Индекс УДК 37.014
Дата публикации: 30.05.2023

Улучшение механизмов государственной поддержки в системе кредитования сельского хозяйства

Improvement of state support mechanisms in the agricultural lending system

Шоноев Мирлан Курманбекович
Керимбаевой Т.
1. директор Ошского филиала ОАО «Халык Банк-Кыргызстан»,

Shonoev Mirlan Kurmanbekovich
Kerimbayeva T

1. Director of the Osh branch of OJSC "Halyk Bank-Kyrgyzstan",

Аннотация: В предлагаемой научной статье исследованы пути улучшения механизмов государственной поддержки в системе кредитования сельского хозяйства Кыргызской Республики (КР), уточнены теоретические и практические положения. Объектом исследования являются субъекты сельского хозяйства КР. На основе изучения систему государственной поддержки в системе кредитования сельского хозяйства КР, предложены пути улучшения механизмов кредитования сельского хозяйства страны.

Abstract: In the proposed scientific article, the ways of improving the mechanisms of state support in the system of crediting of the rural economy of the Kyrgyz Republic (KR) are investigated, the theoretical and practical provisions are specified. The objects of research are the subjects of the rural economy of the KR. On the basis of studying the state support system in the agricultural lending system of the KR, proposed ways to improve the country's agricultural lending mechanisms.
Ключевые слова: сельское хозяйство, продукция, результат, финансирование, кредитование, эффективность, поддержка, механизм, регулирование, отношения.

Keywords: rural economy, production, result, financing, credit, efficiency, support, mechanism, regulation, relations


Сельское хозяйство как отрасль материального производства обладает рядом характерных особенностей и повышение ее эффективности в условиях рыночных принципов хозяйствования во многом зависит от правильного функционирования финансово- кредитного механизма  государства [2].

Регулирование финансово-кредитных отношений в аграрной экономике включает несколько уровней: 1) государственный уровень (правительство и Национальный банк); 2) уровень частных и государственных аграрных предприятий и организаций; 3) межгосударственный уровень, в первую очередь международные банки и корпорации, которые располагают денежными ресурсами. Как показывает исследование, важным фактором для формирования эффективного экономического механизма хозяйственной деятельности аграрного производства является устойчивая, надёжно функционирующая финансово-кредитная система. Без такой системы невозможно успешное осуществление экономических, социальных, правовых программ и проектов [1].

С момента обретения независимости КР в начале 90-х гг. в агропро­мышленном комплексе начали развиваться негативные процессы, связанные с ухудшением финансового состояния сельхозтоваропроизводителей и паде­нием производства основных видов сельскохозяйственной продукции.

Несмотря на развитие кризисных процессов в сельскохозяйственном производстве, происходит ежегодное сокращение бюджетных средств, направляемых на его финансирование. Удельный вес расходов на сельское хозяйство в расходной части госбюджета снизился с 10,2% в 1993 г. до 2,5% в 2020 г., или в 4 раза. Удельный вес господдержки в общих затратах сель­хозтоваропроизводителей составляет крайне незначительную долю и практи­чески не оказывает стимулирующего влияния на увеличение производства продукции и повышение его рентабельности. Уместно отметить, что в США и Европе идет интенсивное увеличение расходов государства на сельское хо­зяйство. В США совокупная поддержка возросла с 1997 г. по 2021 г. с 14 до 24%, в странах ЕС — с 38 до 49% [4,5].

Принятые в 90-е гг. на государственном уровне решения по поддержке сельскохозяйственной отрасли не выполнялись. Так, после утверждения Пре­зидентом КР целевой программы стабилизации и развития агропромышлен­ного производства на 1996-2000 гг., в которой намечалось увеличить под­держку АПК, объемы финансирования сельхозтоваропроизводителей сокра­тились за 1995-2000 гг. в расчете на один гектар сельхозугодий в 5 раз, на ра­ботника, занятого в сельском хозяйстве, — вдвое.

Со второй половины 90-х гг. госбюджет давал основной, но незначи­тельный вклад в финансирование расходов бюджета на аграрный сектор.

Удельный вес расходов госбюджета постоянно сокращался. В структуре рас­ходов госбюджета КР доля АПК в 2-3 раза ниже, чем в других странах Цен­тральной Азии.

Более высокий, хотя совершенно недостаточный удельный вес госу­дарства в общей поддержке сельского хозяйства объясняется сведением до предела финансирования агропромышленного комплекса.

