Индекс УДК 631.15
Дата публикации: 27.01.2022

Предоставление региональных мер государственной поддержки в отрасли растениеводства АПК

Provision of regional measures of state support in the field of crop production of the agro-industrial complex

Губанов Р.С.
Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России
кандидат экономических наук
ведущий научный сотрудник Центра отраслевой экономики

Gubanov R.S.
Research Financial Institute of the Ministry of Finance of the Russian
Federation Candidate of Economic Sciences
Leading Researcher of the Center for Sectoral Economics

Аннотация: В данной статье рассмотрены практические аспекты предоставления стимулирующих и компенсирующих субсидий на поддержку отраслей растениеводства в АПК субъектов РФ. Проанализированы региональные меры государственной поддержки элитного семеноводства с учетом перераспределения средств бюджетов бюджетной системы РФ. Автором предложено обеспечивать взаимосвязь государственной поддержки агрокультур с субсидированием готовой сельскохозяйственной продукции в рамках вертикальной цепочки создания добавленной стоимости.

Abstract: This article discusses the practical aspects of providing stimulating and compensating subsidies to support crop production industries in the agro-industrial complex of the subjects of the Russian Federation. Regional measures of state support for elite seed production are analyzed, taking into account the redistribution of funds from the budgets of the budgetary system of the Russian Federation. The author proposes to ensure the relationship of state support for agriculture with the subsidization of finished agricultural products within the vertical value chain.
Ключевые слова: государственная поддержка, отрасль, растениеводство, региональные меры, агропромышленный комплекс

Keywords: state support, industry, crop production, regional measures, agro-industrial complex


Повышение эффективности производства в АПК – это целевой ориентир государственной сельскохозяйственной политики Российской Федерации, реализуемой в аспекте совершенствования организационно-экономического механизма регулирования отрасли растениеводства.

«…Агропромышленный комплекс (АПК) — крупнейший межотраслевой комплекс, объединяющий несколько отраслей экономики, направленных на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и получения из него продукции, доводимой до конечного потребителя. Таким образом, он включает в себя сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, осуществляющие перевозку, хранение, переработку сельскохозяйственной продукции, поставку её потребителям, обеспечивающие сельское хозяйство техникой, химикатами и удобрениями, обслуживающие сельскохозяйственное производство. Следовательно, именно агропромышленный комплекс играет важную роль в обеспечении экономической, и в том числе, продовольственной, безопасности страны…» [5].

Практика предоставления государственных субсидий в отрасли растениеводства АПК реализуется под воздействием научного обоснования проектируемых мероприятий в области внедрения новых форм государственной поддержки. В этой связи, в практическом исследовании вопросов эффективности предоставления государственной поддержки важно применять теоретические подходы к определению сущности субсидий.

Кибиров А.Я. трактует понятие «государственные субсидии» как «безвозмездную ссуду, которая частично покрывает издержки ее получателя…» [6]. Данное определение достаточное емкое, и указывает на необходимость обеспечения целевого использования средств бюджетов бюджетной системы РФ при предоставлении субсидий получателю, которое состоит в покрытии производственных затрат, без каких-либо еще дополнительных операций по расходованию бюджетных ассигнований.

Следует констатировать тот факт, что «…изношенная материально-техническая база, низкие темпы селекции и семеноводства, недостаточная обеспеченность минеральными удобрениями не позволяют производителям достичь оптимального уровня производства и на должном уровне конкурировать с зарубежной сельскохозяйственной продукцией….» [4].

Все эти и многие другие экономические явления, и процессы не в малой степени отрицательно воздействуют на эффективность производства в АПК, включая деятельность субъектов отрасли растениеводства.

Рассмотрим такой аспект государственной поддержки в сфере растениеводства, как стимулирование развитие отечественной селекции в региональном разрезе. В таблице 1 представлена систематизация ключевых параметров, определяющих потребность в региональных субсидиях на возмещение части затрат по производству сахарной свеклы – структура площади посева сахарной свеклы отечественной и иностранной селекции в субъектах РФ.

