Индекс УДК 338.1
Дата публикации: 18.07.2016

Маркетинговый анализ продовольственной безопасности в Тамбовской области как элемента экономической безопасности РФ

Marketing analysis of food security in the Tambov region as an element of economic security of the Russian Federation

Тётушкин Владимир Александрович
кандидат технических наук, доцент, кафедра экономического анализа и качества,
Тамбовский государственный технический университет
Tetushkin Vladimir Aleksandrovich
candidate of technical sciences, associate professor, sub-department of economic analysis and quality,

Аннотация: Актуальность исследования объясняется тем, что в условиях интенсивной глобализации мирового сообщества возрастает значимость уровня самообеспечения продовольствием. Защита национальных и государственных жизненно важных интересов в сфере продовольственной безопасности входит в комплекс проблем национальной безопасности и является одной из острейших проблем XXI века, требующей детального рассмотрения для обеспечения безопасности и реального суверенитета Российской Федерации. Цель данного исследования – маркетинговой анализ состояния продовольственной безопасности на примере Тамбовской области как региона РФ. Материалы и методы. В настоящей работе с помощью эконометрических методов проанализированы различные аспекты региональной продовольственной безопасности как элемента экономической безопасности РФ. Результаты. Область применения результатов охватывает научные исследования для студентов и преподавателей, а также в качестве рекомендаций для менеджмента региона. Выводы. Проведенное исследование позволяет отметить, что проблема обеспечения экономической безопасности страны на основе достижения продовольственной безопасности комплексная. Все уровни продовольственной безопасности взаимосвязаны и взаимозависимы. При этом основным условием обеспечения продовольственной безопасности как в России, так и в ее регионах является повышение эффективности функционирования национального агропромышленного комплекса.

Abstract: The relevance of the study due to the fact that in conditions of intensive globalization of the world community increases the importance level of food self-sufficiency. Protection of national and state vital interests in the area of food security included in the complex of national security issues and is one of the most pressing problems of the XXI century, require detailed consideration to ensure the safety and genuine sovereignty of the Russian Federation. The purpose of this study and marketing analysis of status of food security on the example of Tambov region as a region of the Russian Federation. Materials and methods. In the present work using econometric methods to analyze different aspects of regional food security as part of the economic security of the Russian Federation. Results. The scope of the results covers research for students and teachers, as well as recommendations for management of the region. Conclusions. This study allows to note that the problem of ensuring economic security of the country on the basis of achieving food security is complex. All levels of food security are interrelated and interdependent. In this basic condition of food security in Russia and its regions is to increase the efficiency of the national agricultural sector.
Ключевые слова: маркетинг, анализ, безопасность, продовольствие, региональная экономика, сельское хозяйство.

Keywords: marketing, analysis, security, food, regional economy, agriculture.


Введение

Рассматривая проблему продовольственной безопасности, следует учитывать ее многоаспектный характер. Обеспечение продовольственной безопасности предполагает, во-первых, необходимость снабжения основными видами продовольствия, удовлетворяющими наиболее важные потребности населения, за счет собственного производства при соблюдении пороговых значений доли импорта в наполнении продовольственного рынка. Во-вторых, продовольственная обеспеченность автоматически не ведет к доступности продовольствия для различных групп и слоев населения с учетом их территориальной и статусной принадлежности, уровня доходов и т.п. Решение этой проблемы в значительной степени зависит от функционирования товаропроводящей системы, обеспечивающей физическую доступность продовольствия для населения.

В условиях внешнего давления на РФ, введения и пролонгации санкций правительственным органам необходимо осуществлять комплексные мероприятия: не допускать дисбаланса экономической системы, осуществлять постоянный мониторинг цен на продовольственные товары и максимизировать все возможные усилия для максимально быстрой реализации мероприятий по импортозамещению.

Проведем анализ источников по исследуемой тематике. В работе [1] рассмотрена система экономической безопасности и её структурный инвариант — система продовольственной безопасности. Система рассматривается с точки зрения структурно-функционального подхода. Предложен алгоритм проектирования устойчивой системы продовольственной безопасности государства на основе использования закона структурно-функциональной устойчивости систем и аттрактора золотого сечения. Недостатки существующего методологического подхода ограничивают возможности проектирования устойчивую к кризисным возмущениям и трансферу кризиса систему и обоснования правильности выбора вектора интеграции.

