Анализ показателей производственно-экономической деятельности предприятия ООО «Дубровики» при реконструкции и расширении ПТБ
Analysis of indicators of production and economic activity of the enterprise Dubroviki LLC during the reconstruction and expansion of the PTB
Abstract: plot; layout; Technics; economy; production facilities; power supply.
Keywords: power-to-weight ratio; company; economy; Technics; car park; mileage; resource.
ООО «Дубровики» Московской области создано в апреле 2003 года в составе СПК «Русь», «Маяк», «Смена» которые и являлись учредителями. Целью создания является стабилизация деятельности недостаточно сильных в финансовом отношении сельхозформирований, оказания услуг по производству, хранению и реализации сельскохозяйственной продукции. Административно-хозяйственным центром является г. Черноголовка Московской области, которое удалено от города Москвы на 18 км. Не далеко от территории ООО «Дубровики» проходят дороги республиканского и районного значения. Связи с областным центром и другими пунктами осуществляется по дорогам республиканского значения, трассе Москва — Санкт-Петербург, и по межрайонной дороге Зеленоград — Москва. Климат хозяйства умеренно-континентальный. Средняя годовая температура воздуха равна 140С. Наивысшая средняя температура наблюдается в июле +23,50С, наименьшая – в январе -19 — 260С. Продолжительность периода с температурой выше +50С составляет 142 дня. Средняя продолжительность безморозного периода составляет 122 дня, продолжительность вегетационного периода – 133 дня. Общее количество осадков в районе 471…522 мм, максимум осадков приходится на летние месяцы, минимум осадков наблюдается в зимний период. Среднегодовая относительная влажность – 71%.
Территория ООО «Дубровики» характеризуется волнистым рельефом. Ей принадлежит, большая часть пахотного массива, которая имеет уклон 1…20, а также есть небольшие участки с уклоном более 30. Естественные кормовые угодья расположены по днищам и склонам оврагов и балок. Несмотря на свое название ООО «Дубровики» является достаточно большим хозяйством, имеющим в своем распоряжений пахотные земли, различную сельскохозяйственную и другую технику и т.д. Хозяйство расположено в лесостепной зоне, для которой характерно присутствие лесов и лугово-степной растительности. Естественная травяная растительность характеризуется большим разнообразием. В почвенном покрове преобладающее место занимают черноземные почвы тяжело- и среднесуглинистого механического состава. Почвы хозяйства в значительной степени подвержены водной и ветровой эрозии. Таким образом, природно-климатические условия в целом являются благоприятными для развития производства.
Анализ показателей производственно-технической деятельности ООО «Дубровики». Согласно отчетной документации предприятие за 2017…2019 годы производственно-техническая деятельность соответствует специфике предприятия. Данные таблицы 1 показывают, что реализованная продукция в 2019 году по сравнению с 2017 г. увеличилась на 29,7% или на 7117 тыс. руб, себестоимость реализованной продукции снизилась на 4%, что в переводе на денежные средства составило 1836 тыс.руб.. В 2017 г. прибыль хозяйства составила 2533 тыс. руб, а в 2019 г. была получена прибыль в 10507 тыс. руб. Стоимость основных производственных средств, стремительно увеличиваясь, составила в 2019 году 45895 тыс. рублей, что на 209,1 % больше, чем в 2017 году. Это связано с привлечением новой дорогостоящей техники в хозяйство. Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, в 2019 году составила 81 человек, то есть сократилась по сравнению с 2017 г. на 26 человек, что обусловлено стабильной работой организации и рациональным использованием рабочей силы.
