Индекс УДК 338.1
Дата публикации: 31.05.2016

Маркетинговый анализ стратегии развития агропромышленного комплекса Тамбовской области

Marketing strategy analysis development of agro-industrial complex Tambov region

1. Тётушкин Владимир Александрович
2. Сизикин Александр Юрьевич
1. кандидат технических наук, доцент, кафедра экономического анализа и качества,
Тамбовский государственный технический университет
E-mail: volodtetus@yandex.ru
2. кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономического анализа и качества,
Тамбовский государственный технический университет
E-mail: sizikin@bk.ru
1. Tetushkin Vladimir Aleksandrovich
2, Sizikin Aleksandr Urevich
1. candidate of technical sciences, associate professor, sub-department of economic analysis and quality,
Tambov State Technical University
2. candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economic analysis and quality,
Tambov State Technical University

Аннотация: Актуальность исследования объясняется тем, что очень важен вопрос разработки стратегии развития для любого региона РФ в непростых экономических условиях. Цель данного исследования – маркетинговой анализ стратегии развития региона – Тамбовской области. Материалы и методы. В настоящей работе с помощью эконометрических методов проанализированы различные аспекты стратегии в сфере развития регионов. Результаты. Область применения результатов охватывает научные исследования для студентов и преподавателей, а также в качестве рекомендаций для руководства региона. Выводы. Современные условия социально-экономического развития регионов обусловливают объективную потребность в разработке специальных целевых программ по формированию и использованию продовольственных ресурсов различных регионов с учетом дифференциации производства и потребления, интенсивности межрегионального и межгосударственного продовольственного обмена и других определяющих факторов и тенденций.

Abstract: The relevance of the study due to the fact that very important issue of the development strategy for any region of the Russian Federation in difficult economic conditions. The purpose of this study and marketing analysis of strategy of development of region – Tambov region. The materials and methods. In the present work using econometric methods to analyze different aspects of the strategy in the field of regional development. Results. The scope of the results covers research for students and teachers, as well as recommendations for the management of the region. Conclusions. Modern conditions of socio-economic development of regions contribute to the objective need in the development of special targeted programmes for the formation and use of food resources of different regions, taking into account the differentiation of production and consumption, intensity of inter-regional and interstate exchange of food and other determinants and trends.
Ключевые слова: маркетинг, анализ, стратегия развития, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство.

Keywords: marketing, analysis, strategy development, agribusiness, agriculture


Введение

Регионы России отнесены к трем различным типам инновационной деятельности: разработческому, производственному и посредническому. В зависимости от типа инновационной стратегии в регионах должна по-разному строиться инновационная инфраструктура. Для каждого типа необходимы кадровые потребности и потребности в правовом обеспечении инновационного развития [1]. В работе [2] рассматриваются методологические вопросы в связи с развитием агропродовольственной системы в регионе. Представлен подход к формированию инновационной продовольственной стратегии с учетом современных социально-экономических требований. Статья [3] посвящена идентификации корпоративного потенциала структурной модернизации, инновационных преобразований агропродовольственной системы региона. Выделены возможности и ограничения вертикально интегрированных корпораций (ВИК) в структурной трансформации межхозяйственных связей и отношений субъектов агропродовольственных систем мезо-уровня. Раскрыт доминирующий способ структурной организации взаимодействия ВИК с агропродовольственными системами современной России; уточнены возможности ГЧП в развитии агропродовольственных систем региона с участием ВИК. Раскрыта перспективная стратегия развития взаимодействия ВИК с агропродовольственными системами современной России. В связи с вступлением России в ВТО перед региональными агропромышленными комплексами возникла проблема необходимости повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Острее стал вопрос разработки системы продовольственной безопасности регионов и, в первую очередь, формирования новой агропродовольственной политики в соответствии с современными реалиями инновационного развития производства и переработки продукции. В работе [4] раскрываются наиболее важные направления совершенствования агропродовольственной политики региона, производится экономическое обоснование перспективной стратегии развития сельского хозяйства Среднего Урала, дается оценка прогноза государственной политики поддержки основных отраслей производства. В работе [5] собраны и систематизированы данные по современным подходам к анализу инновационного развития агропродовольственных систем. В результате исследования были выявлены основные проблемы существующих моделей и предложена модель агроинновационной системы, позволяющей определять взаимосвязь между направленностью социально-экономического развития страны и ее природным потенциалом. Подобный подход позволяет наиболее точно определить приоритеты и выработать стратегию инновационного развития системы продовольственного обеспечения региона и сельских территорий.

В работе [6] предложены направления развития государственной поддержки в соответствии с выделенными приоритетами. Импортозамещение исследуется как составная часть стратегии повышения конкурентоспособности национального агропродовольственного комплекса. Выявлены основные факторы, снижающие конкурентоспособность агропродовольственного комплекса России на разных уровнях управления.