Статья [2] посвящена исследованию взаимосвязи национальной, экономической и продовольственной безопасности государства, определению структурных элементов и инструментов обеспечения национальной и экономической безопасности государства, обоснованию доминанты продовольственной безопасности в стратегии обеспечения экономической безопасности государства, уточнению категорий экономическая безопасность и продовольственная безопасность с позиции системного подхода. В статье [3] изложены  методологические основы продовольственной безопасности, определены место и роль продовольственной безопасности в структуре национальной и экономической безопасности  государства. В статье [4] определена роль продовольственной безопасности региона в обеспечении его устойчивого социально-экономического развития, сделан акцент на их двойственную связь, дано авторское обобщение дефиниций «продовольственная и экономическая безопасность», обоснована нетождественность понятий «продовольственная безопасность» и «продовольственная зависимость», дано определение региональной экономической безопасности и ее составляющих элементов. Указывается необходимость специальной проработки системы показателей безопасности для регионов и требования, предъявляемые к ней.

В статье [5] рассматриваются проблемы обеспечения продовольственной безопасности России, проанализированы внутренние угрозы продовольственной безопасности страны. Основным гарантом продовольственной безопасности является эффективное и конкурентоспособное сельскохозяйственное производство, его инвестиционная привлекательность. В работе [6] рассматриваются вопросы продовольственной безопасности России, объективные и субъективные причины ее нерешенности и пути решения на основе разработанной доктрины продовольственной безопасности страны. В статье [7] рассматривается проблема продовольственного обеспечения населения. Для её решения требуется согласованное действие всех заинтересованных в этом вопросе организаций как по целям и задачам, так и по методам их выполнения. Фундаментом продовольственной безопасности является эффективное собственное сельскохозяйственное производство.

Статья [8] посвящена рассмотрению сущности и основных характеристик продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность рассматривается как базовый элемент экономической безопасности страны. Рассмотрен подход к понятию продовольственной безопасности в законодательных и нормативно-правовых актах Российской Федерации. В статье [9] рассмотрена концепция прогнозирования продовольственной безопасности регионов Российской Федерации, весьма актуальная в свете происходящих геополитических изменений, так как правильность и достоверность прогнозирования продовольственного обеспечения и продовольственной безопасности в регионах являются новой и одной из важнейших управленческих задач в современных условиях.

Маркетинговый анализ продовольственной безопасности Тамбовской области

Во всём мире продовольствие является одним из главных стратегических ресурсов. Россия сосредоточена на том, чтобы обеспечить свою продовольственную безопасность. Для этого наращивается производство собственных продуктов питания, что снижает зависимость от ввозимого из-за рубежа продовольствия. В этих условиях важно, как развиваются традиционные аграрные регионы страны, насколько они готовы к выполнению этой ответственной задачи. Несколько лет назад впервые была озвучена идея о том, что Тамбовская область может стать одним из центров продовольственной безопасности. За прошедший период удалось достичь впечатляющего прогресса и в привлечении капиталовложений в агросектор, и заручиться поддержкой федерального центра. В итоге сегодня уже есть реальные результаты этой работы в виде новых современных производств и рекордного урожая.

Само по себе словосочетание “Центр продовольственной безопасности” у всех практически 2-3 года на слуху. Тем не менее, к этому масштабному проекту некоторые поначалу отнеслись достаточно настороженно. Кто-то вообще не понимал, зачем он, в принципе, нужен. Наша Тамбовщина — аграрный регион со славной историей. Мы всегда были областью производящей и производили очень много, но — сельхозсырья. А вот с переработкой были проблемы, предприятия этой отрасли морально и физически устарели, не хватало элеваторов, мощностей молокоперерабатывающих и сахарных заводов и так далее. И вот сейчас удалось сделать прорыв в привлечении капитальных вложений в агросектор. В него пришли многомиллиардные инвестиции государства и частных инвесторов. Сегодня наша область по многим продовольственным позициям может обеспечить не только потребности собственных жителей, но и поставлять продукцию за пределы региона. Специалисты отмечают, что АПК области  способно в полном объёме обеспечить население сахарным песком, растительным маслом, хлебом, хлебобулочными изделиями, картофелем, овощами, плодами и ягодами. Но этого недостаточно, нужны новые производства мясных, молочных и ряда других продуктов. Именно в этом и есть основное назначение Центра продовольственной безопасности.

Реализация проекта по созданию Центра продовольственной безопасности позволяет решить несколько задач. Прежде всего — создать современную переработку, чтобы из выращенного урожая получить уже готовый продукт, который через торговые сети попадёт к людям. Не менее важная задача — насытить тамбовскими продуктами прилавки, чтобы не было того перекоса в сторону завозной продукции, который есть сейчас. Речь здесь идёт не только о том, что производят крупные компании, но и о продукции небольших хозяйств, фермеров. Через сеть специализированных рынков они получат возможность продать свои продукты, минуя перекупщиков. Агротехнический потенциал у области огромный, поэтому и задачи ставятся очень серьёзные. Есть комплексный проект развития АПК в Тамбовской области.  В ближайшие годы необходимо в несколько раз увеличить производство зерна, сахарной свёклы, мяса, молока. Работать нужно очень активно и каждому ответственно на своём участке, чтобы сделать всё, как запланировано. Учитывая, как тщательно подбираются регионы для поездок представителей руководящего “тандема”, можно говорить, что прогресс Тамбовской области именно в агросекторе отмечен и на высшем уровне.  

