Фискальная политика и ее роль в обеспечении устойчивого развития экономики региона
Fiscal policy and its role in ensuring sustainable development of the regional economy
Abstract: The proposed scientific article considers the role and importance of fiscal policy in ensuring sustainable development of the region’s economy, clarifies their theoretical and practical provisions. The subject of study is fiscal policy of the state in conditions of market economy. Based on the study of the nature and content of fiscal policy, their types, types, goals, functions and role in the development of the region’s economy are determined.
Keywords: finance, fiscal policy, taxes, regulation, budget, state, instruments.
Фискальная политика является стержневой частью финансовой политики государства, то есть под фискальной политикой понимают деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. С одной стороны, она связана с аккумулированием средств через систему налогообложения, с другой — с их расходованием. Именно эти средства, концентрируемые в руках государства, обеспечивают его национальную безопасность, потребности населения в товарах, благах и услугах, решение экологических, социальных, демографических проблем и др.
Посредством фискальных методов государство регулирует доходную и расходную части бюджета с целью воздействия на развитие приоритетных отраслей реального сектора, ведущих к выходу экономики из кризисного состояния и способствующих устойчивому экономическому росту.
Фискальная политика предусматривает использование возможностей государства изымать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования деловой активности. Маневрируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. В то же время неразумное применение этого инструмента — чрезмерно высокие налоги и гипертрофированные размеры расходной части государственного бюджета- превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику[2].
Рациональная и эффективная фискальная политика позволяет снизить зависимость социально-экономических структур от неблагоприятных тенденций в окружающей среде.
Такая постановка вопроса обусловливает необходимость разработки собственной модели фискальной политики, соответствующей базисным условиям отечественной экономики, адекватного преобразования распределительных отношений, теоретического и методического обоснования проводимых реформ. Поэтому применение фискальной политики определяет объективную необходимость научных исследований, направленных на разработку эффективных инструментов и способов их использования.
Фискальная политика отличается своей гибкостью, не зависит от законодательных органов и меняется в зависимости от экономических условий. Она представляет достаточно эффективный механизм по использованию налогов и расходованию государством средств в разные периоды экономического развития.
Фискальная политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды, формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов[3].
В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использованию в целях решения социально-экономических проблем. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.
Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.
Инструменты фискальной политики используются государством для того, чтобы оказывать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений [4].
Доля государственного сектора в расходах на товары и услуги весьма велика, государство выступает на рынке в качестве самого крупного покупателя, расходующего в течение года суммы, составляющие в экономически развитых странах до половины валового внутреннего продукта. Закупки осуществляются государством как внутри страны, так и на внешних рынках. Таким образом, государство обладает колоссальными возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса, если только оно не связало себя по рукам и ногам заранее обусловленными жесткими ограничениями.
Кроме того, государство обладает возможностями косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.
В макроэкономической финансово-бюджетной политике принято разделять две генеральные линии, складывающиеся в зависимости от общей экономической ситуации в стране, фазы колебательного цикла, в которой находится экономика. В период экономического бума, резкого подъема деловой активности, бурного экономического роста фискальная политика носит ограничительную направленность, сдерживает параметры роста в допустимых пределах. В более опасные периоды экономического кризиса, обусловленного нарастающим спадом производства, затуханием экономической активности, государственная фискальная политика носит расширительный характер, то есть направлена на расширение производства и других видов экономической деятельности, преодоление спада, депрессии, постепенный переход от спада к подъему.
Между этими двумя курсами, соответствующими и противоположными фазам экономического цикла, пролегает третий курс действий, именуемый стабилизационной фискальной политикой, — это действия правительства.
Фискальная политика прямо влияет на процесс стабилизации экономики за счет регулирования финансовых потоков, денежного обращения с целью приблизить объем валового национального продукта страны к его возможному в данных условиях потенциальному уровню и удержать при этом в допустимых пределах инфляцию, обеспечить высокий уровень занятости. Политика стабилизации — наиболее типичная форма проявления фискальной политики, соответствующая более или менее устойчивому состоянию экономики. Она призвана, с одной стороны, предотвратить переход в неустойчивое кризисное состояние, для чего надо удерживать экономические параметры в определенных пределах, и, с другой стороны, улучшать сложившуюся экономическую ситуацию, стремясь приблизить макроэкономические показатели к оптимальным.
