation of smart systems (smart, intelligent) that ensure not only the safety of a specific food product, but also the interaction between the packaging or its components and the food itself or internal gas environment of the product to ensure the quality, freshness and safety of the food product. The purpose of this study was to develop a technology for obtaining anthocyanin concentrate from blueberry meal and scientific substantiation of its use as part of smart packaging for food products. The object of the study was an anthocyanin concentrate obtained from dried blueberry meal - a waste product from the industrial production of thick and dry blueberry extracts at Kit Plus LLC (Biysk, 2022). To confirm the possibility of using the obtained anthocyanin concentrate from blueberry meal, the dependence of the color of anthocyanin solutions on pH was assessed. The results of the experiment confirm that blueberry anthocyanins can be used not only as a dye, but also act as indicators of product spoilage in biopolymer smart packaging, since they are capable of changing their color when the pH of the environment changes from acidic to alkaline. It was found that the resulting film based on kappa-carrageenan and blueberry anthocyanin concentrate completely dissolves within 15–20 minutes, which indicates the possibility of its use as edible packaging.
Keywords: blueberry anthocyanins, food films, indicator smart packaging, food storage
Введение.
В настоящее время одним из потребительских трендов можно рассматривать потребление качественной свежей пищи в удобной упаковке. Смарт-упаковка (активная упаковка) – это современное направление развития упаковочных материалов, под которым понимают создание смарт-систем (умных, интеллектуальных), обеспечивающих не только сохранность конкретного пищевого продукта, но и взаимодействие между упаковкой или ее компонентами и непосредственно-пищевыми продуктами или внутренней газовой среды продукта для обеспечения качества, свежести и безопасности продукта питания [1, 2]. Активная смарт-упаковка, позволяющая в режиме реального времени отслеживать сохранность пищевого продукта в зависимости от условий и длительности хранения является достаточно перспективным направлением развития упаковочных материалов. Нарушение условий хранения продуктов питания является обычным явлением при хранении, транспортировке и обработке, поэтому возможность онлайн-мониторинга сохранности без использования специализированного оборудования и материалов является достаточно эффективным инструментом [3].
Большая часть упаковочных материалов для пищевых продуктов в настоящее время представлена полимерами. Они имеют низкую себестоимость и позволяют производить широкий ассортимент упаковки. Однако большое количество используемой одноразовой упаковки ведет к появлению глобальных проблем, связанных с переработкой мусора. Одной из современных тенденций в пищевой промышленности является разработка биоразлагаемой пищевой упаковки. Перспективным направлением в упаковке пищевых продуктов является использование биополимеров для производства съедобных пищевых пленок и покрытий. Данные материалы являются полностью экологичными в отличие от упаковочных материалов, получаемых из не возобновляемых ресурсов. Биополимеры отличаются от остальных пластиков возможностью разложения на микроорганизмы путем химического, физического или биологического воздействия.
С точки зрения управления отходами, биоразлагаемая пищевая упаковка с высокими барьерными свойствами может выступать заменой для современной многослойной упаковки, которая не подлежит вторичной переработке и не разлагается под действием окружающей среды [4]. Несмотря на все преимущества, на данном этапе развития биополимерная упаковка обладает рядом существенных недостатков, например, низким уровнем возможности контроля технологических характеристик. Хрупкость характерна для изделий из целлюлозы и полигидроксибутилата, а плохая термопластичность и влагочувствительность свойственны полимерам на базе крахмала [5]. Наряду с этим на данном этапе развития биополимерной промышленности имеются ограничения возможности крупнотоннажного производства, немаловажным является высокая стоимость биополимерной упаковки по сравнению с полиэтиленовой [4].
Как и любая другая упаковка, активная упаковка способна продлевать срок годности пищевого продукта, с сохранением питательных качеств; препятствует росту гнилостных и патогенных микроорганизмов; предотвращает миграцию загрязняющих веществ в пищевой продукт и указывает на непосредственную порчу продукта, негерметичность первичной упаковки и т.п. [4]. В настоящее время известны упаковочных смарт-систем, направленные на поглощение кислорода (препятствуют окислению пищевых продуктов), влаги, этилена, этанола; абсорбцию ароматических веществ (для усиления аромата пищевого продукта), обладающие бактериостатическим действием, а также активные упаковки-индикаторы порчи продукта в зависимости от длительности протекающих процессов при хранении [6].