Тамбовский регион активно участвует в выполнении показателей госпрограммы развития сельского хозяйства, во всех отраслевых программах, является инвестиционно-привлекательной областью, площадкой, где своевременно и эффективно реализуются инициативы по развитию агропромышленного комплекса. Главное, что в регионе агросектор развивают комплексно. В области стабильный урожай зерна — для его хранения и переработки строятся новые мощности, часть зерна будет использована для производства комбикормов, которые, в свою очередь, обеспечат работу животноводческих комплексов. По словам экспертов, в этом году будут введены в действие мощности по единовременному хранению зерна 460 тысяч  тонн, а в следующем году порядка 800 тысяч тонн. А по производству мяса Тамбовщина уже в ближайшие годы планирует выйти в число регионов-лидеров. Рекордный урожай сахарной свёклы вызвал тревоги у производителей — удастся ли сдать её на переработку. На этот сезон решение в определённой степени найдено, а к следующему планируется достроить Мордовский сахарный завод. Кроме того, региональные власти достигли соглашения с инвесторами о строительстве ещё более мощного завода в Бокино. Были введены в эксплуатацию два завода общей мощностью переработки 124 тонны молока в сутки, а для того, чтобы обеспечить их сырьём, вводятся как небольшие молочные комплексы, так и строится мега-ферма. И конечно, важно помнить об уникальной тамбовской задумке — создании агротехнопарка “Зелёная Долина” под Мичуринском. На его территории будут выпускать продукцию нового поколения с функционально заданными свойствами. И здесь будут использоваться не имеющие на сегодняшний день аналогов наработки исследователей из наукограда Мичуринска.

На реализацию этих планов потребуется время, но в области уже налажено производство экологически чистых ягод и фруктов. Необходимо шире пропагандировать тамбовскую продукцию. В качестве примера можно привести землянику, которая выращивается в хозяйстве  и уже давно стала определённым брендом. Превосходя импортную по вкусовым качествам и полезности, она не может долго храниться, потому что не наполнена консервантами. Оттого и возникают проблемы со сбытом. О них говорят ещё несколько тамбовских производителей продовольствия. Сегодня они готовы идти навстречу сетевым магазинам, делать продукцию в соответствии со стандартами и в хорошей упаковке.
В октябре каждого года, на Набережной улице Тамбова проходит возрождённая Покровская ярмарка. Помимо торговли продукцией, в ходе ярмарки будет проходить работа Делового центра. Там сельхозпроизводители и владельцы торговых сетей смогут встретиться и обсудить, как насытить полки доступными по цене и качественными продуктами местного производства. В целом проект по возникновению в области Центра продовольственной безопасности можно считать состоявшимся и уже следует говорить о его дальнейшем развитии. Сегодня от общих показателей региона нужно переходить к нуждам конкретных людей. Задача следующего дня — “Продовольственную безопасность — каждой семье”.

В области реализуется более 70 инвестпроектов в приоритетных секторах экономики, из них только в сельском хозяйстве более 50 проектов стоимостью свыше 133 млрд. рублей.
По итогам 2015 года в АПК в рамках инвестпроектов будет освоено более 26 млрд. рублей и создано более 2,8 тысячи рабочих мест. Наиболее крупным по объёмам инвестиций является проект по строительству свиноводческих комплексов на территориях Бондарского, Гавриловского, Инжавинского районов мощностью 50 тысяч тонн свинины в год. На территории Жердевского района — мощность 90 тысяч тонн свинины в год. Ведётся строительство молочных комплексов в Пичаевском и Сампурском районах. При реализации комплексного проекта “Развитие агропромышленного комплекса” доля Тамбовской области в общероссийском производстве продуктов питания к 2017 году  должна составить: по сахару 20%, по этиловому спирту не менее 10%, растительному маслу 5%, муки всех видов 6,5%.

Маркетинговая характеристика агропромышленного сектора Тамбовской области как центра продовольственной безопасности

В агропромышленном комплексе  Тамбовской области производится более 20% валового регионального продукта. В селе проживает более 40% населения области. Основное богатство региона — черноземные почвы. Земельный фонд области включает более 3,4 млн. га, в его структуре преобладают сельскохозяйственные угодья (78,9%), из которых  на долю черноземов приходится 87%. Учитывая это, развитие агропромышленного комплекса признано приоритетным направлением развития региона.

