Проблемы развития рынка сельскохозяйственной продукции Республики Саха (Якутия)
Problems of agricultural market development in the Republic of Sakha (Yakutia)
Abstract: The article presents the features of agriculture in the Republic of Sakha (Yakutia). the volume of production of the industry's gross output in current and comparable prices was analyzed, markets for meat and meat products of milk and dairy products, potatoes and vegetables at the regional level have been studied. The indicators of production, sales, marketability, capacity, level of self-sufficiency, the share of sales through the distribution channels of basic types of food are considered. The main existing problems of the development of the agro-food market of the Republic of Sakha (Yakutia), which consist of low marketability of agricultural products, weak transport and logistics infrastructure, difficulties in access of agricultural producers to markets, have been studied. The main aspects of state support for the system of harvesting, processing and marketing of agricultural products are considered. It was revealed that it is necessary to adjust the target indicators of the state program of the Republic of Sakha (Yakutia) «Development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2012-2020» regarding the regulation of markets for agricultural and food products. The main directions of improving the mechanism of state regulation of the agro-food market of Yakutia are proposed.
Keywords: agriculture, agricultural products market, food, agro-food market, state regulation, the Republic of Sakha (Yakutia).
Введение. Республика Саха (Якутия) является одним из крупных регионов по производству сельскохозяйственной продукции в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Российской Федерации [1]. По объему валовой продукции республика занимает третье место среди субъектов ДФО – на ее долю приходится около 13-14 % всего объема валовой продукции сельского хозяйства округа. Доля Якутии в общероссийском объеме производства сельхозпродукции незначительна и составляет всего 0,42-0,59 %. Отличительными особенностями ведения сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) являются: производство сельскохозяйственной продукции и рискованное ведение земледелия в основном на неблагоприятных территориях, в условиях вечной мерзлоты и короткого вегетационного периода; высокий уровень дифференциации агроклиматических зон, сохранение традиционных отраслей сельского хозяйства, труднодоступность земель сельскохозяйственного назначения, сезонный характер производства сельскохозяйственной продукции и добычи промысловой продукции, сопряженный с труднодоступностью большинства сельских территорий; интенсивность технологического износа основных средств при производстве сельскохозяйственной продукции на неблагоприятных территориях [2]. Для республики характерно животноводческое направление сельского хозяйства. Доля валовой продукции животноводства составляет около 70 %.
Целью исследования является, выявление и пути решения проблем развития рынка сельскохозяйственной продукции в Республике Саха (Якутия).
Объектом исследования является рынок сельскохозяйственной и продовольственной продукции в Республике Саха (Якутия).
Предмет исследования – экономические и хозяйственные отношения между хозяйствующими субъектами, являющиеся участниками рынка сельскохозяйственной и продовольственной продукции региона.
В ходе исследования использовались монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный методы исследования.
Результаты исследования и их обсуждение. За 2011-2016 гг. по производству продукции сельского хозяйства наблюдается неоднозначная ситуация. По итогам 2016 г. в республике было произведено валовой продукции сельского хозяйства на 23,2 млрд руб. (животноводство – 15,6 млрд руб., растениеводство – 7,6 млрд руб.), что на 4 % выше уровня 2015 г. и на 23,4 % по сравнению с 2011 г. [3]. Однако в сопоставимых ценах наблюдается снижение объема производства валовой продукции сельского хозяйства на 18 % к уровню 2011 г. (Рисунок 1).
Рисунок 1. Валовая продукции сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) за 2011-2016 гг. (млрд руб., в действующих и сопоставимых ценах к уровню 2011 г.)
Ограниченность ассортимента местной сельскохозяйственной продукции является одной из особенностей агропродовольственного рынка Республики Саха (Якутия). В виду этого нами были рассмотрены следующие основные группы продовольствия: мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, картофель и овощи.
В животноводстве России ситуация существенно различается по отраслям, производство мяса птицы и свиней увеличивается, производства мяса крупного рогатого скота и молока сокращается. По республике отмечается снижение уровня производства продукции животноводства за 2011-2016 гг., так за 2016 г. было произведено 35 тыс. тонн мяса скота и птицы в живом весе, валовый надой молока составил 164 тыс. тонн, яиц произведено около 118 млн штук (Таблица 1). Объем производства мяса по региону за данный период снизился на 10 %, валовой надой молока – на 11,4 %, а производство яиц – на 5,2 % [3].
