Индекс УДК 33
Дата публикации: 30.11.2021

Анализ конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий по некоторым показателям их деятельности

Analysis of the competitiveness of agricultural enterprises by some indicators of their activities

Бобровская Е.В.
доцент кафедры менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО ОмГАУ имени П.А.Столыпина
Bobrovskaya E.V.
Associate Professor of the Department of Management and Marketing, OmSAU named after P.A. Stolypin

Аннотация: В статье анализируется деятельность сельскохозяйственных предприятий Омской области по таким показателям их деятельности как: объемы реализации продукции животноводства, себестоимость, выручка, прибыль, рентабельность, которые отражают их конкурентоспособность. Построена карта конкурентоспособности предприятий по производству молока. Дана сравнительная характеристика деятельности предприятий при производстве продукции животноводства , выявлен основной конкурент для рассматриваемого предприятия.

Abstract: The article analyzes the activities of agricultural enterprises in the Omsk region in terms of such indicators of their activities as: the volume of sales of livestock products, cost, revenue, profit, profitability, which reflect their competitiveness. A map of the competitiveness of milk production enterprises has been built. A comparative characteristic of the activities of enterprises in the production of livestock products is given, the main competitor for the enterprise in question is identified.
Ключевые слова: конкурентоспособность, объем реализации, выручка, себестоимость, прибыль.

Keywords: competitiveness, sales volume, revenue, prime cost, profit.


Родоначальником современной теории конкуренции и конкурентоспособности является профессор Гарвардской школы бизнеса  М. Портер. Он выделяет следующие основные группы факторов конкурентоспособности коммерческой организации:

1) барьеры входа на рынок (инвестиционные, лицензирование, ноу- хау);

2) ценовая власть потребителей;

3) ценовая власть поставщиков;

4) угроза заменителей услуг и товаров;

5) степень конкуренции имеющихся фирм (структура отрасли, условия спроса) [1].

Конкурентоспособность также определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [2].

Оценить конкурентоспособность организации можно также на основе сравнительного анализа устойчивости предприятия и его основных конкурентов на рынке.

Общий подход к оценке конкурентоспособности (как предприятия, так и его продукции) заключается в выборе перечня характеристик, определении их относительной важности (веса в общей оценке, %) и оценке этих характеристик для предприятия и его основных конкурентов.

Показателем конкурентоспособности организации является доля предприятия на рынке: чем выше доля рынка хозяйственной единицы, тем выше ее конкурентоспособность. Доля рынка предприятия и темп роста рынка свидетельствуют об эффективности маркетинговой деятельности предприятия, которая проявляется в наличии спроса на его продукцию. При увеличивающейся или неизменной доле предприятия можно говорить о том, что предприятие на рынке конкурентоспособно [3].

Конкурентные преимущества в развитии отраслей молочного и мясного животноводства СПК «Большевик» можно определить посредством сопоставления с другими сельскохозяйственными организациями данного муниципального района Омской области.

Конкурентами можно считать предприятия, которые находятся в схожих условиях производства и имеют похожие рынки сбыта. Основными конкурентами СПК «Большевик» являются СПК «Ольгинский», СПК «Южный» и ООО «Еремеевский».

Далее рассмотрим эффективность производства молока в данных хозяйствах за 2020 г. в таблице 1.

Таблица 1

 Эффективность производства молока в хозяйствах

ПредприятиеКоличество реализованного молока, цСреднегодовой удой на 1 гол, ц.Себестоимость 1 ц., руб. коп.Цена реализации

1 ц., руб.

Выручка, тыс. руб.Прибыль (убыток), тыс. руб.Рентабельность, %
СПК «Большевик»5475541,732211,012672,271463202525620,86
ООО «Еремеевский»480437,021071,401964,829439429283,39
СПК «Ольгинский»5944651,041416,062234,111328094863057,77
СПК «Южный»944958,391661,551939,9918331263116,76
Среднее по хозяйствам32113,547,0515902202,8076724,7520202,2544,70

Отрасль молочного животноводства СПК «Большевик» является весьма крупной. Однако среднегодовой удой на 1 гол. составляет 41,73 ц., что меньше среднего показателя по хозяйствам на 5,32 ц. и уступает в этом показателе СПК «Южный» на 16,66 ц. и СПК «Ольгинский» на 9,31 ц.

Лидером по объему реализации молока является СПК «Ольгинский» 59446 ц., что связано с высоким уровнем среднегодового удоя. СПК «Большевик» занимает второе место по количеству реализованного молока — 54755 ц. По эффективности производства молока все рассматриваемые хозяйства рентабельны, уровень рентабельности варьирует от 16,76% до 83,39%.