Маркетинговый анализ трендов развития агрокомплекса Тамбовской области

В агропромышленном комплексе Тамбовской области производится более 20% валового регионального продукта. В селе проживает около 40% населения области. Основное богатство региона — черноземные почвы. Земельный фонд области включает более 3,4 млн. га, в его структуре преобладают сельскохозяйственные угодья, из которых на долю черноземов приходится 87%. Учитывая это, развитие агропромышленного комплекса признано приоритетным направлением развития региона. В 2015 году индекс физического объема продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах составил – 110,9% (при запланированном значении – 105,5%), индекс физического объема продукции растениеводства в сопоставимых ценах – 119,3% (при запланированном значении – 109,3%), индекс физического объема продукции животноводства в сопоставимых ценах – 100,1% (при запланированном значении – 98,2%), валовое производство продукции сельского хозяйства в расчете на 1 га пашни в обработке в сопоставимых ценах (расчетным путем) – 52489,4 руб./га (при запланированном значении – 49222,7 руб./га, выполнение – 106,6%).

Стоимость валовой продукции в фактических ценах реализации – 124,2 млрд. руб., из которой стоимость валовой продукции растениеводства в ценах реализации – 80,7 млрд. руб.; стоимость валовой продукции животноводства в ценах реализации – 43,5 млрд. руб., индекс производства пищевых продуктов, включая напитки в сопоставимых ценах – 114,1% (при запланированном значении – 112,0%), среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства – 26020,4 рублей (при запланированном значении – 22650 рублей, выполнение – 114,9%). В 2015 году объем инвестиций в основной капитал, включая собственные средства, по полному кругу субъектов хозяйствования в сфере АПК находится на уровне 34,148 млрд. руб. Средства инвесторов направлялись на строительство животноводческих комплексов по производству свинины и птицы, убойных пунктов, молочных комплексов, элеваторных мощностей по хранению и переработке зерна. Государственная поддержка придала импульс устойчивому развитию растениеводства, животноводства, малых форм хозяйствования и социальному развитию села. В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013 — 2020 годы поставлены основные цели развития отрасли до 2020 года: — ускоренное импортозамещение в отношении мяса (свинины, птицы, крупного рогатого скота), молока, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции, а также продуктов переработки сельскохозяйственной продукции; — обеспечение населения области пищевыми продуктами на уровне рациональных норм питания за счет увеличения производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия; — повышение качества и безопасности продуктов питания; — повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках; — повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса; — устойчивое развитие сельских территорий; — сохранение, воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также улучшение экологичности сельскохозяйственного производства [7].

Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса. К первому уровню приоритетов относятся: развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство; в сфере производства – скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества области, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий; в экономической сфере – повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей; в социальной сфере – устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения; в сфере развития производственного потенциала – мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий; в институциональной сфере – развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование территориальных кластеров; в научной и кадровой сферах – обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса. Ко второму уровню приоритетов относятся следующие направления: экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия; минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции. В растениеводстве основные программные мероприятия выполняются в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» и направлены на увеличение производства продукции, повышение ее качества за счет внедрения высокопродуктивных сортов и более широкого применения современных ресурсосберегающих технологий. На сегодняшний день в структуре сельскохозяйственной продукции на долю продукции растениеводства приходится более половины общего объема продукции сельского хозяйства (около 65,0%). Объем производства продукции растениеводства за 2015 год всеми категориями хозяйств области в натуральном выражении приведен в таблице 1. [7].

Таблица 1 Объем производства основных сельскохозяйственных культур в 2014-2015 г.г.
Spectacle.cl9050