Антирадикальная активность пленок с добавлением антоцианов в основном зависит от высвобождения их из пленочной матрицы, что связано с содержанием антоцианов, взаимодействиями между антоцианами и пленочной матрицей, а также микроструктурой пленок. Антирадикальная активность богатых антоцианами пленок положительно коррелирует с содержанием в них антоцианов. Пленки с менее компактной внутренней микроструктурой обычно проявляют более высокую антирадикальную активность. Антирадикальная активность пленок, содержащих антоцианы, также связана с источниками их выделения и условиями их экстрагирования. Кроме того, антирадикальная активность пленок снижается при воздействии на них света и высокой температуры.
В работе Wu и др. [7] показано, что пленки, содержащие антоцианы обладают антимикробной активностью в отношении определенной группы микроорганизмов. Пленки с добавлением антоцианов к грамположительным бактериям проявляют более высокую антимикробную активность, чем к грамотрицательным. Это обусловлено различием в структуре клеточной стенки, физиологии клеток и метаболизме грамположительных и грамотрицательных бактерий.
В работе Wang, L.S [8] было показано, что перекисное число оливкового масла, хранившегося в упаковке на основе желатина с добавлением антоцианов клюквы, значительно ниже, чем у масла, хранившегося в упаковке, состоящей из одного желатина. Это указывает на то, что пленки с добавлением антоцианов могут эффективно ингибировать окисление липидов масла.
Также известны работы, в которых показано, что пленки с включенными в состав антоцианами, выделенными из кожуры граната, могут уменьшать общее количество бактерий, плесеней и дрожжей в сыре, тем самым поддерживая его качество и вкусовые свойства. Использование пленок на основе комплекса желатин-крахмал с добавлением концентрированного сока смородины можно использовать для удлинения срока хранения варенных колбасных изделий. Концентрированный сок смородины, входящий в состав пленок, обеспечивает традиционную окраску сосисок и сдерживает рост патогенной микрофлоры [5–8].
Целью настоящего исследования являлось разработка технологии получения концентрата антоцианов из шрота черники и научное обоснование его использования в составе смарт-упаковки для пищевых продуктов.
Объекты и методы исследования.
Объектом исследования являлся концентрат антоцианов, полученный из высушенного шрота черники – отхода промышленного производства густых и сухих экстрактов черники на ООО «Кит Плюс» (Бийск, 2022 г.). При исследовании качественных показателей сырья, полуфабрикатов и готовых продуктов использовались общепринятые методы исследования, в том числе были использованы методы, изложенные в ГОСТ Р 54668–2011 и ГОСТ Р 56201–2014.
Экспериментальная часть и обсуждение результатов.
Поскольку выделение антоцианов зависит от условий извлечения, было рассмотрено четыре температурных режима их выделения. Для определения массовой концентрации антоцианов проводили водную экстракцию (гидромодуль 1:10) при температурах 25, 50 и 75 °С в течение 1,5 часов, отбирая пробы каждые 30 минут, при 100 °С вели экстракцию в течении 5 минут. Результаты проведенного эксперимента представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Зависимость концентрации антоцианов шрота черники от продолжительности и температуры экстрагирования
Установлено, что наибольшее содержание антоцианов достигается в результате экстрагирования в течение 60 минут при 75 °С. Поэтому данный температурный режим использовался в дальнейших исследованиях. Результаты исследования, полученные при выполнении данного этапа работы в последующем служили в качестве контроля.
Ввиду того, что в кислой среде антоцианы более стабильны, было изучено влияние 1 % органических кислот на их выход. В исследовании использовались щавелевая, лимонная, янтарная, уксусная и аскорбиновая кислоты. Зависимость значений концентрации антоцианов плодов черники от использования 1% органических кислот представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Зависимость концентрации антоцианов плодов черники от использования 1% органических кислот
Как показано на графике, продолжительность экстракции и используемые кислоты по-разному влияют на содержание антоцианов.
Наибольшее содержание антоцианов наблюдается при экстрагировании с использованием уксусной кислоты. При продолжительности воздействия 30 минут, содержание антоцианов по сравнению с контролем увеличилось на 16,4%. Дальнейшее воздействие приводит к снижению концентрации антоцианов.
Установлено, что при подкислении экстрагента, из шрота черники в результате гидролиз-экстракции выделяется пектин, что затрудняет дальнейшие стадии выделения антоцианов, а также процесс фильтрации. Содержание пектина в исследуемом сырье составило 3,56 %.
Также было выявлено, что измельченный шрот черники не полностью смачивается экстрагентом, это связано с присутствием в плодах жиров, их содержание оказалось равным 0,5 %.
Эти обстоятельства послужили для апробирования использования ферментных препаратов (ФП) пектолитического и липолитического действия в технологии выделения антоциановых пигментов из шрота черники.
Для гидролиза пектина и липидной части шрота использовались отечественные ферментные препараты «Пектиназа» и «Липаза» (производитель ООО «Биопрепарат», г. Воронеж).
