Индекс УДК 33
Дата публикации: 26.12.2017

Влияние ключевых факторов на успех создания нового вида продукта

Influence of key factors on success of creation of a new product type

Пешкова И.А., Кузнецова О.С.

1. студент факультета магистратуры и аспирантуры ФГБОУ ВО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)»
г.Кемерово, Российская Федерация
2. к.т.н., доцент кафедры «Маркетинг и бизнес-коммуникации»
ФГБОУ ВО «Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет)»
г.Кемерово, Российская Федерация

Peshkova I.A., Kuznetsova O.S.

1. student of the Faculty of Magistracy and Postgraduate Studies of the FGBOU VO "Kemerovo Technological Institute of Food Industry (University)"
Kemerovo, Russian Federation
2. candidate of Technical Sciences, associate professor of the department "Marketing and business communications"
FGBOU VO "Kemerovo Technological Institute of Food Industry (University)"
Kemerovo, Russian Federation

Аннотация: Данная статья посвящена вопросу формирования подхода к определению успешности проектов, связанных с разработкой нового продукта. В рамках теоретического исследования рассматривается содержание понятия успеха проектов по созданию нового продукта и описываются ключевые факторы, влияющие на успешность проекта на каждой стадии его жизненного цикла. В результате теоретического обзора был сформирован набор ключевых факторов успеха по созданию нового продукта с точки зрения менеджмента, проектной команды, самого проекта и его внешнего окружения.

Abstract: This article is devoted to the question of forming an approach to determining the success of projects related to the development of a new product. In the framework of the theoretical study, the content of the concept of the success of projects for the creation of a new product is examined and the key factors affecting the success of the project at each stage of its life cycle are described. As a result of the theoretical review, a set of key success factors for the creation of a new product was formed from the point of view of management, the project team, the project itself and its external environment.
Ключевые слова: разработка нового продукта / жизненный цикл / успех проекта / факторы успеха

Keywords: new product development / life cycle / project success / success factors


Вопросы оценки успешности проектов являются, пожалуй, наименее проработанными и вместе с тем наиважнейшими в области управления проектами. Проведенные ранее теоретические исследования [2] выявили отсутствие системного представления в плане того, как компаниям реализовывать проекты, которые по завершении можно признать успешными. В частности, такая проблема остро возникает при рассмотрении проектов, связанных с разработкой нового продукта. Данный факт подтверждает статистика: довольно часто проекты по разработке нового продукта признаются провальными, а достигают успеха в среднем в 60% случаев [15]. Практическая значимость измерения успеха состоит еще и в том, что данная деятельность нацелена не столько на оценку качества уже реализованного проекта путем анализа его результатов и степени достижения целей, сколько на прогнозирование будущего успеха проекта на различных стадиях реализации.

Инновационные проекты по созданию нового продукта принадлежат к одному из видов проектов и, вообще говоря, являются более сложным понятием, так как помимо всех задач обычного проекта содержат и свои, специфические. Необходимость реализации нововведений вносит значительную долю творчества в проект. Это выражается, прежде всего, в том, что этап выбора идеи проекта, оценка ее потенциальной возможности стать бизнес-идеей, т.е. быть востребованной рынком после реализации, а также этап постановки задачи в инновационных проектах являются более объемными: цель проекта не всегда определена окончательно, она зачастую корректируется или даже меняется в процессе выполнения проекта [8]. Изменение цели может быть связано с изменением как внешних условий (например, ситуации на рынке), так и запросов заказчика проекта.

Особенностью продуктовых инновационных проектов является то, что при внедрении все или отдельные этапы реализации проекта имеют элементы новизны и неопределенности, что обусловлено спецификой конкретного проекта. При этом такой проект рассматривается как открытая система, эволюционирующая вместе с внешней средой, а также является целенаправленной системой, входя при этом в несколько целенаправленных систем разного уровня (производственная система, в которой осуществляется реализация проекта; отраслевая система и т.д.), а ее части могут иметь собственные цели (люди, реализующие проект; стратегический, производственный, оперативный уровни управления и т.д.).