В 2015 году сельхозтоваропроизводителями области было приобретено 90,95 тыс. тонн д. в. минеральных удобрений. Темп роста объемов приобретения минеральных удобрений в сравнении с уровнем 2014 года составил 105,5%. Запланированный на 2015 год темп роста внесения удобрений — 105,0%. В 2015 году значительно увеличены площади посева зерновых культур на 100,8 тыс.га за счет увеличения площади посева озимых культур на 90,9 тыс.га, кукурузы на зерно на 16,9 тыс.га. Также увеличилась площадь посева сахарной свеклы на 12,7 тыс.га. Посевные площади подсолнечника, картофеля и овощей сохранились на уровне прошлого года. Доля площадей посевов элиты в общей площади посевов составила 5,1% (под урожай 2015 года высеяно семян элиты сельскохозяйственных культур 17,9 тыс. тонн, на площадь 85,85 тыс. га). Плодоводческими хозяйствами области раскорчевано 286,2 га садов. Площадь закладки многолетних плодовых и ягодных насаждений в 2015 году составила 692,8 га, уходные работы проведены на площади 2185,7 га. Ввод площади мелиорируемых земель составил 2,1871 тыс.га. Профинансировано 10 мелиоративных объектов. В 2015 году и в планах на 2016 год в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» предусмотрена реализация программно-целевых инструментов. Ведомственная целевая «Региональная экономически значимая программа развития картофелеводства и овощеводства открытого и защищенного грунта в Тамбовской области» на 2015-2017 годы. Цели и задачи данной программы направлены на повышение конкурентоспособности овощной продукции и картофеля сельскохозяйственных товаропроизводителей области в условиях импортозамещения. На реализацию мероприятий ВЦП из бюджета Тамбовской области предусматривалось в 2015 году выделение 20 млн. рублей. Фактически финансирования не осуществлялось. Приобретение тракторной и с/х техники запланировано на 2016 год. Ведомственная целевая «Региональная экономически значимая программа развития комплексов по подработке и хранению зерна в Тамбовской области» на 2015-2017 годы. Цели и задачи данной программы направлены на создание экономических и технологических условий для увеличения объемов производства зерновых и зернобобовых культур сельскохозяйственными товаропроизводителями области. На реализацию мероприятий ВЦП из бюджета Тамбовской области на 2015 год предусматривалось 36,0 млн.рублей. Фактически финансирования не осуществлялось. Обязательства по выплате субсидий перенесены на 2016 год. Ведомственная целевая «Региональная экономически значимая программа инновационных подходов в хранении и глубокой переработке сельскохозяйственной продукции (в т.ч. зерна с получением клейковины, кукурузы с получением крахмала и патоки и бетаина из мелассы) в Тамбовской области» на 2014 — 2016 годы. Цели и задачи программы направлены на создание биотехнологического комплекса хранения и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, обеспечение расширения ассортимента и повышение качества продуктов глубокой переработки сельскохозяйственного сырья, создание условий для развития предприятий, осуществляющих глубокую переработку зерна и кукурузы, и сахарной промышленности, создание условий для реализации инновационных подходов в хранении сельскохозяйственной продукции. Фактически финансирования в 2015 году не производилось по причине более медленных чем планировалось темпов реализации проектов, в том числе в рамках соглашений с международными финансовыми организациями. В феврале 2016 года ОАО «Знаменский сахарный завод» запустил проект, который можно назвать уникальным не только для Тамбовской области, но и для всей страны. Это проект по извлечению сахара и бетаина из мелассы посредством хроматографической сепарации. Дешугаризация мелассы позволяет более эффективно использовать сырье (меласса на 50% состоит из сахара). Данный проект позволит снизить содержание сахара в патоке на 40%. Это будет 2-ая подобная линия в России. Результатом реализации проекта станет переработка 100 тыс. тонн мелассы в год, производство дополнительного сахара в количестве 39,3 тыс. тонн в год, получение 1,5 тыс. тонн бетаина в год, а также ежегодное производство вторичной мелассы (патоки) в количестве 13,6 тонны и обессахаренной мелассы — 41,5 тысячи тонн. В животноводстве основные программные мероприятия выполняются в рамках подпрограмм «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», «Развитие мясного скотоводства в Тамбовской области» и направлены на увеличение объемов производства продукции мясного и молочного животноводства, повышение ее качества, увеличение поголовья животных специализированных мясных пород и помесных животных (полученных от скрещивания с мясными породами, с внедрением новых технологий их содержания и кормления), развитие переработки продукции животноводства за счет строительства новых и модернизации действующих производственных мощностей. На долю продукции животноводства приходится соответственно около 35,0% от валового объема производства продукции сельского хозяйства в стоимостном выражении. Ускоренное развитие мясного и молочного скотоводства и увеличение производства данной продукции рассматривается в области как основная задача, решение которой позволит удовлетворить спрос населения страны на мясо, молоко и молочные продукты за счет собственного, российского производства. В области принимаются меры по развитию отрасли животноводства выполнению запланированных объемов производства мяса, молока, яйца и прудовой рыбы. На конец 2015 года сложилась следующая структура численности основных видов скота в хозяйствах всех категорий: крупный рогатый скот – 120,7 тыс. голов (86,4% к уровню 2014 года), в том числе коровы – 41,4 тыс. голов (89,1% к уровню 2014 года); средний надой молока на одну корову во всех категориях хозяйств составил 5133 кг (105,7% к 2014 году). свиньи – 907,9 тыс. голов (112,3% к уровню 2014 года), увеличение преимущественно обеспечено за счет роста поголовья свиней предприятий, реализующих инвестиционные проекты в области свиноводства и являющихся получателями государственной поддержки по возмещению части процентной ставки по привлеченному инвестиционному кредиту на цели развития свиноводства; овцы и козы – 76,8 тыс. голов (104,9 % к уровню 2014 года). В последние годы на территории Тамбовской области демонстрирует устойчивый рост мясное животноводство, являясь одной из наиболее динамично развивающихся отраслей агропромышленного комплекса. Производство мяса скота и птицы на убой в живом весе по итогам 2015 года сложилось в объеме 347,4 тыс. тонн (101,7 % к уровню 2014 года), в том числе: в сельхозорганизациях – 298,9 тыс. тонн (103,8% к уровню 2014 года); в хозяйствах населения – 45,2 тыс. тонн (89,5% к уровню 2014 года); в крестьянских (фермерских) хозяйствах – 3,3 тыс. тонн (105,4 % к уровню 2014 года). В сфере животноводства доля Тамбовской области в общероссийском производстве мяса скота и птицы (в живом весе) в среднем составляет 2,7%. В регионе реализуется ряд крупных инвестиционных проектов по строительству объектов животноводства мясного направления. Наиболее крупные из них введены в эксплуатацию и успешно функционируют [7].

