Исследование состава фенольных соединений и антиоксидантной активности брусники (vaccinium vitis-idaea l.)
Investigation of the composition of phenolic compounds and antioxidant activity of cranberries (Vaccinium vitis-idaea L.)
Abstract: This article analyzes the chemical composition of cranberry berries in order to study the possibility of using wild-growing raw materials in the production of food products, including beverages with tonic and restorative properties. The nutritional value of berries is determined by the content of biologically active substances that play a key role in the physiology of nutrition and body recovery. Several main classes of polyphenolic compounds have been identified in cranberry fruits, including anthocyanins, phenolic acids and flavonols. An example of such compounds is quercetin (2.5-11.5 mg%) and kaempferol (0.5-0.7 mg%), which exhibit pronounced antioxidant properties. Our review is of scientific and practical interest for solving the problem of minimizing waste in the production and mass introduction of new types of food products based on cranberries.
Keywords: cranberries, phenolic compounds, antioxidant activity
Пищевые растительные ресурсы Свердловской области представляют огромное разнообразие видов, обладают высокими биозащитными свойствами и находят широкое применение. Однако лишь небольшая часть из них собирается централизованно. Среди ягодного сырья особенно выделяются такие растительные ресурсы, как клюква, брусника, черника, земляника, малина, смородина и другие [1,2]. Ягоды, особенно представители семейства вересковых, являются великолепными источниками биологически активных соединений, оказывающих благотворное воздействие на здоровье. В диких плодах и ягодах содержится большое количество воды, что делает их энергетическую ценность относительно невысокой (до 100 ккал на 100 г съедобной части). Основным источником энергии в них являются легкоусвояемые углеводы, содержащиеся в сухом веществе.
Плоды и ягоды, произрастающие в дикой природе, представляют значительную ценность как источник биологически активных веществ, витаминов, макро- и микроэлементов, специфических соединений и различных пищевых волокон. Эти компоненты способствуют улучшению пищеварения, поддержанию здоровья сердечно-сосудистой системы и нервно-эмоционального состояния человека, поэтому многие из них считаются неотъемлемой частью здорового рациона [3].
В контексте повышения иммунитета и общего здоровья человека существует перспектива использования местных растительных ресурсов для создания полуфабрикатов с желаемыми свойствами через их промышленную переработку и выпуск на рынок.
Ниже приведена характеристика ягод брусники обыкновенной, произрастающей в свердловской области.
Брусника обыкновенная (Vaccinium vitis-idaea L.) – это маленькая красная ягода из семейства Вересковых и рода Vaccinium. Она произрастает в диких условиях, в основном в лесах северной части России [1]. Сибирь, Урал, Прибайкалье и Северо-Запад являются наиболее популярными регионами для поиска брусники. В Сибири она встречается в Алтайском, Красноярском и Новосибирском краях. На Урале обильно растет в Свердловской, Челябинской и Тюменской областях. В Прибайкалье можно найти в республиках Бурятия и Тува, а также в Иркутской и Улан-Удэнской областях. На Северо-Западе популярные места для сбора брусники — Карелия, Мурманская область и Ленинградская область.
Ягоды брусники содержат 5,2-8,2% углеводов, в том числе сахарозы до 0,5%, пектиновых веществ – 0,5-0,7%, полиолов – 0,18% клетчатки – 1,4-1,6%. Такой углеводный состав брусники не позволяет использовать ее в качестве биологически активного источника углеводов [4].
Многочисленные исследования выявили разнообразные положительные свойства брусники, включая противовоспалительное, антиоксидантное и противоопухолевое действие. Было доказано, что употребление брусники способно предотвращать воспаление и ожирение, вызванные диетой, у животных с диабетом [3,4]. Кроме того, регулярное употребление брусники благоприятно влияет на профилактику старения мозга и нейродегенеративных заболеваний, что делает ее ценным продуктом для поддержания здоровья.
Брусника содержит бензойную кислоту, которая обладает антисептическими свойствами и защищает ягоды от плесени. Исследования показали, что содержание бензойной кислоты [8] в бруснике может достигать до 38%, причем это значение существенно зависит от географических условий произрастания, погодных особенностей вегетационного периода и других факторов [5,8].