Таблица 1
Производство основных продуктов животноводства и растениеводства по всем категориям хозяйств (тонн, тыс. штук)
Наименование показателя | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | Прирост (убыль) 2016 г. к 2011 г. % | Прирост (убыль) 2016 г. к 2015 г. % | |
Животноводство | |||||||||
в РФ | |||||||||
Скот и птица на убой (в живом весе), млн. тонн | 11,0 | 11,6 | 12,2 | 12,9 | 13,5 | 14 | 27,3 | 3,7 | |
Молоко, млн. тонн | 31,6 | 31,8 | 30,7 | 30,8 | 30,8 | 30,7 | -2,8 | -0,3 | |
Яйца, млрд. штук | 41,1 | 42,0 | 41,3 | 41,9 | 42,5 | 43,6 | 6,1 | 2,6 | |
в РС (Я) | |||||||||
Скот и птица на убой (в живом весе), тыс. тонн | 39,0 | 40,1 | 39,3 | 35,5 | 35,5 | 35,1 | -10 | -1,2 | |
Молоко, тыс. тонн | 0,19 | 0,18 | 0,17 | 0,17 | 0,16 | 0,16 | -11,4 | 0 | |
Яйца, тыс. штук | 124,4 | 129,8 | 136,5 | 136,6 | 136,4 | 118,0 | -5,2 | -13,5 | |
Растениеводство | |||||||||
в РФ | |||||||||
Зерновые культуры, млн. тонн | 94,2 | 70,9 | 92,4 | 105,3 | 104,8 | 120,7 | 28,1 | 15,2 | |
Картофель, млн. тонн | 32,7 | 29,5 | 30,2 | 31,5 | 33,6 | 31,1 | -4,9 | -7,4 | |
Овощи — всего, млн. тонн | 14,7 | 14,6 | 14,7 | 15,5 | 16,1 | 16,5 | 12,2 | 2,5 | |
в РС (Я) | |||||||||
Зерновые культуры, тыс. тонн | 8,6 | 7,0 | 12,6 | 12,9 | 8,6 | 12,8 | 49,2 | 48,9 | |
Картофель, тыс. тонн | 69,8 | 73,7 | 76,0 | 76,2 | 71,9 | 78,8 | 12,9 | 9,6 | |
Овощи — всего, тыс. тонн | 32,5 | 31,9 | 37,0 | 36,7 | 35,2 | 37,3 | 14,7 | 6,1 |
В 2016 г. по сравнению с 2011 г. по мясу и мясопродуктам емкость рынка снизилась на 2 %, а товарность – на 4 %. Это объясняется сокращением производства, а также увеличением собственного потребления производящих хозяйств. Производство молока в 2016 г. по сравнению с 2011 г. сократилось на 11 %, но возросла товарность продукции. Если в 2011 г. товарная составляющая молока и молочной продукции была 60,5 %, то в 2016 г. было реализовано 71,8 % произведенного молока и молочной продукции. При этом емкость рынка молочной продукции в 2016 г. составила 276,1 тыс. тонн, что на 9,5 % меньше, чем в 2011 г.
По растениеводству в Российской Федерации наблюдается устойчивый рост показателей зерновых культур и овощей, однако сократилось производство картофеля по сравнению с соответствующим периодом на 5 % [4]. В Якутии, как и в целом по стране производство овощей увеличилось по сравнению с прошлыми годами. За 2016 г. было произведено 78,8 тыс. тонн картофеля и 37,3 тыс. тонн овощей. Товарность картофеля увеличилась на 5,2 %, показатель товарности овощей снизился на 3 %. При этом объем реализации картофеля и овощей продукции возрос за счет увеличения производства (Таблицы 2-3).
Таблица 2
Товарность сельскохозяйственной продукции в Республике Саха (Якутия) за 2011 и 2016 гг.