Таблица 1
Основные производственные показатели ООО «Дубровики»
Показатели | 2017г. | 2018г. | 2019г. | Отношение 2019 г. к 2017 г., % |
Реализованная продукция, тыс. руб. | 23933 | 29420 | 31050 | 129,7 |
Себестоимость всей реализованной продукции, тыс. руб. | 21400 | 19564 | 20543 | 96 |
Прибыль, тыс. руб. | 2533 | 9856 | 10507 | 415 |
Общая земельная площадь, га. в т.ч. сельскохозяйственные угодья из них пашня сенокосы пастбища лесные массивы | 17588 17561 12599 27 448 27 | 13305 13305 13305 — — — | 13305 13305 13305 — — — | 75,6 75,8 105,6 — — — |
Стоимость основных производственных средств на конец года, тыс. руб. | 14850 | 14663 | 45895 | 309,1 |
Среднегодовая численность рабочих, занятых в с.-х. производстве, чел. | 107 | 85 | 81 | 75,7 |
Успех производства во многом зависит от обеспеченности хозяйства основными ресурсами. По данным таблицы 2 оценим данные показатели.
Таблица 2
Показатели работы автопарка предприятия
Показатели | Годы | Отклонение, % | ||
2017 | 2018 | 2019 | ||
Среднесписочное число автомобилей, шт. | 10 | 13 | 13 | 130 |
Суммарный тоннаж автопарка, т | 53,5 | 77,5 | 77,5 | 145 |
Средняя грузоподъемность автомобиля, т | 5,35 | 5,96 | 5,96 | 111 |
Среднесуточный пробег, км | 76,7 | 87,2 | 87,0 | – |
Коэффициент выпуска на линию | 0,4 | 0,44 | 0,5 | 125 |
Коэффициент использования пробега | 0,7 | 0,89 | 0,89 | 127 |
Коэффициент технической готовности | 0,9 | 0,92 | 0,94 | 104 |
Коэффициент использования грузоподъемности | 0,72 | 0,8 | 0,85 | 118 |
Сменная выработка, т·км/смена | 55,22 | 69,76 | 73,95 | 134 |
Производительность труда шофера, т·км/ч | 7,89 | 9,97 | 10,56 | 134 |
Объем перевозок, тыс. т | 3,85 | 4,77 | 5,07 | 132 |
Годовой грузооборот, т·км | 53362 | 83522 | 94107 | 176 |
Общий пробег автомобилей, тыс. км | 13,86 | 17,51 | 18,56 | 134 |
Себестоимость транспортных работ, руб./т·км | 6,3 | 7,2 | 8,4 | 133 |
В отчетном году наметилась тенденция к увеличению таких показателей, как коэффициент использования пробега, который в 2019 году составил 0,89; коэффициент выпуска на линию – 0,5; коэффициент технической готовности – 0,94; коэффициент использования грузоподъемности – 0,85, что связано, главным образом, с приобретением в 2019 году трех автомобилей и увеличением сменной выработки.
Таблица 3
Наличие энергетических ресурсов
Показатели | Годы | Отклонение, % | ||
2017 | 2018 | 2019 | ||
Суммарная мощность двигателей, кВт | 1342 | 1742 | 1742 | 130 |
Общая численность водителей, чел. | 12 | 15 | 15 | 125 |
Энерговооруженность труда, кВт/чел. | 112 | 116 | 116 | 104 |
Средняя мощность двигателя, кВт | 134 | 134 | 134 | – |
Энергетические мощности за последний год выросли на 200 кВт. Среднегодовая численность рабочих также возросла, за счет принятия в штат водителей на приобретенные автомобили. Энерговооруженность на предприятии увеличилась незначительно на 4 кВт/чел.
Таблица 4
Затраты на техническое обслуживание и ремонт машин.
Показатели | Годы | Отклонение, % | ||
2017 | 2018 | 2019 | ||
Затраты на содержание подвижного состава, тыс. руб. | 1129 | 1305 | 1405 | 125 |
Затраты на текущий ремонт, тыс. руб. | 414,6 | 540,8 | 605,5 | 146 |
Затраты на ТО, тыс. руб. | 580 | 630 | 665 | 115 |
Анализируя предыдущие таблицы видно, что подвижной состав работает с максимальной загрузкой. Поэтому в этих условиях для ремонта и обслуживания создана на предприятии соответствующая техническая база. На территории сформирован достаточно мощный технический центр, в котором проводятся все виды обслуживания и ремонта техники. При этом немалое количество производственных процессов механизировано, что положительно сказывается на эксплуатации автомобиле.
