Проблемы и перспективы ресурсного обеспечения сельских территорий Первомайского района Республики Крым
Problems and prospects of resource providing rural territories of the May Day region of the Republic of Crimea
На примере сельских территорий Первомайского района Республики Крым проведен анализ обеспечения аграрного производства и сельского населения ресурсами их жизнедеятельности и эффективного развития, дана оценка положительных и отрицательных тенденций в функционировании агротоваропроизводителей региона. В ходе исследования выявлены необходимость программной государственной и муниципальной поддержки сельских территорий, учитывающей их производственную и социальную специфику, месторасположение и природно-климатические факторы.
На основании проведенного мониторинга предложены направления повышения эффективности использования ресурсного потенциала сельских территорий как в Первомайском районе Республики Крым, так и в целом в регионе. Основой устойчивого развития сельских территорий полуострова должно стать комплексное и системное использование природно-ресурсного потенциала региона на основе совокупности материальных и нематериальных ресурсов диверсифицированного аграрного производства.
Abstract: In article features of resource providing the rural territories are revealed, the role of various factors in their sustainable development is shown. The purpose of article was complex assessment of a role of resource pool in effective functioning of the rural territories at the regional level. For achievement of an effective objective theoretical approaches to resource providing the rural territories were studied, monitoring of social and economic development of the Republic of Crimea and its Pervomaisk the area as one of the agrarian focused of zones of the peninsula is carried out.
On the example of the rural territories of the Pervomaisk the region of the Republic of Crimea the analysis of ensuring agrarian production and a rural population is carried out by resources of their activity and effective development, an assessment of positive and negative tendencies in functioning of agroproducers of the region is given. During the research are revealed need of the program state and municipal support of the rural territories considering their production and social specifics, a location and climatic factors.
Based on the carried-out monitoring the directions of increase in efficiency of use of resource potential of the rural territories as in Pervomaisk the region of the Republic of Crimea, and in general in the region are offered. Complex and system use of natural and resource capacity of the region on the basis of set of material and non-material resources of diversified agrarian production shall become a basis of sustainable development of the rural territories of the peninsula
Keywords: resources, resource providing, rural territories, climatic conditions, agriculture, agrarian sector, sustainable development, Republic of Crimea.
Введение. Главной целью создания любого предприятия является эффективное функционирование. Несмотря на различия в видах деятельности, все предприятия имеют схожие финансовые цели: покрытие всех своих затрат на осуществление хозяйственной деятельности, получение прибыли и формирование привлекательности своего бизнеса для инвесторов. В то же время каждое предприятие имеет и свои особенности, связанные с отраслевыми и региональными условиями и факторами среды его функционирования.
Сельскохозяйственное производство неразрывно связано с развитием сельских территорий, имеющих специфические природно-климатические условия и месторасположение. Потенциал устойчивого развития сельских территорий определяется совокупностью ресурсных, организационных и экономических возможностей, обеспечивающих рациональное и эффективное использование земель, природных условий, труда жителей сел, имеющихся технических средств, создание необходимой производственной и социальной инфраструктуры на основе аккумулирования информационных ресурсов, знаний в условиях инновационного развития.
Таким образом, актуальность темы исследования устойчивого развития сельских территорий как базы функционирования сельскохозяйственных предприятий Республики Крым на современном социально-экономическом этапе несомненна.
Объекты и методы исследования. Объектом исследования явились сельские территории как сложная социально-экономическая категория, предметом исследования – условия и факторы их ресурсного обеспечения.
Экономические расчеты проведенного исследования обоснованы и выполнены с использованием общих и специальных методов: диалектического и абстрактно-логического (при систематизации теоретико-методических положений и формировании выводов); метода коэффициентов (для оценки влияния факторов на экономическую и социальную эффективность функционирования аграрного комплекса Республики Крым); SWOT-анализа и стратегического анализа (при оценке проблем и перспектив ресурсного обеспечения сельских территорий Первомайского района Республики Крым) и др.
