Индекс УДК 338.24
Дата публикации: 05.10.2025

Методы и технологии управления социально экономическим развитием муниципального образования

Methods and technologies for managing the socio-economic development of a municipality

Суворова Анастасия Васильевна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмент
ФГБОУ ВО «Бурятская государственная академия им. В.Р. Филиппова»,
г. Улан-Удэ
Оюн Дмитрий Анатольевич
магистрант кафедры Менеджмент
ФГБОУ ВО «Бурятская государственная академия им. В.Р. Филиппова»,
г. Улан-Удэ
Гончаров Владислав Владимирович
магистрант кафедры Менеджмент
ФГБОУ ВО «Бурятская государственная академия им. В.Р. Филиппова»,
г. Улан-Удэ
Бороев Буянто Батоевич
магистрант кафедры Менеджмент
ФГБОУ ВО «Бурятская государственная академия им. В.Р. Филиппова»,
г. Улан-Удэ

1. Кандидат экономических наук, доцент кафедры Менеджмент
ФГБОУ ВО «Бурятская государственная академия им. В.Р. Филиппова»,
г. Улан-Удэ
2. магистрант кафедры Менеджмент
ФГБОУ ВО «Бурятская государственная академия им. В.Р. Филиппова»,
г. Улан-Удэ
3. магистрант кафедры Менеджмент
ФГБОУ ВО «Бурятская государственная академия им. В.Р. Филиппова»,
г. Улан-Удэ
4. магистрант кафедры Менеджмент
ФГБОУ ВО «Бурятская государственная академия им. В.Р. Филиппова»,
г. Улан-Удэ
Suvorova Anastasia Vasilievna
Candidate of economic Sciences, associate Professor of Management Department Federal STATE budgetary educational institution
“Buryat state Academy of agriculture named V. R. Filippov”, Ulan-Ude
Oyun Dmitry Anatolyevich
master of management Department
Federal STATE budgetary educational institution
“Buryat state Academy of agriculture named V. R. Filippov”, Ulan-Ude
Goncharov Vladislav Vladimirovich
master of management Department
Federal STATE budgetary educational institution
“Buryat state Academy of agriculture named V. R. Filippov”, Ulan-Ude
Boroev Buyanto Batoyevich
master of management Department
Federal STATE budgetary educational institution
“Buryat state Academy of agriculture named V. R. Filippov”, Ulan-Ude

1. Candidate of economic Sciences, associate Professor of Management Department Federal STATE budgetary educational institution
“Buryat state Academy of agriculture named V. R. Filippov”, Ulan-Ude
2. master of management Department
Federal STATE budgetary educational institution
“Buryat state Academy of agriculture named V. R. Filippov”, Ulan-Ude
3. master of management Department
Federal STATE budgetary educational institution
“Buryat state Academy of agriculture named V. R. Filippov”, Ulan-Ude
4. master of management Department
Federal STATE budgetary educational institution
“Buryat state Academy of agriculture named V. R. Filippov”, Ulan-Ude

Аннотация: Статья посвящена вопросам эффективного управления развитием муниципальных образований. Раскрыто определение социально-экономического развития муниципального образования. Представлены циклы (этапы) управления социально- экономическим развитием муниципального образования, система управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

Abstract: The article is devoted to the issues of effective management of the development of municipal entities. The definition of socio-economic development of a municipal entity is revealed. Cycles (stages) of management of socio-economic development of a municipal entity, the system of management of socio-economic development of a municipal entity are presented.
Ключевые слова: сельское хозяйство, регион, управление, система, агропромышленный комплекс, муниципальное образование.

Keywords: agriculture, region, management, system, agro-industrial complex, municipal formation.


Управление социально-экономическим развитием в отдельном муниципальном образовании может происходить по-разному. Это зависит от объема имеющихся ресурсов, от степени сложности поставленных задач. Также данному процессу присущи определенные особенности и используемые методы.

На рисунке 1 представлены методы управления социально-экономическим развитием муниципального образования.

Рисунок 1- Методы управления социально-экономическим развитием муниципального образования

Представленные на рисунке 1 методы целеполагания, применяемые при управлении социально экономическим развитием муниципального образования, включают метод «дерева целей» и метод майнд-менеджмента. Методы целеполагания имеют ограничения в ресурсах и возможностях. Главная задача – обратить внимание на важные проблемы, которые нужно решать в первую очередь. Данный метод предусматривает оценку сложившейся ситуации, выявление проблем, и выработку возможных резервов их решения.