Животноводство | Растениеводство | |||
Мясо (скот и птица в живом весе) | Молоко и молочные продукты | Картофель | Овощи | |
Объем производства, тыс. тонн | ||||
2011 г. | 38,9 | 185,9 | 69,8 | 32,5 |
2016 г. | 35,0 | 164,6 | 78,8 | 37,3 |
прирост (убыль) 2016 г. к 2011 г. % | -10 | -11,4 | 12,9 | 14,7 |
Объем реализации, тыс. тонн | ||||
2011 г. | 25 | 112,4 | 20,1 | 12,1 |
2016 г. | 21,7 | 117,9 | 23,9 | 13,5 |
прирост (убыль) 2016 г. к 2011 г. % | -13,2 | 4,9 | 18,7 | 11,2 |
Товарность, % | ||||
2011 г. | 64,1 | 60,5 | 28,9 | 37,3 |
2016 г. | 61,8 | 71,7 | 30,4 | 36,2 |
абсолют. изм. 2016 г. к 2011 г., п.п. | -2,3 | 11,2 | 1,5 | -1,1 |
Таблица 3
Емкость сельскохозяйственной продукции и уровень самообеспечения в Республике Саха (Якутия) за 2011 и 2016 гг.
Животноводство | Растениеводство | |||
Мясо (скот и птица в убойном весе) | Молоко | Картофель | Овощи | |
Емкость рынка, тыс. тонн | ||||
2011 г. | 85,1 | 305,2 | 118,1 | 76,2 |
2016 г. | 83,4 | 276,1 | 125 | 80,4 |
прирост (убыль) 2016 г. к 2011 г. % | -2 | -9,5 | 5,8 | 5,5 |
Уровень самообеспечения, % | ||||
2011 г. | 27,8 | 62,1 | 58 | 42,2 |
2016 г. | 26,1 | 58,1 | 63 | 46,6 |
абсолют. изм. 2016 г. к 2011 г., п.п. | -1,7 | -4 | 5 | 4,4 |
В целом по республике отмечается относительно низкая товарность и уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией, что обуславливает необходимость не только увеличения объемов аграрного производства, но и совершенствования системы заготовки, переработки и реализации.
В Российской Федерации на сегодняшний день отмечается понижение объема федеральных и региональных закупок. Основными каналами реализации продукции выступают свободные каналы сбыта: рынки, собственная торговая сеть, предприятия общественного питания и бартер. На долю рынка структурно приходится большая часть всего растениеводства: 75 % картофеля, около 52 % овощей и 70 % зерна. Животноводческая продукция реализуется через государственные закупки. По свободным каналам сбыта реализуется лишь 22 % мяса скота и птицы, а также 7,8 % молока. Продукция сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) реализуется по многополярной и биполярной системе сбыта. При этом каналами реализации являются предприятия и организации, осуществляющие закупки для государственных нужд, потребительские кооперации, работники хозяйства и населения, проживающие на территории региона, оптовые и розничные рынки. Мяса скота и птицы реализуется населению в основном через оптовые и розничные рынки, перерабатывающие предприятия и частные магазины, а также через систему общественного питания. Около 90 % всего молока, произведенного в республике, реализуется через предприятия и организации, осуществляющие закупки для государственных нужд.
По итогам 2016 г. доля объема реализации картофеля для государственных нужд составляет 34,2 %, через оптовую торговлю, рынки, перерабатывающие предприятия и собственные магазины – 32,5 %. Около половины всего объема овощей (48,7 %) реализуется через оптовую торговлю и рынки, перерабатывающие предприятия, остальная часть (51,3 %) через бартерные сделки и системы общественного питания (Рисунок 2).
Рисунок 2. Структура продажи сельскохозяйственной продукции по основным каналам сбыта в Республике Саха (Якутия) за 2011-2016 гг. (в процентах в общем объеме реализации)
В связи с ограниченностью ассортимента и недостаточностью объема производимой на месте сельскохозяйственной продукции, значительная часть продовольственного фонда Республики Саха (Якутия) формируется за счет завоза продовольственных товаров из других регионов страны и импорта. Республика вынуждена завозить от 30 до 100 % от объема потребления основных продуктов питания. Так, по оценочным данным уровень самообеспечения в 2017 г. составляет около 50 %, в том числе мясом 26,7 %, молоком – 58,4 %, яйцом – 60,3 %, картофелем – 58,1 %, овощами – 45,5 % [5].