Экспериментальная часть. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается комплексная реализация социально-экономической цели, осуществляемая всеми субъектами управления территорией. Целеполагание в данном случае основано на эффективном использовании собственного организационно-экономического, организационно-управленческого потенциала; оно ориентировано на интересы всех экономических агентов и удовлетворение их потребностей на основе динамичного, стабильного и сбалансированного функционирования социальной, экономической и экологической подсистем сельских территорий [6, с. 4].
Перечень вопросов формирования организационно-управленческих и организационно-экономических основ управления развитием сельских территорий, дифференцированные механизмы организации инвестиционно-инновационного их развития определяют не только необходимость разработки системных классификационных признаков разграничения типов сельских территорий, но и развитие элементов организационно-экономического потенциала с учетом региональной специфики и территориальных особенностей: специализация (отраслевая структура) сельских территорий и перспективность сельских территорий [1, с. 110].
Ресурсное обеспечение устойчивого развития сельских территорий выступает одновременно и элементом организационно-экономического механизма устойчивого развития сельских территорий и основой их эффективного функционирования. Классическая экономическая теория дает обобщающее понятие ресурсного обеспечения хозяйственной системы любого уровня как совокупности трех элементов: трудовые ресурсы, основные и оборотные средства. Данная триада имеет различные конфигурации и толкования для каждой отрасли экономики с учетом ее специфических особенностей. В сфере аграрного производства в качестве таких уникальных элементов рассматриваются земельные ресурсы и природно-климатические условия, формирующие внепроизводственный фундамент сельскохозяйственного производства.
Более того, сами почвенно-климатические условия могут варьироваться по степени пригодности к хозяйственному использованию даже в пределах одного предприятия от полностью непригодных для выращивания культур и животных до максимально плодородных и рентабельных. Весьма ярко это проявляется в территориально и климатически разнообразном Крыму, где возможно получать практически всю культивируемую человеком продукцию растениеводства и животноводства. Эффективность же процесса аграрного производства в отдельных районах и предприятиях Крыма зависит от их оптимального и рационального ресурсообеспечения средствами и предметами труда производственного характера.
Одним из районов Республики Крым, приоритетной и бюджетообразующей отраслью которого выступает сельское хозяйство, является Первомайский район. Административным центром Первомайского района и Первомайского сельского поселения является пгт. Первомайское. Кроме него, в состав Первомайского района входит 17 сельских поселений, включающих 41 село. Стратегия социально-экономического развития Первомайского района Республики Крым разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р [4]; Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 [10] и целым рядом других нормативно-правовых актов [2, 3, 5, 7, 8].
Основное значение для экономики района имеет аграрный сектор, ориентированный на выращивание сельхозпродукции: зерновых культур, винограда, овощей и фруктов. Этому способствует удачное сочетание различных факторов: погодно-климатических (плодородные земли, большое количество солнечных дней в году) и хозяйственных (отсутствие на территории района источников загрязнения окружающей среды, наличие северо-крымского оросительного канала).
Основные виды произведенной продукции: зерно, мясо, молоко, яйцо, мука, хлебобулочные изделия, фрукты. В структуре сельскохозяйственного производства Первомайского района 60,0 % занимает продукция отрасли растениеводства, на животноводство приходятся остальные 40,0 %. Большая часть земель района, а именно около 137,6 тыс. га, заняты под сельскохозяйственные угодья, из них 40,1 тыс. га орошаются.
В последние годы особое внимание уделяется проблеме экологической безопасности выращиваемой сельхозпродукции. Сохранение и развитие местных экоресурсов стало одним из приоритетных направлений в развитии района. В планах администрации Первомайского района – создание ландшафтного заказника в окрестностях сел Сары-Баш и Братское для сохранения целинных степей Крыма. Все эти меры призваны создать в регионе благоприятные предпосылки для развития экологического туризма.
Район обладает серьезным потенциалом для развития альтернативной энергетики (солнечная энергия, ветропотенциал), что позволяет создать локальные источники энергии, а, следовательно, улучшить условия жизни населения. Имеются и серьезные проблемы в развитии района, например, отсутствие доступной качественной питьевой воды.
