Индекс УДК 658.3
Дата публикации: 02.09.2016

Основные бизнес-процессы на предприятии АПК

The main business processes at the enterprise agrarian and industrial complex

Зверева Г.Н.
Волгоградский государственный аграрный университет
Zvereva G. N.
Volgograd state agrarian University

Аннотация: В рыночных условиях функционирование предприятий агробизенса полностью изменилось. Растущая взаимозависимость производителей, насыщение общества материальными благами в экономически развитых странах приводит к постепенному перерастанию экономики массового производства в экономику индивидуальных услуг. Решающая роль переходит от производителя к потребителю. На этом динамично развивающемся рынке большую возможность приобретает поиск разнообразия и предложение инноваций, которые должны не только предшествовать спросу, но формировать его. Вследствие чего жизненный цикл продукции неуклонно сокращается в силу его постоянного обновления, а требования к качеству производимой продукции зачастую становятся невыполнимыми. Это все приводит к необходимости переосмысления традиционной системы управления бизнес-процессами на предприятиях АПК, что обеспечит выполнение ряда важнейших задач, от сокращения непроизводительных расходов и наиболее полного использования ресурсов на основе оптимальной организации производства до управления ассортиментом и ценообразованием производимой продукции. В статье описаны стандартные бизнес-процессы на предприятии АПК. Выделены подпроцессы и раскрыто их содержание.

Abstract: In market conditions the functioning of enterprises agrobizensa completely changed. The growing interdependence of producers, the saturation of material wealth of society in developed countries leads to the gradual development of the economy of mass production to the economy of individual services. The decisive role moves from producer to consumer. In this dynamic market opportunity, the search for greater diversity and offer innovations that should not only precede the demand, but to shape it. As a consequence, has been steadily declining product life cycle due to its continuous updating, and to product quality requirements are often overwhelming. This all leads to the need to rethink traditional business process management system of AIC enterprises that ensure the implementation of a number of important tasks, from cutting wasteful spending and make full use of resources on the basis of the optimal organization of production to control product range and pricing of products. This article describes the standard business processes in the company agrarian and industrial complex. Sub-allocated and disclosed their content.
Ключевые слова: бизнес-процессы, АПК, управление, производство, менеджмент, качеств, стандарты

Keywords: business processes, agriculture, management, production, management, quality, standards


Актуальность темы не вызывает сомнений, поскольку от функционирования бизнес-процессов на предприятиях АПК РФ зависит повышение их конкурентоспособности и финансовой устойчивости, а также расширения рынков сбыта. Нельзя не согласиться с тем, что процессный подход как инструмент повышения эффективности деятельности организаций на сегодняшний день является малоизвестным большинству менеджеров, особенно в АПК, не смотря на значительный потенциал. Нардин Д.С. отмечает, что основными причинами сложившейся ситуации являются, во-первых, относительная новизна этого подхода к управлению, во-вторых, используемый многие десятилетия функциональный подход к управлению предприятиями.[3]

Цель работы — охарактеризовать основные бизнес-процессы в ЗАО «Агрофирма «Восток» Николаевского района Волгоградской области для дальнейшего определения путей совершенствования механизмов управления.

«Агрофирма «Восток» входит в число 300 передовых высокорентабельных предприятий АПК РФ. Основным видом деятельности предприятия является производство товарного и племенного яйца с полной технологической схемой, законченным циклом производства. Предприятие является племенным репродуктором по разведению кур яйценоской породы. Охарактеризуем 15 стандартных бизнес-процессов на данном предприятии.

1. «Подготовка производства», цель этого процесса состоит в обеспечении развития производства, улучшение качества выпускаемой продукции, внедрение новых технологий и методов организации производства. [1] В его составе можно выделить также 2 подпроцесса.

1.1.»Технологическая подготовка.» На выходе которого производство во-первых, суточных цыплят и подращенного молодняка; во-вторых, гибридных яиц для получения гибридной птицы; в-третьих, товарной продукции птицеводства — яиц, мяса птицы.