В части выполненных работ по развитию птицеводства полностью организована производственная деятельность в ЗАО «Инжавинская птицефабрика» Инжавинского района проектной мощностью 100 тыс. тонн мяса птицы в год с цехом убоя и собственным комбикормовым производством для внутреннего потребления. Предприятие ежегодно демонстрирует увеличение объемов производства: в 2012 году произведено 103,9 тыс. тонн мяса бройлеров, в 2013 году объем производства мяса птицы составил 113,0 тыс. тонн, в 2014 году достигнут уровень производства 117,4 тыс. тонн мяса птицы; объем производства за 2015 год – 122,0 тыс. тонн. ООО «Тамбовский бекон» — проект по строительству, реконструкции и модернизации свиноводческих комплексов, комбикормового завода с элеватором и пункта по приемке и переработке сельскохозяйственных животных, включая холодильную обработку и хранение мясной продукции. Предприятие поэтапно выходит на проектную мощность: в 2012 году произведено 7,5 тыс. тонн свинины, в 2013 году объем производства мяса составил 56,0 тыс. тонн, в 2014 году достигнут уровень производства 103,1 тыс. тонн мяса свиней; объем производства мяса свиней в живом весе в 2015 году составляет 113,1 тыс. тонн. Кроме того, в 2015 году вышел на полную проектную мощность свиноводческий комплекс в Рассказовском районе (ООО «РАСК» — 10,0 тыс. тонн мяса свиней в год). В 2015 году предприятие произвело 14,4 тыс.тонн свинины. На сегодняшний день запущено производство индюшиной фермы (ООО «Тамбовская индейка» Первомайского района). Ввод первой очереди комплекса по производству мяса индейки при выходе на проектную мощность позволит произвести до 40,0 тыс. тонн мяса птицы в год. В ближайшей перспективе планируется открытие, комбикормового завода, элеватора и убойного производства. Стоимость проекта: 7,275 млрд. руб. Выход на проектную мощность позволит создать 600 рабочих мест. В 2016 году будет окончено строительство и осуществлен запуск бройлерной птицефабрики ОАО «Токаревская птицефабрика» Токаревского района. Сметная стоимость проекта – 9,0 млрд. руб.; проектная мощность – 150,0 тыс. тонн мяса птицы в год (в живом весе). Технология предусматривает напольное содержание птицы. Проект представляет собой 7 откормочных площадок, инкубатор, цех по забою и переработки птицы, цех переработки удобрений. Выход на проектную мощность птицефабрики позволит создать 2000 рабочих мест с достойной оплатой труда. Проект был отобран в порядке, установленном Правительством РФ, в целях проектного финансирования в соответствии с постановлением Правительства РФ №1044 от 11.10.2014 «Об утверждении программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования». В 2015 году с государственной поддержкой застраховано 323,2 тыс. усл. голов сельскохозяйственных животных. Из числа сельхозтоваропроизводителей страхователями выступают ЗАО «Инжавинская птицефабрика» (страхование поголовья птицы), ООО «Ресурс», ООО «Тамбовмясопром», ООО «Тамбовский бекон» (страхование поголовья свиней). Объем производства молока по итогам 2015 года составил 219,7 тыс. тонн (98,2 % к уровню 2014 года), в том числе: в сельхозорганизациях – 59,7 тыс. тонн (108,5% к уровню 2014 года), в хозяйствах населения – 129,9 тыс. тонн (91,0% к уровню 2014 года), в крестьянских (фермерских) хозяйствах – 30,1 тыс. тонн (115.6 % к уровню 2014 года). Рост объемов производства молока в сельхозпредприятиях и КФХ к соответствующему периоду 2014 года — 110,7%. В последние годы удалось стабилизировать производство молока за счет ввода в эксплуатацию новых молочных комплексов и реконструкции имеющихся молочно-товарных ферм, внедрения современных технологий содержания, кормления, увеличения продуктивности коров. За два года в области введены в эксплуатацию инвестиционные проекты, ориентированные на увеличение молочного производства, повышение качественных характеристик молочной продукции: ООО «Мегаферма «Шереметьево» Пичаевского района – 1-ая и 2-ая очереди на 2000 голов коров; ООО «Суворово» Уваровского района — 1-я очередь на 1200 голов коров; АО АК «Тамбовский» Тамбовского района — 1-я очередь на 600 голов коров; ООО «Агрофирма «Жупиков» Сосновского района на 1200 голов коров; 4 семейных животноводческих фермы в Сампурском и Токаревском районах по 100 голов каждая. В 2015 году по полному кругу сельхозпредприятий и КФХ области отгружено 66,451 тыс. тонн молока (в 2014 году сельхозпредприятиями области отгружено на собственную переработку молока в объеме 53,954 тыс. тонн), из данного объема отгрузки реализация молока высшего сорта составила 27,6254 тыс. тонн, первого сорта — 38,8 тыс. тонн (100% реализованного молока — высший и первый сорт). На сегодняшний день на территории региона зарегистрировано и действует 10 кооперативов по закупке молока. Объем закупок молока за 2015 год составил 11308 тонн, в том числе у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство – 5254,9 тонн. Большая работа проводится по улучшению генетического потенциала животных в сельхозпредприятиях и КФХ путем закупки племенного молодняка из племенных заводов в области и за ее пределами. Удельный вес племенного поголовья крупного рогатого скота в общей численности составил 23%. В 2015 году закуплено 1253 головы племенного молодняка крупного рогатого скота молочного направления (ООО «Мегаферма «Шереметьево» в конце 2015 года завезено 800 голов нетелей по импорту из Германии), 37 голов племенного молодняка крупного рогатого скота мясного направления и 255 голов свиней. Численность племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, за исключением племенного маточного поголовья крупного рогатого скота мясного направления, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, увеличена до 3,4 тыс. голов (динамика 128,9% к уровню 2014 года) [7].

