Индекс УДК 332.1
Дата публикации: 23.06.2017

Повышение конкурентоспособности предприятий по производству хлебобулочной продукции в Саратовской области

Increasing the competitiveness of enterprises for the production of bakery products in the Saratov region

Агапов А.Р.
студент факультета экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ имени Н.И. Вавилова» г. Саратов, Российская Федерация
Agapov A. R.
student of the faculty of Economics and management FGBOU VO
«Saratov State Agrarian universtitet named NI Vavilov» Saratov, Russian Federation

Аннотация: Хлебобулочные изделия пользуются спросом всегда вне зависимости от политической обстановки и экономической ситуации в стране, что гарантирует возможность сбыта производимой продукции. Россия является лидером среди европейских стран по объемам потребления хлеба. 95 % рынка контролируется крупными предприятиями – хлебокомбинатами. Данный рынок подвергается тщательному контролю и регулированию со стороны правительства и муниципальных органов власти. Это выражается в том, что устанавливаются лимиты цен на различные изделия. Крупные предприятия, которые контролируют рынок, стремясь увеличить рентабельность, не могут повышать цену на свою продукцию, поэтому идут по пути снижения ее себестоимости. Достигается такой результат за счет использования всевозможных добавок, ингредиентов, наличие которых не предусматривает традиционная рецептура хлеба. Все это влечет за собой существенное снижение качества продукции. Данная тенденция касается именно так называемых социальных сортов хлеба. В случае с элитными изделиями ситуация меняется коренным образом – качество приемлемое, но и цены максимально высокие. На динамику развития рынка хлеба влияет растущий с каждым годом потребительский интерес к здоровому образу жизни и, соответственно, здоровому питанию. Поэтому потребление хлеба в мире в целом и в России в частности сокращается. На потребление хлеба влияют и экономические кризисы. В связи со снижением уровня доходов населения отмечается рост спроса на хлебобулочные изделия и соответственно увеличивалось их производство. После стабилизации экономической ситуации спрос на данную продукцию снова начнет падать. В статье рассматривается рынок хлеба в Саратовской области. Представлены основные товаропроизводители хлебобулочных изделий.

Abstract: Bakery products are in demand always regardless of the political situation and economic situation in the country, which guarantees the possibility of marketing the products. Russia is the leader among European countries in terms of bread consumption. 95% of the market is controlled by large enterprises - bakeries. This market is subject to close monitoring and regulation by the government and municipal authorities. This is reflected in the fact that the price limits for various products are set. Large enterprises that control the market, seeking to increase profitability, can not raise the price of their products, so they are on the way to reducing its cost. This result is achieved through the use of all kinds of additives, ingredients, the presence of which does not provide a traditional bread recipe. All this entails a significant decline in product quality. This trend is related to the so-called social varieties of bread. In the case of elite products, the situation changes radically - the quality is acceptable, but the prices are as high as possible. The dynamics of the bread market development is influenced by the growing consumer interest in healthy lifestyle and, consequently, healthy nutrition. Therefore, the consumption of bread in the world as a whole and in Russia in particular is declining. The consumption of bread is also affected by economic crises. In connection with the decline in the income level of the population, there has been an increase in demand for bakery products and, accordingly, their production has increased. After stabilization of the economic situation, the demand for this product will again fall. The article examines the bread market in the Saratov region. The main producers of bakery products are presented.
Ключевые слова: хлеб, хлебобулочная продукция, конкурентоспособность, сегментация рынка, нетрадиционные хлебобулочные изделия

Keywords: Bread, bakery products, competitiveness, market segmentation, non-traditional bakery products


Россия лидирует по уровню потребления хлеба и хлебобулочных изделий на душу населения. Рынок хлеба является одним из наиболее крупных рынков в пищевой отрасли страны [6].

Спрос на хлеб меняется иначе, чем на другие товары повседневного спроса. При снижении доходов населения потребление хлеба растет, при росте, наоборот, снижается. На рынке хлебобулочных изделий наблюдается:  снижение потребления на 5-6 % в год, в основном за счет «массовых» видов. Но, несмотря на незначительное снижение среднедушевого потребления хлеба в условиях экономического кризиса, этот продукт по-прежнему остается основным в рационе среднестатистического гражданина, а рынок хлебобулочной продукции продолжает оставаться весьма привлекательной сферой деятельности [1].

При общем снижении объемов выпуска хлебобулочных изделий, значительными темпами растет выпуск более рентабельных видов  продукции — сдобы и хлебных продуктов длительного хранения [4].

Таблица 1

Производство хлеба и хлебобулочных изделий в РФ, тыс. т

Вид продукции2012201320142015
Хлеб и хлебобулочные изделия тыс.т97,793,493,490,5

 

В Саратовской области двести предприятий разных форм собственности занимаются производством хлеба и хлебобулочных изделий, из них пять крупных предприятий (ОАО «Знак хлеба», ОАО «Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина», ЗАО «Сокур-63», ОАО «Энгельсский хлебокомбинат», ЗАО «Балаковохлеб») производят более 60% от общего количества хлеба.

Три хлебопекарных предприятия ОАО «Энгельсский хлебокомбинат», ЗАО «Балаковохлеб», ООО «Хлебороб» Базарно-Карабулакского района работают «от поля», имеют свои посевные площади, мельничное производство, таким образом, решаются вопросы обеспечения мукой хлебопекарных производств.

Понимая значимость хлеба как социально значимого продукта, хлебопекарные предприятия области не повышают отпускные цены на массовые сорта хлеба.

