Анализ трудовых ресурсов сельских территорий Республики Саха (Якутия)
Analysis of labor resources in rural areas of the Republic of Sakha (Yakutia)
Abstract: The article presents an analysis of labor resources in rural areas of the Republic of Sakha (Yakutia). The basis for the analysis was the statistical data for 2012-2017, as well as the results of the All-Russian Agricultural Census for 2006 and 2016. The analysis of the distribution of rural population by age groups, a comparative analysis of the number of organizations (farms) and labor resources, the dynamics of the unemployment rate in the republic for six years are analyzed. The number of rural population of the republic at the beginning of 2017 is 332,300 people, including 179,000 people of the able-bodied population. The share of the able-bodied population decreases every year. For the period from 2006 to 2016, the total number of agricultural workers in agricultural organizations, peasant farms and individual entrepreneurs, personal part-time farms and other individual farms decreased from 149,610 to 109,447 people, or 26.85%. By the decree of the head of the region, 2018 was declared the Year of promotion of employment of the population. At present, the numerous measures taken by the Government of the region to increase employment in the agrarian sector of the economy are not very effective. To improve the socio-economic conditions of life in rural areas, an increase in the number of jobs and the prestige of agricultural labor, it is necessary to develop an improved mechanism for state regulation of the agricultural labor market in the Republic of Sakha (Yakutia).
Keywords: rural areas, region, rural population, labor resources, employment, unemployment, state regulation, the Republic of Sakha (Yakutia).
Республика Саха (Якутия) является одним из крупнейших в территориальном и экономическом отношениях регион, расположенная в северо-восточной части Сибири. Более 40 % территории находится за Северным полярным кругом [1]. Общая земельная площадь республики составляет 308,4 млн. га, из них 0,53% или 1640,2 тыс. га занимают сельскохозяйственные угодья. В структуре сельскохозяйственных угодий на долю пашни приходится 6,4 %, сенокосов- 43,9%, пастбищ – 48,5%, залежей – 1,2%, многолетних насаждений – 0,1% [2].
По состоянию на 1 февраля 2018 года на территории Республики Саха (Якутия) сформировано 445 муниципальных образований:
— 2 городских округа;
— 34 муниципальных района (в том числе 4 национальных: Анабарский долгано-эвенкийский, Жиганский эвенкийский, Оленекский эвенкийский, Эвено-Бытантайский);
— 48 городских поселений;
— 361 сельское поселение.
Большую часть муниципальных образований республики составляют сельские поселения – 81,1%.
Численность населения республики на начало 2017 года составляет 962,8 тыс. чел., т.е. по сравнению с 2012 годом (955,9 тыс. чел.) – увеличилась на 0,7 %. В настоящее время из общего числа населения Республики Саха (Якутия) сельское население составляет 34,5% (Таблица 1).
Несмотря на естественный прирост населения республики, численность сельчан постепенно сокращается, происходит отток в города. Наблюдается тенденция увеличение доли престарелых людей в селе. Доля трудоспособного населения (с 16 до 50 лет у женщин и до 55 лет у мужчин) с каждым годом снижается. На начало 2017 года она составила 54 % против 58,9 %, что на 4,9 % меньше чем на начало 2012 года. А удельный вес лиц старше трудоспособного возраста за последние пять лет повысился на 4 % , вместе с тем, хоть и незначительно, вырос и удельный вес населения моложе трудоспособного возраста, которое должно пополнить трудоресурсный потенциал села (Таблица 2).
Таблица 1
Динамика численности населения РС (Я) на начало 2012-2017 г.г. тыс. чел.