Таблица 1

Состав и структура посевов сахарной свеклы в регионах России

Субъект РФДоля площади, занятой семенами отечественной селекции, %Доля площади, занятой семенами, произведенными на территории РФ, %Площадь посева в 2021 г. семена отечественной селекции, %Площадь посева в 2021 г. семена производства РФ (отечественная + иностранная селекция), %
Белгородская область11,325,211,3125, 20
Брянская область5,105,106,1295,92
Воронежская область0,4019,001,3820,74
Курская область3,106,807,5110,40
Орловская область4,7181,220,009,09
Рязанская область5,200,005,200,00
Тамбовская область0,0014,725,3320,05
Тульская область0,000,000,009,09
Краснодарский край3,2116,956,1719,87
Ростовская область2,9032,307,7737,43
Карачаево-Черкесская Республика0,1599,803,85100,00
Чеченская Республика93,806,2093,006,20
Ставропольский край3,004,202,984,26
Республика Башкортостан2,0016,0010,4524,39
Республика Мордовия5,005,005,005,00
Республика Татарстан1,795,655,008,06
Нижегородская область5,0014,005,1713,79
Пензенская область1,8398,172,8498,17
Саратовская область0,005,605,645,64
Ульяновская область0,00100,000,0088,52
Алтайский край2,12,14,244,24
РФ3,0525,715,8224,10

Источник: Росстат

Примечательно, что наибольшая доля площади, занятой семенами отечественной селекции, приходится на Чеченскую Республику – 93,80%. На втором месте находится Белгородская область со значением рассматриваемого показателя – 11,3%, далее следует Рязанская область (5,20%). Общеизвестно, что традиционные зоны свеклосеяния сконцентрированы в Центрально-Черноземных, Южных и Северо-кавказских регионах РФ, «…где сосредоточено 75% посевных площадей…» [10].

При этом в России насчитывается 21 субъект РФ, где размещены посевные сегменты для выращивания сахарной свеклы, включая Пензенскую область, Республики Башкортостан и Татарстан, Алтайский край. Получатели субсидий выполняют ряд определенных требований по структуре финансовых вложений и выполняют производственную программу с учетом целевых прогнозов бюджетных ассигнований, объемы которых согласованы с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Сравнительную характеристику ставок субсидий на возмещение части затрат на поддержку элитного семеноводства сахарной свеклы отражают данные рисунка 1.

Источник: [3], [2], [9]

Рисунок 1. Размеры ставок субсидий на возмещение части затрат по закупке элитных семян сахарной свеклы в 2020 году

В соответствии с иллюстрацией наибольший размер ставок субсидий характерен для Воронежской области, так как приобретение элитных семян сахарной свеклы (родительские формы гибридов) в данном регионе компенсируется за счет средств государственной поддержки в объеме 8729 руб. на 1 га. При этом статистический минимум наблюдается по анализируемым ставкам субсидий в Кировской области, где для поддержки элитного семеноводства (свеклы столовой) привлекаются средства бюджетов бюджетной системы РФ в размере 2526,32 руб. на 1 га. Примечательно, что поддержка элитных семян сахарной свеклы Нижегородской области (элита Гибриды F1) оценивается размерами ставок субсидий – 3125 руб. на 1 га.

Следует отметить, что в системе мер региональной государственной поддержки производства сахарной свеклы широко используется механизм субсидирования на основе льготных и инвестиционных кредитов.

Для целей исследования важно выявить специфику существующих мер господдержки в рамках развития отдельных субъектов РФ.

Обращает на себя внимание опыт Самарской области, где производится мониторинг господдержки по 4 видам субсидий: компенсирующая субсидия; стимулирующая субсидия; субсидия за счет средств областного бюджета и на  реализацию национальных проектов.

По данным таблицы 2 можно соизмерить структуру вложений регионального (областного) бюджета и федеральных субсидий на оказание государственной поддержки отдельных отраслей растениеводства.

Таблица 2

 Компенсирующие и стимулирующие субсидии на поддержку растениеводства Самарской области в 2021 году, тыс. руб.

ПараметрыОбластной бюджетФедеральный бюджетВСЕГО
Субсидии в целях возмещения части затрат на поддержку элитного семеноводства38 488,58571 478,800109967,385
Субсидии в целях возмещения части затрат на уплату страховой премии64 696,872120 151,334184848,207
РАСТЕНИЕВОДСТВО225 945,105457 337,939683283,045
Субсидии на проведение мелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения25 347,263154 110,000179457,263
из них в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК»24 975,186153 419,000178394,186
МЕЛИОРАЦИЯ25 347,263154 110,000179457,263
Субсидии в целях возмещения части затрат на уплату % по инвестиционным кредитам в АПК3 406,14824 752,20028 158,348
Субсидии в части расходов на техническое оснащение267 901,6200,000267901,620
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АПК271 307,76824 752,200296059,968

Источник: Минсельхоз Самарской области

Львиная доля бюджетных расходов (свыше 27%) приходится на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного страхования в области растениеводства, так как предоставление субсидий на цели возмещения части затрат по уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями Самарской области в 2021 году отличается статистическим максимумом достигнутого размера финансирования – 184,8 млн руб. (рисунок 2).