С помощью определения приоритетов, выявляются основные пути деятельности и цели стратегического типа, которые стоят возле объекта управления. Если предусматривается достижение нескольких целей в целеполагании, то субъект управления устанавливает приоритетность достижения целей и реализует их в соответствии с приоритетностью.

Для анализа систем, объектов и процессов наиболее адаптирован метод «дерева целей». Он применим для процессов, состоящих из нескольких уровней. «Дерево целей» строится в результате разделения компонентов на более мелкие составляющие на следующем более низком уровне. Каждая ветвь на каждом уровне разделяется на два ответвления следующего, более низкого уровня.

Майн-менеджмент – методика образной преобразования сложной информации в понятно-наглядный вид. Майнд-менеджмент представляет собой целеполагание – построение системы целей – по следующему алгоритму: рождение идеи и создание хаоса; мозговой штурм зафиксированной мысли; структурирование идеи; действие и рефлексия; получение результата.

Применяя методику майнд-менеджмента, можно решить любые интеллектуальные задачи. И чем более непростой или неординарной является поставленная задача, тем больше подходит для ее решения майнд менеджмент.

Методы проектного менеджмента представляют собой эффективный инструмент для достижения стратегических целей в органах государственной и муниципальной власти. Грамотное планирование, ресурсное обеспечение, мониторинг и оценка являются ключевыми элементами успешного проектного управления. Применение методов проектного управления позволяет повысить эффективность использования ресурсов, улучшить контроль и обеспечить достижение ожидаемых результатов в реализации программ и проектов [15].

Для метода стратегического анализа внешней среды характерно преобразования базы данных. База данных формируется в процессе изучения внешней среды и ее преобразования в стратегический план. Инструментами стратегического анализа — формальные модели, количественные методы, анализ, учитывающий специфику организации.

Для метода стратегического управления характерно формулирование целей и их достижение в долгосрочной перспективе. Для этого разрабатывают комплекс взаимосвязанных мер.

Технологии управления социально-экономическим развитием муниципального образования:

— форсайт-сессия;

— номинальная групповая техника;

— программно-целевое управление и т.д.

Технология форсайта предполагает, что ее участники осуществляют совместное проектирование текущей и будущей деятельности. С помощью совместной деятельности усиливаются увеличивается вероятность желаемых событий.

При программно-целевом управлении глава органа муниципального управления ставит перед подразделением цель, обозначает основные механизмы достижения цели, устанавливает исполнения поручений.

Перечислим элементы системы управления социально-экономическим развитием муниципального образования:

— жители, проживающие на территории муниципального образования;

— органы местного самоуправления;

— органы субъекта РФ и госвласти РФ;

— взаимодействие местной администрации и жителей территории;

— информационное обеспечение процесса управления и др.

Особое место в системе управления занимает социально экономическое развитие муниципальных образований в виде подсистемы, которая входит в социально-экономическую систему России [5].

Таким образом, рассмотрев методы и технологии управления социально-экономическим развитием муниципального образования можно отметить, что они разнообразны. Каждая технология и отдельно взятый метод обладает определенными преимуществами. Полученный результат управленческого воздействия органов местного самоуправления является основой социально-экономического развития муниципального образования.

Библиографический список

1. Балашов, А. П. Теория менеджмента: учебное пособие / А. П. Балашов. – Москва: ИНФРА-М, 2014. – 352 с.
2. Гордеев, А. В. Ведомственный проект Цифровое сельское хозяйство/ А. В. Гордеев, Д. Н. Патрушев, И. В. Лебедев. – Москва: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019. – 48 с.
3. Глазьев, С. Ю. Стратегия устойчивого развития России / С. Ю. Глазьев. — М.: Экономика, 2021. — 352 с.
4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 12. – Ст. 1370.
5. Кузнецов, Б. Т. Экономическая теория: учебник / Б. Т. Кузнецов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. — 448 с.
6. Отварухина, Н. С. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 336 с.
7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС "КонсультантПлюс". – Текст: электронный. – URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 05.04.2025).
8. Федеральная целевая программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы (продленная до 2025 года).