Перспективы развития мини-пекарен, в условиях импортозамещения
Prospects for the development of mini-bakeries, under conditions of import substitution
Abstract: The relevance of the topic of this work is that bakery products are one of the basic human food products. The bread contains many food substances that a person needs. The development of the market of bakery products is mainly due to non-traditional varieties of bakery products, while consumption of "social" bread has been quite stable for several years. In the present conditions of the Russian bread market, new trends in the development of the bakery market have appeared. In large cities, a private small business began to develop in the format of mini-bakeries. Small bakeries have more prospects than large bakeries. They are more mobile and adapt easily to the needs of the market. They can form any unique assortment and change technologies and recipes. In addition, the demand for elite and refined bread products, which are produced by mini-bakeries, has only recently been growing. The article deals with the activity of mini-bakeries in the Saratov region. The local commodity producer began to produce high-quality products and aims to significantly expand the assortment of bakery products. The main directions of development of small bakeries are presented in the article.
Keywords: Demand, mini-bakeries, consumption, import substitution, bread, bakery products
В условиях импортозамещения на рынке хлебобулочных изделий наряду с крупными предприятиями, появляются частные мини-пекарни, при этом они развиваются и разрастаются в целые сети. Эта ниша является на сегодняшний день относительно незанятой, в этом и заключается преимущество мини-пекарни.
В настоящее время зафиксировано тенденция снижения потребления хлеба при одновременном ежегодном росте интереса к продуктам класса «премиум» [4].
В связи с тем, что последними тенденциями на рынке стал рост спроса на продукцию из сырья отечественных производителей, то свежевыпеченный горячий хлеб и хлеб с добавками со злаками, диетического местный товаропроизводитель значительно расширяет ассортимент хлебобулочных изделий, стремится производить качественную продукцию.
Так в крупных городах стали развиваться форматы, располагающие собственными мини-пекарнями. С их развитием изменилась и структура рынка хлеба в целом, поскольку собственное производство ритейлеров учитывает интересы потребителей премиальной категории хлеба — одной из наиболее перспективных. Кроме того, они выдерживают политику низких цен, что в свою очередь означает снижение прибыли для ряда производителей.
За последние годы, потребителя больше всего все-таки волнует, насколько хлеб свежий, а не то какой он формы, цены и даже вкуса [6]. Конечно, остальные факторы тоже играют не малую роль, но свежесть хлеба все же на первом месте. Поэтому мини-пекарня, к своим мероприятиям по раскрутке бизнеса в первую очередь организовала оперативную доставку своей продукции, что позволяет процветать даже в кризисные времена. Им быстро развести свой товар по торговым палаткам не составляет труда, в то время как крупные хлебозаводы со своим высокопроизводительным оборудованием, не могут настроить так логистику. Кроме того, образование в области кулинарии и хлебопекарного оборудование сегодня стало доступным и сочетает в себе и отечественные и западные технологии, благодаря чему мини-пекарни могут производить такие изделия, которые будут уникальны и по своему дизайну и по вкусовым качествам. За счет этого мини-пекарни имеют постоянных потребителей, пусть и не в очень большом количестве, но они готовы платить за такой эксклюзивный товар.
Потребителям надоедает покупать один и тот же сорт хлеба постоянно, а пекарни готовы добавлять в ассортимент новые наименования едва ли не еженедельно, кроме того, они могут подстраиваться под пожелания клиента — заменить ингредиент или изменить способ приготовления, скажем, не выпекать, а жарить [5]. Таким образом, одним из конкурентных преимуществ мини-пекарен является широкий ассортимент и реакция на меняющийся спрос.
В настоящее время стали популярными пекарни при крупных магазинах или сети супермаркетов, как самостоятельные, так и их подразделения. А также пекарни при предприятиях общепита, которые продают свою продукцию «с пылу, с жару» [1].
Важнейшими критериями выбора при покупке хлебобулочных изделий потребителями являются свежесть изделия, цена, упаковка и внешний вид. Основными критериями выбора места покупки хлеба и хлебобулочных изделий является близость торгового предприятия к месту проживания или работы, а также возможность покупки других продуктов питания в одной точке, поэтому три четверти покупок хлебобулочных изделий приходится на магазины и супермаркеты [7].