В текущем году статус племенного хозяйства присвоено АО «Агрокомплекс «Тамбовский». Ведется работа по созданию племенного стада в ООО «Молочная ферма «Жупиков». Для улучшения генетического потенциала и совершенствования пород крупного рогатого скота, находящихся в ЛПХ, организовано 18 пунктов искусственного осеменения коров. Достигнута договоренность с племобъединением Московской области на поставку в хозяйства региона семени элитных производителей. В рамках подпрограмм «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства», «Развитие мясного скотоводства в Тамбовской области» также к реализации предусмотрены программно-целевые инструменты. Из числа ведомственных целевых программ по состоянию на 01.01.2016 с привлечением бюджетного финансирования фактически реализованы: Ведомственная целевая программа «Региональная экономически значимая программа развития первичной переработки свинины с учетом производства субпродуктов в Тамбовской области» на 2014 — 2016 годы (утратила силу в редакции приказа управления от 08.07.2015 №210). Цели и задачи программы направлены на создание экономических условий для развития отрасли первичной переработки свинины с учетом производства субпродуктов, развитие инфраструктуры для глубокой переработки, хранения и сбыта мясной продукции. Основное мероприятие: строительство новых мощностей по убою, первичной и глубокой переработке мяса свиней, включая приобретение оборудования и модульных боен, сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями АПК. На реализацию мероприятий ВЦП в 2015 году фактически перечислено из бюджета Тамбовской области 23,15 млн. рублей. После признания данной программы утратившей силу основные мероприятия перенесены в ведомственную целевую «Региональную экономически значимую программу развития убойного производства, переработки мяса в Тамбовской области» на 2015-2017 годы). Ведомственная целевая программа «Региональная экономически значимая программа развития убойного производства сельскохозяйственных животных, переработки мяса в Тамбовской области» на 2015-2017 годы. В рамках реализации ВЦП предусмотрено осуществление мероприятий по созданию экономических условий для развития убойного производства сельскохозяйственных животных, переработки мяса, увеличению выпускаемой конкурентоспособной продукции отечественного производства в рамках импортозамещения. Основное мероприятие: субсидирование части затрат на строительство новых мощностей по убою сельскохозяйственных животных, переработке мяса, приобретение оборудования и модульных боен. На реализацию мероприятий данной программы было выделено и профинансировано из бюджета области 364,9 млн. рублей. Участниками программы являются ООО «Тамбовский бекон», ООО «Уваровский мясоперерабатывающий комбинат» и ООО «Тамбовагроинвест». Завершено строительство комплекса по убою свиней и производству субпродуктов в Тамбовском районе на базе ООО «Тамбовский бекон», производственной мощностью 1900 тыс. гол. свиней. Ведомственная целевая программа «Региональная экономически значимая программа ускоренного развития свиноводства в Тамбовской области» на 2014 — 2016 годы. Целью программы является создание экономических и технологических условий ускоренного развития свиноводства и увеличения объемов производства свинины в сельскохозяйственных организациях и КФХ. Основное мероприятие: приобретение белково-витаминных кормов, витаминного премикса, витаминно-минерального премикса, аминокислот. Также в рамках ВЦП в незначительном объеме предоставлялись субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям: на строительство и увеличение мощностей по производству свинины, включая приобретение технологического оборудования. На реализацию мероприятий данной программы в 2015 году за счет средств бюджета области профинансировано 699,2 млн. рублей. За 2015 год произведено сельхозтоваропроизводителями 171,562 тыс. тонн мяса свиней (103,8 % к аналогичному периоду 2014 года). Завершено строительство на увеличение мощностей в ООО «Тамбовский бекон» и в ООО «РАСК». Остальные ведомственные целевые программы не были реализованы в 2015 году по ряду обстоятельств. Некоторые из них планируются к реализации в 2016 году. Ведомственная целевая программа «Региональная экономически значимая программа предупреждения заноса и распространения африканской чумы свиней на территории Тамбовской области» на 2014 — 2016 годы. Целью данной программы является обеспечение эффективной защиты территории области от заноса и распространения вируса африканской чумы свиней. В 2015 году в соответствии с протоколом заседания Комиссии Минсельхоза России по отбору экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов РФ от 28.08.2015 №ЕГ-17-367 ведомственная целевая программа прошла конкурсный отбор. Однако, регион не выдержал ранее заявленных параметров. Фактически проведение специальных ветеринарных профилактических (противоэпизоотических) мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию АЧС, в рамках программы за счет бюджетных источников в 2015 году не финансировалось. Выявляемость возбудителя АЧС в 2015 году – 0% (за 2015 год вспышки очагов заболевания на территории региона не регистрировались). В 2016 году ВЦП снова отправлена на конкурсный отбор в МСХ РФ. Ведомственная целевая программа «Региональная экономически значимая программа развития мясного скотоводства в Тамбовской области» на 2014 — 2016 годы. Цели и задачи программы направлены на увеличение производства конкурентоспособных видов говядины «мраморного» мяса до 4,0 тыс. тонн, увеличение поголовья животных специализированных мясных пород до 11,5 тыс. голов, внедрение новых технологий содержания и кормления. В 2015 году выделение средств из бюджета Тамбовской области на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы не предусмотрено (в структуре Государственной программы прописывались только внебюджетные источники). В 2016 году ВЦП «Региональная экономически значимая программа развития мясного скотоводства в Тамбовской области» на 2016 — 2018 годы направлена на конкурсный отбор в МСХ РФ. В Тамбовской области продолжается действие подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы. По состоянию на 01.01.2016 в Статистическом регистре хозяйствующих субъектов Росстата по Тамбовской области зарегистрировано 2164 крестьянских фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют сельскохозяйственную деятельность. В течение 2015 года проведены процедуры конкурсных отборов на получение грантов начинающими фермерами, на развитие семейных животноводческих ферм и на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Конкурсной комиссией были рассмотрено 70 заявок начинающих фермеров и 16 заявок по развитию семейных животноводческих ферм. Поддержку в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, на бытовое обустройство начинающих фермеров получили 42 КФХ, на общую сумму 62 091,000 тыс. рублей. Распределение средств составило: из федерального бюджета – 56 890,000 тыс. рублей, из бюджета Тамбовской области – 5 201,000 