Инвестиции в инновационные изменения как ключевой фактор развития перерабатывающих предприятий АПК
Investment in innovative changes as a key factor development of processing of agricultural enterprises
Цели/задачи. Целью работы является поиск адаптивных направлений инвестирования перерабатывающих предприятий АПК.
Методология. Методологическими инструментами исследования выступили общенаучные методы, а также экономико-математические и статистические методы.
Результаты. В результате было определено современное состояние и выявлены тенденции развития предприятий АПК Воронежской области.
Выводы/значимость. Сделан вывод об инвестировании в инновации как ключевом факторе развития предприятий АПК. Предлагаются перспективные направления развития инвестирования в перерабатывающие предприятия АПК.
Abstract: The subject. The development of processing of agricultural enterprises needed to steady state and competitiveness, requires a search of promising measures and instruments to invest in innovation for the future of the functioning of agricultural enterprises. Sustainable development of agricultural enterprises crucially linked with the revival of investment and innovation process, without which it is impossible to restore productive capacity and economic growth. The basis of innovative changes in the economic activity of agricultural enterprises should become an integral concept of strategic transformation.
Objectives. The aim is to find areas of investment adaptive processing of agricultural enterprises.
Methodology. Methodological tools made by the scientific methods of research, as well as economic and mathematical and statistical methods.
Results. As a result, it was determined the current state and tendencies of development of the agricultural enterprises of the Voronezh region.
Conclusions. Concluded that investing in innovation as a key factor in the development of agricultural enterprises. Televisions promising areas of investment in refineries agriculture.
Keywords: investments, innovative changes, development, agribusiness companies, innovative activity
Развитие современных предприятий АПК во многом должно основываться на управлении масштабными инновационными изменениями в экономической деятельности. При этом с повышением уровня развития экономики возрастает роль инноваций как важнейшего фактора роста производства.
Для получения планируемых результатов инновационной деятельности необходима эффективная система управления инновациями. При этом управление инновационными изменениями должно основываться на современных методологических подходах и наличии круга профессиональных участников. Стратегической основой эффективного управления инновационными изменениями является формирование концепции стратегических преобразований. Содержание концепции отражает генеральный замысел участников экономической деятельности, определяющий стратегические направления изменений.
Система инновационных изменений включает совокупность взаимосвязанных процессов трансформации и повседневного модернизирования. Трансформация выступает в качестве модификации структур, форм и методов хозяйственной деятельности предприятий АПК, перестройки ее целевой направленности. Повседневная модернизация включают постоянные мелкие изменения, происходящие на предприятии для гарантии своей конкурентоспособности и устойчивости в рамках рыночной экономики.
Одними из основных областей инновационных изменений в хозяйствовании организации являются финансовая, инвестиционная, маркетинговая, производственная и кадровая деятельность. Изменения в финансовой деятельности включают комплекс мероприятий по развитию механизма движения денежных потоков, покрытию текущих и инвестиционных потребностей, выбору наилучших финансовых пропорций, диверсификацию финансовых ресурсов и финансирование расходов.
Инвестиционная деятельность включает механизм вложения ресурсов в активы предприятия с целью максимизации прибыли или увеличения капитала. Маркетинговые изменения представляют собой процесс оптимизации процесса удовлетворения нужд и потребностей посредством обмена. Производственные изменения включают комплекс операций, которые ориентированы на создание различных видов продуктов или услуг. Кадровая деятельность выступает в качестве комплексных операций по организации труда, покрытию потребности в персонале, рационализации трудовых расходов.
Но нельзя не отметить тот факт, что даже наличие позитивных условий, таких как удобное географическое положение, сильный образовательный и трудовой потенциал и прочее, не привлекают иностранных инвесторов на Воронежский рынок для вложения средств в его экономическое развитие, в том числе и в развитие и совершенствование предприятий агропромышленного комплекса.
Результаты ряда исследований свидетельствуют о том, что в значительной мере инвестиционная активность зарубежных бизнесменов и финансистов сдерживается нестабильностью общественно-политической обстановки, вследствие чего они реализуют не долговременные, а кратковременные проекты, которые могут быть свернуты при возникновении неблагоприятного инвестиционного климата в сжатые сроки и в любой момент.
