Использование инноваций в хлебопекарной промышленности для повышения качества продукции.
The use of innovations in the baking industry to improve product quality.
Хлебопекарная промышленность в России в настоящие время полностью удовлетворяет потребности населения в объеме производимых хлебобулочных изделий. Дальнейшие развитие хлебопекарной промышленности необходимо осуществлять в сторону расширения ассортимента (учитывая потребности различных слоев населения) и улучшение его качества и биологических свойств.
В статье рассматриваются возможности применения некоторых инновационных разработок нетрадиционных видов сырья, а также функциональных добавок для обогащения выпускаемого хлеба, увеличения выработки хлеба и хлебобулочных изделий с различными вкусовыми добавками и улучшителями свойств хлеба, которые повышают их качество и биологическую ценность для потребителя, а также способствует повышению конкурентоспособности хлебопекарного предприятия на рынке.
Приведённые в статье инновационные разработки одобрены и защищены патентом Российской Федерации и рекомендованы для применения на предприятиях хлебопекарной промышленности.
Abstract: This article discusses the concept of innovation as the materialization of scientific knowledge directly in the process of creation and dissemination of new (innovative) products practical purpose; technology innovation as a means to enhance the impact of resources, improve the consumer properties of products to better meet the ever-changing demands and improve the organization, that it contributes to sustainable development.
Bakery industry in Russia is now fully satisfies the needs of the population in the volume produced baked goods. Further development of the baking industry should be implemented in the direction of expanding the range (including the needs of different segments of the population) and improving its quality and biological properties.
The article examines the possibility of using some innovative development of unconventional raw materials and functional additives for the enrichment produced bread, increase the production of bread and bakery products with different flavors and properties of the bread improvers, which increase their quality and biological value for the consumer, and also improves baking enterprise competitiveness in the market.
The given article innovations are approved and protected by the patent of the Russian Federation and recommended for use in bakeries.
Keywords: innovation, innovative raw materials, enriched bread, functional additives, improvers properties of bread biological value, the nutritional value of bread, bakery products
В условиях рыночной экономики эффективность сельскохозяйственного производства в большинстве случаев зависит от внедрения рациональных систем управления и от научной обоснованности организационно-правовых форм хозяйствования, а также структуры управления, и от уровня освоения инновационных технологий.
Под инновацией (нововведением) принято понимать материализацию научного знания непосредственно в процессе его создания и распространения нового (инновационного) продукта практического назначения. Этот процесс предусматривает инвестирование прикладных научных разработок (новаций), которые будут удовлетворять производственные и общественные потребности, влиять на благоприятное развитие субъектов хозяйствования и достижение необходимого социально-экономического эффекта. Реализацию инноваций необходимо обеспечивать инновационными технологиями, которые рассматриваются, как некий процесс внедрения данного инновационного продукта в деятельность организации. Инновационные технологии, прежде всего должны быть направлены на повышение отдачи ресурсов, и на улучшение потребительских свойств товаров, так как более эффективное вложение средств способствует более полному удовлетворению постоянно изменяющихся потребностей и совершенствованию деятельности организации, что способствует устойчивому её развитию.
Хлебопекарная промышленность в России является одной из ведущих пищевых отраслей в АПК. Её производственная база включает более 1800 крупных хлебозаводов и около 6000 предприятий малой мощности, что обеспечивает ежегодную выработку около 22 млн. т продукции, в том числе примерно 12,8 млн. т вырабатывается на крупных хлебозаводах России. В настоящие время объем производимых хлебобулочных изделий полностью удовлетворяет потребности населения РФ. Дальнейшие развитие хлебопекарной промышленности необходимо осуществлять на базе внедрения новейшей техники и инновационных технологий, увеличения выработки хлеба и хлебобулочных изделий с различными вкусовыми добавками и улучшителями свойств хлеба, повышающих их качество и биологическую ценность для потребителя. Повышение качества продукции – улучшение технико–экономических характеристик выпускаемых изделий, увеличение удельного веса высококачественной продукции в общем объеме производства хлеба, сокращение брака – в настоящий момент являются первостепенными задачами предприятия.
