Расширенное применение ЭВМ при изучении сопротивления материалов студентами агроинженерами
Extended use of computers in the study of the resistance of materials by agricultural engineering students
Abstract: Based on the tasks defined by the Minister of Science and Higher Education of the Russian Federation, the article presents recommendations for the expanded use of computers in the study of the resistance of materials by students of agricultural engineering. It is shown that the greatest opportunity to increase the motivation and level of knowledge of students is due to the possibility of visualizing the results in the study of the stress-strain state of parts of tillage machines, as well as during laboratory practice on the resistance of materials. At the same time, as a protection for laboratory work reports, you can use a comparison of the results of work performed manually on existing laboratory equipment and the results of computer calculations. The application of the APM Structure program will allow you to determine the support reactions, the coefficient of strength reserve, equivalent stresses, normal and tangential stresses, deformations of structural elements, evaluate the stress distribution in the section of the structure under study, establish the stability of the structure under study. In addition, the use of the APM Structure program will allow, through modeling, to determine the most rational orientation in the cross-sectional space of the structure under study.
Keywords: resistance of materials, stress-strain state, core structures, tillage equipment, visualization of results, computer application, dynamic loads, permissible wear
В современных условиях развития промышленности России перед высшим образованием стоит подготовка специалистов, в полной мере владеющих современными компьютерными технологиями. Это позволит обеспечить автоматизацию различных отраслей промышленности. А также расширить возможности проектировщиков при конструировании новой или модернизации применяющейся в промышленности техники за счёт сравнительной оценки большего количества конструктивных вариантов и выбора из них наиболее рационального.
В 2023 году, открывая форум «Преобразование образования», Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков выделил в качестве основной задачи высшего образования России подготовку высококвалифицированных специалистов под текущие и перспективные потребности рынка труда. Решение этой важной задачи немыслимо без знания молодым специалистом современных компьютерных технологий и наличием опыта их практического применения.
Это в полной мере можно отнести к студентам, которые обучаются по направлению Агроинженерия в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого. Как известно, применяемая почвообрабатывающая техника работает в условиях значительных динамических нагрузок, обусловленных гранулометрическим составом и агрофизическими свойствами почвы, что весьма негативно влияет на её ресурс. Поэтому знание свойств материалов, из которых изготовлены основные элементы почвообрабатывающей техники, изучаемых в курсе сопротивления материалов, является совершенно необходимым для специалистов, эксплуатирующих сельскохозяйственную технику.
В [1] в качестве одного из основных недостатков подготовки технических специалистов отмечено недостаточное знание молодыми специалистами физико-механических и эксплуатационных свойств материалов. Совершенствованию вопросов преподавания дисциплины Сопротивления материалов на современном этапе посвящены работы [2-11]. Однако вопросам расширенного применения ЭВМ при изучении сопротивления материалов внимания уделено недостаточно. Это позволит студентам при моделировании напряжённо-деформированного состояния стержневых конструкций сельскохозяйственных машин (наиболее часто применяемых) оценить нагруженность элементов конструкции не только численно, но и визуально (рис.1). Также представляется возможность оценить наиболее нагруженные участки конструктивных профилей, из которых изготовлены почвообрабатывающие машины.
Рис. 1. Результаты определения напряжённо-деформированного состояния рамы при выполнении лабораторной работы по сопротивлению материалов.
Так, например, при выполнении лабораторной работы по сопротивлению материалов с применением APM Structure по исследованию напряжённо-деформированного состояния рамы представляется возможным оценить не только опорные реакции, но и напряжения, деформации, распределение напряжений в элементах сечения, коэффициент запаса устойчивости конструкции. При этом студент может оптимизировать исследуемую конструкцию за счёт подбора наиболее рационального профиля сечения.
Немаловажным достоинством программы APM Structure является возможность моделировать поведение изношенной конструкции почвообрабатывающей машины за счёт исследования напряжённо-деформированного состояния конструкции, профиль сечения которой уменьшен вследствие износа.