Основным недостатком действующей с начала реформ системы под­держки АПК было несовершенство правовой базы ее функционирования. Это делало поддержку из года в год крайне нестабильной и зависимой от прини­маемых субъективных решений, что снижало ее эффективность. Кроме того, нерегулярные, неритмичные, неполные выплаты обесценивались инфляцией и зачастую не доставались сельскохозяйственным товаропроизводителям, а увеличивали доходы в смежных с сельским хозяйством монополизированных отраслях.

Малоэффективными оказались попытки поддержать агропромышлен­ное производство через механизмы кредитования сельхозтоваропроизводи­телей для покрытия затрат на приобретение различных ресурсов, необходи­мых для проведения сезонных дорогостоящих работ (весенний сев, заготовка кормов, уборка урожая).

В 1995-2010 гг. осуществлялось товарное кредитование сельскохозяй­ственных товаропроизводителей по поставкам горючесмазочных материалов, семенного фонда. Однако порядок оформления кредита был сложным и, в конечном счете, приводил к тому, что цены на нефтепродукты, поставленные на условиях товарного кредита, оказывались на 20-30% выше рыночных, то есть льготы по кредитам доставались поставщикам. Для многократного «прокручивания» бюджетных средств, с целью получения прибыли, коммер­ческие банки и нефтяные компании задерживали поставки горючесмазочных материалов, что приводило к срыву сельскохозяйственных работ. При этом сельхозтоваропроизводители были лишены возможности самостоятельного выбора поставщиков ГСМ. Получать в виде товарного кредита другие мате­риально-технические ресурсы они также не могли. В результате указанной «помощи» у сельхозтоваропроизводителей ухудшилось финансовое положе­ние и возросла задолженность за счет штрафов и пени.

Для многих сельскохозяйственных предприятий банковский кредит остается по-прежнему недоступным из-за их величины. В 1995-2020 гг. вы­данные сельскому хозяйству кредиты составляли менее 1% от всех банков­ских кредитов по Кыргызстану. Практически сельское хозяйство исключено из системы банковского кредита.

Обоснование необходимости государственной поддержки сельского хозяйства связано с обеспечением продовольственной безопасности страны, необходимостью поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей.

Можно выделить меры прямого и косвенного государственного субси­дирования.

К мерам прямого государственного субсидирования относится под­держка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в прямых госу­дарственных компенсационных платежах, платежах при ущербе от стихий­ных бедствий.

Наряду с прямым субсидированием отдельных подотраслей растение­водства и животноводства в последние годы введены новые виды косвенной поддержки сельского хозяйства: страхование урожая, субсидированный кре­дит и др. Каждый из действующих и названных новых видов государствен­ной поддержки имеет свой механизм.

В последнее время в Кыргызской Республике особое внимание уделя­ется развитию именно сельскохозяйственной отрасли, так как организация продовольственной безопасности и формирование эффективного агропро­мышленного комплекса являются основой стабильности страны.

По существу государственная поддержка сельского хозяйства пред­ставляет собой законодательно закреплённый сложный механизм, включаю­щий меры воздействия на доходы сельскохозяйственных товаропроизводите­лей, структуру и размеры сельскохозяйственного производства, агропродо- вольственный рынок, социальную инфраструктуру села посредством выде­ления на эти цели финансовых средств из госбюджета. Поэтому определяю­щим фактором в системе мер государственной поддержки является бюджет­ная поддержка, направленная на комплексное развитие сельского хозяйства.

Правовые меры государственной поддержки сельского хозяйства включает четыре группы:

  • меры, предусматривающие выплаты бюджетных средств непосред­ственно сельскохозяйственным товаропроизводителям в целях поддержки их доходов. К ним относятся субсидии на реализацию растениеводческой и жи­вотноводческой продукции, в том числе некоторые компенсационные плате­жи (на содержание маточного поголовья сельскохозяйственных животных, на приобретение элитных семян и племенных сельскохозяйственных животных, минеральных удобрений и средств химизации, на электроэнергию и др.), проведение закупочных интервенций (с установлением предельного уровня минимальных цен на сельскохозяйственную продукцию);
  • меры, направленные на поддержку инвестиционных проектов по строительству и приобретению основных фондов (например, строительству животноводческих комплексов и ферм, приобретению племенного скота);
  • меры, направленные на обеспечение устойчивого развития сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
  • меры, направленные на финансирование услуг, оказываемых сель­скому хозяйству.