В рамках реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением администрации области от 21.11.2012 № 1443, по ведомственной оценке в 2015 году достигнуты следующие показатели:

— стоимость валовой продукции в фактических ценах реализации – 124,2 млрд. рублей;

— индекс физического объема продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах – 110,9%;

— стоимость валовой продукции растениеводства – 80,7 млрд. руб.;

— индекс физического объема продукции растениеводства в сопоставимых ценах – 119,3%

— стоимость валовой продукции животноводства – 43,5 млрд. руб.;

— индекс физического объема продукции животноводства в сопоставимых ценах – 100,1% [10].

Агропромышленный комплекс – одна из самых инвестиционноемких отраслей экономики. На преодоление негативных тенденций устаревания производственной и технологической базы производства, а также на создание потенциала для будущего развития экономики области направлены действия по наращиванию инвестиционного потенциала. Объем инвестиций в АПК региона по итогам 2015 года сложился на уровне 33,1 млрд. рублей (по полному кругу производителей).

В 2015 году на отборе в порядке, установленном Правительством РФ, в целях проектного финансирования в соответствии с постановлением Правительства РФ №1044 от 11.10.2014 «Об утверждении программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования», одобрено 2 проекта Тамбовской области:

— инвестиционный проект ОАО «Токаревская птицефабрика» мощностью 150 тыс. тонн мяса птицы стоимостью 9 млрд. рублей – проект одобрен 24.03.2015, сумма кредита 6 942 млн. рублей (в течение 2015 года использовано кредитных средств в сумме 6156,74 млн. рублей). Технология предусматривает напольное содержание птицы. Проект представляет собой 7 откормочных площадок, инкубатор, цех по забою и переработки птицы, цех переработки удобрений. Выход на проектную мощность птицефабрики позволит создать 2000 рабочих мест с достойной оплатой труда. Объективный прогнозируемый срок ввода по данным инвестора — 2017 год.

— инвестиционный проект ОАО «Знаменский сахарный завод» — увеличение действующих перерабатывающих мощностей предприятия с 6 тыс. тонн до 8 тыс. тонн, стоимостью 2,9 млрд. рублей – проект одобрен 24.03.2015, сумма кредита 820 млн. рублей (в течение 2015 года использовано кредитных средств в сумме 420 млн. рублей).

Лимит государственной поддержки агропромышленного комплекса, предусмотренный Тамбовской области из федерального бюджета на 2015 год составил более 4730,2 млн. рублей, из бюджета области 2291,9 млн. рублей. Уровень освоения бюджетных ассигнований составил 97,7%. Преимущественной мерой поддержки служит «Субсидирование части процентной ставки по краткосрочным/инвестиционным кредитам (займам) на развитие подотраслей растениеводства и животноводства», которая предоставляется за счет средств федерального бюджета на условиях софинансирования из бюджета области. Так, в 2015 году предельный объем ассигнований за счет средств федерального бюджета на повышение финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей составил 3150,8 млн. рублей (66,6% от общего лимита средств); за счет средств бюджета области 488,4 млн. рублей (21,3% от общего лимита средств) [10].

В рамках Госпрограммы в 2015 году с привлечением средств государственной поддержки реализовывались следующие ведомственные целевые программы:

— ведомственная целевая программа «Региональная экономически значимая программа развития первичной переработки свинины с учетом производства субпродуктов в Тамбовской области» на 2014-2016 годы;

— ведомственная целевая программа «Региональная экономически значимая программа ускоренного развития свиноводства в Тамбовской области» на 2014-2016 годы;

— ведомственная целевая программа «Развитие сельскохозяйственной кооперации в Тамбовской области» на 2015-2017 годы;

— ведомственная целевая программа «Региональная экономически значимая программа развития убойного производства сельскохозяйственных животных, переработки мяса в Тамбовской области» на 2015-2017 годы.

Государственная поддержка придала импульс устойчивому развитию растениеводства, животноводства, малых форм хозяйствования и социальному развитию села. На сегодняшний день в структуре сельскохозяйственной продукции на долю продукции растениеводства приходится более половины общего объема продукции сельского хозяйства (около 65,0%).

Таблица 1 — Продукция растениеводства в области в 2015 г.

Вид продукции

Факт 2014г.,

тыс. тонн

2015г., тыс.тонн

Факт 2015 г. в % к факту 2014г.