Численность среднегодового населения Первомайского района в 2015 году составила 32,761 тыс. человек, что составляет 1,7 % от численности среднегодового населения Республики Крым. По прогнозным оценкам, в ближайшие годы не ожидается рост рождаемости, а также снижение смертности, по причине влияния на эти показатели возрастной структуры населения, характеризующейся его старением; сохранится отрицательное сальдо миграции [9, с. 1].
Среднемесячная заработная плата работников сельскохозяйственных организаций составила 12969,18 руб., что на 65,8 % выше уровня 2014 года (2014 год — 7821 руб.).
Согласно официальным данным, на сегодняшний день в сельскохозяйственной отрасли задействовано 54 сельскохозяйственных предприятия, а также 120 крестьянско-фермерских хозяйств.
По итогам 2015 года доля прибыльных сельскохозяйственных предприятий по фактическим данным (по совокупности предприятий) в Первомайском районе составила 88,2 процента, что на 6,8 % выше показателя 2014 года. В свод финансовой отчетности за 2015 год вошло 17 предприятий. В 2015 году предприятия района получили государственную поддержку в сумме 29312,4 тыс.руб.
За 2015 год предприятиями, вошедшими в свод отчетности, уплачено налогов и сборов в бюджеты всех уровней в объеме 23602,0 тыс.руб., страховые взносы в государственные внебюджетные фонды составили 25864,0 тыс.руб., в том числе взносы в Пенсионный фонд 18896,0 тыс.руб.
Снижение ставки единого сельскохозяйственного налога в 2015-2016 гг. с 6 % до 0,5 % дает возможность товаропроизводителям вкладывать дополнительные денежные средства в развитие предприятий. В 2016 году по программе «Росагролизинг» сельхозтоваропроизводители планируют приобрести 36 единиц сельхозтехники (в 2015 году машинно-тракторный парк пополнился на 16 единиц), использование которой снизит затраты на производство продукции и повысит производительность труда, что повлечет за собой увеличение анализируемого показателя на 1,8 %.
Планируемому росту удельного веса прибыльных сельскохозяйственных организаций в 2017 году на 2,0 % по сравнению с 2016 годом будет способствовать реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли сельского хозяйства, предоставление грантовой поддержки начинающим фермерам, стабилизация транспортной логистики, привлечение инвестиций.
В 2018 году повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий планируется по сравнению с 2017 годом на 2,5 % за счет модернизации и расширения имеющейся производственной базы, освоения производства новой конкурентоспособной продукции, новых рынков сбыта, сохранения конкурентных позиций на традиционных рынках.
Результаты. Любые преобразования на сельской территории невозможны без слаженной, эффективной управленческой команды. Сегодня муниципальные образования нуждаются в управленческих кадрах нового стиля мышления, владеющих не только знаниями, но и навыками, необходимыми для выработки стратегии развития территории, управления финансовыми ресурсами, разбирающихся в проблемах управления собственностью, землей, знающие рыночную экономику.
Объем доходов консолидированного бюджета муниципального образования Первомайский район Республики Крым составил:
— за 2015 год (отчетный) всего доходы без учета субвенций 244964,1 тыс.руб., из них налоговые и неналоговые доходы 32488,3 тыс.руб. или 13,3 %;
— на 2016 год утверждены всего доходы без учета субвенций 188958,1 тыс.руб., из них налоговые и неналоговые доходы 29218,8 тыс.руб. или 15,5 % (рис. 1).
В 2017 году доля налоговых и неналоговых поступлений в общем объеме собственных доходов консолидированного бюджета Первомайского района (без учета субвенций) планируется в размере 16,5 %, в 2018 году – 17,4 % (при расчете данных показателей учитывались основные показатели прогноза СЭР РФ до 2018 г.).
Рисунок 1 — Динамика доходов консолидированного бюджета Первомайского района Республики Крым, тыс. руб.
Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории муниципального района в 2013-2014 годах составила 59,2 %. В 2015 году показатель составил 59,3 %.
Основной задачей развития Первомайского района является привлечение новых инвестиционных ресурсов в экономику района. Объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя за 2015 год составил 837,1 руб., за 2014 год 1553,1 руб., за 2013 год 296,8 руб., за 2012 год 3003,2 рублей (рис. 2).