На сегодняшний день отпускная цена хлеба пшеничного из муки 1 сорта составляет 14,7-16 рублей за буханку массой 0,55 кг; хлеба ржано-пшеничного – 14,7 -16 рублей за буханку массой 0,67 кг [2].

Ассортимент хлебопекарной продукции, вырабатываемой на предприятиях, насчитывает более 400 наименований, ежегодно ассортимент обновляется на 10-15%. Предприятия вырабатывают хлеб как по традиционной, так и по ускоренной технологии [5,9].

Большое внимание уделяется производству хлебобулочных изделий лечебно-профилактические назначения. Практически все хлебопекарные предприятия области выпекают изделия с добавлением пищевых волокон (отрубей), бэта-каротина, обогащенные витаминно-минеральными добавками, йодом, кальцием [8].

Крупными предприятиями области производится более 20 наименований лечебно-профилактического хлеба, среди которых можно назвать хлебцы «Докторские» с отрубями, хлеб «Овсяный», хлеб «Минус лишний вес» (с пророщенным зерном), булочка гречневая «Фитнес», хлеб «Рябинушка» (с йодом) и другие.Качество хлеба было неоднократно отмечено высокими наградами на выставках различного уровня [7].

Визитной карточкой области является саратовский калач, который пользуется огромной популярностью не только в области, но и за пределами России, что подтверждают международные выставки. В настоящее время саратовские калачи выпекают ЗАО «Сокур-63» (на выставку), ОАО «Энгельсский хлебокомбинат» (на заказ) и ОАО «Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина» (4-5 т/год) [1].

Таблица 2

Доля крупнейших предприятий на рынке  Саратовской области к 2015 году.

№ п/пНазвание предприятияРегионДоля на рынке Саратовская область, %
1ОАО «Знак хлеба»Саратов8,7
2ОАО «Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина»Саратов8,0
3ЗАО «Сокур 63»Саратов7,3
4ОАО «Энгельский хлебокомбинт»Саратов13,1
5ЗАО БалаковохлебСаратов7,9
6Вольский хлебСаратов4,1
7ИП ДегтяревСаратов3,9
8ООО АльянсСаратов0,8
9ООО Меркурий-НСаратов2,4
10ООО ПересветСаратов1,9
11Торговые сетиСаратов5,4
12Частные пекарниСаратов36,2
13ИТОГО100%

 

Наиболее распространенной сегментацией на рынке хлебобулочных изделий является сегментация по категориям: хлеб (стандартный ассортимент, 20-25 позиций), батоны (5-6 позиций), нетрадиционные сорта с полезными добавками (порядка 10), мелкоштучные и сдобные изделия (более 20 позиций). Данный принцип делит рынок на две ниши: хлебобулочные изделия массового спроса, так называемый «социальный» хлеб, который составляет основную часть ассортимента производителей хлебобулочных изделий, а его цена составляет 10-15 руб. за единицу товара,нетрадиционные хлебобулочные изделия — низкокалорийный хлеб, различные виды хлеба с добавками и выпечка из слоеного теста [3].

По мнению экспертов, сегодня развитие рынка хлебобулочных изделий происходит в основном за счет нетрадиционных сортов, растет спрос на новые сорта хлеба с более сложной рецептурой и сдобу, в то время как потребление «социального» хлеба достаточно стабильно на протяжении уже нескольких лет — его доля составляет около 50% [6].

Библиографический список

1. Бабукова А.Ф., Минеева Л.Н. Диверсификация производства хлебобулочной продукции в Саратовской области: опыт и перспективы развития // Агропродовольственная экономика: научно-практический электронный журнал. – 2015. - № 9. - Режим доступа: http://apej.ru/article/12-03
2. Васильева Е.В., Горбунов С.И., Ткачев С.И., Петрова И.В., Барковская Н.А., Казакова Л.В., Пшенцова А.И., Минеева Л.Н. Тенденции развития инфраструктуры агропродовольственного рынка в условиях импортозамещения. Саратов, 2016.
3. Горбунов С.И., Генералова С.В., Минеева Л.Н., Рябова А.И. Маркетинг (Учебное пособие)//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. № 9. С. 124-125.
4. Минеева Л.Н. Системообразующие модели крестьянских (фермерских) хозяйств и их кооперативных формирований (на примере Саратовской области): дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 – Саратов, 2006. – 232 с.
5. Минеева Л.Н. Перспективы развития производства плодово-ягодной продукции в настоящих условиях рынка // Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный агараный университет им. Н.И. Вавилова»; Редакционная коллегия: И.Л. Воротников; В.В. Бутырин. Саратов, 2015. С. 71-77
6. Минеева Л.Н. Стратегия диверсификации предприятий хлебобулочных изделий / Проблемы и перспективы инновационного развития мирового сельского хозяйства: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. / Под ред. И.ФЫ. Сухановой. – Саратов: ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ, ООО «Амирит», 2016. – С. 187-190.
7. Минеева Л.Н. Импортозамещение сельскохозяйственной продукции саратовской области: опыт и перспективы развития//Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова»; Редакционная коллегия: И.Л. Воротников; В.В. Бутырин. Саратов, 2016. С. 72-76
8. Минеева Л.Н., Воробьева Н.Н. Выведение на рынок инновационного товара – курунги // Специалисты АПК нового поколения. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, ООО "ЦеСАин", 2016. – С. 515-517
9. Минеева Л.Н. Применений инноваций в хлебопечении: опыт и перспективы развития//Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО Саратовский государственный аграрный университет. Саратов, 2017. С. 192-195