План

2016г., тыс.тонн

План (согласно посл. ред. Госпрограммы)

Факт (предварительные

данные террито-риального органа ФГС по Тамбовской

области)

Зерновые и зернобобовые

( в физическом весе)

(вес после доработки)

3313,3

3120,2

3300,0

3701,4

3445,6

111,7

110,4

3250,0

Сахарная свекла

3122,9

3632,0

4187,5

134,1

4000,0

Подсолнечник

( в физическом весе)

( вес после доработки)

624,7

574,0

700,0

788,2

735,4

126,2

128,1

642,0

600,0

Картофель

522,3

747,3

766,7

146,8

650,0

Овощи

121,1

118,0

127,6

105,4

127,0

Плоды и ягоды

34,8

34,9

32,9

94,8

40,5

Сегодня область входит в тройку лидеров ЦФО по производству зерна, сахарной свеклы, подсолнечника. По последним оперативным данным на национальном рынке продукции растениеводства производственная доля региона в 2015 году составила: по сахарной свекле – 11,1%; подсолнечнику – 8,1%; по зерну — 3,3%. Наряду с вышеперечисленными культурами, высокопродуктивной в текущем году оказалась соя – валовой сбор 80 тыс. тонн (рост в 2,3 раза от 2014 года) при средней урожайности 18 ц/га.

В 2015 году приобретено и внесено 90,5 тыс. тонн действующего вещества минеральных удобрений, что на 5,5% выше уровня прошлого года.

Доля площадей посевов элиты в общей площади посевов составила 5,1% (под урожай 2015 года высеяно семян элиты сельскохозяйственных культур 18 тыс. тонн). Раскорчевано 286,2 га садов. Площадь закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений в 2015 году составила 692,8 га, уходные работы проведены на площади 2185,7 га. В 2015 году введено в эксплуатацию 10 мелиоративных оросительных систем общей площадью 2187,1 га мелиорируемых земель. В целом за 2014-2015 годы площадь мелиорируемых земель увеличилась на 3893,1 га.

Одно из направлений инвестирования сельскохозяйственной деятельности – обновление сельскохозяйственной техники, являющейся решающим фактором роста производства продукции растениеводства. Внедрение новых технологий предусматривает использование современной надежной энерго- и ресурсосберегающей техники.

Так, в 2015 году сельхозтоваропроизводителями было закуплено 301 трактор и 162 зерноуборочных комбайна (по данным ведомственного учета коэффициент обновления составил по тракторам – 2,8%, по зерноуборочным комбайнам – 5,5%). Увеличены мощности по подработке и сушке зерна на 58 тыс. тонн (проведена реконструкция, приобретено и смонтировано новых современных зерносушилок 8 шт., на сумму 26 млн. рублей в восьми хозяйствах области). Ежегодное обновление технического парка позволяет повысить эффективность производства за счет применения передовых инновационных технологий по уборке урожая, подработке, хранению и сушке зерна [10].

На территории области отмечается недостаток современных мощностей по хранению плодоовощной продукции. В 2014 году суммарная емкость картофелехранилищ в Тамбовской области составила 123,86 тыс. тонн, овощехранилищ – 6,83 тыс. тонн. Суммарная емкость плодохранилищ в 2014 году составила 17,17 тыс. тонн, из которых хранилища емкостью 10,1 тыс. тонн находятся в действующем состоянии, хранилища емкостью 7,07 тыс. тонн требуют ремонта. В 2015 году модернизация мощностей по хранению плодов и ягод на территории региона составила 0,5 тыс. тонн; ввод мощностей по хранению картофеля и овощей открытого грунта – 6,7 тыс. тонн.

На долю продукции животноводства приходится соответственно около 35,0% от валового объема производства продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении. В области в рамках Государственной программы принимаются меры по развитию отрасли животноводства выполнению запланированных объемов производства мяса, молока, яйца и прудовой рыбы. Мясное животноводство демонстрирует устойчивый рост, являясь одной из наиболее динамично развивающихся отраслей агропромышленного комплекса области. На конец 2015 года сложилась следующая структура численности основных видов скота в хозяйствах всех категорий:

— крупный рогатый скот – 120,7 тыс. голов (86,4% к уровню 2014 года);

— свиньи – 907,9 тыс. голов (112,3% к уровню 2014 года), преимущественно за счет увеличения поголовья свиней по предприятиям, реализующим инвестиционные проекты в области свиноводства и являющимся получателями государственной поддержки по возмещению части процентной ставки по привлеченному инвестиционному кредиту на цели развития свиноводства;

— овцы и козы – 76,8 тыс. голов (104,9 % к уровню 2014 года).

Численность племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, за исключением племенного маточного поголовья крупного рогатого скота мясного направления, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей увеличено до 3,4 тыс. голов (динамика 128,9% к уровню 2014 года).