тыс. рублей. Поддержку в виде гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ получили 11 КФХ, на общую сумму 65 577,895 тыс. рублей. Распределение средств составило: из федерального бюджета – 62 299,000 тыс. рублей, из бюджета Тамбовской области – 3 278,895 тыс. рублей. За годы действия программы (2012-2015) государственная поддержка в виде грантов позволила создать 136 новых КФХ на территории области, преобразованных из ЛПХ, обеспечив тем самым самозанятость населения на селе, произвести реконструкцию 29 семейных животноводческих ферм, увеличить поголовье КРС в крестьянских фермерских хозяйствах области на 3431 головы, овец на 2698 голов, кур на 80300 голов, индюшек на 6500 голов, кроликов на 480 голов маточного поголовья. Актуальная задача содействия политике импортозамещения сказывается и на работе малых форм хозяйствования в регионе. Так, в 2015 году в рамках программы поддержки начинающих фермеров, из 42 вновь созданных крестьянских фермерских хозяйств 11 выбрали направлением своей деятельности производство овощной продукции (теплицы); к примеру, в 2014 году это направление деятельности не было востребовано. Субсидии на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования, получили 785 хозяйств, из них 209 – крестьянские (фермерские) хозяйства, 576 – личные подсобные хозяйства, на общую сумму 65 823,458 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета 58 142,900 тыс. рублей, из бюджета области – 7 680,558 тыс. рублей. Субсидии на возмещение части затрат КФХ, включая ИП, при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в 2015 году получили 7 фермерских хозяйств на общую сумму 517,42 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета – 403,220 тыс. рублей, из бюджета области – 114,200 тыс. рублей. Всего оформлено в собственность 1,799 тыс. га земли. В соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» с 2014 года в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы реализуются мероприятия по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села в соответствии с подпрограммой «Устойчивое развитие сельских территорий Тамбовской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» на основе механизма софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета области и внебюджетных источников. Управление сельского хозяйства области выступает заказчиком по следующим мероприятиям: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; развитие сети общеобразовательных организаций в сельской местности; развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики в сельской местности; развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности; реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности; развитие водоснабжения в сельской местности; развитие газификации в сельской местности; грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности; строительство и реконструкция автомобильных дорог в сельской местности. В текущем 2015 году осуществлена работа по освоению выделенных средств и выполнению целевых индикаторов. Общий объем средств, предусмотренных управлению сельского хозяйства области на реализацию мероприятий Подпрограммы в 2015 году (с учетом переходящих остатков), составил 299,2 млн. рублей за счет федерального бюджета, 386,4 млн. рублей – лимит средств консолидированного бюджета области. Факт финансирования по состоянию на 01.01.2016 за счет средств федерального бюджета составляет 297,4 млн. рублей (уровень освоения – 99,4%), за счет средств бюджета области – 325,8 млн. рублей (уровень освоения – 84,3%). Ввод жилья запланирован в объеме 14,856 тыс.кв.м., в том числе для молодых семей и молодых специалистов 10,399 тыс.кв.м. По состоянию на 01.01.2016 в рамках действующей подпрограммы объем ввода и приобретения жилья для граждан, проживающих в сельской местности составил 17,724 тыс.кв.м. (249 семей), в т.ч. для молодых семей и молодых специалистов – 10,681 тыс.кв.м. (147 семей); фактически профинансировано за счет средств федерального бюджета 118,256 млн. рублей, за счет средств бюджета области — 65,89 млн. рублей. В рамках ДЦП «Социальное развитие села до 2013 года» (утверждена постановлением администрации области от 22.03.2010 №306; в настоящее время утратила силу) осуществляется ввод жилья в 2015 году и будет продолжен в последующие годы: по состоянию на 01.01.2016 объем ввода и приобретения жилья для граждан, проживающих в сельской местности, составил 5,479 тыс.кв.м. (64 семьи), в т.ч. для молодых семей и молодых специалистов – 2,318 тыс.кв.м. (24 семьи). Запланировано ввести в действие 33 км. распределительных газовых сетей и 18,8 км. локальных водопроводов. Фактически введено в эксплуатацию 59,41 км. газовых сетей и 28,02 км. водопроводных сетей. Продолжено строительство Оборонинской СОШ в Мордовском районе на 648 ученических мест ввод запланирован в 2016 году. В с.Бурнак (Жердевский район) реализован проект по комплексному обустройству площадки под компактную жилищную застройку на 219 домов. Завершено строительство Калининского фельдшерско-акушерского пункта в Тамбовском районе. Введено плоскостное спортивное сооружение в Гавриловском районе, с. Гавриловка 2-я — 2108 кв.м. (объект введен за счет подтвержденных переходящих остатков средств 2014 года). Ведется строительство плоскостного спортивного сооружения в д. Вишневка Ржаксинского района Тамбовской области. Ввод данного объекта запланирован в 2016 году. Реализовано 7 проектов обустройства зон отдыха со спортивными и детскими игровыми площадками в Бондарском, Жердевском, Мучкапском, Ржаксинском и Токаревском районах Тамбовской области. Введено 22 км. автомобильных дорог (ответственный исполнитель – управление автомобильных дорог области). С 2016 года запланирована реализация нового мероприятия по развитию сети учреждений культурно-досугового типа в сельской местности (ответственный исполнитель – управление культуры и архивного дела области). Достижение целей по импортозамещению и импортовытестнению планируется за счет устойчивого роста в таких отраслях перерабатывающей промышленности как сахарная, комбикормовая, мясная, мукомольно-крупяная, молочная (масло и сыроделие), спиртовая, плодоовощная. В рамках этих проектов решается задача не только по наращиванию производства продовольствия, но и задачи по повышению его конкурентоспособности за счет внедрения современных технологий, использования нового оборудования; доведению готового продукта до конечного потребителя. В 2015 году пищевая и перерабатывающая промышленность функционировала относительно устойчиво, вводились новые мощности, расширялся ассортимент выпускаемой продукции, устанавливалось новое современное оборудование, проводилась реконструкция объектов. За 2015 год предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности отгружено товаров собственного производства (по чистым видам экономической деятельности) на 63,9 млрд. руб. Индекс производства составил – 114,1%. Динамика производства отдельных видов промышленной продукции на территории региона в 2015 году представлена в таблице 2.

