Рациональное использование земель, как функция управления земельными ресурсами
Rational use of land as a function of land management
Abstract: This article discusses the functions and methods of land management in the Russian Federation, individual measures for the use of land. The main part of the article displays the main methods of land management, the disclosure of concepts - land management, the state land cadastre, land monitoring and land control.
Keywords: land resources, land management, state land cadastre, land monitoring, land control, land condition, land management.
Объективной основой организации и осуществления управления земельными ресурсами являются экономические, природные, социальные и иные законы. Это положение должно быть основополагающим при определении функций управления земельными ресурсами. Каждая из функций управления земельными ресурсами формирует совокупность мероприятий, систему элементов, состав и содержание которых определяют специфические для данной функции задачи, а также методы и средства их решения. Кроме того, наличие двух взаимосвязанных форм рационального использования земли, таких, как организация (опосредованная форма) и осуществление ее хозяйственной эксплуатации (прямая форма), также влияет на выбор функций управления. Рассматриваемые земельные функции — относительно самостоятельное направление деятельности по организации рационального управления и использования земельных ресурсов. При этом отдельные мероприятия по использованию земли, связанные с прямым биотехнологическим воздействием на землю и производительным трудом человека, осуществляющим это воздействие, не являются функциями управления [2].
К основным методам управления земельными ресурсами относятся землеустройство, государственный земельный кадастр, мониторинг земель, земельный контроль.
Обеспечение рационального землепользования земель при их распределении и перераспределении, охраны интересов государства и прав собственников, владельцев, пользователей, арендаторов, развитие эффективной системы платежей требуют надлежащего учета земель. Он состоит из последовательно совершаемых и взаимосвязанных действий уполномоченных государственных органов по сбору, систематизации и обобщению информации, сведений и документов о земельных участках, а также занесении такой информации, сведений и документов в специальную информационную систему — государственный земельный кадастр.
Государственный земельный кадастр — систематизированный свод документированных, получаемых в результате государственного кадастрового учета земельных участков сведений о местоположении, кадастровой стоимости земельных участков, целевом назначении и правовом режиме земель РФ, сведений о территориальных зонах, о размерах земельных участков и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества [2].
Организация ведения земельного кадастра занимает важное место в исполнительно-распорядительной деятельности государства. Значение этой деятельности в современных условиях возрастает в связи с реформированием отношений собственности, связанных с перераспределением земель, введением порядка их купли-продажи и совершения иных сделок, развития порядка платности землепользования.
Следует отметить, что ведение государственного земельного кадастра предусматривалось земельным законодательством дореформенного периода. Однако на практике выполнению этого требования уделялось мало внимания и учет земель велся на минимально необходимой основе. Единого свода данных о всех землях в реальности не существовало, а земельные участки учитывались и регистрировались выборочно, главным образом охватывая те из них, которые закреплялись в индивидуальное землепользование граждан. Распределение и перераспределение земель при предоставлении земель государственным предприятиям осуществлялись нередко без соответствующего учета этих земель, систематизации данных о земельных участках в государственном земельном кадастре. Землепользование было бесплатным, и строгого учета данных о земельных участках в связи с этим не требовалось .
При приватизации земель, формировании рынка земли и усложнении земельных отношений в целом такое положение не может быть признано удовлетворительным. По официальным данным, с начала 1990 г. зарегистрировано около 16 млн личных подсобных хозяйств граждан, 14 млн коллективных садоводов и более 5 млн индивидуальных застройщиков, 261 тыс. крестьянских и фермерских хозяйств [6]. В условиях земельной реформы землям придано ясно выраженное фискальное значение. Они стали одним из важных источников пополнения местных и государственного бюджетов. Взимание платы за землепользование, регулирование земельно-правовых сделок требуют тщательной количественной и качественной оценки земельных участков в рамках ведения государственного земельного кадастра.
Земельное законодательство с учетом такой обстановки определяет, что цели ведения государственного земельного кадастра заключаются в информационном обеспечении государственного и муниципального управления земельными ресурсами, государственного контроля за использованием земель, мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов, установления обоснованной платы за землю, иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности [5].
Государственный мониторинг земель, являющийся частью государственного мониторинга окружающей среды, включает в себя сбор информации о состоянии земель, её обработку и хранение; непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования; анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов [2].
Особенностью мониторинга земель является то, что он, в отличие от других отраслевых систем мониторинга, является комплексным – включает в себя мониторинг таких важнейших компонентов природной среды, как почвы, растительности, водные объекты. Из этого следует, что важнейшая задача государственного мониторинга земель (в том числе для целей управления земельными ресурсами) – занять главенствующее положение в структуре мониторинга окружающей среды.