Основными сопутствующими признаками реализации продуктовых инновационных проектов являются сложности, связанные с управлением из-за множества неопределенностей, таких как:

– неповторимость процесса, связанная с наличием научной новизны. Каждый инновационный продукт имеет отличия от себе подобных, как крупные – внедрение совершенного иного физического принципа, технологии, так и более незначительные – изменение конструктивных особенностей, корпуса и материалов;

– увеличение показателей материальной отдачи, что выражается в технологических или экономических результатах, а также увеличение объема вложений для их достижения, что повышает уровень ответственности за принятие решений;

– междисциплинарность процесса, что часто требует нетрадиционных методов, а также участия специалистов из различных областей;

– многофакторность процесса с разной степенью взаимодействия факторов на разных стадиях и фазах.

Рассматривая проекты по созданию нового продукта, следует учитывать следующие основные фазы жизненного цикла:

  1. генерация идей по продукту;
  2. разработка концепции продукта и отбор идей под него;
  3. построение бизнес-кейса;
  4. разработка предварительного проекта продукта;
  5. тестирование и проверка;
  6. запуск нового продукта и выход на рынок.

Каждая стадия реализации проекта может быть рассмотрена как отдельная задача, решающая вопросы, связанные с принципами реализации проекта. Именно поэтому каждая стадия должна быть дополнена характеризующими показателями, позволяющими оценить успех проекта.

Большинство исследователей в настоящее время рассматривают проекты по разработке продуктов как комплексный процесс, который включает в себя несколько итеративных стадий. Этот процесс можно представить в виде воронки, отражающей мнение, что среди огромного количества идей лишь малая часть преобразуется в продукты с высоким потенциалом, которые в конечном счете будут запущены. Ключевыми моментами управления данным процессом является понимание того, что гораздо дешевле отслеживать и устранять продукты на ранних стадиях, чем на более поздних, а также, что каждая стадия может улучшить продукт и его позиционирование, тем самым увеличивая вероятность конечного успеха.

Как отмечают Реинертсен и Смит, мерой успеха реализации проекта по созданию нового продукта является степень достижения поставленных целей. Ключевые цели проекта: техническое исполнение (функциональность и качество продукта), стоимость единицы продукта, время выхода на рынок. Эти цели устанавливаются в начале проекта, и их достижение в итоге представляет собой успех.[14]

Купер и Клейншмит. выделяют две ключевые составляющие успеха продуктовых проектов: рентабельность и влияние. Рентабельность охватывает все аспекты, отображающие выгоду и прибыль в результате приложенных усилий. Данное понятие включает в себя: доходность по сравнению с конкурентами; общий рейтинг успешности; достижение запланированных целей; рентабельность по отношению к расходам; влияние всех усилий на прибыль бизнес-единицы. Влияние отражает все результаты, воздействующие на бизнес. Данное понятие включает в себя: процент продаж новых продуктов, достигаемых бизнес-единицей; влияние новых продуктов на продажи и на прибыль; скорость достижения успеха; техническая оценка успеха; воздействие на создание «окон возможностей» [12].

Факторы, которые гарантируют коммерческий успех, называются критическими факторами успеха.

Правильное определение целей проекта является одним из главных факторов, обусловливающих его успех. «Определение направлений развития предприятия предшествует ответвлению от них проектов», т.е. проекты следуют за стратегией. Образно говоря, проекты формируют основу для стратегии, они являются своего рода «кирпичиками» для постройки моста, связывающего настоящее положение компании с его желаемым будущим[13].

Исследования отмечают наибольшее влияние таких факторов, как глобальная культура инноваций, удержание ресурсов, вовлеченность топ-менеджмента, которые связаны с четырьмя составляющими успеха глобальных программ разработок новых продуктов: финансовыми показателями, созданием будущего, эффективным использованием времени и общим успехом проекта.

Как показывает анализ, целый ряд исследователей на протяжении последних лет занимались изучением влияния тех или иных факторов на успех проектов по созданию новых продуктов.

Все рассмотренные факторы важны, но в большей степени они актуальны при реализации стандартных проектов. Если рассматривать успех проектов по созданию нового продукта, то данной классификации будет недостаточно. Для этого существуют модели, учитывающие особенности современных инновационных проектов.