В Якутии суровые климатические условия существенно затрудняют осуществления любых логистических операций. Следствием этого является слабое развитие транспортной инфраструктуры. Большая часть дорог Якутии не имеет даже твердого покрытия, поэтому 85 % ее территории доступны только в определенное время года. По данным Министерства транспорта Российской Федерации, лишь 48 населенных пунктов Якутии из 629 связаны с районными центрами дорожной сетью, пригодной для перевозки грузов. Наиболее серьезные проблемы наблюдаются в арктической зоне, где связь традиционно осуществляется только самолетами и вездеходной техникой.
Удаленность производства от розничных рынков вынуждает производителей продавать свой товар перекупщикам, которые в свою очередь перепродают товар с большой наценкой. Сложность реализации своей продукции в крупные торговые сети и супермаркеты для сельскохозяйственных товаропроизводителей также является проблемой. Большинство супермаркетов предпочитают брать привозную продукцию, имеющую длительный срок хранения, качественную упаковку [6].
Решение проблемы продовольственного самообеспечения республики должно ориентироваться на стабильный подъем сельскохозяйственного производства на основе постоянно обновляющейся техники и технологий, повышения платежеспособного спроса населения, роста доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Агропродовольственная политика РС (Я) должна быть направлена на увеличение производства товарной продукции сельского хозяйства с учетом специализации земледелия и животноводства, правильного соотношения отраслей и структуры производства в соответствии с особенностями местных условий, развития традиционных отраслей [7].
В настоящее время регулирование агропродовольственного рынка является одним из главных элементов аграрной политики России. Регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является основным мероприятием подпрограммы «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [8].
В государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы» целью подпрограммы «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса» является эффективная пространственная организация экономики агропромышленного комплекса, подпрограммы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности» – обеспечение гарантированного и устойчивого снабжения населения Республики Саха (Якутия) безопасным и качественным продовольствием.
Основными задачами данных подпрограмм на 2018-2020 гг. относительно регулирования рынков сельскохозяйственной и продовольственной продукции являются:
— увеличение (сохранение на оптимальном уровне) объемов переработки сельскохозяйственного сырья, расширение межрегиональных, межулусных (межрайонных) торговых связей, развитие транспортно-логистической инфраструктуры (подпрограмма «Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса»);
— расширение рынка сбыта и реализации продукции, создание оптовой и розничной сети по реализации продукции, повышение конкурентоспособности продуктов питания, проведение работы по внедрению на предприятиях систем управления качеством продукции (подпрограмма «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности»).
При этом в качестве целевых показателей обоих подпрограмм установлены в основном объемы производства отдельных видов продовольствия, например, хлебобулочных изделий, обогащенных микронутриентами, и диетических хлебобулочных изделий, плодоовощных консервов, масла сливочного и др. На наш взгляд, кроме показателей уровня переработки сельскохозяйственной продукции, следует установить новый индикатор развития рынка сельскохозяйственной продукции, например, товарность.
В настоящее время в Якутии система заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции функционирует для реализации следующих задач:
— повышение уровня обеспеченности населения Республики Саха (Якутия) сельскохозяйственной продукцией, промысловой продукцией и пищевыми продуктами;
— организация заготовки сельскохозяйственной продукции и промысловой продукции на уровне не ниже рекомендуемой минимальной заготовительной цены на указанную продукцию;
— развитие инфраструктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
По данной системе заготовительными организациями цены устанавливается на уровне не ниже утвержденных рекомендуемых минимальных заготовительных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции [2; 9]. Так, по результатам расчетов нормативной себестоимости на единицу продукции Минсельхозом РС (Я) на 2018 г. были установлены следующие рекомендуемые минимальные заготовительные цены за 1 кг: на молоко – 46 (высший и первый сорт) и 45 руб. (второй сорт), на говядину – 400 руб., на конину – 315 руб., на жеребятину – 370 руб., картофель – 28 руб., на капусту – 24 руб. и на зерно – 15 руб.
Также в республике предоставляются субсидии на финансовое обеспечение части затрат на оказание услуг по реализации сельскохозяйственной продукции (мяса и субпродуктов пищевых убойных животных и масла сливочного). С 2015 г. заготовителями сельскохозяйственной продукции привлекаются льготные займы у ГУП ФАПК «Туймаада», что обеспечивает гарантированный сбыт мяса, масла, картофеля и овощей и своевременные расчеты с сельскохозяйственными товаропроизводителями за сданную продукцию.