Как следует из приведенных выше определений, мониторинг земель – это система наблюдения за состоянием и использованием земель, оценки полученной информации, ее анализа и на основании данных прогноза дальнейших возможных изменений. Таким образом, мониторинг земель включает в себя следующие виды работ:
- сбор информации о состоянии земель;
- сбор информации об использовании земель;
- сопоставление и анализ информации о характере использования и состояния земель;
- прогноз изменений состояния земель;
- рекомендации по устранению и предотвращению негативных процессов.
Задачами государственного мониторинга земель являются:
- Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов.
- Информационное обеспечение ведения государственного кадастра невижимости, государственного земельного контроля за использованием земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства.
- Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Мониторинг земель ведут различными методами и способами. Он включает систему натуральных наблюдений и автоматизированную систему, в которую входят: информационно-поисковая система, система обработки данных, система комплексной и интерпретации данных, прогнозно-диагностическая система и система управления.
Одним из методов управления земельными ресурсами является землеустройство. Землеустройство проводят государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие предприятия и физические лица, получившие лицензию на эти работы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской федерации, местных бюджетов и за счет заказчиков.
Объектами землеустройства являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципалитетов и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков [2].
Землеустройство осуществляют на всех землях независимо от их целевого назначения и форм собственности с использованием научно обоснованной, гласно обсужденной и в установленном порядке утвержденной землеустроительной документации — прогнозов, программ, схем и проектов, материалов обследований и изысканий.
В ходе проведения земельной реформы изменившихся земельных отношений появились новые функции землеустройства: наделение землей граждан для ведения личного подсобного хозяйства, сельскохозяйственных артелей и производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, унитарных и коммерческих предприятий; формирование специальных земельных фондов районных и муниципальных образований и др. Однако роль землеустройства в процессе аграрно-земельного реформирования пока еще во многом недостаточна [1].
Задача современного землеустройства – найти и реализовать такие организационно-экономические механизмы, которые бы способствовали эффективному формированию землепользований (землевладений), экономическому стимулированию производства и рационального использования земель, воспроизводству потенциала природных ресурсов, созданию сбалансированных высокопродуктивных и устойчивых агроландшафтов, адаптированных к местным природно-климатическим и антропогенным факторам [4].
В условиях рыночной экономики и обострившегося экологического кризиса роль землеустройства возрастает. Доходность землепользования, его устойчивость и конкурентоспособность в аграрном секторе будет определяться стратегией эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения. Землеустроительные действия должны увязать земельные преобразования с механизмом эколого-экономического стимулирования продуктивного использования земель и определять земельную политику на селе через составление землеустроительных проектов и бизнес-планов [3].
Задачами землеустройства являются научное обоснование земельных преобразований и прогнозирование оптимального перераспределения земель, планирование и организация эффективного использования земельных ресурсов, обеспечение целевого использования земель, разработка комплексных мер по оптимальному соотношению угодий, улучшение культуртехнического состояния сельскохозяйственных угодий, сохранение и повышение плодородия почв, создание организационно-территориальных и эколого-хозяйственных условий для рационального функционирования сельскохозяйственного и несельскохозяйственного производства.
Успех в разработке эффективных методов рационального использования земель зависит от того, насколько научно-обоснованно и глубоко учитываются все взаимосвязи между экологическими, ландшафтными и экономическими факторами, влияющими на качественное и количественное состояние земель.
Таким образом, современное землеустройство, с одной стороны, создает территориальные, организационные условия для устойчивого функционирования землепользования и его экологизации, восстановления и повышении почвенного плодородия и поддержания динамического равновесия в агроландшафте (экологический аспект), с другой стороны, является основой повышения и удовлетворения экономических, социальных интересов общества при соблюдении правовых условий пользования, владения и распоряжения землей (экономико-правовой аспект).
Библиографический список
1. Алексеев А.И. «География сельской местности». //Науки о земле. 2009 №3 СПб.2. Лукьянова А.А., Демина Н.Ф. «Земельные ресурсы и эффективность их использования в условиях рынка, учебное пособие», Красноярск, 2004
3. Рыжновский В. «Земельный вопрос в России – проблемы и перспективы».// АПК – экономика, управление. 2011. №9 Москва.
4. Петренко И.Я. Чужинов П.И. «Экономика сельского хозяйства». Москва. 2011г.
5. Родин В.К. «К эффективному использованию сельхозугодий».
// Экономика сельского хозяйства России. 2010. №5.СПб.
6. www.mnr.gov.ru – сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ.