Индекс УДК 339.137.22
Дата публикации: 20.09.2019

Проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятия

The problem of providing enterprise competitiveness

Маруха В.Р.,
Коваленко Л.В.
1. студент магистратуры,
2. старший преподаватель,
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (г. Краснодар)

Maruja V. R.,
Kovalenko L. V.
1. master's student
2. senior lecturer,
Kuban state agrarian University name I. T. Trubilin (Krasnodar)

Аннотация: В статье затронута проблема конкурентоспособности предприятия, рассматриваются пути повышения конкурентоспособности предприятия - факторы, имеющие наибольшее влияние на повышение конкурентоспособности предприятия с учётом особенностей современного рынка.

Abstract: The article touches upon the problem of competitiveness of the enterprise, looks at ways of enhancing enterprise competitiveness - factors that have the greatest impact on improving enterprise's competitiveness taking into account features of modern market.
Ключевые слова: конкурентоспособность, пути повышения конкурентоспособности предприятия, конкурентные отношения, проблемы конкурентоспособности.

Keywords: competitiveness, ways to improve the competitiveness of the enterprise, competitive relations, problems of competitiveness.


В настоящее время в рыночной экономике конкурентоспособность предприятия становится всё более значимой, так как её уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятия. Если не планировать эффективное развитие бизнеса, не аккумулировать информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, о положении на них конкурентов и своей конкурентоспособности, нельзя добиться стабильного успеха в бизнесе.

Каждое предприятие должно иметь свою стратегию для победы в острой конкурентной борьбе. Без «стратегического видения» будущего невозможно достичь эффективного функционирования предприятия. Для достижения и постоянного поддержания конкурентоспособности предприятиям необходимо поддерживать завоеванные конкурентные преимущества и искать новые.

Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается готовностью потребителей повторно приобрести продукцию этой фирмы, престижностью работы на данном предприятии, отсутствием претензий к предприятию со стороны общества, партнёров, акционеров.

Конкурентоспособность предприятия включает качественные и ценовые параметры продукции, а также зависит от уровня менеджмента,  сложившейся системы управления финансовыми потоками, инновационной инвестиционной составляющими его деятельности.  Также на конкурентоспособность оказывает влияние конъюнктура, складывающаяся на рынке, степень конкуренции, испытываемая предприятием со стороны конкурентов рынка, финансовая устойчивость, степень внедрения инноваций, мотивация и квалификация персонала, техническая оснащенность. [2].

Важную роль в конкурентоспособности предприятия играет также маркетинг, который ориентирован на выявление наиболее значимых потребностей клиентов, учёт изменений потребительских предпочтений, оценку перспективности сегмента рынка, разработку и претворение действенных стратегий по повышению конкурентоспособности.

Главное внимание уделяется усовершенствованию товаров, приданию им большей потребительской полезности, развитию марочной продукции, разработке дизайна, имиджа, гарантийному и сервисному обслуживанию. Повышение ценности товара приводит к тому, что потребитель готов платить более высокую цену за нужный ему товар. В то же время, чтобы производить и поддерживать элемент дифференциации, приемлемое для покупателя повышение цены должно быть больше повышения издержек предприятия [1].

Задача   маркетинга   состоит  в  том,  чтобы  регулярно  отслеживать

потребительские предпочтения, контролировать их ценность и срок жизни элемента дифференциации, соответствующего данной ценности.

На основе возможности предприятия снижать затраты на производство продукции обеспечивается ценовое лидерство. Главное внимание уделяется стандартизированным товарам, контролю расходов и   издержек, стабильности инвестиций, внедрению рациональных технологий.

Необходимым условием определения конкурентоспособности выступает наличие конкуренции, которая осуществляется на рынке — месте купли-продажи товаров, заключения торговых сделок, осуществляемые в определенных по интенсивности условиях конкуренции с соблюдением правовых и этических норм и правил.

Возможности по достижению конкурентного преимущества определяются на основе анализа конкурентных сил [3]. С позиции маркетинга целью при этом является применение этих правил на пользу предприятия — действовать лучше, чем это делают конкуренты.

Конкуренция среди предприятий направлена на достижение ими более выгодного положения на рынке. Важно учитывать действия конкурентов, например, в области изменения ассортимента, цены, дизайна, рекламы, стимулирования и др..

Стратегические действия по предотвращению новых угроз со стороны конкурентов предполагают создание для них различного рода препятствий и барьеров. Этому могут служить: дифференциация продукции, использование патентов, ноу-хау, сокращение издержек по мере роста объёмов производства, формирование приверженности потребителей к торговой марке, стимулирование посредников.

Угрозе появления товаров-конкурентов следует противопоставить улучшение   ассортимента,  регулярный  поиск  и реализацию идей товаров

«рыночной новизны», использование новых технологий, рекламы, сервиса.

Необходимо систематически вести работы по изучению покупательского спроса, быть готовым к быстрому реагированию на их потребности, уметь активно формировать спрос.

Еще один действенный инструмент повышения конкурентоспособности — бенчмапкинг — изучение лучшей практики конкурентов и регулярное сравнение желаемых изменений и результатов бизнеса с созданной эталонной моделью собственной организации бизнеса. Данный подход даёт организации возможность перенять лучший опыт других компаний.