Производство мяса скота и птицы на убой в живом весе по итогам 2015 года сложилось в объеме 347,4 тыс. тонн (101,7 % к уровню 2014 года), в том числе: в сельхозорганизациях – 298,9 тыс. тонн (103,8% к уровню 2014 года), в хозяйствах населения – 45,2 тыс. тонн (89,5% к уровню 2014 года), в крестьянских (фермерских) хозяйствах – 3,3 тыс. тонн (105,4 % к уровню 2014 года). В сфере животноводства доля Тамбовской области в общероссийском производстве мяса скота и птицы (в живом весе) в среднем составляет 2,7%.

Производство молока по итогам 2015 года оценивается в объеме 219,7 тыс. тонн (98,2 % к уровню 2014 года), в том числе: в сельхозорганизациях – 59,7 тыс. тонн (108,5% к уровню 2014 года), в хозяйствах населения — 129,9 тыс. тонн (91,0% к уровню 2014 года), в крестьянских (фермерских) хозяйствах – 30,1 тыс. тонн (115,6 % к уровню 2014 года). Рост объемов производства молока в сельхозпредприятиях и КФХ к соответствующему периоду 2014 года ожидается на уровне 110,7%.

За последние годы удалось стабилизировать производство молока за счет ввода в эксплуатацию новых молочных комплексов и реконструкции имеющихся молочно-товарных ферм, внедрения современных технологий содержания, кормления, увеличения продуктивности коров. За два года в области введены в эксплуатацию инвестиционные проекты, ориентированные на увеличение молочного производства, повышение качественных характеристик молочной продукции:

ООО «Мегаферма «Шереметьево» Пичаевского района – 1-ая и 2-ая очереди на 2000 голов коров (в конце 2015 года завезено 800 голов нетелей по импорту из Германии);

ООО «Суворово» Уваровского района — 1-я очередь на 1200 голов коров;

ООО ЗАО АК «Тамбовский» Тамбовского района — 1-я очередь на 600 голов коров;

ООО «Агрофирма «Жупиков» Сосновского района на 1200 голов коров;

4 семейных животноводческих фермы в Сампурском и Токаревском районах по 100 голов каждая. Объем производства яйца по итогам 2015 года составил 160,1 млн. штук (93,8 % к уровню 2014 года). За 2015 год стоимость товаров собственного производства предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности составила 63,9 млрд. рублей. Индекс производства – 114,1%. В 2015 году пищевая и перерабатывающая промышленность функционировала относительно устойчиво, вводились новые мощности, расширялся ассортимент выпускаемой продукции, устанавливалось новое современное оборудование, проводилась реконструкция объектов.

Таблица 2 — Производство некоторых видов продуктов питания

в Тамбовской области, тыс. тонн

Наименование показателя

2014 год

(факт)

2015г (оценка)

Темп роста (%)

Мясо и субпродукты пищевые -всего

105,9

127,98

120,8

Масло сливочное

0,7

0,98

143,6

Сыры и продукты сырные

10,2

13,13

129,0

Сахар-песок

614,8

701,5

114,1

Масло растительное нерафинированное

107,7

81,8

76,0

Комбикорма

584,7

633,7

108,4

Спирт этиловый ректификованный (тыс.декал)

2976,0

3355,4

112,8

Меры Правительства России по ограничению ввоза пищевых продуктов дали толчок к развитию отечественного производства. В 2015 году увеличено производство мяса и субпродуктов пищевых убойных животных (без учета мяса и субпродуктов пищевых домашней птицы) в 6,2 раз, масла сливочного на 43,6%, сыров и продуктов сырных на 29,0%.

Тамбовская область относится к числу регионов, являющихся крупными производителями сахара. По итогам 2015 года область занимает четвертое место в РФ по производству сахара. Производство сахара-песка на душу населения в области значительно превышает его потребление. Уровень использования производственных мощностей предприятиями сахарной промышленности в течение пяти лет составляет около 100%, это один из самых высоких показателей по всем отраслям промышленности.

В 2015 году построен и введен в эксплуатацию склад по хранению сахара-песка ЗАО «Уваровский сахарный завод» мощностью 18,0 тыс. тонн единовременного хранения (предприятие является получателем государственной поддержки по возмещению части процентной ставки по привлеченному инвестиционному кредиту на строительство данного объекта).

Несмотря на снижение объемов производства в 2015 году, в целом за последние годы сохраняется тенденция к росту вывоза растительного масла в другие регионы и страны (экспортеры ООО «Новый сад», ООО «Кристалл»). На предприятиях масложировой промышленности – ООО «Тамбовский Завод Растительных масел», ООО «Новый сад» проведена модернизация оборудования. Введен в эксплуатацию цех по производству растительного масла АО МПК «Максимовский» мощностью 375 тонн/сутки семян подсолнечника. Общая мощность заводов 1375 тонн в сутки переработки семян позволит выработать 125,0 тыс. тонн масла растительного.