Ферментный препарат «Липаза» вносили дозировкой 100, 1000, 2000 ед/г, вели экстракцию при 45°С (оптимальная температура для действия препарата) в течение 1,5 часов, отбирая пробы каждые 30 минут. Результаты проведения экстракции с использованием липолитического фермента представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Зависимость выхода антоцианов от дозировки липолитического фермента
Из полученных результатов видно, что максимальное содержание антоцианов достигается при исппользовании ФП «Липаза» в дозировке 100 ед/г при экстракции в течении 60 минут.
Гидролиз пектинов с использованием ФП «Пектиназа» проводили таким же способом, но с использованием дозировки 2,5; 5,0 и 7,5 ед/г, Результаты использования пектолитического фермента для экстракции антоцианов представлены на рисунке 4.
Рисунок 4 – Зависимость выхода антоцианов от дозировки пектолитического фермента
Как показано на графике, максимальное содержание антоцианов достигается при использовании ФП «Пектиназа» 5,0 ед/г при экстракции в течение 90 минут.
Используя приведенные выше результаты, была проведена экстракция с одновременным использованием ферментных препаратов. Зависимость значений концентрации антоцианов от одновременной обработки пектолитическим и липолитическим ферментными препаратами представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 – Зависимость выхода антоцианов от одновременной обработки пектолитическим и липолитическим ферментом
Результат данного эксперимента показал, что при одновременном использовании ферментных препаратов выход антоцианов выше, однако не достигает значений, полученным при экстракции в присутствии органических кислот. Установлено, что использование ферментных препаратов ускоряет процесс фильтрации, а также происходит полное смачивание шрота в экстрагентом. В последующем данный этап использовался перед экстракцией с органическими кислотами.
Экстракцию с обработкой ферментными препаратами проводили с уксусной и щавелевой кислотой, поскольку они обладают наибольшей экстрагирующей способностью. В случае экстракции уксусной кислотой проводили предобработку ферментным препаратом «Пектиназа» дозировкой 5,0 и 7,5 ед/г и «Липаза» 100, 1000 и 2000 ед/г, варьируя продолжительность гидролиза. После чего вносили 1% уксусную кислоту измеряя выход антоцианов спустя 30, 60, 90 минут. Таким образом, установили, что при экстракции уксусной кислотой наиболее оптимальна обработка ферментными препаратами «Пектиназа» при дозировке 5,0 ед/г и «Липаза» 100 ед/г в течение 30 минут. Результаты экстракстракции представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 – Зависимость выхода антоцианов от продолжительности экстрагирования уксусной кислотой после ферментативной обработки
Как видно из графика, максимальное содержание антоцианов достигается при экстракции в течение 30 минут и затем снижается вследствие деградации антоциановых пигментов.
Экстрагирование щавелевой кислотой проводили таким же образом. Определили, что в данном случае налучшими показатели является экстракция при обработке ферментными препаратами «Пектиназа» 5,0 ед/г и «Липаза» 100 ед/г в течение 30 минут. Зависимость выхода антоцианов от продолжительности экстрагирования щавелевой кислотой при таких условиях представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 – Зависимость выхода антоцианов от продолжительности экстрагирования щавелевой кислотой после ферментативной обработки
Применение ферментных препаратов способствовало повышению скорости фильтрации, однако не позволило избежать нежелательных окислительно-восстановительных процессов, поскольку содержание антоцианов при этом снизилось по сравнению с использованием органических кислот без ферментативной обработки. Вероятно, это может быть связано с наличием у пектолитического ферментного препарата побочной депсидазной активности, проявляющейся при смешении рН среды в кислую сторону, что требует дополнительного изучения. Избежать влияния депсидазы на стабильность антоциановых пигментов поможет также подбор и исследование ферментных препаратов, не обладающих побочными активностями. Как было установлено в серии дополнительных исследований дозировки вносимых препаратов, продолжительности обработки ферментными препаратами, а также продолжительности времени экстрагирования органическими кислотами снижает выход антоцианов.
Концентрат антоцианового экстракта из плодов черники был получен с помощью ротационного испарителя с применением вакуума, при температуре кипения экстракта 50–55 °С. В процессе была обеспечена герметичность, в связи с чем кислород не поступал, сохраняя антоцианы в неокисленном виде. Упаривание производили до получения густого сиропа, при этом содержание сухих веществ составило 16,8%. Для подтверждения возможности использования полученного концентрата антоцианов из шрота черники осуществляли оценку зависимости окраски растворов антоцианов от рН. Экстракт антоцианов разбавляли с дистиллированной водой в соотношении 1:20 и подкисляли / подщелачивали до определенного значения с помощью электронного рН-метра. Изменение окраски антоцианового экстракта при изменении рН среды представлено на рисунке 8.