Так, предприятия разрабатывают конкурентные стратегии, нацеленные на обеспечения лидерства на рынке и привлечение потенциальных потребителей. От трёх основных факторов зависит какая из конкурентных стратегий будет более предпочтительной для предприятия: структуры стратегического потенциала, возможностей расширения ресурсов фирмы и национальной экономики в целом.

Если предприятие может выдвигать конкурентоспособные идеи в области производства и продвижения товаров на рынок, но не обладает способностью реализовать эти идеи, то для обеспечения конкурентного преимущества ей необходимо привлекать дополнительные ресурсы в виде венчурного капитала, либо другие ресурсы, которые смогут усилить эту составляющую стратегического потенциала.

Напротив, на этом же предприятии способность к реализации конкурентоспособных идей может быть низкой из-за отсутствия соответствующей организационной структуры, например, лаборатории, производственного участка, единицы технологического оборудования. Хорошие идеи могут быть не реализованы из-за отсутствия возможностей получения правительственных субсидий, кредитов Центрального или коммерческого банков или отсутствия в стране необходимого оборудования, без которых стратегический потенциал предприятия не может быть повышен.

С этого следует, что одной их важных целей стратегического управления является рациональное распределение ограниченных ресурсов предприятия между элементами стратегического потенциала. То есть, важно определять, куда выгоднее направлять ресурсы, чтобы обеспечить высокий уровень конкурентного преимущества.

Таким образом, конкурентная стратегия предприятия должна учитывать влияние рассмотренных факторов. Это значит, что для выживания в условиях рынка предприятие должно формировать более выгодную с точки зрения результативности своей деятельности структуру стратегического потенциала, рационализировать обеспеченность элементов стратегического потенциала требуемыми ресурсами, адаптироваться к условиям национальной экономики страны базирования.

Несмотря на складывающееся в настоящее время в России позитивное движение в направлении повышения конкурентоспособности потребительских товаров, предпринимательских структур, существует ещё масса нерешенных проблем. Нами систематизированы существующие основные  проблемы  повышения  конкурентоспособности  и представлены

 пути их решения в России (таблица 1).

         Таблица 1

Комплекс основных проблем, препятствующих повышению конкурентоспособности предприятий и пути их решения

ПроблемаПути решения проблемы
123
1Низкая конкурентоспособность отечественной продукции в сравнении с аналогичной зарубежнойНизкая конкурентоспособность является экономической проблемой государственного уровня. Предприятия сами неспособны решить эту проблему в целом. Необходимо вмешательство со стороны государства. Возможно снижение рисков и уменьшение издержек, связанных с инновациями, инвестициями и внешнеэкономической деятельностью, а также создание дополнительных стимулов к такой активности.
2Низкая защищенность внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны производителей и поставщиков импортной продукции.Необходимо, с одной стороны, предпринимать меры по импортозамещению внутри страны, с другой — проводить более активную политику экспансии отечественных производителей на внешние рынки, в том числе и в кооперации с зарубежными партнерами.
3Высокая степень изношенности основных фондов.Проведение модернизации или замены устаревших, оснащение организаций современными основными фондами в соответствии с более жесткими, чем отечественные, европейскими стандартами качества.
4Практически нет отечественного оборудования современного уровня. Предприятия сильно отстали в техническом оснащении и потому вынуждены покупать и работать на импортном оборудовании.Создание условий и развитие производства современного российского высокопроизводительного оборудования с возможностями работы на отечественном сырье, сервисного обслуживания, легкого получения консультаций для оснащения им предпринимательских структур.
5Низкая эффективность механизмов господдержки конкурентоспособности предпринимательства.Необходимо организовать систему мониторинга конкурентоспособности и найти формы поддержки предпринимательских структур различных видов деятельности, особенно инновационных.
6Сложные бюрократические процедуры организационного характера, административный гнет в сфере производства конкурентоспособной продукции.Для открытия собственного дела в России нужно пройти много бюрократических инстанций, затратить на это много времени и заплатить различные пошлины. Отсюда следует, что пока Россия будет лидировать по сложности бюрократических процедур, реальных шансов на обеспечение конкурентоспособности экономики практически нет. Необходимо создать условия по освобождению предпринимателей от административного гнета. Все это позволит резко повысить конкурентоспособность продукции.
7Малая доступность к финансовым ресурсом.Создание условий доступности финансовых ресурсов и инвестиционной привлекательности (кредитование предпринимательства по низким ставкам, создание единого реестра добросовестных заемщиков и т. п.).
8Слабое использование предпринимательскими структурами бенчмаркинга.Ценность этого инструмента состоит в том, что внимательное изучение достижений и ошибок других позволяет определиться с собственной конкурентоспособной позицией на рынке.

Данные предложения помогут улучшить состояние хозяйствующего субъекта в условиях рынка.

Библиографический список

1. Гребнев А.И., Баженов Ю.К., Габриэлян О.А. и др. Экономика торгового предприятия: Учебник для вузов / М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2012.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Санкт-Петербург: КОРУНА, 2013.
3. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2012. – 240 с.