1.2. «Техническая подготовка.» Он включает в себя подготовку и монтаж технологического оборудования и оснастки; опытное производство, согласно специфики производства конечного продукта. Подготовка производства в агрофирме осуществляться с учетом требований по стандартизации, сертификации, технических регламентов производимой продукции. Эта деятельность обеспечивает: безопасность продукции, работ для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителя; техническую и информационную совместимость, а также взаимозаменяемость; качество продукции в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; экономию всех видов ресурсов. Особое место в этой деятельности занимают государственные стандарты и международный ИСО, так в 2009 году на предприятии была введена система менеджмента качества. Представитель руководства по качеству вместе с менеджером по качеству проводят раз в квартал внутренний аудит, после чего выявленные нарушения или отклонения в технологии производства продукции, выносятся на общем собрании. После чего принимаются меры по их устранению, выясняют причины отклонений. Также проводят внешний аудит по всей агрофирме, всем подразделениям.

2.«Основное производство». Этот процесс обеспечивает выпуск продукции, количественные и качественные характеристики которой определяют финансовые результаты деятельности предприятия. Поскольку, агрофирма выпускает несколько видов продукции, то в качестве подпроцессов можно выделить процессы производства основных сегментов производства. [4] Ключевыми этапами этого бизнес-процесса являются: «Анализ и планирование», «Организация», «Технологические работы». Значимость этих работ влияет на качество выпускаемой продукции, а именно:

-тип клеточных батарей, конструкция которых влияет на количество боя, насечку и загрязнение яиц. В ходе реконструкции на предприятии заменено устаревшее оборудование на новое технологическое пятиярусное, которое позволяет устранить вышеперечисленные недостатки.

— сбор, сортировка, подготовка продукта к реализации. На предприятии установлены сортировальная машина и линии яйцесбора, которые позволяют доставлять яйца из корпусов на яйцесортировальную машину. Установка этого оборудования позволила производить более качественную сортировку продукта по весу и категориям, уменьшить бой и насечку.

Высокая степень автоматизации достигнута в таких процессах содержания птицы как вентиляция и поддержание микроклимата. Особое внимание на производстве уделяется качеству и составу кормов.

3. «Вспомогательное производство» содержит подпроцессы, связанных с обеспечением основного производства и товарной (неосновной) продукции предприятия.

3.1. «Производство инструментов и технологической оснастки»

3.2.»Производство вспомогательной продукции», а именно: выращивание зерновых и зернобобовых и кормовых культур и их заготовка; приготовление комбикорма.

4. «Материально-техническое обеспечение», это, прежде всего, снабжение предприятия всеми видами материально- технических, сырьевых ресурсов и при этом имеет две составляющие (подпроцессы):

4.1. «Обеспечение складских запасов» (закупочная, транспортная и складская логистика).

— закупка ракушек для формирования скорлупы яиц;

-закупка кормовых добавок.

4.2. «Обеспечение ресурсами рабочих мест» (производственная логистика).

5. «Маркетинг и сбыт», цель его адаптировать деятельность предприятия к условиям рынка. Поэтому основные подпроцессы связаны с сегментированием и анализом рынка, продвижением продукции на рынке и разработкой новой продукции. [5]

5.1. «Сегментирование рынка.» Работа ведется на сегментах входных ресурсов и продукции предприятия.

5.2.»Анализ рынка.» Для планирования деятельности предприятия анализируется каждый сегмент рынка с использованием различных методов, определяются параметры этого рынка.

5.3.»Продвижение продукции.» Предприятие активно использует следующие направления продвижения продукции: рекламная деятельность; адаптивные технологии (методы) продвижения продукции, в целях удовлетворения потребностей рынка, яйца поступают на реализацию в мелкотарной упаковке; интерактивные технологии (методы) продвижения продукции.

5.4.»Сбыт продукции».

6. «Финансы», основные задачи которого на предприятии это: бюджетирование, составление сметы доходов и расходов, нормирование, расчет себестоимости и формирование цен на продукцию, распределение финансов по проектам и статьям затрат, контроль исполнения финансовых планов. В качестве важнейшего подпроцесса в состав этого бизнес-процесса входит

6.1.»Бухгалтерский учет», так как является основным инструментом реализации и учета финансовых потоков.

7. «Обеспечение трудовыми ресурсами», на исследуемом предприятии планирование трудовых ресурсов производиться в соответствии с решаемыми задачами и выполняемыми работами во всех бизнес-процессах, в соответствии с нормативами загрузки трудовых ресурсов. Так, с введением в эксплуатацию новых корпусов с импортным оборудованием, рассчитанное на большее количество птицемест увеличилось количество работающих более чем на 100 человек.