Все перечисленные меры способствуют восстановлению социальной справедливости по отношению к сельскохозяйственным товаропроизводите­лям и повышению их доходности.

Законодательством Кыргызской Республики установлены цели, на ко­торые должны быть использованы бюджетные средства, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства. Так, средства рес­публиканского бюджета, согласно ст. 7 Закона КР «О государственном регу­лировании агропромышленного производства», должны использоваться на следующие цели:

  • поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение но­вой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в со­ответствии с государственными целевыми программами;
  • повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприя­тий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекцион­ных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;
  • кредитование и страхование в сфере агропромышленного производ­ства;
  • компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элит­ного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур.

Особенностью функционирования аграрного сектора является зависи­мость последнего от природно-климатических условий, объективных биоло­гических процессов, которые вносят свои коррективы в нестабильность этой отрасли экономики.

Государственная поддержка сельского хозяйства в рыночных условиях является объективной необходимостью, в силу присущих сельскому хозяй­ству специфических особенностей. Меры государственной поддержки, о ко­торых мы знаем или нам недостаточно известно, непоследовательны вслед­ствие противоречивости и слабости механизмов регулирования. Выделяемые государственные средства не имеют целенаправленного программного ха­рактера. Вместе с тем государственное влияние на развитие сельского хозяй­ства имеет многоаспектную цель. Речь идет не только об урегулировании не­равенств в условиях производства и потребления сельхозпродукции, но и в том, чтобы через систему кредитования внести существенный вклад в модер­низацию деятельности сельхозпроизводителей по производству конкурент­носпособной продукции. Государственное регулирование сельского хозяй­ства не учитывает особенности современного финансово-экономического со­стояния отрасли, на которое негативное воздействие оказывают либерализа­ция внешнеэкономической деятельности, отсутствие адекватной поддержки доходов товаропроизводителей, диспаритет цен, низкая покупательная спо­собность основной части населения, что приводит к деградации сельскохо­зяйственного производства и социальной сферы села.

После апрельских событий 2010 г. Правительство КР приступило к восстановлению многофилиального банка — Айылбанка, специализированно­го на обслуживании агропромышленного комплекса. На его базе предстояло сформировать национальную кредитно-финансовую систему для АПК. Этот банк мог бы взять на себя функции финансового агента государства, специа­лизирующегося на кредитном и расчетно-кассовом обслуживании аграрного сектора экономики на льготных условиях.

Для сельхозтоваропроизводителей в ОАО «Айыл Банк» с 2011 г. дей­ствует система льготного налогообложения. По расчетам, сумма налоговых льгот по предприятиям сельского хозяйства составила в 2011 г. около 1,2 млрд. сом., а в 2021 г. — 5 млрд. сом [6].

Сохранение и дальнейшее развитие льготного налогообложения в сель­ском хозяйстве, в сочетании с другими видами государственной поддержки, должно было способствовать приоритетному развитию этой отрасли, обеспе­чению сельскохозяйственных предприятий финансовыми ресурсами для расширенного воспроизводства и укрепления фермерских хозяйств. Однако реального влияния на положение в сельском хозяйстве указанные незначи­тельные льготы не оказали.

Важным условием диверсификации финансового посредничества и со­здания конкурентных условий является содействие становлению хорошо за­рекомендовавшей себя в мире кредитной кооперации. Речь о кредитных ко­оперативах идет давно, но без поддержки государства они не могут получить широкого распространения [3].

Для успешной и последовательной реализации госпрограмма коснулась всех сфер сельского хозяйства. Таким образом, предусматривается:

  • развитие растениеводческой отрасли, организация качественной пере­работки и эффективной реализации выращенной продукции;
  • поддержка животноводческой отрасли, организация переработки и сбыта произведенной продукции;
  • развитие мясного скотоводства;
  • поддержка на государственном уровне и субсидирование всех малых форм крестьянского и фермерского хозяйствования;
  • внедрение инновационных технологий и разработок;
  • полная модернизация всех производственных процессов;
  • устойчивое развитие сельскохозяйственных площадей;
  • мелиоративное освоение земель.