Меры Правительства России по ограничению ввоза пищевых продуктов дали толчок к развитию отечественного производства. В 2015 году увеличено производство мяса и субпродуктов пищевых убойных животных в 6,2 раз, масла сливочного на 43,6%, сыров и продуктов сырных на 29,0%. В 2015 году было запущено убойное производство на базе ООО «Тамбовский бекон» мощностью 1,9 млн. голов в год, что повысило производство мяса и субпродуктов. Производимая продукция — полутуши свиные, полуфабрикаты мясные, субпродукты поступают в сетевую торговлю и на переработку предприятиям мясной промышленности области. Введение эмбарго на сыры и масло сливочное привело к увеличению объемов производства данной продукции у всех производителей. Производители сыра не только наращивали объемы производства, но и расширили ассортимент. ООО «Бондарский сыродельный завод» выпустил твердый сыр «Знатный» (до этого на территории области выпускались только полутвердые сыры), СССПК «УСПЕХ» произвел экспериментальную партию мягкого сыра «Деревенский с травами». Продукция ООО «Бондарский сыродельный завод» поставляется в 12 регионов России, сыры ООО «Дружба» представлены в магазинах г. Москвы, ЗАО маслосырзавод «Новопокровский» реализует продукцию в 6 регионах РФ. Тамбовская область относится к числу регионов, являющихся крупными производителями сахара. По итогам 2015 года область занимает четвертое место в РФ по производству сахара. Производство сахара-песка на душу населения в области значительно превышает его потребление. Уровень использования производственных мощностей предприятиями сахарной промышленности в течение пяти лет составляет около 100%, это один из самых высоких показателей по всем отраслям промышленности. В 2015 году построен и введен в эксплуатацию склад по хранению сахара-песка ЗАО «Уваровский сахарный завод» мощностью 18,0 тыс. тонн единовременного хранения. Существенный спад производства произошел по следующим видам продукции: колбасные изделия (производство всего) — 4,7 тыс. тонн (72,4% к уровню 2014 года) [7].