В бруснике преобладают лимонная и яблочная кислоты, но различные исследования показывают изменчивость их содержания в зависимости от сорта, времени сбора и места роста ягод. В зрелых плодах брусники обнаружено около 1,28 мг лимонной кислоты и 0,30 мг яблочной кислоты на 100 г свежих ягод [6].
Общая титруемая кислотность органических кислот в плодах брусники составляет 1,9-2,5%. В ее состав входят лимонная, яблочная, следы щавелевой, бензойной, галловой кислот и другие фенолокислоты, которые благоприятно влияют на пищеварение, способствуют формированию определенного микрофлоры и замедляют процессы гниения в желудочно-кишечном тракте. Кроме того, кислоты фенольной природы обладают бактерицидным действием [5].
Брусника богата витамином С и Р-активными соединениями. Содержание витамина С на 100 г. свежих ягод составляет 11-22 мг, а среди Р-активных соединений преобладают антоцианы (430-1280 мг/100г), присутствуют катехины (230-510 мг/100г) и лейкоантоцианы (144-253 мг/100г) [7,10].
В плодах брусники содержатся различные фенольные кислоты, такие как производные феруловой, кумаровой, кофеилхиновой и бензойной кислот [1,7]. Также обнаружены флавонолы, включая кверцетин и его гликозиды, а также два флаванола — катехин и эпикатехин [8]. В экстракте из плодов содержится примерно 30-36% флаванола и 7-9% флавонолгликозидов. Среди выявленных кверцетиновых гликозидов — кверцетин-3-О-галактозид, кверцетин-3-О-глюкозид, кверцетинрутинозид, кверцетинпентозиды, кверцетин-3-О-рамнозид и кверцетин-3-О-(4″-(3-гидрокси-3- метилглутарил))-α-рамнозид. Кроме того, в плодах брусники содержатся гликозиды кемпферола, такие как кемпферол гексозид, кемпферол рутинозид, кемпферол пентозид и кемпферол-3-O-рамнозид [1].
По содержанию витаминов группы В брусника уступает другим ягодам и содержание этих витаминов невелико: В1 – 0,01 мг%, В2 – 0,03 мг%, В9 – 0,03 мг% и РР – 0,2 мг%.
Содержание макроэлементов в ягодах брусники представляет интерес для использования ее в качестве биопротекторного сырья. Брусника богата калием (73-88 мг/кг), кальцием (до 40 мг/кг) и магнием (4-9 мг/кг). Также в небольших количествах содержится натрий (до 15 мг/кг), фосфор (до 38 мг/кг) [5].
В ягодах брусники обнаружены такие микроэлементы как марганец (7-63 мг/кг). По марганцу ягоды брусники превосходят другие дикорастущие ягоды в несколько раз.
Кроме того, в ягодах в небольших количествах содержится железо (4-12 мг/кг), кобальт (до 0,03 мг/кг), молибден (0,04-0,06 мг/кг). Таким образом, брусника может рассматриваться как источник витаминов и микроэлементов [5].
Объекты и методы исследования
Исследование проводилось на ягодах дикорастущей брусники урожая 2023 года, собранных в Свердловской области.
Массовую концентрацию полифенольных веществ, мг/дм3 и массовую концентрацию витамина С, мг/ дм3 определяли в соответствии с методическими рекомендациями по [11]. Количественную оценку дубильных веществ в растительном сборе проводили фармакопейным методом (перманганатометрия), основанном на окислительно-восстановительной реакции [12].
Определение антиоксидантной активности напитков проводилось потенциометрическим методом основанном на «химическом взаимодействии антиоксидантов с медиаторной системой, в качестве которой используется смесь K3[Fe(CN)6]/K4[Fe(CN)6].
Результаты и их обсуждение.