Самая высокая прибыль по производству молока получена в СПК  «Ольгинский» в размере 48630 тыс. руб., а самая низкая —  в СПК «Южный» в размере 2631 тыс. руб. СПК «Большевик» занимает второе место, полученная прибыль составляет 25256 тыс. руб., что выше среднего значения на 25%.

Проведя анализ, составим карту конкурентоспособности, подсчитав средний показатель по хозяйствам, исходя из этого значения, подсчитаем коэффициенты и отобразим в таблице 2 и рисунке 1.

Таблица 2

 Коэффициенты эффективности производства молока в хозяйствах

ПредприятиеКоличество реализованного молокаСреднегодовой удойСебестоимостьЦена реализацииВыручкаПрибыль

 

Рентабельность
СПК «Большевик»1,710,891,391,211,911,250,47
ООО «Еремеевский»0,150,790,670,890,120,211,87
СПК «Ольгинский»1,851,080,891,011,732,411,29
СПК «Южный»0,291,241,050,880,240,130,37
Среднее по хозяйствам1111111

Рисунок 1 – Карта конкурентоспособности СПК «Большевик» по производству молока в 2020г.

На основе данных таблицы 2 была создана лепестковая диаграмма, согласно которой можно сделать вывод, что СПК «Большевик» занимает 2 место по производству молока, подтвердив расчёты таблицы 1.

Далее сравним предприятия по объему реализуемой продукции в таблице 3.

Таблица 3

 Объемы реализации продукции предприятий

Хозяйства областиОбъём реализации
Мясо, ц%Молоко, ц%
СПК «Большевик»445638,295475542,63
ООО «Еремеевский»3272,8148043,74
СПК «Ольгинский»631654,275944646,28
СПК «Южный»5404,6494497,36
Среднее по хозяйствам2909,752532113,525
Всего по хозяйствам области11639100,0128454100,0

Первое место по объему реализуемого мяса и молока занимает СПК «Ольгинский» – 6316 ц (54,27%) и 59446 ц. (46,28%) соответственно к общему показателю по предприятиям, а СПК «Большевик» занимает второе место по реализации мяса 4456 ц. и молока 54755 ц.

Проведем сравнение хозяйств по таким показателям как выручка, себестоимость, прибыль (табл. 4).

Таблица 4

 Основные показатели реализации продукции животноводства по предприятиям

Хозяйства областиВыручка, тыс. руб.Себестоимость, тыс. руб.Прибыль (убыток), тыс. руб.
СПК «Большевик»31814724837869769
ООО «Еремеевский»1315873315827
СПК «Ольгинский»35480228475870017
СПК «Южный»2201330651-8638
Среднее по хозяйствам177030142779,534243,75

Основным конкурентом и лидером по полученной выручке от реализации продукции животноводства является СПК «Ольгинский» — 354802 тыс. руб. СПК «Большевик» занимает второе место по полученной выручке – 318147 тыс. руб., что выше среднего значения по хозяйствам на 80%. Самый низкий показатель у ООО «Еремеевский». Из представленных предприятий, развивающих отрасль молочного и мясного животноводства наибольшую прибыль получил СПК «Ольгинский» в размере 70017 тыс. руб. СПК «Большевик» занимает 2 место. Убыточным предприятием по реализации продукции животноводства оказался СПК «Южный» (-8638 тыс. руб.).

Теперь проведем сравнительную характеристику хозяйств по таким показателям, как прибыль и рентабельность (табл. 5).

Таблица 5

Показатели финансовых результатов деятельности предприятий

Хозяйства областиРентабельность хозяйства, %Прибыль (убыток), тыс. руб.
по хозяйствуМясоМолоко
СПК «Большевик»21,93697694451325256
ООО «Еремеевский»19,48582715354292
СПК «Ольгинский»25,42700172183748630
СПК «Южный»-8638-112692631
Среднее по хозяйствам16,734243,751415420202,25

Наивысшие финансовые показатели отмечены в СПК «Ольгинский», предприятие получило прибыль в размере 70017 тыс. руб., рентабельность составила 25,42 %. второе место по-прежнему занимает СПК «Большевик» с результатами 69769 тыс. руб. и 21,93%.

Исходя из проведенного анализа основным конкурентом СПК «Большевик» является СПК «Ольгинский» по таким показателям как: размер полученной прибыли, объем реализации молока и мяса, уровень рентабельности.

Библиографический список

1. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М.Портер; перев. на рус. И.В.Квасюкова. – М.: Интеллектуальная литература. 2016. – 740 с.
2. Головачев А. С. Конкурентоспособность организации / А.С. Головачев. - М.: Вышэйшая школа, 2016. - 320 c.
3. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник /Е.П.Голубков.- М.:Финпресс. 2012.- 704 с.