Таблица 5
Уровень использования автопарка.
Показатели | Годы | Отклонения, % | ||
2017 | 2018 | 2019 | ||
Выполненный объем работ, т·км | 53362 | 83522 | 94107 | 176 |
Выработка на 1 автомобиль, т·км | 5336 | 6425 | 7239 | 136 |
Отработано нормо-смен на 1 автомобиль | 251 | 251 | 251 | – |
Всего израсходовано топлива, т | 416 | 525 | 557 | 134 |
Расход топлива на 100 км, кг | 30 | 30 | 30 | – |
Анализируя данные таблицы 4 можно сделать вывод о том, что в настоящее время производить капитальный и текущий ремонт автомобилей в необходимом объёме становится мало возможным из-за тяжелого материального положения. Однако на содержание и обслуживание имеющихся автомобилей осуществляется в достаточном количестве, что обеспечивает их нормальную дальнейшую работоспособность.
Одним из важнейших условий получения качественного проекта является правильный выбор основных исходных данных, определяющих многие результаты последующих расчетов, учитывая, что за время проектирования и строительства отдельные факторы и показатели деятельности создаваемого или реконструируемого предприятия могут существенно измениться, необходимо при обосновании данных учитывать эти возможные данные на перспективу.
Для технико-экономического обоснования проекта наиболее соответствующего местным условиям должны быть: температура воздуха в летние и зимние месяцы, господствующие ветра, сейсмичность, а также характер и перспективы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта различного вида в районе или городе, численность и перспективы роста населения и другие данные, которые фиксируются в пояснительной записке. В зависимости от характера проектируемого объекта и поставленной конкретной задачи содержание исходных данных для проектирования может быть самым различным. В одном случае состав автопарка по количеству и типажу, а также вес показателей и условия работы автомобиля и парка в целом, могут быть заведомо известны, — в основном это относится к проектам реконструкции и расширения ПТБ. В другом случае, наиболее сложное обеспечение объекта — известно могут быть только годовое количество. Поэтому в этом случае необходимо обосновать тип подвижного состава для заданных видов перевозок, определить среднесуточный пробег и т.д. В данном случае исходные показатели и условие работы заданы, поэтому можно выбрать только нормативные значения показаний по «Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава на автомобильном транспорте». Исходные данные и нормативы приведены в таблице 6.
Таблица 6
Исходные данные и нормативы для технических расчетов.
Подвижной состав (марка, модель) | Аи | lсс, км | Тн, ч | Драб.г | КУЭ |
КамАЗ-5511 | 32 | 200 | 8 | 255 | III |
КамАЗ-65115 | 7 | 200 | 8 | 255 | III |
КамАЗ-53212 | 22 | 280 | 8 | 255 | III |
КамАЗ-54115 | 10 | 280 | 8 | 255 | III |
МАЗ-551605 | 2 | 200 | 8 | 255 | III |
МАЗ-642208 | 1 | 200 | 8 | 255 | III |
МАЗ-544008 | 2 | 280 | 8 | 255 | III |
СЗАП-9327 | 10 | 280 | 8 | 255 | III |
МАЗ-938662 | 3 | 200 | 8 | 255 | III |
Газ-53А | 4 | 200 | 8 | 255 | III |
ЗИЛ-130 | 3 | 250 | 8 | 255 | III |
Основной задачей автомобильного транспорта является обеспечение потребностей в перевозках в заданные сроки и требующем объеме. Для её решения требуются транспортные средства и производственная база, обеспечивающая их хранение и ремонт. Объем выполненных работ увеличивается и в отчетном году составляет 94107 т·км, что на 76% больше, чем в базовом. Как следствие, происходит увеличение выработки в расчете на 1 автомобиль на 36%, и, соответственно, увеличение расхода топлива.
Оценив деятельность предприятия по сравнительным показателям, видно, что предприятие имеет стабильное экономическое положение. ООО «Дубровики» является действующим и имеет большие перспективы в будущем, благодаря расширению своей деятельности.
Исходя из анализа хозяйственной деятельности следует отметить:
- Количество подвижного состава незначительно увеличивается;
- За последние 3 года, годовой грузооборот возрос до 94107 т·км;
- Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт составили на 2019 год 605,5 и 665 тыс. руб., соответственно;
- Коэффициент технической готовности составил в 2019 году k = 0,94;
- ООО «Дубровики» — это уверенно развивающееся предприятие.
За рассматриваемый период по всем отраслям наблюдается положительная динамика роста. Стремительное развитие можно поддержать введением принципиально новых решений. В настоящее время хозяйствам следует следить за новыми инженерно- техническими разработками и модернизировать существующую технику и оборудование. Перспективным направлением является деятельность по проведению текущего и капитального ремонта силами самого хозяйства, что значительно снизит затраты на восстановление работоспособности техники.
Выводы.
Для повышения эффективности работы предприятия предлагается определить производственную программу проведения технических обслуживании и ремонтов, произвести планировку производственного корпуса. Рассчитать площади производственных участков, определить количество и виды необходимого оборудования, количество рабочих, модернизировать имеющийся разборо- сборочные стенды для оптимизации работ связанных с разборкой-сборкой ДВС при проведении текущих и капитальных ремонтов.
Библиографический список
1. Дидманидзе О.Н., Егоров Р.Н. Основы оптимального проектирования машино- тракторных агрегатов. / Москва, 2017.2. Новиченко А.И., Подхватилин И.М. Оценка эффективности функционирования средств технологического оснащения АПК. / Природообустройство. 2013. № 2. С. 92-96.
3. Кузнецов Ю.А., Коломейченко А.В., Кулаков К.В., Гончаренко В.В. Практикум по экономике и организации технического сервиса./ Учебное пособие Орел, 2013. -300с.
4. Шмонин В.А., Теловов Н.К., Тойгамбаев С.К. Комбинированное орудие для глубокого рыхления почвы с внесением удобрений. Патент на изобретение RU 2500092 C1, 10.12.2013. Заявка № 2012126854/13 от 27.06.2012.
5. Тойгамбаев С.К., Слепцов О.Н. Математическое моделирование испытания топливных насосов низкого давления топливной системы дизеля. В сборнике: ЛОГИСТИКА, ТРАНСПОРТ, ЭКОЛОГИЯ - 2017. Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 83-94.
6. Тойгамбаев С.К., Апатенко А.С. Определение состава подразделений мастерской для хозяйства Костанайской области./ Естественные и технические науки. 2020. № 8 (146). С. 207-212.
7. Тойгамбаев С.К., Соколов О.К. Оптимизация параметров участка ТО и ремонта машино- тракторного парка. / В сборнике: Вестник Международной общественной академии экологической безопасности природопользования (МОАЭБП). Москва, 2020. С. 5-21.
8. Тойгамбаев С.К., Евграфов В.А. Выбор критериев оптимизации при решений задач по комплектованию парка машин производственных сельскохозяйственных организации. В сборнике: Доклады ТСХА. 2019. С. 317-322
9. Martynova N.B., Bondareva G.I., Toygambaev S.K., Telovov N.K.
Machine for carrying out work on deep soiling with the simultaneous application of liquid organic fertilizers. В сборнике: Journal of Physics: Conference Series. Krasnoyarsk, Russian Federation, 2020. С. 42091.
10. V. Karpuzov, Golinitsky P. V., Cherkasova E., Antonova O. Toygambayev S. K. Development of the knowledge management process at the agro-industrial complex maintenance enterprise./ The materials of the ASEDU-2020 conference are publishedin the Journal of Physics: Conference Series - Vo-lume 1691. ASEDU 2020. Jour-nal of Physics: Conference Series. 1691 (2020) 012031. IOP Publishing.
doi:10.1088/1742-6596/1691/1/012031. Krasnoyarsk city. 11.20 g.