Индекс УДК 338.43
Дата публикации: 29.05.2025

Эффективные механизмы материально технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в регионах

Effective mechanisms for material and technical support of agricultural producers in the regions

Абдиев Мурат Журатович
Мусакулов Нурбек Куралбекович

1. д.э.н., профессор, Ошский технологический университет, Кыргызская Республика, г.Ош;
2. аспирант Жалал-Абадский государственный университет им. Б.Осмонова, Кыргызская Республика, г.Ош.

Abdiev Murat Zhuratovich
Musakulov Nurbek Kuralbekovich

1. Doctor of Economics, Professor, Osh Technological University, Kyrgyz Republic, Osh;
2. postgraduate student Jalal-Abad State University named after. B. Osmonova, Kyrgyz Republic, Osh

Аннотация: Актуальность научной статьи заключается в уточнении эффективных механизмов материально технического обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей в регионах в регионах страны,в частности Ошской области Кыргызской Республики (КР). Цель исследования – проанализировать и оценить эффективных механизмов материально технического обеспечения сельского хозяйства для обеспечения его эффективности и конкурентоспособности в регионах страны.

Abstract: The relevance of the scientific article lies in the clarification of effective mechanisms for the material and technical support of agricultural producers in the regions of the country, in particular the Osh region of the Kyrgyz Republic (KR). The purpose of the study is to analyze and evaluate effective mechanisms for the material and technical support of agriculture to ensure its efficiency and competitiveness in the regions of the country.
Ключевые слова: механизмы, инвестиция, сельское хозяйство, материально техническое обеспечение, эффективность, конкурентоспособность.

Keywords: mechanisms, investment, agriculture, material and technical support, efficiency, competitiveness.


В Кыргызской Республике в развитии сельского хозяйства намечены ряд положительных тенденций, связанных с ростом производства животноводческой продукции, птицеводство, а также интенсивного развития рыбного хозяйства. В следствии чего в республике сокращается импорт мяса, яиц и наращивается экспорт молочной продукции [1].

Как известно, ключевым способом формирования эффективного материально-технического обеспечения являются инвестиции. При этом инвестиционный климат зависит от того, насколько активно регион проводит свою агропродовольственную политику.

К факторам, оказывающим влияние на создание инвестиционного климата в АПК региона, относят следующие:

— экономический потенциал, включая обеспеченность региона земельными, трудовыми, энергетическими ресурсами, развитость научного потенциала и инфраструктуры;

— зрелость рыночной среды, степень вовлеченности населения в инвестиционную деятельность;

 — политические: степень доверия сельского населения к региональной власти, уровень социальной стабильности;

— социальные: уровень жизни сельского населения, развитость медицинского обслуживания, газификация села, уровень преступности, безработицы, величина реальных доходов;

— правовые: принятие нормативных актов, касающихся инвестиционной деятельности, разработка приоритетных целевых программ по поддержке и реформированию АПК;

  — финансовые: доступность финансовых ресурсов из государственного и регионального бюджетов и кредита.

Источники формирования инвестиций можно разделить на внутренние и внешние. Внутренними источниками инвестиций являются прибыль предприятия и амортизация основных фондов. В составе внешних источников выделяют централизованные и децентрализованные. К централизованным относят средства государственного бюджета, местных бюджетов. Децентрализованные источники состоят из займов (кредитов), лизинга, средств внебюджетных фондов.

Применяемые способы формирования основного капитала указывают на то, что в последние годы можно обозначить, хотя и слабую, тенденцию небольшого увеличения доли собственных инвестиционных средств и уменьшение доли финансирования за счет привлеченных источников в Ошской области.

Среди привлеченных источников в в Ошской области увеличилась доля займов. При этом наблюдается существенное сокращение объема инвестиций из бюджета по сравнению с уровнем 2024 г. Уменьшение доли прибыли как средства финансирования капиталовложений является следствием прекращения действия инвестиционной льготы (налог на прибыль) и тенденции снижения уровня рентабельности, в результате кризисных явлений [4].

В процессе исследования установлено, что интенсивное развитие в регионе интегрированных структур, обладающих необходимым объемом инвестиционных ресурсов и возможностью пользования заемными источниками, а также реализация на его территории государственных и региональных программ позволило приблизиться области, по уровню инвестиций в сельское хозяйство, к среднему показателю по областям.

Наиболее действенными инструментами механизма материально технического обеспечения сельского хозяйства являются стратегическое планирование и разработка целевых программ развития, осуществляемые на государственном и региональном уровнях.

