Зарубежный опыт внедрения программ внутренней продовольственной помощи
Foreign experience in the implementation of domestic food aid programs
Abstract: The experience of foreign countries, in particular Brazil, on the introduction of programs for domestic food aid to the population is discussed in the article. The functions of the internal food aid mechanism have been described. The regulatory framework for ensuring food security in Brazil was analyzed. The evolution of the mechanism of domestic food aid was considered. Specific food aid programs have been characterized. The role of the mechanism of domestic food aid in the establishment of an institution for ensuring food security was identified. The effect of implementing the "Zero Hunger" strategy of Brazil was analyzed. The role of food aid programs in the structure of state support for agriculture in foreign countries was identified. The structure of state support for agriculture in the United States was considered. The share of costs for the implementation of domestic food aid programs has been characterized. The experience of implementing the mechanism of domestic food aid in the US was examined not in relation to a separate instrument for supporting demand in the food market, it was considered in a systemic combination with mechanisms of state support for agricultural producers and vertical integration. Mechanisms for supporting food supply, based on government stimulation of demand in the agro-food market, were analyzed. The mechanism of domestic food aid in the Russian Federation should be introduced to form an integrated system of state support for the agricultural sector, which includes both tools to support demand, and traditional mechanisms to support supply in the domestic agro-food market.
Keywords: food aid, food security, food market, state support, food availability
Введение
В зарубежной практике в качестве механизма обеспечения продовольственной безопасности на протяжении многих лет успешно реализуются программы внутренней продовольственной помощи, предусматривающие оказание помощи тем слоям населения, которые не имеют достаточного денежного дохода для потребления пищевых продуктов в необходимых объемах [1]. Одновременно, выполняя функцию обеспечения доступности продовольствия для населения, программы внутренней продовольственной помощи используется и как механизм опосредованной государственной поддержки сельского хозяйства путем формирования платежеспособного спроса на продовольственном рынке [2].
Основная часть
Значительный интерес представляет опыт Бразилии по внедрению программ продовольственной помощи. Долгие годы в этой стране существовал высокий уровень социальной дифференциации по уровню дохода, значительное число людей находилось за чертой бедности и не имело экономической возможности приобретать продукты питания в достаточных количествах. Однако при этом в Бразилии одновременно наблюдалось значительное недоедание и даже голод населения с развитым широкомасштабным производством продовольствия и его экспортом. В 2003 году в Бразилии был взят курс на реализацию стратегии «Нулевой голод» (Fome Zero), которая базируется на реализации ряда крупных программ (Рисунок 1).
Программа денежных субсидий «Семейная дотация» предусматривает предоставление целевых денежных субсидий нуждающимся семьям, живущим в ситуации бедности, на приобретение продуктов питания.
Рисунок 1. Продовольственные программы, реализуемые в рамках стратегии «Нулевой голод»
Национальная программа школьного питания в свою очередь основана на предоставлении питания детям в образовательных учреждениях. А программа прямых закупок продовольствия предусматривает проведение государственных закупок продовольствия у фермеров, в результате чего пищевые продукты распределяются среди местных учреждений в процессе реализации продовольственных программ [3].
Реализация всех вышеперечисленных программ в Бразилии базируется на значительных успехах страны, достигнутых в сфере становления института обеспечения продовольственной безопасности. Так, например, право на здоровое питание и на получение доступа к продовольствию включено в текст Конституции Бразилии. Примечательно, что право на питание в Конституции стоит на одной ступени с другими социальными правами граждан Бразилии, в том числе правом на образование, здравоохранение, труд и жилье.
Реализация прав бразильских граждан на питание основана на действии Органического закона о продовольственной безопасности (LOSAN), на основании положений которого в 2006 г. была сформирована Национальная система продовольственной безопасности (SISAN). Эта система опирается на участие общественности в разработке стратегии продовольственного обеспечения путем формирования общественных Советов по продовольственной безопасности (CONSEA), которые вносят предложения по формированию государственной политики продовольственного обеспечения и мониторингу уровня обеспечения продовольственной безопасности [3].
Успешная реализация стратегии «Нулевой голод» в течение 2004-2009 гг. привела к тому, что в Бразилии выросла доля населения — с 51,3 до 77,9 млн человек (с 29% от общей численности до 42%), имеющего денежный доход, равный одному размеру минимальной зарплаты или превышающий его. В значительной степени уменьшилась численность крайне бедных (на 44%), их доля в общей численности населения страны сократилась фактически вдвое – с 15,1% до 8,4% [2]. В итоге, можно констатировать, что в Бразилии был на практике успешно внедрен механизм внутренней продовольственной помощи, в значительной степени способствующий сокращению доли населения, не располагающего денежными доходами, обеспечивающими экономический доступ населения к продуктам питания.
