Индекс УДК 621.797:631.3.02.004
Дата публикации: 28.08.2021

Оборудование для автоматизации шиномонтажных работ

Equipment for automation of tire installation works

Тойгамбаев С. К.,
профессор кафедры технической эксплуатации технологических машин и оборудования природообустройства, ФГБОУ ВО РГАУ – МСХА имени К.А.Тимирязев.
Toigambayev S. K.,
Professor of the Department of Technical Operation of Technological Machines and Equipment of Environmental Management, K. A. Timiryazev Russian State Agrarian University – MSHA.

Аннотация: Автоматизация работ по монтажу и демонтажу шин различных транспортных средств является важной задачей механизации работ. В статье дается описание и принцип работ шиномонтажного стенда. Статья носит информативный характер для работников отрасли технического сервиса и обслуживания машин.

Abstract: Automation of work on the installation and dismantling of tires of various vehicles is an important task of mechanization of work. The article describes and describes the principle of the tire fitting stand. The article is informative for employees of the technical service and machine maintenance industry.
Ключевые слова: Шиномонтаж; стенд; камера; монтаж; демонтаж

Keywords: Tire fitting; stand; camera; installation; dismantling.


Монтаж и демонтаж шин следует проводить с применением специального оборудования, приспособлений и монтажного инструмента. Перед тем как монтировать шины, необходимо проверить состояние ободов. Обод должен быть чистым и иметь правильную форму. Обода, имеющие ржавчину, зачищают и окрашивают. При монтаже камерных шин предварительно проверяют состояние внутренней поверхности покрышки и, убедившись в отсутствии застрявших металлических предметов, а также трещин и складок, припудривают ее тальком. Монтаж шины на глубокий обод выполняют следующим образом. Положив колесо вентильным отверстием вверх, кладут на него покрышку так, чтобы ее номер был наверху. Монтажными лопатками заправляют нижний борт покрышки, вводя его в углубленную среднюю часть обода. Введя вентиль камеры в вентильное отверстие, закладывают камеру в покрышку. Чтобы камера расправилась, ее слегка подкачивают (при этом вентиль не должен иметь перекосов). Затем заправляют верхний борт покрышки в обод, начиная со стороны, противоположной вентилю. По окончанию монтажа покрышки на обод накачивают камеру до требуемого давления, затем выпускают воздух и вторично накачивают камеру. Это обеспечивает правильное расположение камеры в покрышке.

В дорожных условиях при демонтаже шин часто трудно отделить борта покрышки от обода. В таких случаях на покрышку, с противоположной вентилю стороны, устанавливают домкрат и поднимают им автомобиль. При этом борт покрышки отделяется от обода. Для отделения  другого борта колесо переворачивают и повторяют вышеуказанную операцию.

Снятие покрышки с помощью монтажных лопаток выполняется в такой последовательности. Выпускают из шины воздух, затем снимают один борт покрышки, выталкивают вентиль камеры из вентильного отверстия и вынимают камеру. После этого, сдвинув один борт в углубленную часть обода, снимают с него другой борт.

Монтаж бескамерных шин производится подобным образом. Однако накачивание бескамерной шины требует предварительного создания герметичности внутренней полости шины. Для этого борта шины должны быть насажены на полки обода. Для этого шину обжимают специальной стяжной лентой. Обжатую шину накачивают при вывернутом золотнике до двойной нормы внутреннего давления. Это обеспечивает правильную посадку бортов шины на полки обода. Затем снимают стяжную ленту, ввертывают золотник и снижают давление до установленной нормы. Для облегчения монтажа бескамерных шин их борта, полки и закраины обода нужно протереть влажной тряпкой.

Работы по монтажу и демонтажу шин очень трудоемки и требуют затраты больших физических усилий. Для облегчения этих работ на автотранспортных предприятиях имеются специальные стенды. Для монтажа и демонтажа шин легковых автомобилей рекомендуется использовать стенд модели Ш-501-М, а для монтажа и демонтажа шин грузовых автомобилей – стенд модели  Ш-509 (стенды производства Р/О Росавтоспецоборудование).

Технические характеристики станка:

Технические данныеТехнические данные
Мощность привода, кВт 0.75kw/0.55kwВнутренний зажим, дюймов 14″-26″
Электропитание, В 220V/400VДавление воздуха, бар 8bar
Максимальный диаметр колеса, мм 45″(1143mm)Усилие лапки, кг 2500
Максимальная ширина колеса, мм 16″(406mm)Уровень шумов, дБ <70dB
Наружный зажим, дюймов 12″-24″Размер, мм 1130*900*1030

Рис. 1. Общий вид шиномонтажного полуавтоматического стенда «BL 509IT».

Шиномонтажный полуавтоматический стенд «BL 509IT», электропневматический для обслуживания легковых и малотоннажных грузовых колёс диаметром от 12 до 24 дюймов. Рекомендуется для сервисных станций и гаражей с низкой и средней загрузкой сервиса шин.

— занимает минимальную площадь пола.

— возможность зажима снаружи колёс диаметром 24 дюймов идеально для современных легкосплавных дисков.

— монтажная головка в момент фиксации штока автоматически отводится от диска для обеспечения технологического зазора.