Исходя из основных факторов, определяющих успех  проекта, можно предположить, что на разных этапах жизненного цикла проекта одни факторы имеют большее влияние, чем другие. Так, например, на начальных этапах важны факторы внешней среды, процессы аналитической деятельности, роль руководства в вопросе принятия решения, а также технологическая и исследовательская проработанность решений. На более поздних этапах большое значение имеют профессионализм команды проекта и административные качества менеджера проекта, за счет чего достигаются соблюдение сроков и грамотное управление внутренними процессами.

На данный момент в теории не существует идеального подхода к определению критических факторов успеха проектов по созданию нового продукта. В результате данного исследования был сформирован набор факторов успеха посредством выделения из разных моделей тех, которые признаются всеми авторами научных работ, и тех, которые отражают специфику проектов с точки зрения менеджмента, проектной команды, самого проекта и его внешнего окружения.

Ключевые факторы успеха, имеющие наибольшее влияние на разных стадиях жизненного цикла проекта создания нового продукта, рассмотрены в Таблице 1.

 

Таблица 1

Ключевые факторы успеха по созданию нового продукта

Стадии жизненного цикла продуктаКлючевой фактор успеха
Стратегия нового продуктаясная и четкая стратегия

• взаимосвязь стратегии продукта со стратегией

компании

Генерация идей• генерация идей с ориентацией на клиента
Разработка концепции и по-

строение бизнес-кейса

• проведение предварительных работ
Разработка• скорость

• обратная связь (от клиентов)

Тестирование• функциональность продукта

• принятие клиентами

Запуск продукта и выход на рынок• наличие стратегии продвижения

нового продукта и бизнес-модели

• наличие материальных и человеческих ресурсов

• переопределение продукта после запуска для создания долгосрочной перспективы

• маркетинг и взаимодействие с клиентами

Выявление и оценка показателей проекта по созданию нового продукта необходимы для того, чтобы оправдать инвестиции в фундаментальные, рассчитанные на долгосрочную перспективу и рискованные проекты.

Библиографический список

1. Анищик, В. М. Инновационная деятельность [Текст]: учебное пособие / В. М. Анищик, А. В. Русецкий, Н. К.. Толочко ; под ред. Н. К. Толочко. - Мн.: Изд. центр БГУ. - 2006. – 175 с.
2. Артемьев Д.Г., Килина К.А. Особенности определения успеха интернет-проектов // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2015. № 1.С. 88–109.
3. Барышева А.В. Инновации [текст]: учебное пособие – М: Дашков и К, 2007. – 382 с.
4. Быковский В.В. и др. Управление инновационными проектами и программами: учебное пособие. Тамбов, 2011. 104 с.
5. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2007. - 586с.
6. Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов. — Консультант директора. — 1996. № 23.
7. Сорокин А.П. Инновационная деятельность организаций как фактор их эффективного развития [Текст] // Охрана труда и социальная защита. – 2006. - № 1. – с. 61-64.
8. Туккель И.Л. и др. Управление инновационными проектами. СПб.,2011. 416 с.
9. Янковский К. П. Организация инвестиционной и инновационной деятельности [Текст] : учебное пособие / К. П. Янковский, И. Ф. Мухарь. - СПИ : Питер, 2001. – 448 с.
10. Attri R.K. Phase & Gated Project Life Cycle (PLC) Process for product development // Engineering Management Series. 2007. № 5. P. 491–495.
11. Bhuiyan N. A Framework for Successful New Product Development //Journal of Industrial Engineering and management. 2011. № 4 (4). P. 746
12. Cooper, R.G. and Kleinschmidt, E.J. (2007), “Winning businesses in product development: the critical success factors”, Research Technology Management, vol.50, pp. 52–66.
13. Gemuenden, H.G. and Lechler, T. (1997), “Success Factors of Project Management: The Critical Few: An Empirical Investigation”, Portland International Conference on Management of Engineering and Technology, pp. 375–377.
14. Smith, P.G. and Reinertsen, D.G. (1997), Developing Products in Half the Time: New Rules, New Tools, John Wiley & Sons, Inc., N.Y., USA.
15. Yeh, T. et al. (2014), “Using a hybrid MCDM methodology to identify critical factors in new product development”, Neural Computing and Applications, pp. 957–971.