Поэтому различные инициативы по привлечению прямых иностранных инвестиций в Воронежскую область для предприятий АПК, не смотря на предпринимаемые инициативы администрации, не дают желаемых результатов.
Кроме того, в значительной мере сдерживающим привлечение финансовых средств фактором (табл. 1) в этот, необходимый для социально-экономического развития региона, процесс является неотработанность национального и регионального законодательства. В особой мере она проявляется в части недостаточного предоставления гарантий вложенным иностранным инвестициям. Меры, принимаемые в этом аспекте федеральными и региональными властями, позволяют надеяться на активизацию прямых иностранных инвестиций в развитие промышленности и сельского хозяйства Воронежской области.
Таблица 1 — Факторы, влияющие на уровень развития инновационной деятельности предприятий
Наименование факторов | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Инновационная активность предприятий (в процентах) | 9,7 | 9,9 | 10,0 | 9,4 | 9,3 | 9,5 | 9,4 |
Затраты на технологические инновации (млрд. руб.) | 143,2 | 211,4 | 234,1 | 307,2 | 399,1 | 400,8 | 415,6 |
Объем инновационных товаров, работ и услуг (в процентах) | 5,0 | 4,7 | 4,6 | 5,0 | 4,5 | 4,8 | 4,9 |
Патентная активность российских предприятий (шт.) | 32254 | 37691 | 39439 | 41849 | 38564 | 42500 | 41414 |
Источники финансирования инновационной деятельности (млрд. руб.): | |||||||
Собственные средства предприятий и организаций | 4770,0 | 6265,1 | 7749,2 | 8996,0 | 9452,3 | 8586,3 | 9135,7 |
Средства бюджетов всех уровней | 14046,4 | 18260,3 | 22844,9 | 27209,9 | 31592,9 | 36033,4 | 40071,1 |
Конечно, отметим тот факт, что залогом стабильного развития предприятий агропромышленного комплекса во многом зависит от активизации инвестиционно-инновационного механизма, без которого невозможен процесс восстановления производственного потенциала, а также экономический рост в данной области.
При этом инвестиционное воздействие на инновационное экономическое развитие предприятий АПК не вызывает сомнений. Однако оно может выражаться в различных формах в зависимости от общего экономического состояния страны, а также от конкретных условий инвестирования и использования капитала. В рамках современной экономики инвестиционная деятельность должна стать одной из основных составляющих федеральной и региональной экономической политики, которая направлена на модернизацию региональных промышленных систем; экономической политики предприятий с направленностью на развитие их производственно-хозяйственной деятельности.
В процессе реформирования значительно реструктуризировалась система организации инвестиционного процесса. Так, ориентированный на рынок алгоритм финансирования капиталовложений заменил планово-распределительный. Создаются обновленные каналы привлечения и использования финансовых средств. Поступательно совершенствуется нормативно-правовая база на региональном и федеральном уровнях. В Воронежской области принят ряд законов и постановлений, которые призваны регулировать инвестиционную деятельность. В частности, был принят закон «Об инвестиционной деятельности».
Также властью было организовано инвестиционное агентство с целью создания единого информационно-инвестиционного пространства, развития взаимодействия между инвестором и властью. Данное агентство призвано выполнять роль «одного окна» для инвестора с целью решения различного рода бюрократических проблем объективного и субъективного характера. Вместе с тем, в региональном управлении экономического развития намерены создать реестр инвестиционных проектов, которые реализуются на территории области.
Однако проведенный анализ источников формирования инвестиций в основной капитал предприятий АПК на развитие производства в области показал, что в 2011-2012 гг. основной источник финансирования (69,0%) составляли собственные средства предприятий и организаций, а средства федерального и местных бюджетов соответственно составляли в 2011 г. 6,0 и 5,0%, а в 2012 г. 6,1 и 5,35. В целом по отдельным отраслям также наблюдается картина снижения доли средств федерального, регионального и местного бюджетов, при значительном увеличении заемных и прочих привлеченных средств (табл. 2).