Результаты анализа химического состава (см. таблица 1) показывают, что брусника содержит уникальное сочетание природных компонентов, антиоксидантов, биологически активных и минорных веществ, что делает ее ценным источником пищевых волокон. Эти волокна играют важную роль в поддержании нормального функционирования организма человека, хотя также могут затруднять полное усвоение полезных компонентов ягод из-за своей природной организации, связанной с растительными биополимерами.
Таблица 1
Вещества, обуславливающие антиоксидантный комплекс ягод брусники
Наименование показателя | Литературные данные | Фактическое значение |
Массовая доля Витамина С, мг% | 15-70 [10] | 55±5 |
Массовая доля биофлавоноидов (по рутину) , мг% | 500-1900 [4,6,10] | 765±25 |
Флавонолы, мг% | 215-265 [13] | 255±10 |
Кверцетин, мг% | 2,5-11,5 [13,14] | 4,2±0,5 |
Кемферол, мг% | 0,5-0,7 [14] | Нет данных |
Антоцианы, мг% | 180-530 [5,13,14] | 410±15 |
Лейкоантоцианы, мг% | 150-1050 [5,13] | 525±25 |
Катехины, мг% | 50-1050 [13,14] | 620±10 |
Массовая доля дубильных веществ, г/100г | 100-400 [4] | 220±15 |
Антиоксидантная активность, моль.экв/дм3 | 5-14 [5,7] | 11,2±1,5 |
В плодах брусники идентифицировано несколько основных классов полифенольных соединений, включая антоцианы, фенольные кислоты и флавонолы. Примером таких соединений выступает кверцетин (2,5-11,5 мг%) и кемферол (0,5-0,7 мг%), которые проявляют выраженные антиоксидантные свойства.
Проходя через желудочно-кишечный тракт после употребления, полифенолы плодов брусники сохраняют свою биологическую активность. Благодаря наличию фенольных веществ, брусника обладает выраженными антиоксидантными свойствами, причем наибольший вклад в общую антиоксидантную активность оказывают флавоноиды, такие как кемферол и кверцетин.
В связи с сезонным сбором брусники, современные технологии переработки направлены на создание удобных для хранения, транспортировки и использования ягодных полуфабрикатов. В этом контексте технологии получения порошкообразных полуфабрикатов считаются одними из наиболее перспективных [7]. Однако стоит отметить, что большая часть полезных для здоровья человека веществ в бруснике находится в форме, которую трудно усвоить из-за естественной организации ягод. Эти вещества проявляют физиологическую активность, будучи связанными с белками и структурными компонентами клеточных стенок, основной составляющей которых являются некрахмальные полисахариды. Только часть из них доступна в виде растворимой в клеточном соке и, таким образом, может быть усвоена организмом. Поэтому при переработке брусники в порошкообразные полуфабрикаты ресурсы используются не самым эффективным образом. В этом свете, важны исследования, направленные на разработку передовых технологий глубокой переработки брусники в полуфабрикаты, чтобы максимально использовать уникальный природный состав ягод.
Для решения данной задачи предлагается применение частичного ферментативного гидролиза некрахмальных полисахаридов ягод, что способствует разрушению клеточных стенок и увеличивает экстрактивные свойства растительной ткани [7]. Этот подход позволит обогатить напитки дополнительными природными компонентами ягод, которые обладают биологической активностью, а также придадут продукту разнообразные цветовые, вкусовые и ароматические характеристики.
Заключение
Проведен анализ химического состава ягод брусники с целью изучения возможности использования дикорастущего сырья в производстве пищевых продуктов, включая напитки, сладкие блюда смузи. Пищевая ценность ягод определяется содержанием биологически активных веществ, которые играют ключевую роль в физиологии питания и восстановлении организма. В плодах брусники идентифицировано несколько основных классов полифенольных соединений, включая антоцианы, фенольные кислоты и флавонолы. Примером таких соединений выступает кверцетин (2,5-11,5 мг%) и кемферол (0,5-0,7 мг%), которые проявляют выраженные антиоксидантные свойства.