Источник: Минсельхоз Самарской области

Рисунок 2. Состав субсидий на поддержку отдельных отраслей растениеводства в Самарской области

Состав субсидий на различные мероприятия в растениеводстве, включая поддержку элитного семеноводства в свеклосахарном подкомплексе АПК, отличается резкой дифференциацией в зависимости от целевого ориентира при использовании средств государственной поддержки.

В цепочке создания валовой добавленной стоимости конечной продукции, в нашем случае, — стоимости производства белого сахара, участвует множество звеньев – от аграриев, которые уполномочены за счет своевременной государственной поддержки обеспечить рациональные процессы выращивания, и сбыта сахарной свеклы до производителей сахара-песка, которые также являются получателями субсидий.

Действительно, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2021 № 544 в 2021 году производители сахара имеют право на получение на срок до 6 месяцев субсидий из федерального бюджета из расчета 5 руб. на 1 кг. При этом в качестве условий получения субсидий действуют правила: реализация товарной продукции только в розничной сети и по цене не более 36 руб. (включая НДС) [1].

Оптовое звено, участвующее в купле-продаже белого сахара на условиях государственной поддержки, может получить особые права при наличии специальных региональных нормативно-правовых актов. В этой связи, наибольший практический интерес вызывает субъектный состав оптовых организаций, которые имеют действующие обязательства по  поставке сахара на территорию отдельных субъектов РФ (таблица 3).

Наибольший удельный вес оптовиков, уполномоченных обеспечивать сбыт сахара, соответствует Краснодарскому краю – 8,48% (28 ед.) и Архангельской области – 6,36% (21 ед.).

Тесная связь господдержки производства сырья для сахара-песка с бюджетными эффектами от экспорта конечного продукта очевидна, но ответственность аграриев, на наш взгляд, более значима, так как они обеспечивают качество производства сахарной свеклы и контролируют ценовые и налоговые потоки от ее реализации на переработку и внутренний сбыт.

Таблица 3

 Группировка оптовых организаций, участвующих в торговле сахаром согласно Постановлению Правительства РФ от 06.04.2021 № 544

РегионыЧисло организаций в регионеУдельный вес, %
Костромская область30,90
Оренбургская область113,33
Смоленская область51,52
Республика Коми82,42
Чувашская Республика51,52
Вологодская область41,21
Республика Крым82,42
Иркутская область103,03
Калужская область30,90
Новосибирская область10,3
Магаданская область41,21
Ивановская область51,52
Хабаровский край123,64
Нижегородская область51,52
Курская область51,52
Волгоградская область61,82
Республика Бурятия82,42
Удмуртская Республика61,82
Сахалинская область30,90
Архангельская область216,36
Рязанская область41,21
Республика Мордовия20,61
Приморский край41,21
Ярославская область154,55
Республика Дагестан72,12
Омская область51,52
Камчатский край20,61
Тюменская область30,90
Забайкальский край61,82
Алтайский край41,21
Республика Марий Эл41,21
Еврейская автономная область20,61
Калининградская область20,61
Тамбовская область41,21
Томская область41,21
Республика Саха (Якутия)123,64
Пензенская область30,90
Новгородская область30,90
Самарская область51,52
Саратовская область61,82
г. Москва113,33
Краснодарский край288,48
Республика Хакасия61,82
Карачаево-Черкесская республика41,21
Орловская область51,52
Кабардино-Балкарская Республика20,61
г. Севастополь61,82
Ставропольский край123,64
Республики Карелия20,61
Кировская область20,61
Владимирская область30,90
Ростовская область61,82
Тульская область41,21
Свердловская область51,52
Амурская область41,21
Итого по РФ:330100

Источник: составлено автором по данным: [7]

Между тем, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ориентирует сельскохозяйственных товаропроизводителей – получателей субсидий на цели компенсации затрат на производство сахарной свеклы на необходимость обеспечения роста посевов на 13,6% до 1,05 млн га [8].