8. «Транспортное обеспечение» это внутренние и внешние транспортные перевозки, техническое обслуживание транспортных средств и многие другие планово-аналитические, организационные, технологические и учетные задачи являются содержанием данного бизнес-процесса. Включает в себя следующие подпроцессы;

8.1.»МТС»;

8.2.»Транспортное обеспечение» – гарантия движения всех материальных ресурсов на территории предприятия и из внешней среды.

9. «Энергетическое обеспечение» снабжение предприятия всеми видами энергоресурсов .

10. «Ремонтное обеспечение» решает вопросы ремонта и технического обслуживания технологического оборудования в деятельности предприятия.

11. «Метрологическое обеспечение» — оснащение измерительными средствами. На данном предприятии незаменимый процесс, так как производимая продукция нуждается в постоянном измерении уровня качества. На предприятии закуплено контрольно-измерительное оборудование и действуют измерительные пункты.

12. «Строительство», владелец процесса — старший прораб. В состав данного бизнес-процесса входят подпроцессы:

12.1.»Текущий и капитальный ремонт».

12.2.»Новое строительство».

13. «Социальное обеспечение», реализуется в соблюдении требований охраны труда, обеспечении условий деятельности, прав, льгот и гарантий работников предприятия, медицинском обслуживание, профилактике здоровья и обеспечения санаторно- курортного лечения, организации корпоративных (культурных, спортивных и иных) мероприятий

14. «Обеспечение основной деятельности» включает в себя правовое сопровождение, делопроизводство, гарантию безопасности, хозяйственное обслуживание. [6] Включает в себя подпроцесс:

14.1.»Информационное обеспечение» — влияющий на измеряемость, управляемость и эффективность бизнеса.

15. «Управление», включает в себя:

15.1. «Стратегическое управление», которое решает задачи планирования и управления параметрами деятельности предприятия сроком на 3-5 лет с учетом макроэкономических параметров. Осуществляется в форме планирования основных бизнес- процессов на определенный срок (производство, финансы, сбыт, маркетинг).

15.2. «Среднесрочное управление» — планирование и управление сроком на 6-18 месяцев.

15.3. «Оперативное управление», это управление решениями бизнес — задач и бизнес-процессами сроком до 3 месяцев, которое входит в состав самих бизнес-процессов.

15.4. «Менеджмент качества», включает в себя разработку и внедрение системы менеджмента качества, а также контроль качества процессов, продуктов. Реализуется на данном предприятии через отдел качества (ОК).[2] Влияние отдела сказывается уже на стадии разработки производственных планов. Он разрабатывает предложения по плановым показателям улучшения качества продукции на предприятии и сокращения потерь. Проекты планов развития науки и техники на предприятиях, а также планов улучшения показателей качества должны обязательно согласовываться с начальником отдела качества. При проведении научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок отдел контролирует: составление реально выполнимых плановых заданий по повышению качества продукции; соблюдение технологий, доведение хозрасчетных заданий по корпусам; проведение внутреннего аудита.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что, зная основные бизнес-процессы и их характеристики на предприятии АПК, современный руководитель сможет более эффективно выстроить работу по управлению в своей организации.

Библиографический список

1. Антюхина, А. П. Система бизнес-процессов управления холдингом / А.П. Антхина А.П. // Молодой ученый. - 2016. - №10. - С. 600-603.
2. Зверева, Г.Н. Качество управления в сельскохозяйственных организациях: теоретический аспект /Зверева Г.Н.// Предприятия, отрасли и регионы: генезис, формирование, развитие и прогнозирование: сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции 31 мая 2016 г. - Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука" №1, 2016.
3. Нардин, Д. С. Управление бизнес-процессами в предпринимательских структурах АПК /Д.С. Нардин, С.И. Соломаха // Молодой ученый. - 2012. - №12. - С. 255-257.
4. Энциклопедия производственного менеджера[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/biznes-process.html (дата обращения 23.08.2016)
5. Яблоков, А. А. Теория управления корпорациями/ А.А. Яблоков.- М.: Юрайт, 2012. - 310 с.
6. Zvereva, G. Usage of innovative projects in management of agroformations/ Zvereva, S. Gamburg, O Sknarin // London Journals in Economics, Marketing, Finance, Business and Innovation. - г. Лондон, Великобритания. -2015.- №4.-С.30-33.