Библиографический список
1. Лютикова, М. Н. Изучение состава биологически активных компонентов дикорастущих ягод Vaccinium vitis-idaea и Oxycoccus palustris в зависимости от степени их зрелости и условий хранения : специальность 02.00.10 "Биоорганическая химия" : диссертация на соискание ученой степени кандидата химических наук / Лютикова Марина Николаевна. – Сургут, 2013. – 124 с. – EDN SUTFNT.2. Влияние порошка рябины красной на качественные характеристики мучных кондитерских изделий / О. Д. Варнавская, Н. Г. Неборская, Е. А. Коротеева [и др.] // Индустрия питания. – 2023. – Т. 8, № 3. – С. 57-65. – DOI 10.29141/2500-1922-2023-8-3-6. – EDN LNQLDI.
3. Вяткин, А. В. Напитки антиоксидантной направленности как метод борьбы с окислительным стрессом / А. В. Вяткин, О. В. Чугунова // Известия вузов. Прикладная химия и биотехнология. – 2016. – Т. 6, № 4(19). – С. 119-126. – DOI 10.21285/2227-2925-2016-6-4-119-126. – EDN XHYJGZ.
4. Полина, С. А. Состав антоцианов плодов черники обыкновенной, брусники обыкновенной и клюквы обыкновенной Красноярского края по данным ВЭЖХ / С. А. Полина, А. А. Ефремов // Химия растительного сырья. – 2014. – № 2. – С. 103-110. – EDN STGQMD.
5. Плоды брусники - перспективный источник биологически активных веществ. Серба Е.М., Волкова Г.С., Соколова Е.Н., Фурсова Н.А., Юраскина Т.В. // Хранение и перераб. сельхозсырья.-2018.-N 4.-С. 48-58. – EDN LBGOFV.
6. Алексеенко, Е. В. Исследование влияния предварительной обработки ягод брусники c применением композиции ферментных препаратов на химический состав сока / Е. В. Алексеенко, Е. А. Быстрова, Ю. М. Дикарева // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2017. – Т. 79, № 1(71). – С. 282-289. – DOI 10.20914/2310-1202-2017-1-282-289. – EDN YTNJDL.
7. Быстрова, Е. А. Исследование компонентного состава фенольных соединений и антиоксидантной активности брусничного сока / Е. А. Быстрова, Е. В. Алексеенко // Известия вузов. Прикладная химия и биотехнология. – 2017. – Т. 7, № 3(22). – С. 19-26. – DOI 10.21285/2227-2925-2017-7-3-19-26. – EDN ZQJUGD.
8. Лютикова, М. Н. Химический состав и практическое применение ягод брусники и клюквы / М. Н. Лютикова, Э. Х. Ботиров // Химия растительного сырья. – 2015. – № 2. – С. 5-27. – EDN VCLMXZ.
9. Особенности химического состава брусники обыкновенной и перспективы ее применения в медицине и здоровом питании / И. В. Сафронова, И. А. Гольдина, К. В. Гайдуль, В. А. Козлов // Инновации и продовольственная безопасность. – 2015. – № 4(10). – С. 63-73. – EDN VVNRQV.
10. Старицын, В. В. Урожайность и содержание витамина С в бруснике ( Vaccinium vitis - idaea L .) и чернике ( Vaccinium myrtillus L .) в пределах Плесецкого тектонического узла / В. В. Старицын, В. В. Беляев // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. – 2015. – № 1(343). – С. 78-84. – EDN THGIBD.
11. Руководство по методам контроля качества и безопасности биологически активных добавок к пище. – М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2004. – 240 с.
12. Государственная фармакопея СССР.11 - е изд. - М.: Медицина, 1987, вып. 1. – С. 286.
13. Тутельян, В. А. Флавоноиды: содержание в пищевых продуктах, уровень потребления, биодоступность / В. А. Тутельян, А. К. Батурин, Э. А. Мартинчик // Вопросы питания. – 2004. – Т. 73, № 6. – С. 43-48. – EDN XVORTF.
14. Amakura Y., Umino Y., Tsuji S., Tonogai Y. Influence of jam processing on the radical scavenging activity and phenolic content in berries // J. Agric. Food Chem. 2000. Vol. 48. Pp. 6292–6297.