Качество хлеба можно улучшить различными способами, например, применять функциональные добавки и нетрадиционные виды сырья по следующим направлениям: повышение пищевой ценности хлеба возможно путем использования в рецептуре хлеба высокобелковых продуктов или новых сахарозаменителей, а также необходимо применять функциональные добавки при переработке ржаной муки, имеющую повышенную автолитическую активность. Повысить пищевую ценность хлеба возможно за счет применения нетрадиционных видов сырья, расширения производства и технологического процесса производства хлеба и повышения его выхода, применение новых видов зернового сырья, использования ржаной муки новых помолов.
Приведем некоторые инновационные разработки, которые возможно могли быть применены при производстве хлебобулочных изделий. Чтобы повысить пищевую и биологическую ценности хлебобулочных и кондитерских изделий были разработаны способы введения в рецептуру производства хлеба белковых концентратов из семян сои и гороха, высокобелковой люпиновой муки, так же специальные белоксодержащие добавки на грибной основе, амаранта и др. Повышение качества хлеба возможно достигнуть при приготовлении теста из смеси пшеничной и люпиновой муки с введением в рецептуру сахара, жира и хлебопекарных улучшителей в необходимых дозировках. Для укрепления структурно – механических свойств теста и увеличению водопоглотительной способности можно применять соевые концентраты. Пищевой соевый обогатитель “Окара” — влажная однородная масса, не имеющая запаха, светло – желтого цвета, в котором высокое содержание протеина и при этом это превосходный источник клетчатки. Он используется в основном для приготовления: хлебобулочных изделий, печенья, подливок, соусов, и др. Им можно заменить яйца (одно яйцо = одна столовая ложка окары + две столовой ложки воды). Одним из важнейших продуктов, которые способствуют обогащению хлеба растительным белком — сухая клейковина, которая производится из пшеничной муки. Существуют рекомендации по использованию сухой клейковины. В пшеничную муку очень часто попадают споры бактерий, прорастающие в готовом хлебе, портящие его. Хлеб можно защитить, добавив в него пропионовую кислоту и ее производные, подавляющие рост микробов и патогенных грибов, но, что очень важно, они безопасны для дрожжей.
Заключение: приведённые выше инновационные разработки одобрены и защищены патентом Российской Федерации и могли быть рассмотрены и внедрены в отделе производства на хлебокомбинатах при производстве хлебобулочных изделий для повышения качества выпекаемой хлебопродукции, улучшения потребительских свойств хлеба, повышения отдачи ресурсов, тем самым способствовали бы повышению конкурентоспособности предприятия на рынке.
Библиографический список
1) Горощенко Л. Хлеб и хлебобулочные изделия // Продовольственный бизнес. – 2010.2) Иванов В.Н., Выскребцев В.А. Правовые основы маркетинга в предпринимательской дея-тельности. - М.: Макцентр 2011.
3) Дремучева Г.Ф., ГосНИИХлебопекарной промышленности Хлебопекарное и кондитер-ское производство. – 2009.
4) Личко Н.М. Технология переработки продукции растениеводства / Н.М.Личко. - М.: Ко-лос, 2009 г.
5) Сборник рецептур и технологических инструкций по приготовлению хлебобулочных из-делий. - М.: Пищепромиздат, 2010 - 267 с.
6) Организация и финансирование инвестиций / Попков В.П., Семенов В.П. / СПб. 2008
7) Бизнес-планирование: учебное пособие под ред. В.З. Черняка, Г.Г. Чараева Юнити-Дана 2012 г. 591с.
8) Маркетинг: Учебное пособие Жуков Б.М., Романов А.А., Басенко В.П. Дашков 2014 г. 440 с.
9) Основы наукоёмкой экономики (Знания – Креативность – Инновации). Учебник под ред. И.А. Максимцева Креативная экономика 2011 г. 456с.
10) Управление инновационной деятельностью: Учебник для бакалавров Голов Р.С., Агарков А.П. Дашков и К 2014 г. 208с.