Всего население | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. |
955,9 | 955,6 | 954,8 | 956,9 | 959,7 | 962,8 | |
в т.ч. городское | 617,1 | 620,5 | 622,7 | 624,7 | 627,8 | 630,5 |
сельское | 338,8 | 335,1 | 332,1 | 332,2 | 331,9 | 332,3 |
в % ко всему населению
городское | 64,6 | 64,9 | 65,2 | 65,3 | 65,4 | 65,5 |
сельское | 35,4 | 35,1 | 34,8 | 34,7 | 34,6 | 34,5 |
* Статистические данные
Таблица 2
Распределение сельского населения по возрастным группам, на начало года
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Сельское население, тыс. человек | 338.8 | 335.1 | 332.1 | 332.2 | 331.9 | 332.3 |
в том числе в возрасте, лет: | ||||||
0-4 | 33.4 | 32.8 | 33.1 | 33.4 | 33.4 | 32.5 |
5-9 | 28.1 | 28.9 | 29.7 | 30.4 | 30.8 | 31.4 |
10-14 | 27.5 | 26.9 | 26.7 | 27.1 | 26.9 | 27.0 |
15-19 | 27.5 | 26.3 | 24.7 | 23.4 | 22.3 | 21.8 |
20-24 | 28.6 | 25.2 | 22.4 | 20.6 | 20.2 | 21.0 |
25-29 | 28.5 | 28.8 | 28.6 | 28.2 | 27.4 | 25.6 |
30-34 | 20.9 | 21.7 | 22.3 | 23.3 | 24.2 | 25.1 |
35-39 | 19.0 | 18.5 | 18.4 | 18.6 | 18.8 | 19.2 |
40-44 | 20.7 | 19.9 | 19.1 | 18.6 | 18.2 | 17.7 |
45-49 | 24.8 | 23.6 | 22.5 | 21.4 | 20.5 | 19.5 |
50-54 | 26.3 | 26.4 | 26~0 | 25.4 | 24.4 | 23.3 |
55-59 | 20.5 | 21.4 | 22.3 | 22.9 | 23.8 | 24.3 |
60-64 | 12.8 | 13.9 | 15.0 | 16.2 | 17.2 | 18.4 |
65-69 | 5.9 | 6.8 | 8.0 | 9.2 | 10.3 | 11.2 |
70 и старше | 14.2 | 14.0 | 13.6 | 13.4 | 13.5 | 14.1 |
Из общей численности сельского населения — население в возрасте: | ||||||
моложе трудоспособного (мужчины и женщины 0-15): | ||||||
тыс. человек | 95.2 | 94.4 | 94.8 | 96.1 | 96.5 | 96.2 |
в процентах | 28.1 | 28.2 | 28.6 | 28.9 | 29.1 | 29.0 |
трудоспособном (мужчины 16-59, женщины 16-54): | ||||||
тыс. человек | 199.5 | 194.5 | 188.7 | 185.1 | 181.7 | 179.5 |
в процентах | 58.9 | 58.0 | 56.8 | 55.7 | 54.7 | 54.0 |
старше трудоспособного (мужчины 60 и более, женщины 55 и более): | ||||||
тыс. человек | 44.1 | 46.2 | 48.6 | 51.0 | 53.7 | 56.6 |
в процентах | 13.0 | 13.8 | 14.6 | 15.4 | 16.2 | 17.0 |
* Статистические данные
Сельское хозяйство в большинстве административных районов по-прежнему остается основной сферой приложения труда жителей сельских территорий, сельское население имеет тесную, неразрывную связь сельским хозяйством, вследствие чего сельскую экономику можно характеризовать как моноотраслевую. Однако сегодня в сельскохозяйственных предприятиях занято около 6 тыс. человек, или 1,8 % от численности проживающих на селе по данным статистики. Альтернативная сфера деятельности, призванная сосредоточить избыточную рабочую силу, высвобождаемую из аграрного производства, в селе не развита [3].
В последние годы были проведены сельскохозяйственные переписи в 2006 г. и 2016 г. Результаты Всероссийской переписи позволяют получить детальные характеристики сельского хозяйства для формирования полной базы данных, которые будут использованы для разработки эффективной агропромышленной политики.
По итогам предварительных данных переписей в Республике Саха (Якутия) на 1 июля 2016 года по сравнению с 1 июля 2006 года число всех сельскохозяйственных организаций (хозяйств) значительно сократилось. В частности, количество сельскохозяйственных организаций осуществлявших сельскохозяйственную деятельность в 2016 году сократилось на 33 организаций, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели сократилось на 748 хозяйств. Число ЛПХ и других индивидуальных хозяйств, осуществлявших, сельскохозяйственную продукцию, упало на 25 035 хозяйств. Таким образом, общее количество сельскохозяйственных организаций (хозяйств) с 2006 года по 2016 год снизилась с 126 433 до 100 617, то есть на 20,42 %. Это, безусловно, коснулось и таких проблем как занятость и безработица (Таблица 3) [4].
Таблица 3
Численность организаций (хозяйств) на 1 июля 2006, 2016 гг.
Организации и хозяйства | Число организаций (хозяйств), всего | Отклонение 2016 к 2006 | ||
2006 г. | 2016 г. | кол. | % | |
Сельскохозяйственные организации | 763 | 730 | 33 | -4,33 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели | 3 593 | 2 845 | 748 | -20,82 |
ЛПХ и др. индивидуальные хозяйства, занятых в выполнении сельскохозяйственных работ | 122 077 | 97 042 | 25 035 | -20,51 |
Всего | 126 433 | 100 617 | 25 816 | -20,42 |
*По данным Всероссийской переписи
Как видно из таблицы 4 по состоянию на 1 июля 2016 года численность работников в сельскохозяйственных организациях сократилось на 7 678 чел., из крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей – на 10 595 чел. Кроме того, число работников в ЛПХ и других индивидуальных хозяйствах, занятых в выполнении сельскохозяйственных работ сократилось на 21 890 чел. За период с 2006 года по 2016 год общая численность сельскохозяйственных работников сократилось с 149 610 чел. до 109 447 чел., то есть на 26,85 % [5].