В Тамбовской области продолжается действие подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы. В течение 2015 года проведены процедуры конкурсных отборов на получение грантов начинающими фермерами, на развитие семейных животноводческих ферм и на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Конкурсной комиссией были рассмотрено 70 заявок начинающих фермеров и 16 заявок по развитию семейных животноводческих ферм.

Поддержку в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, на бытовое обустройство начинающих фермеров получили 42 КФХ, на общую сумму 62091,000 тыс. рублей. Распределение средств составило: из федерального бюджета – 56 890,000 тыс. рублей, из бюджета Тамбовской области – 5 201,000 тыс. рублей.

Поддержку в виде гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ получили 11 КФХ, на общую сумму 65577,895 тыс. рублей. Распределение средств составило: из федерального бюджета – 62 299,000 тыс. рублей, из бюджета Тамбовской области – 3 278,895 тыс. рублей.

За годы действия программы (2012-2015) государственная поддержка в виде грантов позволила создать 136 новых КФХ на территории области, преобразованных из ЛПХ, обеспечив тем самым самозанятость населения на селе, произвести реконструкцию 29 семейных животноводческих ферм, увеличить поголовье КРС в крестьянских фермерских хозяйствах области на 3431 головы, овец на 2698 голов, кур на 80300 голов, индюшек на 6500 голов, кроликов на 480 голов маточного поголовья.

Актуальная задача содействия политике импортозамещения сказывается и на работе малых форм хозяйствования в регионе. Так, в 2015 году в рамках программы поддержки начинающих фермеров, из 42 вновь созданных крестьянских фермерских хозяйств 11 выбрали направлением своей деятельности производство овощной продукции (теплицы); к примеру, в 2014 году это направление деятельности не было востребовано.

Субсидии на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования, получили 785 хозяйств, из них 209 – крестьянские (фермерские) хозяйства, 576 – личные подсобные хозяйства, на общую сумму 65823,458 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета 58 142,900 тыс. рублей, из бюджета области – 7 680,558 тыс. рублей.

Субсидии на возмещение части затрат КФХ, включая ИП, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в 2015 году получили 7 фермерских хозяйств на общую сумму 424,499 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета – 403,220 тыс. рублей, из бюджета области – 114,200 тыс. рублей. Всего оформлено в собственность 1,799 тыс. га земли.

Грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в 2015 году получили 2 сельскохозяйственных потребительских кооператива: «Эдельвейс» Никифоровского района и «Рассказовское молоко» Рассказовского района, на общую сумму 18710,6 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета — 17775,0 тыс. руб., из бюджета области — 935,6 тыс. рублей. На сегодняшний день на территории региона зарегистрировано и действует 10 кооперативов по закупке молока. Динамика объема закупок молока за 2015 год составила около 101% к уровню 2014 года.

В соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с 2014 года в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы реализуются мероприятия по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села в соответствии с подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» на основе механизма софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета области и внебюджетных источников.

Управление сельского хозяйства области выступает заказчиком по следующим мероприятиям:

  • улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

  • развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности;

  • развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности;

  • развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности;

  • реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности;

  • развитие водоснабжения в сельской местности;

  • развитие газификации в сельской местности;

  • грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности;

  • строительство и реконструкция автомобильных дорог в сельской местности.

В 2015 году осуществлена работа по освоению выделенных средств и выполнению целевых индикаторов. Общий объем средств, предусмотренных управлению сельского хозяйства области на реализацию мероприятий Подпрограммы в 2015 году (с учетом переходящих остатков), составил 312,9 млн. руб. за счет федерального бюджета, 386,7 млн. руб. – лимит средств консолидированного бюджета области.

Факт финансирования по состоянию на 01.01.2016 за счет средств федерального бюджета составляет 300,4 млн. руб., за счет средств бюджета области – 326,1 млн. руб.

План по вводу жилья — 14,856 тыс.кв.м., в том числе для молодых семей и молодых специалистов 10,399 тыс.кв.м. По состоянию на 01.01.2016 в рамках действующей подпрограммы объем ввода и приобретения жилья для граждан, проживающих в сельской местности составил 17,724 тыс.кв.м. (249 семей), в т.ч. для молодых семей и молодых специалистов – 10,681 тыс.кв.м. (147 семей); на эти цели фактически профинансировано за счет средств федерального бюджета 118,256 млн. рублей, за счет средств бюджета области — 65,89 млн. рублей. В рамках ДЦП «Социальное развитие села до 2013 года» (утверждена постановлением администрации области от 22.03.2010 №306; в настоящее время утратила силу) осуществляется ввод жилья в 2015 году и будет продолжен в последующие годы: по состоянию на 01.01.2016 объем ввода и приобретения жилья для граждан, проживающих в сельской местности, составил 5,479 тыс.кв.м. (64 семьи), в т.ч. для молодых семей и молодых специалистов – 2,318 тыс.кв.м. (24 семьи).

