Индекс УДК 33
Дата публикации: 04.08.2019

Особенности проведения комплексных кадастровых работ на территории Калининградской области

Features of the integrated cadastral work in the territory of the kaliningrad region

Хмелёва Евгения Владимировна
Научные руководители:
Волошенко Елена Витальевна
Бадулина Наталья Ивановна

1. магистрант кафедры градостроительства, землеустройства и дизайна,
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
2. кандидат географических наук, доцент кафедры географии, природопользования и пространственного развития;
3. старший преподаватель кафедры градостроительства, землеустройства и дизайна

Khmeleva Evgeniya Vladimirovna
Scientific directors:
Voloshenko Elena Vitalievna
Badulina Natalia Ivanovna

1. Department of Urban Planning, Land Management and Design, Immanuel Kant Baltic Federal University (IKBFU
2. the candidate of geographical sciences, associate professor of the geography, environmental management and spatial
3. Higher lecturer of the Department of urban planning, land management and design

Аннотация: Актуальность принятия федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части уточнения перечня документов, необходимых для проведения комплексных кадастровых работ, в том числе в части обязательного применения проекта межевания территории при образовании земельных участков на территории Калининградской области.

Abstract: The relevance of the adoption of the federal law “On Amendments to the Federal Law“ On Cadastral Activities ”and the Federal Law“ On State Registration of Real Estate ”in terms of clarifying the list of documents required for carrying out comprehensive cadastral works, including the mandatory application of a land surveying project land in the Kaliningrad region.
Ключевые слова: комплексные кадастровые работы; проект планировки территории; проект межевания; кадастровая деятельность.

Keywords: integrated cadastral work; territory planning project; land survey project; cadastral activity.


Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов [1].

 Комплексные кадастровые работы проводятся в России с 2014 г. с целью уточнения расположения контрольных точек всех земельных участков в пределах конкретного кадастрового квартала или нескольких смежных кварталов. Выполнение комплексных кадастровых работ на сегодняшний день является весьма актуальной и полезной задачей, поскольку почти 50 % земель в государственном кадастре недвижимости имеют неточности и погрешности в определении границ. Поэтому комплексные кадастровые работы обеспечат государству возможность качественного управления земельными ресурсами и объектами недвижимости и гарантию получения дохода бюджетов разного уровня путем сбора земельно-имущественного налога [2].

Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой  деятельности» (далее — Закон о кадастровой деятельности) в часть 3 статьи 42.6 говорит о том, что одним из необходимых условий для начала выполнения комплексных кадастровых работ является наличие утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории соответствующего элемента или соответствующих элементов планировочной структуры, либо проекта межевания земельного участка или земельных участков, утвержденного в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», либо проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков.

При этом в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в пункте 2 статьи 43 проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

Кроме того, в соответствии с положениями Закона о кадастровой деятельности комплексные кадастровые работы направлены в том числе, на уточнение сведений о местоположении и площади земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), а также исправление реестровых ошибок.

Согласно части 1 статьи 42.8 Закона о кадастровой деятельности при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации). В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации недвижимости документах сведений о местоположении границ земельных участков оно определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории.

Положения части 1 статьи 42.8 Закона о кадастровой деятельности противоречат положениям пункта 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что при уточнении местоположения границ земельных участков и исправлении реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости необходимость подготовки проектов межевания территории отсутствует.

Калининградская область включает в себя двадцать два муниципальных образования. Площадь области составляет 15 125 км². Согласно данным Росреестра, на территории региона 6 825 квартала.

 Изучив информацию с сайта  Правительства Калининградской области, можно сделать вывод, что в регионе, на сегодняшний день, территорий, для которых были разработаны проекты межевания территории, недостаточно, для выполнения задач предусмотренных комплексными кадастровыми работами.

На сегодняшний день разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части приведения положений о комплексных кадастровых работах в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации», в том числе в части обязательного применения проекта межевания территории при образовании земельных участков.

Для обеспечения возможности проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в том числе в случаях, когда такой проект не должен разрабатываться или утверждаться, законопроектом предлагается внесение соответствующих изменений в Закон о кадастровой деятельности и Закон о регистрации. Для совершенствования процедуры комплексных кадастровых работ, законопроектом также предлагается установить возможность использования кадастровыми инженерами технических паспортов, оценочной и иной документации, ранее подготовленной органами и организациями технического учета и технической инвентаризации. Для этого органам государственной власти и органам местного самоуправления, являющимся заказчиками комплексных кадастровых работ, предоставляется право на бесплатное получение данных документов, хранение которых осуществляется в соответствии со статьей 45 Закона о кадастровой деятельности.

Законом о кадастровой деятельности не запрещено выполнение комплексных кадастровых работ в отношении всего кадастрового квартала, если проект межевания территории утвержден только в отношении элемента планировочной структуры. При этом, определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков, возможно только в рамках данного элемента планировочной структуры, тогда как уточнение местоположения границ земельных участков и исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости возможно в отношении всего кадастрового квартала. Наличие гарантийного письма субъекта Российской Федерации о выполнении перед проведением комплексных кадастровых работ мероприятий, позволяющих внести в ЕГРН сведения обо всех объектах недвижимости, расположенных на территориях кадастровых кварталов, включенных в перечень кадастровых кварталов, в том числе в форме полевых обследований, инвентаризации земель кадастрового квартала, предусмотрено подпунктом ж) пункта 4 Правил определения общего объема средств федерального бюджета, ежегодно предусматриваемых на финансовое обеспечение проведения комплексных кадастровых работ, предоставления и распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на указанные цели, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 № 903.

При этом действующим законодательством не установлен перечень документов и материалов, подтверждающих выполнение данного требования.

Вместе с тем, по мнению Росреестра, технология проведения инвентаризации земель должна предусматривать обязательное использование сведений об объектах недвижимости, внесенных в ЕГРН, содержащихся в архивах, сформированных  по результатам регистрации земельных участков, и сведений землеустроительных организаций и организаций, осуществлявших техническую инвентаризацию и технический учет объектов недвижимости, документов, хранящихся в органах местного самоуправления и у правообладателей объектов недвижимости.

Использование вышеуказанных сведений при проведении инвентаризации земель, возможно указать в текстовой части карты-плана территории, подготовленного по результатам комплексных кадастровых работ.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что новый законопроект  позволит расширить площадь территории проведения комплексных кадастровых работ при отсутствии утвержденного проекта межевания территории в Калининградском регионе.

Библиографический список

1. Энциклопедия кадастрового инженера: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки "Землеустройство и кадастры" 21.03.02 (бакалавриат), 21.04.02 (магистратура) / [М. И. Петрушина и др.] ; под ред. М. И. Петрушиной, А. Г. Овчинниковой. - Москва : Кадастр недвижимости, 2015-. - 24 см."
2. Сулин М.А., Быкова Е.Н., Павлова В.А. Кадастр недвижимости и мониторинг земель: Учебное пособие/Под общ. ред. М. А. Сулина. – СПб.: Издательство «Лань», 2017. – 368 с.: ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература)
3. https://gov39.ru
4. https://rosreestr.ru