Таблица 4
Трудовые ресурсы на 1 июля 2006, 2016 гг.
Организации и хозяйства | Численность работников, всего | Отклонение 2016 к 2006 | ||||
2006 г. | 2016 г. | кол. | % | |||
Сельскохозяйственные организации | 13 312 | 5 634 | 7 678 | -57,68 | ||
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели | 17 658 | 7 063 | 10 595 | -60,00 | ||
ЛПХ и др. индивидуальные хозяйства, занятых в выполнении сельскохозяйственных работ | 118 640 | 96 750 | 21 890 | -18,45 | ||
Всего | 149 610 | 109 447 | 40 163 | -26,85 | ||
*По данным Всероссийской переписи
По Дальневосточному федеральному округу в Якутии самый высокий уровень безработицы. По данным регионального органа федеральной службы государственной статистики количество безработных в Республике Саха (Якутия) по итогам 2017 года составила 35,6 тыс. человек, или, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличилась на 0,6 тыс. человек (или на 1,7%). Уровень общей безработицы составил 7,1% от численности рабочей силы. Однако надо отметить, численность занятых в экономике увеличилась на 8,6 тыс. человек (или на 1,9%) и составила 463,2 тыс. человек [6].
Рисунок 1. Численность безработных и уровень безработицы
Указом главы Республики Саха (Якутия) 2018 год был объявлен Годом содействия занятости населения. В рамках Года содействия занятости населения особое внимание уделяется совершенствованию нормативно-правового регулирования процессов развития рынка труда, улучшению трудовой занятости молодежи, обеспечению профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, содействию трудоустройства населения в сельской местности, а также северных и арктических улусов (районов) республики [7].
По итогам паспортизации сельских пунктов, около 3000 человек пройдет обучение и переобучение с целью трудоустройства в промышленные компании. Так же необходимо создать наиболее благоприятные условия для ведения личного подсобного хозяйства путем обеспечения поголовья скота и поддержкой по ведению хозяйства.
Для создания необходимых условий для привлечения молодежи в сельскую местность Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) проводит ряд мероприятий по улучшению кадровой работы в отрасли. Так как у многих сельскохозяйственных организациях, товарных ЛПХ, фермерских хозяйствах нехватка рабочей силы соответствующего качества. Данная проблема увеличивается отсутствием качественного и количественного состава трудовых ресурсов, требуемая для осуществления экономической деятельности. В данное время структура аграрного профессионального образования работает в пользу подготовки специалистов с высшим образованием, чем на кадры среднетехнического образования. Исходя из этого, совместно с администрациями муниципальных образований улусов (районов) создаются крайне необходимые условия с целью привлечения и закрепления в сельской местности молодежи специалистов-выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования.
Для молодых специалистов выплачиваются субсидии на улучшение жилищных условий с целью закрепления квалифицированных кадров в сельскохозяйственных организациях. А так же предоставляются гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, главной задачей, которого является рост производства фермерской продукции.
В настоящее время многочисленные принятые Правительством региона меры, осуществляемые рост занятости в аграрном секторе экономики, являются малоэффективными. Для улучшения социально-экономических условий жизни в сельской местности, увеличение численности рабочих мест и престижа сельскохозяйственного труда необходимо разработать усовершенствованный механизм государственного регулирования аграрного рынка труда Республики Саха (Якутия).
Согласно указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительство и субъекты Российской Федерации при реализации проекта в сфере развития предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы должны обеспечить в 2024 году создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации [8].
Библиографический список
1. Dayanova G.I., Egorova I.K., Kolesova M.S. Scientific Basis for the Diversification of the agrarian sector of the economy of the Sakha Republic (Yakutia) // Science and Technology. - vol. 2, 2017, no. 1. pp. 71-83.2. Система ведения сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия) на период 2016-2020 годы: методическое пособие / А.И. Степанов, Л.С. Иванова, С.А. Павлова и др. – Кемерово: ООО «Технопринт», 2017. – 416 с.
3. Даянова Г.И. Развитие сельских территорий Республики Саха (Якутия) / Г.И. Даянова, И.К. Егорова. // Аграрная наука. – 2016. - № 9. – С. 6-8.
4. Предварительные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года по Республике Саха (Якутия) / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) – Якутск, 2017г. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://sakha.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/sakha/resources/9b5c890043cbd5ffbffbbffa17e1e317/PDF252.PDF.
5. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года: в 9 т.: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) – Якутск, 2008г. – 294с.
6. Сельское хозяйство в Республике Саха (Якутия) за 2011-2016 гг.: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). – Якутск, 2017 – 170 с.
7. Об объявлении 2018 года в Республике Саха (Якутия) Годов содействия занятости населения [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 02.12.2017 №2239. – Режим доступа: https://gkzn.sakha.gov.ru/uploads/ckfinder/userfiles/files/2239.pdf.
8. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/71937200/paragraph/164:1.