Ожидаемые результаты:

  • расширение ассортимента сельскохозяйственной продукции высокого качества;
  • внедрение инновационных технологий в агропромышленном произ­водстве;
  • создание новых и сохранение старых рабочих мест;
  • расширение сырьевых рынков в рамках ЕАЭС и за его пределами;
  • внедрение инновационных разработок и технологий;
  • реальное увеличение заработной платы во всех отраслях агропро­мышленного произвоства;
  • стабильное эволюционное развитие агропромышленного комплекса в последующем.

Таким образом, эффективным элементом механизма кредитно­финансовой поддержки субъектов аграрного производства Кыргызской Рес­публики может выступать система кредитной кооперации, способная более гибко аккумулировать свободные средства фермерских хозяйств, физических лиц и направлять их на реализацию высокорентабельных инвестиционных проектов в сельскохозяйственном секторе экономики.

Ведение частного предпринимательства в сельской местности способ­ствует созданию класса малых и средних собственников как фундамента по­литической, экономической и социальной стабильности в целом по респуб­лике. Для реализации этой задачи, прежде всего, важно добиться позитивных изменений в соотношении роста количества предприятий малого сельского бизнеса и их вклада в объём создаваемого ВВП.

Среди основных направлений государственного влияния на систему кредитования аграрного сектора экономики важное место отведено льготно­му кредитованию в части перерабатывающей отрасли. При этом необходимо создание кредита, обеспечивающего увеличение доли долгосрочного кредита и снижение процентных ставок.

Государственная поддержка кредитования аграрного сектора экономи­ки должна сыграть свою роль в повышении эффективности развития данной отрасли экономики и снижении уровня бедности в сельской местности. Уве­личение числа сельских банков за счет привлечения капитала зарубежных и местных инвесторов приведет к здоровой конкуренции и увеличению досту­па к кредитам.

Анализ условий выдачи кредитов показал, что большинство выдавае­мых кредитов имеет высокую процентную ставку, что экономически невы­годно большинству сельхозпроизводителей. В этой связи возникает необхо­димость комплекса мер, обеспечивающих приемлемую систему кредитова­ния.

        Действенным механизмом эффективного повышения уровня кредитования сельских товаропроизводителей является взаимодействие четырех главных институтов: органов государственной власти и управления; общественных некоммерческих объединений; частного сектора сельского хозяйства и меж­дународных донорских организаций и проектов.

Правовое регулирование финансовых отношений в государстве в це­лом, а значит, и в сельском хозяйстве, осуществляется нормами финансового права. Эти нормы распространяются на все сферы общественной жизни, если они связаны с денежными расчетами, кредитом, страхованием и другими ви­дами финансовой деятельности. Распространяются данные нормы и на ана­логичные отношения в сельском хозяйстве. Одновременно действуют норма­тивные акты, регулирующие эти отношения именно в сельском хозяйстве.

Таким образом, даже при благоприятных природных и экономических условиях сельское хозяйство не сможет без помощи государства стабилизи­ровать и расширить производство своей продукции. Убыточность, полностью расстроенные финансы, изношенная материально-техническая база сделали большую часть крупных сельскохозяйственных предприятий неэффективны­ми. Половина крестьянских (фермерских) хозяйств убыточны, а их показате­ли эффективности даже ниже, чем у сельскохозяйственных предприятий. При таком состоянии аграрный сектор не только не обеспечит продоволь­ственную независимость страны, но и не сможет в будущем существовать как экономическая система.

Библиографический список

1. Абдиев М.Ж. Аграрные отношения и методологические проблемы формирования экономического механизма хозяйствования в АПК [Текст] / М.Ж.Абдиев // Экономика, предпринимательство и право- М., 2018. №.2 -C. 111-126
2. Абдиев М.Ж. Состояние использования механизмов кредитования для инновационно-инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве Кыргызской Республики [Текст] / М.Ж.Абдиев, Ф.С.Парпиева // Агропродовольственная экономика, Нижный Новгород, 2021-№.2-С.16-29
3. Абдиев М.Ж. Экономические механизмы развития интенсивного развития производства в сельском хозяйстве Кыргызстана в условиях интеграции [Текст] / М.Ж.Абдиев, А.Мардалиева, К.К.Токторов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий- Москва, 2018. №9. -C.72-74
4. Кыргызстан в цифрах [Текст]: стат.сб. - Бишкек: Нацстатком Кырг. Респ., 2022. - 333 с.
5. Сельское хозяйство КР [Текст]: стат. сб. - Бишкек: Нацстатком Кырг. Респ., 2022. - С. 23.
6. https:www.ab.kg