Впервые механизм внутренней продовольственной помощи был внедрен в США, где разработка и внедрение соответствующих программ начались еще во времена Великой депрессии. Целевая продовольственная поддержка малоимущих слоев населения посредством реализации программ продовольственной помощи стала в то время эффективным механизмом стимулирование конечного потребителя пищевых продуктов, формирования тем самым спроса на продовольственном рынке. В современной истории наибольший темп роста расходов бюджета Минсельхоза Соединенных штатов (United States Department of Agriculture, сокращенно – USDA) на реализацию программ продовольственной помощи пришелся на 2006-2012 гг. Доля затрат на реализацию программ внутренней продовольственной помощи (Food and Nutrition Service) в бюджете Минсельхоза США, составлявшая в 2006 г. 56,1%, выросла в 2012 г. до 75,8%. Другими словами, три четверти всех расходов на поддержку отрасли сельского хозяйства в США осуществляется в рамках реализации программ внутренней продовольственной помощи. В структуре расходов, осуществляемых при реализации программ продовольственной помощи, наибольшая доля (75%) приходится на программу льготной покупки продуктов питания (Supplemental Nutrition Assistance Program, сокращенно – SNAP) [4]. Помимо этого реализуется еще ряд программ (Рисунок 2).
Рисунок 2. Программы внутренней продовольственной помощи (Food and Nutrition Service)
Программы внутренней продовольственной помощи реализуются в США не обособленно, а в системном сочетании с механизмами бюджетной господдержки производителей сельскохозяйственной продукции и вертикальной интеграции, способствующей организации устойчивых цепей поставок по принципу «от поля до прилавка» и «от поля до тарелки». Расчеты, проведенные Минсельхозом США, свидетельствуют о том, что каждый доллар, вложенный в реализацию программ продовольственной помощи, генерирует до 1,8 долларов в экономике в целом. Помимо всего прочего в результате функционирования механизма продовольственной помощи каждый вложенный в реализацию программ миллиард долларов позволяет создавать или поддерживать в экономике страны 18 тысяч рабочих мест, включая 3 тысячи рабочих мест в отрасли сельского хозяйства [6]. Таким образом, в США механизм внутренней продовольственной помощи используется как многоцелевой и многофункциональный инструмент одновременного обеспечения, как социальной, так и физической доступности продовольствия для населения, обеспечиваемой наличием продовольственных ресурсов. Обеспечение социальной доступности достигается посредством формирования гарантированной государством возможности жителей, относящихся к категории малоимущих, приобретать продукты питания. Обеспечение физической доступности происходит через опосредованное стимулирование аграрной сферы путем формирования спроса на сельскохозяйственную продукцию на внутреннем продовольственном рынке.
Как показывает зарубежный опыт, широкое применение нашли программы продовольственной помощи, продовольственного обеспечения, основанные на государственном стимулировании спроса со стороны населения на продукты питания. Такого рода принцип поддержки агропродовольственного рынка и, в частности сельскохозяйственной отрасли, автором предлагается характеризовать как «тянущий». В Российской Федерации на данный момент государственная поддержка аграрной сферы базируется на «толкающем» принципе господдержки, основанном на стимулировании предложения на агропродовольственном рынке [7].
Принципиальная схема, отражающая сущность механизмов господдержки продовольственного обеспечения, основанных на «тянущем» и «толкающем» принципе, проиллюстрирована на рисунке 3.
Рисунок 3. Принципиальная структурная схема «тянущего» и «толкающего» механизма государственной поддержки продовольственного обеспечения
Выводы
Функционирование механизма внутренней продовольственной помощи, основанного на «тянущем» принципе, способствует росту объемов потребления населением пищевых продуктов, а для всех участников агропродовольственного рынка, включая сельхозтоваропроизводителей, обеспечивается гарантированный рыночный спрос в объемах, соответствующих величине денежных средств, выделяемых в рамках программ продовольственной помощи [8]. Таким образом, внедрение механизма внутренней продовольственной помощи и его применение совместно с традиционными механизмами господдержки отрасли сельского хозяйства может стать мощным импульсом для развития российского агропродовольственного рынка.
Библиографический список
1. Водясов П.В. Оценка физической доступности продовольствия для населения региона (на примере Алтайского края) // Экономика и предпринимательство. – 2016. – №4-2 (69-2) – С. 227-230.2. Миненко А.В. Об уровне потребления пищевых продуктов (на примере Алтайского края) / А.В. Миненко, П.В. Водясов // Продовольственная безопасность, импортозамещение и социально-экономические проблемы развития АПК: материалы международной научно-практической конференции (Новосибирск, 9–10 июня 2016 г.). СибНИИЭСХ СФНЦА РАН. Новосибирск, 2016. – С. 287-291.
3. Марилия Л. Эффективная государственная политика и активная гражданская позиция: Бразильский опыт создания системы продовольственной безопасности. / Л. Марилия, С. Ренато – Бразилиа.: ABRANDH, 2012. – 43с.
4. New Budget (Obligation) Authority by Appropriation Fiscal Years 2006 through 2013, and Estimates for 2014 and 2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.obpa.usda.gov/budtab/2015newbud.pdf (Дата обращения 11.03.2018)
5. Domestic Food Assistance: Summary of Programs [Электронный ресурс] / CRS report. [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.fas.org/sgp/crs/misc/R42353.pdf (Дата обращения 11.03.2018)
6. Яшина М.Л. Механизмы внутренней продовольственной поддержки в условиях ВТО / М.Л. Яшина, Т.В. Трескова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2014. – № 6 (49). – С. 19-24.
7. Рожкова Д.В. Импортозамещение как приоритетное стратегическое направление развития агропродовольственного рынка / Д.В. Рожкова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2017. – № 3 (149). – С. 176-180.
8. Миненко А.В. Стратегические ориентиры и проблемы реализации государственной инвестиционной политики в аграрном секторе Алтайского края / А.В. Миненко, М.Н. Романов // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2009. – № 2 (52). – С. 56-59.