Управление товарной политикой предприятий с учетом современных требований конкурентного рынка
Management of commodity policy of the enterprises taking into account modern requirements of the competitive market
Abstract: When developing technology of management of commodity policy of the meat-processing enterprises is a main objective: a necessary condition of effective management – determination of features of consumer behavior in the market and an assessment of the existing competitors in the same directions; creation of new, more perfect products and recommendations about improvement of quality, packing and service at creation of goods novelties. There are shortcomings of theoretical, methodological and applied base of management of commodity policy of the enterprises of the meat industry in the conditions of social and responsible business. The available techniques of an assessment of effective management of commodity policy show need of system approach to this problem for increase of competitiveness of the enterprises.
Keywords: Commodity policy, technology of management, agrarian and industrial complex sphere, meat branch, meat-processing enterprises.
Введение
Научно обоснованное управление продукцией мясоперерабатывающих предприятий, элементами которой является управление качеством и ассортиментом, с учетом современных требований функционирования и развития агропродовольственного рынка – залог стабильной деятельности любого перерабатывающего предприятия. Для совершенствования системы управления товарной политикой предприятия сферы АПК с учетом требований отраслевой специфики и требований социально ответственного бизнеса необходимо использовать данные, полученные в ходе исследований потребителей мясной продукции.
Объекты и методы исследования
Объектом исследования являются мясоперерабатывающие предприятия в системе функционирования агропродовольственных рынков. При разработке технологии управления товарной политики были использованы теоретико-эмпирические методы исследования.
Технология управления товарной политикой представляет собой последовательность операций и процедур, которая включает в себя применение различных методов для принятия управленческих решений. Под технологией управления товарной политикой будем понимать приемы, порядок, регламент выполнения процесса управления, который характеризуется строгой последовательностью отдельных управленческих фаз (этапов: анализ текущей рыночной ситуации, анализ основных направлений развития социально-ответственного бизнеса, прогнозирование доли рынка и др.), вытекающих друг из друга и сменяющихся в соответствии с заранее намеченным планом.
Экспериментальная часть
По результатам анализа литературных источников и анализа проблем, возникающих при управлении товарной политикой предприятия, нами предложена технология управления товарной политикой мясоперерабатывающих предприятий с учетом современных требований конкурентного рынка (таблица 1). Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели — оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием [1].
Таблица 1 — Технология управления товарной политикой мясоперерабатывающих предприятий.
Этапы | Мероприятие |
1. Стратегический анализ текущей рыночной ситуации | |
1.1 Анализ окружающей среды. Стратегические цели и приоритеты управления товарной политикой | Анализ направлен на изучение условий существующего рынка, который включает внешние по отношению к предприятию факторы, такие как сырье, инфраструктура региона, ресурсосберегающие технологии, конъюнктура рынка, социальные и правовые факторы. Оценка возможностей поставщиков. Формирование системы партнерских взаимоотношений с поставщиками. Влияние процесса проектирования и разработки на качество конечного продукта деятельности организации |
1.2 Анализ потребительского рынка и потребностей покупателей в соответствии с интересами общества. | Ориентация на потребителей в деятельности предприятия. Исследование удовлетворенности потребителей. Исследование модели покупательского поведения, изучение социальных факторов, влияющих на поведение покупателей, оценки процессов принятия решений о покупке |
1.3 Анализ конкурентов Информации о состоянии дел у конкурентов. | Анализ проводится по следующим направлениям:1. Выявление конкурентов. 2. Определение величины их рыночной доли 3. Оценка сильных и слабых сторон конкурентов |
2. Управление продукцией в процессе производства и обслуживания. Анализ портфеля продукции. Планирование ассортимента | |
2.1 Формирование базового товарного ассортимента | Отбор предпочтительного варианта товарного ассортимента, с точки зрения широты, глубины и сопоставимости мясных изделий для рационального использования производственного потенциала предприятия и коммерческого успеха на рынке. |
2.2 Обновление, совершенствование, гармонизация, расширение, сокращение стабилизация | 1. Анализ товарной линии, который включает сбор информации об объеме продаж, прибыли товарной линии.2. Принятие решений о длине товарной линии, необходимости обновления, корректировке или сокращении. |
3. Выбор направления товарной политики; оперативное и стратегическое управление | |
3.1 Описание целевых групп с точки зрения восприятия качества и социально-ответственного бизнеса | Определение основных составляющих восприятия качества, определяющий уровень конкурентоспособности данного вида продукции. Исследование рынка потребителей с точки зрения восприятия качества мясных изделий |
3.2 Определение целевого сегмента | Определение основных требований потребителей, которые оценивают факторы социально-ответственного бизнеса и направления развития мясной продукции |
4. Формирование основных направлений повышения эффективности предприятия на основе управления товарной политикой с учетом требований потребителей мясоперерабатывающей отрасли АПК | |
4.1 Определение основных направлений социально-значимых факторов | Исследование влияния основных составляющих социально-ответственного бизнеса |
5. Реализация управленческих решений и оценка экономической эффективности управления товарной политикой |
При управлении товарной политикой предприятие может более полно удовлетворять потребности клиентов и обеспечивать предприятию экономическую эффективность деятельности. Управление продукцией при условии совершенствования товарной политики представляет предприятию мясоперерабатывающей промышленности безусловные конкурентные преимущества в условиях существующего рынка. Благодаря управлению методами оценки качества и ассортимента, предприятие достигает совершенного уровня качества и, в конечном итоге, превосходит своих рыночных конкурентов.