План по вводу в действие распределительных газовых сетей — 33 км., локальных водопроводов — 18,8 км. Фактически введено в эксплуатацию 59,41 км. газовых сетей и 28,02 км. водопроводных сетей. Продолжено строительство Оборонинской СОШ в Мордовском районе на 648 ученических мест, ввод запланирован в 2016 году. В с.Бурнак (Жердевский район) реализован проект по комплексному обустройству площадки под компактную жилищную застройку на 219 домов.

Завершено строительство Калининского фельдшерско-акушерского пункта в Тамбовском районе. Введено плоскостное спортивное сооружение в Гавриловском районе, с. Гавриловка 2-я — 2108 кв.м. (объект введен за счет подтвержденных переходящих остатков средств 2014 года). Ведется строительство плоскостного спортивного сооружения в д. Вишневка Ржаксинского района Тамбовской области. Ввод данного объекта запланирован в 2016 году.

В 2015 году реализовано 7 проектов обустройства зон отдыха со спортивными и детскими игровыми площадками в Бондарском, Жердевском, Мучкапском, Ржаксинском и Токаревском районах Тамбовской области. Введено 22,494 км. автомобильных дорог.

 В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 — 2020 годы поставлены основные цели развития отрасли до 2020 года:

— ускоренное импортозамещение в отношении мяса (свинины, птицы, крупного рогатого скота), молока, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции;

— обеспечение населения области пищевыми продуктами на уровне рациональных норм питания за счет увеличения производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

— повышение качества и безопасности продуктов питания;

— повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

— повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;

— устойчивое развитие сельских территорий;

— сохранение, воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также улучшение экологичности сельскохозяйственного производства.

Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса.

К первому уровню приоритетов относятся:

в сфере производства – скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества области, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

в экономической сфере – повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

в социальной сфере – устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;

в сфере развития производственного потенциала – мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;

в институциональной сфере – развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование территориальных кластеров;

в научной и кадровой сферах – обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса.

Ко второму уровню приоритетов относятся следующие направления:

— развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;

— экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

— минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции [10].

Данные мероприятия позволят повысить продовольственную безопасность региона и экономическую безопасность РФ.

Заключение

Большую роль в решении вопросов продовольственной безопасности России играют органы государственной власти. В то же время государственная поддержка без эффективного организационно-экономического механизма регулирования продовольственного рынка не сможет в полной мере обеспечить стабильное развитие экономики страны и её независимость от внешнего импорта. Высоко значение и частного бизнеса в обеспечении безопасности продовольственного рынка.

На основе результатов проведенного исследования в работе сделано заключение о необходимости активизации финансирования продовольственного сектора экономики. Следует задействовать федеральные и региональные финансовые источники, синергетический эффект от которых создаст условия для повышения импортозамещающей активности сельскохозяйственных производителей, тем самым способствуя повышению продовольственной безопасности регионов.

Библиографический список

1. Егорова-Гудкова Т.И., Морозюк Н.С., Поп Н.В. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ИНВАРИАНТ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА // Инновации в науке. 2013. № 23. С. 86-96.
2. Михалко Е.Р. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ДОМИНАНТА СТРАТЕГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА //
Вестник экономической безопасности. 2010. № 11. С. 28-35.
3. Дадалко В.А. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2013. Т. 17. № 7 (60). С. 17-25.
4. Климова Н.В. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА // Фундаментальные исследования. 2012. № 9-1. С. 214-219.
5. Мельников А.Б., Артемова Е.И., Бурса И.А., Мельников Б.А. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2012. № 3. С. 189-194.
6. Денисова Н.И., Полянский С.Я. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ // Вестник Рязанского государственного агротехнологического университета им. П.А. Костычева. 2012. № 3 (15). С. 14-18.
7. Федор А.И., Тимошенко М.А. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Научное обозрение. 2012. № 5. С. 584-587.
8. Хаюц Ю.С. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ // Экономика и социум. 2015. № 2-4 (15). С. 1162-1165.
9. Дудин М.Н., Лясников Н.В. ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНОВ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 6 (381). С. 2-11.
10. Официальный сайт администрации Тамбовской области http://www.tambov.gov.ru/