Одна из ключевых задач — выбор хорошего места для пекарни. В связи с ростом числа пекарен («практически на каждом углу») место для новых торговых точек найти все сложнее и сложнее. Однако понятно, что пекарня должна располагаться в шаговой доступности от дома или в месте большого скопления людей [2].
Вопрос локализации очень важен. Если открыть пекарню во дворе, где нет никого, то покупателей не будет. Лучше всего выбрать место, которое позволит выполнить задачу: «ловить потоки людей, которые идут домой».Отсюда и расположение мини-пекарен по г. Саратову: в центре города, где большой поток людей, а так же вблизи общежитий и университетов.
Интересно, что в торговых центрах пекарни,как правило, не приживаются. Практически в каждом торговом центре есть гипермаркет, в котором пекут свой хлеб, а некоторые из них предлагают формат «пекарня + кафе» и это слишком серьезный конкурент для маленького бизнеса.
Анализируя рынок хлеба, можно выделить наиболее распространенные мини-пекарни: пекарня Хлебница (занимает наибольшую долю на рынке среди мини-пекарен г. Саратова), Чудо-печка, Сокурские Хлеба и Золотой колосок.
Таким образом, на фоне снижения потребления хлеба в последние годы производители отмечают усиление влияния сетевой розницы, проводящей политику низких цен и активно развивающей собственное производство хлебобулочных изделий в мини-пекарнях. Эти предприятия создают серьезную конкуренцию хлебокомбинатам, предлагая широкий ассортимент свежевыпеченной продукции. Однако в связи с тем, что хлеб является социальным продуктом, то полного вытеснения изделиями мини-пекарен при розничных сетях традиционных хлебобулочных изделий не произойдет. Но и сами мини-пекарни не исчезнут и более того будут продолжать развиваться, по крайней мере ближайшие 2-3 года, пока их не станет слишком много. Мини-пекарни производят не только хлеб, но и различную выпечку, продавая свою продукцию по более низким ценам, чем крупные сетевые магазины при этом продукция мини-пекарен всегда свежая, что играет очень важную роль для покупателя, а большой ассортимент еще больше побуждает людей покупать продукцию мини пекарен нежели покупать аналогичную продукцию в сетевых магазинах по более дорогой цене при этом более низкого качества [3].
Библиографический список
1. Васильева Е.В., Горбунов С.И., Ткачев С.И., Петрова И.В., Барковская Н.А., Казакова Л.В., Пшенцова А.И., Минеева Л.Н. Тенденции развития инфраструктуры агропродовольственного рынка в условиях импортозамещения. Саратов, 2016.2. Гвоздюк М.Д., Гусейнова А.И., Минеева Л.Н. Транспортная реклама // Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова"; Под редакцией В.В. Бутырина. 2014. С. 225-227.
3. Минеева Л.Н. Перспективы развития производства плодово-ягодной продукции в настоящих условиях рынка // Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный агараный университет им. Н.И. Вавилова»; Редакционная коллегия: И.Л. Воротников; В.В. Бутырин. Саратов, 2015. С. 71-77.
4. Минеева Л.Н. Стратегия диверсификации предприятий хлебобулочных изделий / Проблемы и перспективы инновационного развития мирового сельского хозяйства: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. / Под ред. И.ФЫ. Сухановой. – Саратов: ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ, ООО «Амирит», 2016. – С. 187-190
5. Минеева Л.Н. Импортозамещение сельскохозяйственной продукции саратовской области: опыт и перспективы развития//Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий. Сборник статей V Международной научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова»; Редакционная коллегия: И.Л. Воротников; В.В. Бутырин. Саратов, 2016. С. 72-76
6. Минеева Л.Н., Аппакова К.В. Глобальная стратегия мультинациональной рекламы с частичной адаптацией в условиях российского рынка // Специалисты АПК нового поколения сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. 2016. С. 513-515.
7. Тимофеева В.М., Богомаз Д.В., Минеева Л.Н. Правовое регулирование рекламы // Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова"; Под редакцией В.В. Бутырина. 2014. С. 266-267