Таблица 2 Производство некоторых видов продуктов питания в Тамбовской области тыс. тонн

Spectacle.xL9050

Резкое удорожание сырья в начале года, высокий процент по заемным средствам повлияли на прекращение выпуска колбасных изделий ОАО «Тамбовмясопродукт», что привело к значительному снижению темпа роста колбасных изделий; масло растительное нерафинированное (производство всего) – 81,8 тыс. тонн (76,0% к уровню 2014 года). Цена закупки подсолнечника и недостаток складских емкостей на предприятиях не позволил с начала года маслобойным заводам работать на полную мощность. Резкий рост цены на сырье, привел к увеличению себестоимости готовой продукции при сохранении цены реализации и снижающемся потребительском спросе на растительное масло. Несмотря на снижение объемов производства в 2015 году, в целом за последние годы сохраняется тенденция к росту вывоза растительного масла в другие регионы и страны (экспортеры ООО «Новый сад», ООО «Кристалл»). На предприятиях масложировой промышленности – ООО «Тамбовский Завод Растительных масел», ООО «Новый сад» проведена модернизация оборудования. Введен в эксплуатацию цех по производству растительного масла АО МПК «Максимовский» мощностью 375 тонн/сутки семян подсолнечника. Общая мощность заводов 1375 тонн в сутки переработки семян позволит выработать 125,0 тыс. тонн масла растительного. Для сохранения урожая зерновых, улучшения качества зерна в текущем году введены мощности элеваторов ООО «Брахросагро», ООО «Тамбовские фермы».

В соответствии с подпрограммой «Развитие подотросли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» основными мероприятиями, направленными на достижение устойчивого благополучия области по болезням животных и эффективной защите населения от болезней, общих для человека и животных, являются реализация ведомственной целевой программы «Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных на 2015-2017 годы» и Закона Тамбовской области от 28.12.2015 №625-3 «О наделении администраций муниципальных районов и городских округов Тамбовской области отдельными государственными полномочиями по организации отлова безнадзорных животных». Цель и задачи ведомственной целевой программы «Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных на 2015-2017 годы» (далее — ВЦП) направлены на: — снижение уровня инфицированности животных возбудителями заразных болезней; — повышение уровня защиты населения от болезней, общих для человека и животных, и пищевых отравлений; — увеличение объемов и повышение качества ветеринарных услуг. Общий объем финансирования ВЦП на 2015 год составил 254,2 млн. рублей, в том числе: — за счет средств федерального бюджета (в части, касающейся обеспечения лекарственными средствами проведения противоэпизоотических мероприятий) – 14,7 млн.; — за счет средств областного бюджета – 112,6 млн. рублей; — за счет средств внебюджетных источников (от оказания платных ветеринарных услуг) – 126,9 млн. рублей. В целях реализации ВЦП в сельхозпредприятиях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах граждан области за 12 месяцев 2015 года было осуществлено: — 413,6 млн. вакцинаций и 851,9 тыс. диагностических обследований и лечебно-профилактических обработок животных и птиц против заразных болезней; — более 6 млн. лабораторных исследований и ветеринарно-санитарных экспертиз патологических материалов от животных, образцов кормов и пищевых продуктов животного происхождения. Проводимые в рамках ВЦП мероприятия позволили обеспечить в 2015 году: — стабильное благополучие области по таким опасным болезням животных, включая болезни, общие для человека и животных, как сибирская язва, бруцеллез, лептоспироз, ящур, грипп птиц и свиней, оспа овец и другим заразным болезням; — снизить уровень инфицированности животных возбудителями заразных болезней до 1,6%; — повысить уровень эффективности ветеринарной лечебной работы на 27% по сравнению с 2014 годом; — повысить доходы Тамбовских областных государственных бюджетных учреждений ветеринарии на 23% по сравнению с 2014 годом. На реализацию в 2016 году Закона Тамбовской области от 28.12.2015 №625-3 «О наделении администраций муниципальных районов и городских округов Тамбовской области отдельными государственными полномочиями по организации отлова безнадзорных животных» из бюджета Тамбовской области бюджетам муниципальных районов и городских округов области выделено субвенций на сумму 2 млн. 708,8 тыс. рублей. Данные средства направлены на организацию отлова в 2016 году 4000 особей безнадзорных животных, обитающих на территориях городских округов и сельских поселений области. Ожидаемым результатом реализации мероприятий по отлову безнадзорных животных является снижение количества безнадзорных животных до 3 особей на 1 тыс. человек населения по состоянию на конец 2016 года, что снизит риски возникновения эпизоотий и распространения болезней [7].

Заключение

В связи с вступлением России в ВТО перед региональными агропромышленными комплексами возникла проблема необходимости повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции. Острее стал вопрос разработки системы продовольственной безопасности регионов и, в первую очередь, формирования новой агропродовольственной политики в соответствии с современными реалиями инновационного развития производства и переработки продукции.

Библиографический список

1. Коршенко И.Ф., Коршенко А.И., Кузнецов П.А. ВЫБОР СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ. ТИПИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ // Креативная экономика. 2010. № 5. С. 33-40.
2. Зинина Л. АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА: ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 5. С. 82-86.
3. Мокрушин А.А., Суслов А.И. КОРПОРАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРУКТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. № 1. С. 110-119.
4. Мальцев Н.В. О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА // Вопросы управления. 2013. № 4 (6). С. 95-99.
5. Полбицын С.Н. ПАРАДИГМА ИННОВАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ АПК // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 6 (78). С. 58.
6. Ермолова О.В., Кирсанов В.В. ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И ГОСПОДДЕРЖКА В АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ // Научное обозрение: теория и практика. 2015. № 4. С. 58-67.
7.Официальный сайт Тамбовской области http://www.tambov.gov.ru/