Наиболее перспективным, на наш взгляд, является применение программы APM Structure при проведении лабораторных работ по сопротивлению материалов. Так для студентов агроинженеров учебным планом предусмотрено 18 часов лабораторных работ. На кафедре агроинженерии и техносферной безопасности лабораторные работы по сопротивлению материалов выполняются по следующим темам: испытание материалов на растяжение; испытание материалов на сжатие; определение модуля упругости второго рода (угломер Бояршинова); изучение прочностных характеристик двухопорной балки при простом изгибе; исследование напряжений и перемещений в плоской раме; исследование сложного напряжённого состояния; исследование напряжений и перемещений в стержне большой кривизны; определение модуля упругости 1 рода; Определение коэффициента поперечной деформации для стали; изучение напряжений и прогиба при косом изгибе балки; изучение напряжений при внецентренном растяжении стержня; определение устойчивости сжатых стержней; испытание цилиндрической винтовой пружины; проверка справедливости закона Гука и линейного закона распределения нормальных напряжений в поперечном сечении балки при изгибе; изучение характера распределений напряжений в зоне расположения концентратора и определение коэффициента концентрации.
Для подготовки расчётной модели необходимо начертить в рабочем стержень необходимой длины, затем зафиксировать необходимые опоры. Далее необходимо задать необходимое сечение стержню. Для этого можно воспользоваться имеющейся базой данных сечений, либо используя редактор сечений, начертить необходимый профиль, а затем включить его во встроенную базу сечений.
Выбрав на стержне место приложения нагрузки, указать её. Причём программа позволяет работать как с сосредоточенными, так и распределёнными нагрузками, приложенными под любым углом в пространстве, изгибающими и крутящими моментами.
Таким образом, расширенное применение ЭВМ при выполнении лабораторных работ по сопротивлению материалов обеспечит расширение знаний студентов агроинженеров по методам компьютерного расчёта прочностных параметров стержневых конструкций, а также позволит поднять уровень подготовки студентов по курсу сопротивления материалов.
Библиографический список
1. Аналитический отчет «Отраслевые и международные требования к подготовке инженеров. Сравнительный анализ базовой инженерной подготовки в НИЯУ МИФИ и других ведущих инженерных университетах»2. Салимова Б.Д. Современные требования к инженерам и условиям их подготовки // Достижения науки и образования. Науки об образовании. 2019 – с. 25-27
3. Н.М. Борытко, К. Ширяева. Современные требования к профессиональной
подготовке будущего специалиста аграрного сектора как основание для применения компетентностного подхода в образовании // Известия ВГПУ. 2014. – с. 90-95
4. Кутрунова З.С. Использование современных технологий работы с информацией в преподавании сопротивления материалов // Мир науки. Педагогика и психология. 2021, №4, Том 9, с. 35-44
5. Ковалёв О.С., Чернобродова С.В. Дисциплина «сопротивление материалов» - традиции и инновации // Электронный научный журнал «Apriori. Cерия: естественные и технические науки», №5. 2014, с. 35-40
6. Поляков А.А., Ковалев О.С., Любимцев И.А. Организация обучения по курсу «Сопротивление материалов» на основе инновационных образовательных технологий // Известия Уральского Федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2012. № 3 (104). С. 20-25.
7. Е.А. Евентьева. Современные тенденции развития науки сопротивления материалов // Известия Великолукской ГСХА 2014 №2, с. 26-28
8. Вешуткин В. Д., Моисеева Т. В. Ориентировочная деятельность студентов на практических занятиях по курсу «Сопротивление материалов» // Концепт. – 2012. – № 11 (ноябрь). – ART 12154. – 0,3 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12154.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.
9. Ромашов Р.В. Наука о сопротивлении материалов и ее значение для подготовки современных инженеров. // с. 70-73
10. Лидер А.М., Слесаренко И.В., Соловьёв М.А. Приоритетные задачи и опыт инженерно-технической подготовки в университетах России // Высшее образование в России. Науки об образовании. 2020, Т. 29, №4, с. 73-84
11. Дербасов А. Н., Ильичев Н. А., Сергеева С. А. Роль конечно-элементарных представлений в преподавании курса «Сопротивление материалов» // Концепт. – 2012. – № 10 (октябрь). – ART 12143. – 0,3 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12143.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.