Индекс УДК 621.86. 621. 629.3; 669.54. 793
Дата публикации: 26.09.2024

Выбор рационального способа восстановления деталей машин

Choosing a rational way to restore machine parts

Тойгамбаев С.К.
д.т.н., профессор кафедры технический сервис машин и оборудования. Российский
государственный аграрный университет им. К.А. Тимирязева, г. Москва, Россия

Toygambayev S.K.,

Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Technical service of Machinery and Equipment. K.A. Timiryazev Russian State Agrarian University, Moscow, Russia

Аннотация: На сегодняшний день разработан ряд способов восстановления распределительного вала. Например, кулачки распределительного вала можно ремонтировать шлифованием с сохранением профиля кулачка или наплавкой с последующей обработкой до первоначальных размеров. Кулачки шлифуют по копиру на шлифовальном станке. В данной работе представлена методика определения рационального способа восстановления детали

Abstract: To date, a number of ways to restore the camshaft have been developed. For example, camshaft cams can be repaired by grinding while maintaining the cam profile or by surfacing and subsequent processing to their original dimensions. The cams are ground using a copier on a grinding machine. This paper presents a methodology for determining a rational way to restore a part
Ключевые слова: кулачок; технологический процесс; технологическое оборудование; распределительный вал; шлифовка.

Keywords: cam; technological process; technological equipment; camshaft; grinding.


Для повышения долговечности восстановленных деталей большое значение имеют научно обоснованные способы и технологические процессы их восстановления. Решение этого вопроса имеет огромное народнохозяйственное значение,  особенно в связи с развитием централизованного восстановления деталей на специализированных предприятиях. Выбор оптимального способа является одним из основных вопросов при разработке технологических процессов восстановления изношенных деталей. По технологическому критерию выбор способов производят на основании возможностей их применения для устранения конкретного дефекта заданной детали с учетом величины и характера износа, материала детали и ее конструктивных особенностей. По этому критерию назначают все возможные способы, которые в принципе могут быть использованы для устранения конкретного дефекта.

По техническому критерию оценивают технические возможности детали, восстановленной каждым из намеченных по технологическому критерию способом, т.е. этот критерий оценивает эксплуатационные свойства детали в зависимости от способа восстановления. Оценка производится по таким основным показателям как: — сцепляемости;  — износостойкости;  — усталостной прочности;

— микротвердости;  — долговечности.

В таблице 1. представлены примерные значения коэффициентов износостойкости, выносливости и сцепляемости, определенные по результатам исследований для наиболее распространенных методов восстановления.

Таблица 1

Коэффициенты износостойкости, выносливости, сцепляемости.

Способы восстановленияЗначения коэффициентов
Износостойкости (Кi)Выносливости (КВ)Сцепляемости (КС)
Наплавка в углекислом газе0,850,9…1,01,0
Вибродуговая наплавка0,850,621,0
Наплавка под слоем флюса0,900,821,0
Дуговая металлизация1,0…1,30,6…1,10,2…0,3
Газопламенное напыление1,0…1,30,6…1,10,3…0,4
Плазменное напыление1,0…1,50,7…1,30,4…0,5
Хромирование (электролитическое)1,0…1,30,7…1,30,4…0,5
Железнение (электролитическое)0,9…1,20,80,65…0,8
Контактная наплавка (приварка металлического слоя)0,9…1,10,80,8…0,9
Ручная наплавка0,90,81,0
Клеевые композиции1,000,7
Электромеханическая обработка (высадка и сглаживание)до 3,000,81,0
обработка под ремонтный размер1,01,01,0
Установка дополнительной детали1,00,81,0
Пластическое деформирование0,8…1,01,01,0

 

Читать далее… 

Библиографический список

1. Андреев А.А., Апатенко А.С., Улюкина Е.А., Гусев С.С. Самоочищающийся фильтр. Патент на полезную модель RU 205889 U1, 11.08.2021. Заявка № 2021113888 от 17.05.2021.
2. Гусев С.С., Боярский В.Н. Регенерация отработанных моторных и гидравлических масел при эксплуатации автотракторной и сельскохозяйственной техники. Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина". 2015. № 2. С. 76.
3. Гусев С.С. Восстановление качества отработанных нефтяных масел с по-мощью пгс-полимеров на сельскохозяйственных предприятиях. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Мос-ковский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. Москва, 2006.
4. Гусев С.С. Физико-химическая очистка отработанных минеральных масел с помощью полимерных материалов./ Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний. 2006. № 6. С. 4.
5. Евграфов В.А., Апатенко А.С., Новиченко А.И. Применение организационно – экономических методов при формировании парка машин в производственных организациях агропромышленного комплекса./ Монография. Москва. 2014. С. 128.
6. Тойгамбаев С.К., Дидманидзе О.Н. Определение трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта грузовых автомобилей. / International Journal of Professional Science. 2021. № 1. С. 65-73.
7. Тойгамбаев С.К., Романюк С.Н. Восстановление долговечности бронзовых втулок сельскохозяйственных и транспортных машин. Международный технико-экономический журнал. 2013. № 4. С. 67-70.
8. Тойгамбаев С.К., Дидманидзе О.Н., Гузалов А.С. Проектирование стенда для диагностики состояния тормозной системы автомобиля камаз-65117. / Международный технико-экономический журнал. 2020. № 6. С. 63-72.
9. Тойгамбаев С.К., Дидманидзе О.Н., Апатенко А.С., Парлюк Е.П., Севрюгина Н.С. Работоспособность технических систем. Учебник для ВУЗов по изучению дисциплины / Москва, 2022. С-379.
10. Тойгамбаев С.К. Восстановление бронзовых втулок скольжения центробежной заливкой с применением электродугового нагрева. Механизация и электрификация сельского хозяйства. 2015. № 7. С. 28-32.