Государством в последние годы разрабатываются долгосрочные стратегии, прогнозы, целевые программы, регламентирующие направления, формы и размеры государственной поддержки развития агропромышленного комплекса и его материально-технического обеспечения. Среди них следует особо выделить «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020 – 2025 годы», утвержденную 14 июля 2019 г. № 717. [2].

Реализацию приоритетных направлений предполагается осуществлять за счет средств государственного бюджета КР.

Поскольку сельское хозяйство стимулирует развитие различных секторов экономики, являясь одним из основных потребителей сельскохозяйственных машин и оборудования, дизельного топлива, строительных материалов, продуктов химической и биологической промышленности, то особо следует выделить в Госпрограмме подпрограмму «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», задачами которой являются:

— стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования;

— повышение инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширение масштабов развития сельского хозяйства на инновационной основе;

— создание и развитие институциональной среды, необходимой для разработки и широкомасштабного использования инноваций;

— создание инфраструктуры развития биотехнологий в сельском хозяйстве.

В настоящее время значительная часть финансовых средств и ответственности государством возложена на региональный уровень, в связи с чем ведется разработка региональных программ с увязкой их с федеральными целевыми программами [3].

Так, в Ошской области действует целая система мер государственной поддержки агропромышленного производства и инвестиционной деятельности, включающая, в том числе, механизмы материально-технического обеспечения в сфере АПК.

В качестве одного из инструментов обеспечения субъектов агропромышленного комплекса высокотехнологичными машинами и оборудованием являются субсидии на компенсацию части затрат, связанных с оплатой первоначального (авансового) лизингового взноса и очередных лизинговых платежей по заключенным договорам финансового лизинга. Он предоставляется в товарной форме продавцом покупателю в виде отсрочки платежа за проданные товары.

Следует отметить, что между кредитом и лизингом имеют место существенные различия, так как пользователь имущества не заключает с лизингодателем денежного договора займа (табл. 1).

Таблица 1

Взаимосвязь и различия кредитных и лизинговых отношений

Параметры сравнения                                 Виды отношений
             Кредит              Лизинг
Право собственности на объектПередается заемщику. Права владения, пользования и распоряжения принадлежат одному лицуОпцион на приобретение объекта в собственность не тождественен пере
Гарантии кредитора обеспечиваютсяЗалогом имущества заемщика, гарантией банка и дрВ основном объектом лизинга
Длительность контрактаКраткосрочныйСредне- и долгосрочный
Форма предоставления и погашения кредитаВ товарной, а погашение — в денежнойВ товарной, а погашение — компенсационными услугами
Источники погашения кредитаЗа счет прибыли заемщикаЗа счет амортизационных и других отчислений, вк

При финансовом лизинге сумма средств не перечисляется поставщику, минуя расчетный счет покупателя, несмотря на то, что предмет лизинга доставляется изготовителем прямо арендатору. Возврат средств не должен осуществляться за счет текущих затрат, включаемых в себестоимость продукции, создаваемой с использованием арендуемого объекта, тогда как кредиты, полученные для приобретения основных фондов, оплачиваются за счет прибыли. При этом лизинг создает более надежные финансовые условия для производителя, поскольку амортизационные отчисления закладываются в цену выпускаемой продукции.

Таким образом, для сельскохозяйственных товаропроизводителей лизинг позволяет решать задачи приобретения техники и ее финансирования, расширить доступ к дорогостоящим машинам и оборудованию, преодолеть диспаритет цен на сельскохозяйственную технику и продукцию сельского хозяйства, рационально сочетать интересы изготовителей машин и оборудования, лизингодателей и сельскохозяйственных предприятий.

В государственной программе государственного лизинга, существующей в КР  с 2008 г., выделяют следующие сферы ее влияния:

  1. Сельское хозяйство:

— обновление парка сельскохозяйственной техники;

— снижение потерь урожая за счет применения современной и более высокопроизводительной сельскохозяйственной техники.

  1. Отрасль машиностроения:

— увеличение объемов производства и сбыта сельскохозяйственной техники;

 — повышение рентабельности производства сельскохозяйственной техники;

— создание дополнительных рабочих мест;

 — направление доходов, полученных производителями техники в рамках реализации Программы, на создание новых конкурентоспособных моделей сельскохозяйственной техники.

  1. Социальная сфера:

— рост занятости населения в результате увеличения производственной программы российских предприятий сельскохозяйственного машиностроения, создание новых рабочих мест;

— повышение доступности приобретения высокопроизводительной техники.