Показатель инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя на период 2016, 2017, 2018 годы прогнозируется в объеме 950,0 рублей, 1000,0 рублей и 1100,0 рублей соответственно.
Предполагается привлечение дополнительных инвестиций в экономику района. С этой целью сформирован Реестр из 37 инвестиционных площадок, подготовлены их паспорта, которые размещены на сайте муниципального образования Первомайский район Республики Крым.
Рисунок 2 — Динамика инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя Первомайского района Республики Крым
Таким образом, социально-экономическое развитие Первомайского района Республики Крым, с учетом приведенных количественных и качественных показателей, можно считать удовлетворительным, с положительной динамикой изменения критериев функционирования сельских территорий. Вместе с тем, район требует еще достаточно весомого количества изменений, как в сфере производства аграрной продукции, так и в развитии инфраструктуры сельских поселений.
В качестве перспективных направлений повышения эффективности ресурсного обеспечения сельских территорий Первомайского района Республики Крым можно назвать следующие:
— обеспечение рационального использования ресурсов аграрного сектора, имеющих материальную и нематериальную форму;
— применение ресурсосберегающих технологий в растениеводстве, животноводстве и перерабатывающих отраслях АПК;
— обучение персонала сельскохозяйственных предприятий новым технологиям организации и оптимизации использования материальных и нематериальных ресурсов;
— обеспечение стабильности формирования и эффективности использования внутренних и внешних источников ресурсного обеспечения сельских территорий;
— внедрение результатов инновационного развития, направленного на экологизацию и интенсификацию аграрного производства;
— развитие транспортно-складской инфраструктуры; обеспечение продовольственной безопасности района и региона в целом.
Выводы:
Устойчивое развитие сельских территорий во многом зависит от региональной специфики: отраслевой специализации, инфраструктуры, финансовой устойчивости региона. Для развития регионов с приоритетной аграрной составляющей важную роль играет природно-климатический фактор. Его рациональное использование в целях сельскохозяйственного производства возможно только при условии эффективного функционирования производственных факторов ресурсного обеспечения: земельных угодий, трудовых ресурсов, основных и оборотных фондов. От оптимального сочетания всех элементов ресурсного обеспечения зависит инвестиционная привлекательность сельской территории, конкурентоспособность аграрного производства, развитие рекреационных зон и т.д.
Важное место в развитии сельских территорий занимают внутренние факторы, действие которых проявляется достаточно остро на муниципальном уровне, где непосредственно осуществляется сельскохозяйственное производство, формируются условия развития сельских территорий и закладывается основа продовольственной безопасности страны. Главным внутренним фактором является повышение конкурентоспособности сельской территории и ее аграрного сектора как одного из главных условий роста качества жизни населения. С этой целью необходимо развивать приоритетные отрасли экономики, усиливать диверсификацию социальной направленности экономической деятельности села, содействовать развитию малого бизнеса, фермерских и личных подсобных хозяйств.
Библиографический список
1. Бухтиярова, Т.И. Устойчивое развитие сельских территорий: теория и практика / Т.И. Бухтиярова, И.В. Хилинская // Агропродовольственная политика России. – 2016. - № 7(55). – С. 108-113.2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 г. № 717 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.
3. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы: Постановление Совета Министров РК от 29.10.2014 года № 423 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://msh.rk.gov.ru/rus/info.php?id=606870.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/.
5. Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lenta.ru/news/2012/11/12/selo/.
6. Нотяг, А.В. Формирование механизма развития сельских территорий в рамках региональной социально-экономической политики: автореф. дисс. на соискание учен. степ. к.э.н.: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)» / А.В. Нотяг. – СПб.: СПбГЭУ, 2016. - 19 с.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_44571/.
8. Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 03.06.1996 г. № 803 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? base=LAW;n=10590;req=doc.
9. Социально-экономическое развитие Первомайского района Республики Крым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pervmo.rk.gov.ru/rus/info.php?id =604960.
10. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года № 790 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_167146/.