Разработанная методика позволяет на основе различных методик и инструментария оценить условия существующего рынка, определить основные требования потребителей, воспринимающих уровень качества мясных изделий.
Заключение или выводы
Данная технология позволяет определить целевые группы потребителей, которые оценивают основные составляющие качества и безопасности мясных изделий, сформировать основные пути и направления повышения эффективности управления качеством, оценить экономическую эффективность мероприятий.
Основным мероприятием этапа выбора направления управления товарной политикой является сегментирование рынка с целью определения специфических потребностей целевых потребителей с точки зрения восприятия качества и требований социально-ответственного бизнеса на рынке мясной промышленности, формирование основных направлений повышения эффективности управления качеством мясных изделий и оценки социально-значимых направлений мясоперерабатывающих предприятий. В дальнейшем исследования были направлены на оценку качества мясных изделий в условиях наиболее значимых социальных требований потребителей и общества в целом. Технология определения основных направлений повышения эффективности предприятия на основе управления товарной политикой является особенно актуальной, так как в рамках управления ассортиментом с учетом требований социально-ответственного бизнеса качество рассматривается нами как важнейший элемент системы управления.
Библиографический список
1. Алтухов, А.И. Продовольственная безопасность как фактор социально-экономического развития страны / А.И. Алтухов // Экономист. - №5. – 2008. – С. 33-43.2. Арашуков, В. П. Состояние и перспективы развития кооперации в аграрном секторе экономики / В. П. Арашуков, Е. А. Романов. – М.: ООО «НИПКЦ Восход – А», 2011. – 220 с.
3. Управление товарным ассортиментом (на примере рынка овощей): монография / В.И. Беспятых, И.В. Маракулина, О.В. Лакунцова. – Киров: Вятская ГСХА, 2004. – 128 с.
4. Варламов, А.С. Совершенствование управления ассортиментом на современных производственных предприятиях / А.С. Варламов // Известия Челябинского научного центра. - 2000. - С.97-99.
5. Головина, Т.А. Основные концепции управленческого анализа затрат на промышленном предприятии. / Т. А. Головина, Л. В. Попова // Управленческий учет. – 2005. – С. 42-44.
6. Зорин Ю.В., Ярыгин В.Т. Управление безопасностью и сертификацией продукции в регионе / Ю.В. Зорин, В.Т. Ярыгин // Стандарты и качество. – 1996. -№8. – С.44-48.
7. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М.: Ростинтэр, 1996. – 704 с.
8. Кукукина, И.Г. Управленческий учет / И.Г. Кукукина. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 400 с.
9. Папцов, А. Г. Направления государственной поддержки сельского хозяйства в развитых странах / А. Г. Папцов // АПК: экономика, управление. – 2005. – № 11. – С. 68–72.
10. Экономические проблемы воспроизводства в АПК России / Ред. коллегия: И.Т. Ушачев, H.A. Борхунов, Э.А. Сагайдак. М.: «Энциклопедия российских деревень», 2003. - С. 455-463.