Следует отметить, что практика прекращения субсидирования транспортных расходов при экспорте сахара с конца 2020 года не в малой степени отрицательно воздействует на принятие решений о повышении объемов производства сахарной свеклы как источника сырья для экспортоориентированного бизнеса в системе продаж белого сахара.

 Анализ показал, что Правительством РФ предпринимаются попытки не только улучшения системы государственной поддержки производства сахарной свеклы на основе различных форм и видов субсидий, но и разрабатываются действенные методы приведения цены реализации сахара в соответствии с оптимальным уровнем, который формируется в логистических условиях движения сельскохозяйственных ресурсов (товаров) по определённой иерархии.

На наш взгляд, необходимо создавать продукт с высокой добавленной стоимостью в рамках вертикальной цепочки – от сахарной свеклы до сахара с конкурентными заводскими ценами. В отдельных субъектах Российской Федерации весьма проблематично будет достичь эффективности производства исследуемого вида агрокультуры в сравнении с конкурентными преимуществами товаров-лидеров: бобовых, зерновых и масличных.

Сложившаяся ситуация в системе оказания мер государственной поддержки АПК указывает на необходимость обеспечения структурной перестройки субсидирования сельскохозяйственных товаропроизводителей и их адаптации к институциональной среде развития производства через призму формирования конкурентных преимуществ при изготовлении готовой сельскохозяйственной продукции.

 

Библиографический список

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2021 № 544 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в 2021 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению части затрат на производство и реализацию рафинированного бутилированного масла подсолнечного и (или) сахара белого в организации розничной торговли» / [Электронный ресурс] – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104080021 (дата обращения: 13.01.2022)
2. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области от 30.03.2020 № 58 «О внесении изменений в приказ от 13 марта 2020 г. № 39» [Электронный ресурс] – URL: https://www.shahadm.ru/sites/default/files/files/info/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%B7%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B8%20%20%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F%D0%AE%D0%A0%D0%98%D0%A1%D0%A2%D0%AB_%28%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%29.pdf (дата обращения: 13.01.2022)
3. Приказ департамента аграрной политики Воронежской области от 30 марта 2020 г. № 60-01-10/49 «Об утверждении ставок для предоставления в 2020 году субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов) на поддержку элитного семеноводства и на возмещение части затрат на производство семян». [Электронный ресурс] – URL: https://docs.cntd.ru/document/570741590 (дата обращения: 13.01.2022)
4. Беляев Д.И. Аспекты государственной поддержки сельского хозяйства России // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №12 (51) – 2020. – URL: https://alley-science.ru/(дата обращения: 13.01.2022)
5. Зернова Л.Е. Принципы и процедура формирования финансовой политики банка, осуществляющего обслуживание товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства // Агропродовольственная экономика. 2021. № 1
6. Кибиров А.Я., Регуш В.В., Сергацкова Е.В., Кулов А.Р., Маркова Г.В., Попова О.А. Стимулирование инвестиций в АПК / ВНИЭТУСХ. Москва – 2004 – 450 с.
7. Компенсация части затрат производителям рафинированного бутилированного масла подсолнечного и (или) сахара белого [Электронный ресурс] – URL: https://mcx.gov.ru/ministry/departments/departament-ekonomiki-investitsiy-i-regulirovaniya-rynkov/industry-information/info-kompensatsiya-chasti-zatrat-proizvoditelyam-rafinirovannogo-butilirovannogo-masla-podsolnechnogo-i-i/ (дата обращения: 13.01.2022)
8. Обзор российского и мирового рынков сахара по состоянию на 05.02.2021. – URL http://www.kaicc.ru/sites/default/files/sahar_rf_05.02.2021.pdf (дата обращения: 13.01.2022)
9. Ставки субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям Кировской области в области развития производства семенного картофеля, семян овощных культур открытого грунта и овощей открытого грунта [Электронный ресурс] – URL: https://docs.cntd.ru/document/973074070 (дата обращения: 13.01.2022)
10. Эсер И.Я. Основные проблемы рынка сахара и сахарной свеклы / IV Международная научно-практическая конференция – МЦНС «Наука и просвещение» С. 69 – 73.