Рисунок 8 – Изменение цветности антоцианов в диапазоне рН от 2 до 10 (слева-направо, шаг – 1 ед. рН)
Как видно из рисунка, при рН 2 раствор имеет интенсивно розового цвета, при рН 3–4 розовая окраска приобретает более бледный оттенок, при рН 5–7 сиреневатый, при рН 8–9-синий, а при рН 10 – зеленоватый оттенок. Таким образом, результаты данного эксперимента подтверждают, что антоцианы черники могут быть использоваться не только в качестве красителя, но и выступать в качестве индикаторов порчи продуктов в составе биополимерных интеллектуальных упаковок, т.к. способны изменять свой цвет при переходе рН среды из кислой в щелочную.
Получение пищевой пленки на основе комплекса антоцианов и биополимеров осуществляли следующим образом. Каппа-каррагинан смешивали с водой в количестве 1 % от объема воды, нагревали до 60 °С. После полного растворения охладили и добавили антоциановый концентрат в количестве 1 % от воды. Формирование пленки осуществляли при комнатной температуре в течение 24 часов на стекле. Характеристика образцов полученных пленок представлена в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика образцов полученных пленок
№ образца | Количество структурообразователя, % | Характеристика пленок |
1 | 1,0 | Тонкая, пластичная, не стойкая к деформациям, полупрозрачная |
2 | 1,5 | Оптимальная толщина, пластичная, стойкая к деформациям, полупрозрачная |
3 | 2,0 | Оптимальная толщина, пластичная, стойкая к деформациям, полупрозрачная |
4 | 2,5 | Толстая, не пластичная, стойкая к деформациям, полупрозрачная |
Как показано в таблице, наилучшими показателями обладает пленки при использовании структурообразователя в количестве 1,5 и 2,0 %. Данные образцы подвергались дальнейшим исследованиям.
Перевариваемость в модели «желудок» проводили при помощи цитратно-фосфатного буферного раствора с активной кислотностью 2,5–3,0 ед. pH и панкреатина в количестве 0,5 мг/см3. Инкубирование модельных сред проводили с использованием термошейкера-инкубатора с частотой колебаний 90 об/мин при температуре 37 °С. В результате исследования было установлено, что получаемая пленка на основе каппа-каррагинана и антоцианов черники полностью растворяется в течение 15–20 минут, что свидетельствует о возможности его применения в качестве съедобной упаковки.
Выводы.
Таким образом, в ходе выполненный исследований было доказано, что полученный экстракт антоцианов из шрота черники может использоваться не только в качестве красителя, но и выступать в качестве индикатора порчи продуктов в составе биополимерных интеллектуальных упаковок, поскольку входящие в его состав антоцианы способны изменять свой цвет при переходе рН среды из кислой в щелочную. Установлено, что что получаемая пленка на основе каппа-каррагинана и концентрата антоцианов черники полностью растворяется в течение 15–20 минут, что свидетельствует о возможности его применения в качестве съедобной упаковки.
Библиографический список
1. Oladzadabbasabadi N. et al. Natural anthocyanins: Sources, extraction, characterization, and suitability for smart packaging //Food Packaging and Shelf Life. – 2022. – Vol. 33. – Article: 100872.2. Neves D. et al. Berry anthocyanin-based films in smart food packaging: A mini-review //Food Hydrocolloids. – 2022. – Vol. 133. – Article. 107885.
3. Han J. H. Edible films and coatings: a review //Innovations in food packaging. – 2014. – P. 213-255.
4. Dainelli D. et al. Active and intelligent food packaging: legal aspects and safety concerns //Trends in Food Science & Technology. – 2008. – Vol. 19. – P. S103-S112.
5. Qian M. et al. A review of active packaging in bakery products: Applications and future trends //Trends in Food Science & Technology. – 2021. – Vol. 114. – P. 459-471.
6. Smith J. P., Abe Y., Hoshino J. Modified atmosphere packaging–present and future uses of gas absorbents and generators //Principles of Modified-Atmosphere amd sous vide Product Packaging. – 2018. – P. 287-323.
7. Wu, C. Novel konjac glucomannan films with oxidized chitin nanocrystals immobilized red cabbage anthocyanins for intelligent food packaging / C. Wu, Y. Li, J. Sun, Y. Lu, C. Tong, L. Wang, et al. // Food Hydrocolloids. 2020. - Vol. 98. - A. 105245.
8. Wang L. S., Stoner G. D. Anthocyanins and their role in cancer prevention //Cancer letters. – 2008. – Vol. 269. – №. 2. – P. 281-290.