Государство в части фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Иногда осуществляется ориентация на построение бюджета полной, высокой или структурной занятости, при которой может даже иметь место выпуск избыточной продукции и превышение доходов бюджета над его расходами. Например, в условиях высокой экономической конъюнктуры потенциальный избыток бюджета (превышение государственных доходов над расходами) может быть направлен на погашение предыдущих долгов, создание компенсационных резервных фондов, осуществление дополнительных социальных мероприятий. В периоды спада деловой активности органы государственной власти должны увеличивать совокупный спрос даже ценой бюджетных дефицитов, чтобы преодолеть спад и стабилизировать затем экономические процессы.
Чаще всего задачей государственной бюджетной политики становится преодоление бюджетных дефицитов, достигающих критического уровня. Бюджетные дефициты в пределах 5% общего объема государственного бюджета и до 1—2% валового внутреннего продукта не считаются опасными. Так что в большинстве случаев бюджетная политика может быть ориентирована на поддержание и даже разработку, принятие подобного бюджета. Но если дефицит бюджета достигает десятков процентов его величины, приближается к 10% ВВП, это свидетельствует о крупнейших промахах в бюджетной политике и острой необходимости стабилизации бюджета. Наличие крупного бюджетного дефицита ведет к росту внутреннего государственного долга, что дестабилизирует денежную систему государства, приводит к инфляции.
Стремление государства погасить дефицит бюджета денежной эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и продажа государственных ценных бумаг как средство преодоления бюджетного дефицита порождает будущий долг, ведь бумаги придется погашать и платить по ним проценты. Поэтому для достижения сбалансированности государственного бюджета бюджетная политика должна теснейшим образом сопрягаться с политикой доходов и расходов государства.
В структуре фискальной помощи важное место занимает политика государственных расходов, которая призвана прежде всего удовлетворять спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности в расходах на неотложные государственные нужды, отражаемые в расходных статьях бюджета. Вместе с тем приходится учитывать, что многие государственные (общественные, социальные) потребности растут непрерывно, поэтому необходимо ограничивать их с учетом настоятельности и приоритетов других потребностей. Государственная политика расходов может находиться на грани возможного, но переходить эту грань не следует. Главным ограничителем государственных расходов служат доходы бюджета.
Государство проводит и политику доходов, котораяисходит из имеющихся и потенциальных источников поступления денежных средств в государственный бюджет с учетом ограниченных возможностей использования этих источников, превышение которых способно подорвать экономику и, в конечном счете, привести к истощению каналов получения доходов. Так как государственный бюджет наполняется в основном налоговыми поступлениями, то политика формирования доходов государства тесно сплетается с налоговой политикой.
Детализируя типы фискальной политики приходим к инструментарию, представленному на рис.1.
Рис. 1. Типы фискальной политики
Основные цели фискальной политики иллюстрирует рис 2.
Рис.2. Цели фискальной политики
Часть фискальной экономической политики государства проявляется в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот.
Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета.
Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производства, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.
Важнейшей функцией государства и его институциональных структур является контроль. В условиях рынка ведущая роль вобщей системе государственного контроля принадлежит налоговому контролю, поскольку налоги и их система являются основными фискальными и регулирующими инструментами современной рыночной экономики [1].
Фискальная политика, будучи самым мощным направлением государственной экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.
В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую. Фискальная функция — основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства. Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.
Таким образом, любое государство, независимо от политического строя, проводит ту или иную фискальную политику, поскольку для своего существования и функционирования оно нуждается в финансовых ресурсах. Но главная задача фискальной политики не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему.
Библиографический список
1. Абдиев М.Ж. Налоговый аудит в системе налогового контроля Кыргызской Республики / М.Ж. Абдиев, А.Файзулдаева,Б. Бакытбек уулу // Актуальные вопросы современной экономики», Махачкала, 2022-№.2-С.308-3162. Интыкбаева С.Ж. Фискальная политика и ее роль в обеспечении устойчивого развития РК / С.Ж.Интыкбаева //Каржы-Каражат, Алматы, 2002. – С. 17-53
3. Кучукова Н.К. Децентрализация государственного управления и развития межбюджетных отношений в Казахстане - Трансформация экономики (итоги, перспективы) / Н.К.Кучукова-Алматы, 2002. – С - 145.
4. МусакожоевШ.М. Экономика Кыргызстана за 25 лет (Проблемы и перспективы развития): Монография/Ш.М.Мусакожоев, Т.К.Камчыбеков, А.У.Жапаров.– Бишкек : Изд. «Турар».-2016. – 400 с.