Таблица 2 — Источники формирования инвестиций в основной капитал предприятий АПК Воронежской области, %,
Показатели | 1995г. | 2000 г. | 2010г. | 2011 г. | 2012 г. |
Все источники финансирования | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
из них: собственные средства предприятий и организаций | 56,3 | 67,1 | 69,2 | 69,0 | 69,0 |
средства федерального бюджета | 16,8 | 3,9 | 1,7 | 2,2 | 2,3 |
— | 9,1 | 6,1 | 5,0 | 6,1 | |
средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов | 13,8 | 4,3 | 2,3 | 1,5 | 1,6 |
заемные и прочие привлеченные средства | 13,1 | 24,7 | 26,8 | 27,3 | 27,1 |
Так, доля финансирования за счет заемных и прочих привлеченных средств выросла с 13,1% в 1995 г. до 27,1% в 2012 г. При этом, на региональных предприятиях АПК наблюдается значительное снижение ввода в действие важнейших производственных мощностей, за счет всех источников финансирования.
Поэтому госполитика привлечения инвестиций в инновационную деятельность должна основываться на необходимость решения такой функции, как эксплуатация бюджетных средств в условиях их ограниченности на модернизацию отдельных отраслей народного хозяйства. Воплощение в жизнь данной задачи, нами видится, двумя способами с использованием следующих методов регулирования:
1. прямых (организация государственной инвестиционной инфраструктуры; субсидирование целевых федеральных и региональных программ, государственной поддержки льготного кредитования важнейших инвестиционных проектов субъектов хозяйственной деятельности);
2. косвенных, т.е. госрегулирования (проведение гибкой кредитной, налоговой, амортизационной, ценовой политики; предоставление гарантий и льгот инвесторам; правовое регулирование и поддержка инвестиционной деятельности; гармонизация отношений между предпринимателями и органами государственной власти; обеспечение контроля за исполнением законодательных актов и т.п.).
В ходе проведенных исследований нами установлено, что в рамках современного хозяйствования на предприятиях агропромышленного комплекса важное значение имеет обеспечение наиболее рационального применения инвестиционных ресурсов. В этом случае целесообразно внедрение всестороннего обоснования принимаемых инвестиционных решений, каждого инвестиционного проекта, его эффективности и предусмотренной бизнес-планом окупаемости. Должен работать непрерывный процесс реализации инвестиционных решений, который направлен на достижение конкретных целей в стратегическом масштабе, а также на решение текущих задач развития, максимизацию эффективности и конкурентоспособности предприятий АПК, выработку механизма наиболее рационального использования всех возможностей и ресурсов.
Стратегия развития предприятий АПК базируется на системном подходе, где в качестве объекта управления можно рассматривать систему, самостоятельно формирующую свои цели в условиях изменений внешней среды по выходу и входам. Данный подход позволяет эффективно реализовать функции и достигать желаемых целей, а также учитывать в процессе управления возможные риски и неопределенности.
Таким образом, предприятия АПК, развиваясь в современных экономических условиях хозяйствования, осуществляя инновационную деятельность, каждый день сталкиваются с условиями неопределенности и повышенного уровня риска, поэтому управление рисками является важной составляющей управленческого процесса.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что основой инновационных изменений в экономической деятельности предприятий АПК должна стать целостная концепция стратегических преобразований. Она должна быть устойчиво направлена на создание экономических условий для эффективного использования всего потенциала экономики.
Библиографический список
1. Баутин В.М., Овсянников С.В., Шаталов М.А. Государственная поддержка инвестиционной деятельности в АПК Воронежской области// Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2008. Т. 2. № 18-1. С. 136-137.2. Баутин В.М., Овсянников С.В., Шаталов М.А., Шаталов С.А. Совершенствование механизма государственной поддержки инновационной деятельности в АПК (на примере Воронежской области)// Никоновские чтения. 2008. № 13. С. 164-166.
3. Баутин В.М., Шаталов М.А. Инвестиционный потенциал АПК Воронежской области// Территория науки. 2014. № 4. С. 18-23.
4. Луценко М.С., Пешкова И.В. Оценка системы стратегического управления предприятием в условиях инновационных изменений// Вестник Воронежского государственного технического университета. 2006. Т. 2. № 9. С. 98-101.
5. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э. Адаптивные стратегии развития предприятий пищевой промышленности Воронежской области// Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2015. № 1 (23). С. 61-66.