  1. Государственный и региональный бюджеты: увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней благодаря увеличению загрузки производства предприятий сельскохозяйственного машиностроения и производства сельхозпродукции.

Программа обновления парка сельскохозяйственной техники реализуется на основании заявок, направляемых сельхозтоваропроизводителями в орган исполнительной власти соответствующего субъекта КР. Участники Программы (сельхозтоваропроизводители) отбираются региональными уполномоченными органами.

Поставка сельскохозяйственной техники осуществляется посредством заключения договоров финансовой аренды (лизинга) на особо льготных условиях (табл. 2).

Таблица 2

Условия договоров финансовой аренды (лизинга)

УсловияЗначение
Размер авансового платежа0%
Требование к гарантийному обеспечению по сделкеОтсутствует
Отсрочка оплаты первого лизингового пла6 месяцев
Срок договора финансовой аренды (лизинОт 5 до 10 лет* (в зависимости от предельного срока использования сельскохозяйственной техники)

В процессе замены техники в рамках Программы допускается не проводить ее физическое уничтожение и снятие с учета. Техника, находящаяся за пределами амортизационного ресурса и годности, может остаться на предприятиях и использоваться в качестве дополнительного источника комплектующих и запасных частей при ремонте [4].

     На наш взгляд, одним из действенных форм механизма материально-технического обеспечения являются особые экономические зоны, которые предлагаются для широкого распространения на территории Ошской области. Они способствуют большему притоку инвестиций, мощному инновационному рывку.

В рамках этой нормативной базы участники инновационной деятельности получают субсидии, государственные гарантии, льготы и преференции.

Преимуществами особых экономических зон регионального уровня являются:

— благоприятный инвестиционный климат;

— отсутствие ограничений по объемам инвестиционных проектов;

 — развитая инженерная инфраструктура;

— комплекс мер государственной поддержки;

— наличие квалифицированных кадров;

— многообразие выбора земельных участков;

— услуги в режиме «одного окна».

В особых экономических зонах регионального уровня агропромышленного типа в  Ошской области планируется создание комплекса, включающего растениеводство (производство и хранение кормов), производство и выращивание свиней, крупного рогатого скота, перерабатывающую промышленность с сопутствующими специализированными объектами утилизации отходов.

Следует отметить, что все предприятия, входящие в особые экономические зоны, обеспечены необходимой инфраструктурой (газом, теплом, электричеством, водоснабжением, водоотведением, автомобильными дорогами).

Кроме того, материально-техническому обеспечению сельхозтоваропроизводителей, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции способствуют особые экономические зоны регионального промышленнопроизводственного типа.

Частные индустриальные парки предназначены для малого бизнеса и позволяют войти на рынок и развернуть производство. Индустриальный парк Ошской области представляет собой специально организованную для размещения новых производств территорию, расположенную на земельных участках, предназначенных для осуществления промышленной деятельности, обеспеченную энергоносителями, инженерной инфраструктурой, производственными зданиями и сооружениями, необходимыми для осуществления промышленной деятельности.

Исследования показывают, что эффективный механизм материально технического обеспечения сельхозтоваропроизводителей требует комплексного применения различных способов и инструментов. При этом для дальнейшего воспроизводства материально-технической базы АПК региона необходимы максимально эффективное использование производителями сельскохозяйственной продукции мер государственной поддержки, стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования, создание экономически благополучных условий для привлечения внебюджетных инвестиций в МТБ, развитие в агропромышленном комплексе рынка механизированных услуг, повышение инновационной активности и инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

               

Библиографический список

1. Абдиев М.Ж. Состояние цифровой трансформации сельского хозяйства Кыргызской Республики в условиях интеграции [Текст] / М.Ж.Абдиев, Н.Маталиева, А.Арстанбеков // Экономика и бизнес: теория и практика, Новосибирск, 2024-№10 - С.6-8
2. Абдиев М.Ж. Улучшение инновационно-инвестиционного механизма в сельском хозяйстве Кыргызской Республики [Текст] / М.Ж. Абдиев, Г.А. Маметова Г.А., А.Батыр уулу // Инновационное развитие экономики, 2021-№.5 -С.7-12
3. Абдымаликов К.А. Экономика сельского хозяйства [Текст]: учебник для вузов / Абдымаликов К.А., Жумабаев Ж.Ж.– Бишкек : 2012. – 664 с.
4. Кыргызская Республика и регионы [Текст]: статбюллетень.- Бишкек: Нацстаткомитет, 2024. – 110 с.