— цилиндр отжима двойного действия предотвращает ударные нагрузки которые

могут возникать в момент отрыва шины от обода диска.

— покрытые никелем поверхности стола и ползунов обеспечивают долговечность работы движущихся частей стенда.

— пневматическая система изготовлена по спецтехнологии и полностью защищена от появления ржавчины, не нуждаясь в каком либо обслуживании.

— прочная металлическая конструкция обладает большой долговечностью.

— версия IT  оснащена взрывной накачкой бескамерных шин. Механизм взрывной накачки имеет 24 литровый ресивер и управляющее устройство, обеспечивающее высокую производительность при работе с бескамерными шинами.

-опционно возможна поставка пластиковых накладок на кулачки и монтировки.

— стенды штатно комплектуются пластиковыми накладками на кулачки, монтажную головку, накачным пистолетом, пластиковой емкостью для пасты с кисточкой и монтировкой.

Рис. 2. Схема работы шиномонтажного полуавтоматического  стенда «BL 509IT»

В комплект поставки входят:

1) Пластиковые накладки — предназначены для защиты диска от повреждений при возможном контакте с монтажной головкой;

2) Блок подготовки воздуха — фильтр-регулятор плюс лубрикатор;

3) Пистолет для накачки колес с манометром;

4) Монтажный рычаг.

5) Пластиковая защита для монтажной головки

6) Пластиковая защита на зажимные лапки монтажного стола

Применение дополнительного оборудования для шиномонтажных работ, может привлечь и дополнительную прибыль предприятия. Например, применение электровулканизатора  6140 для ремонта покрышек.

Предназначение:  Электровулканизатор 6140 — предназначен для ремонта камер и наружных повреждений в покрышках грузовых автомобилей.

Рис. 3. Вид электровулканизатора 6140.

 

Описание: Стационарный (настольный) электровулканизатор 6140. Изготовление фланцев вентилей и вулканизация их к камерам. Комплектуется набором приспособлений для ремонта покрышек. Технические данные электровулканизатора: размер вулканизационной плиты 270х300 мм, размер ремонтируемых повреждений до 150 мм, рабочая температура 143±5°С, 970 Вт, 220 В, 50 Гц, габаритные размеры: 405х350х630 мм, вес 55 кг.

Гидравлический домкрат. Домкрат – это простой и компактный подъемный механизм. От других грузоподъемных устройств он выгодно отличается тем, что совершенно не нуждается в каких-либо дополнительных приспособлениях (канатах, цепях, подставках и пр.).  Существует несколько типов домкратов — механические, гидравлические, пневмогидравлические и пневматические. Они могут быть двух видов — подкатные и переносные (реечные, винтовые, гидравлические «столбики»).

В наше время наиболее распространенный домкрат на СТО – это гидравлический подкатной домкрат. Главное достоинство таких домкратов это невысокая стоимость и простота конструкции. Но запас прочности домкратов китайского производства невысокий, а отечественный производитель на рынке отсутствует. Наиболее частая поломка – износ сальников, которые при ремонте сложно подобрать.

Подкатные домкраты – это, скорее, гаражное оборудование. Подкатные домкраты весьма удобны в применении – колёсики облегчают передвижение, а длинная ручка позволяет легко и быстро поднимать домкрат.

Рис. 4. Подкатной домкрат

— грузоподъёмность –  3 500 кг;  — высота подхвата –  150 мм;

— высота подъёма –  600 мм;    — масса –  5 кг.

Плюсы:  универсальность, устойчивость.

Минусы: большие габариты, используется в основном в гараже или на СТО.

Вывод.

Механизация шиномонтажных работ позволяет экономить время и трудозатраты исполнителей работ, снижает себестоимость выполнения работ и позволяет получить дополнительную прибыль организации.

Conclusion.

The mechanization of tire installation works allows you to save time and labor

costs of work performers, reduces the cost of performing work and allows you to get additional profit for the organization.

Библиографический список

1. Апатенко А.С., Быков В.В., Голубев И.Г., Евграфов В.А., Голубев М.И. Технология и организация восстановления деталей и сборочных единиц при сервисном сопровождении./ Москва, 2017. Том Часть 1
2. Новиченко А.И., Подхватилин И.М. Оценка эффективности функционирования средств технологического оснащения АПК. / Природообустройство. 2013. № 2. С. 92-96.
3. Тойгамбаев С.К. Приспособление для монтажа и демонтажа ступиц колес машин./ ж. Аспирант и соискатель. № 5 (113) г. Москва. 2019.
4. Тоигамбаев С.К. Повышение долговечности деталей сельскохозяйственных мелиоративных машин при применении процесса термоциклической диффузионной металлизации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Российский государственный аграрный университет- МСХА им. К.А. Тимирязева. Москва, 2000
5. Тойгамбаев С.К. Совершенствование моечной машины ОМ-21614./ Техника и технология. 2013. № 3. С. 15-18.
6. Martynova N.B., Bondareva G.I., Toygambaev S.K., Telovov N.K. Machine for carrying out work on deep soiling with the simultaneous application of liquid organic fertilizers./ В сборнике: Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. С. 42091.
7. Тойгамбаев С.К. Повышение надежности изготовления резьбовых соединении./ Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". 2013. № 3 (59). С. 45-46.