В настоящее время расширение рынка сбыта местной сельскохозяйственной продукции является одним из приоритетных направлений развития продовольственного рынка. Так, в республике в 2013 г. был открыт логистический центр АПК на базе РСХПК «Сахаагропродукт», создаются сети небольших торговых точек местной продукции, а также сравнительно крупные магазины в городах и поселках республики. В 2017 г. по инициативе Минсельхоза РС (Я) для улучшения маркетинга и увеличения объемов продаж местной продукции был дан старт торговому бренду натуральных продовольственных товаров местного производства «Сделано в Якутии». Это перечень натуральных свежих продовольственных товаров: молочная и мясная продукция, полуфабрикаты, рыба, колбасные и хлебобулочные изделия, а также напитки. В рамках проекта постоянно проводится работа с крупными торговыми сетями («Айгуль, «Алмаз», «ЯХК»): выделяются специальные прилавки под официальным торговым брендом.
Вывод. Налаженная система сбыта и реализации продукции сельского хозяйства является первостепеннейшим фактором финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей. В странах с развитой системой рыночной инфраструктурой сбыт продукции является частью менеджмента и составляет основу маркетинга, что позволяет избежать издержек и прочих затрат, связанных с производством. На российском рынке сельскохозяйственной продукции меры совершенствования системы сбыта и реализации должны иметь локальный характер с учетом региональных особенностей, уровня транспортно-логистической инфраструктуры, плотности населения, потребительского спроса на продовольствие конкретной территории и т.п.
Таким образом, в Республике Саха (Якутия) требуется выполнение ряд организационно-экономических мер для роста уровня товарности местной сельскохозяйственной продукции, совершенствования системы производства, хранения и сбыта, логистической инфраструктуры в АПК. Для решения основных проблем развития рынка сельскохозяйственной продукции в Республике Саха (Якутия) в рамках целевых программ необходимо совершенствование механизма государственного регулирования регионального агропродовольственного рынка, включающего в себя:
— изменение системы целевых показателей (индикаторов) подпрограмм («Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса» и «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности») относительно развития рынка сельскохозяйственной продукции;
— разработку и реализация конкретных программных мероприятий по внедрению систем управления и оценки качества местной сельскохозяйственной продукции;
— изменение системы субсидирования заготовки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, позволяющей стимулировать сбыт и реализацию продовольствия с учетом интересов как потребителей, так и производителей;
— программные мероприятия по совершенствованию транспортно-логистической инфраструктуры в АПК.
В дальнейшем необходима разработка научно-методических основ регулирования рынка сельскохозяйственной и продовольственной продукции, реализации государственной, агропродовольственной политики в условиях Республики Саха (Якутия), обеспечения эффективных процессов производства, хранения, переработки, сбыта и использования местной сельскохозяйственной продукции.
Библиографический список
Библиографический список1. Система ведения сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) на период 2016-2020 годы: методическое пособие / А.И. Степанов, Л.С. Иванова, С.А. Павлова и др. – Кемерово: ООО «Технопринт», 2017. – 416 с.
2. О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) [Электронный ресурс]: Закон Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 г. 1619-З № 791-V. – Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.02.2018).
3. Сельское хозяйство в Республике Саха (Якутия) за 2011-2016 гг.: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы Гос. стат. по Респ. Саха (Якутия). – Якутск, 2017. – 169 с.
4. Даянова, Г.И. Оценка возможностей развития сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) на основе ретроспективного анализа / Г.И. Даянова, И.К. Егорова, М.С. Колесова, А.Ф. Баишева // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 9-4 (86-4). – С. 1195-1200.
5. Баишева, А.Ф. Современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции в Республике Саха (Якутия) / А.Ф. Баишева // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 2. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. – С. 234-238.
6. Даянова, Г.И. Уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией в Республике Саха (Якутия) / Г.И. Даянова, И.К. Егорова, М.С. Колесова // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 7 (84). – С. 308-315.
7. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. № 717 (ред. от. 13.12.2017). – Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.03.2018).
8. Об утверждении перечня видов сельскохозяйственной продукции и промысловой продукции, по которым устанавливается размер рекомендуемой минимальной заготовительной цены [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.12.2016 г. № 453. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/444886721