Кооперация как способ совершенствования экономических отношений в льноводстве Алтайского края

Петрова Марина Васильевна
доцент кафедры экономики АПК, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный аграрный университет», г. Барнаул
УДК 33:633.521
Лён-долгунец является традиционной культурой для Алтайского края. Однако в последние годы площади, занимаемые льном-долгунцом, несколько сократились (табл. 1). Основной причиной этого явились трудности при реализации льноволокна и продуктов переработки льна. Урожайность льна-долгунца в Алтайском крае является высокой. В 2014 г. в крае было произведено 43,6 тыс. тонн льноволокна, что составляет 11,5% общего объёма его производства в Российской Федерации. Таблица 1 Производство продукции льна-долгунца в России и Алтайском крае Показатели 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2010 г., % Посевная площадь льна-долгунца в Алтайском крае, тыс. га 4,7 4,6 4,5 3,5 3,6 76,5 Урожайность льна-долгунца (в переводе на льноволокно), ц/га: — в Алтайском крае — в Российской Федерации 14,1 8,2 13,8 8,9 10,7 9,0 13,1 8,3 12,1 9,0 85,8 109,8 Валовое производство льноволокна (в переводе) в Алтайском крае, тыс. ц 66,2 64,0 48,2 46,2 43,6 65,9 Валовое производство льноволокна в Российской Федерации, тыс. тонн ↳Читать далее

Развитие рынка с учетом восприятия качества продукции

Нечаева Марина Леонидовна
к.э.н., доцент, ГБОУ ВО Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, г. Княгинино
УДК 338.439.5
Одним из перспективных направлений развития рынка продуктов питания, в частности, группы мясных и колбасных изделий, как наиболее популярной среди населения, является определение покупательских предпочтений и сегментирование потребителей, что в дальнейшем позволит проводить маркетинговую работу, относительно определенного сегмента по комплексу неценовых факторов и по цене. Нами применена методика разделения рынка мясных изделий на кластеры, согласно потребительским предпочтениям, предложенная в 1939 году ученым Трионом и названная кластерным анализом, которая является частью метода многомерного анализа. Основным преимуществом данной методики выделим возможность на основе статистической обработки полученных данных путем анкетирования потребителей – разделения множества объектов на подмножества, в нашем примере опрошенного населения г. Кирова на однородные в понимании группы, так называемые кластеры. Также преимуществом методики кластерного анализа, безусловно, можно выделить возможность учета многих параметров при разбиении на группы. В нашем исследовании были выделены 16 параметров, которые были определены специалистами и экспертами отрасли как основополагающие для описания профилей сегментов при исследовании возможностей развития рынка. На ↳Читать далее

Маркетинговый анализ состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг агропромышленного региона (на примере Тамбовской области)

Тётушкин Владимир Александрович
кандидат технических наук, доцент, кафедра экономического анализа и качества,
Тамбовский государственный технический университет

УДК 338.1
Введение В работе [1] рассматриваются основные проблемы и направления развития конкуренции на продовольственном рынке агропромышленного региона. Приводятся результаты исследования и оценки уровня конкуренции и монополизации рынка. В работе [2] освещены результаты научных исследований и практический опыт относительно решения актуальных проблем функционирования и управления агропромышленным комплексом в условиях усиливающейся конкуренции и потребности в импортозамещении: состояние, ресурсный потенциал и перспективы развития экономики АПК региона, институциональные и инновационные основы её конкурентоспособности, роль инфраструктуры в обеспечении конкурентоспособности отечественной продукции и развитии агропродовольственного рынка, роль предприятия (организации) как субъекта конкурентоспособности и экономики АПК региона и государственного регулирования в её обеспечении, планирование как управленческий ресурс обеспечения конкурентоспособности экономики АПК региона и организация и управление устойчивым развитием сельских территорий. В условиях глобализации (вступление в ВТО и интеграция/разделение труда в мировой экономике) возникают новые задачи и цели, которые ставятся перед агробизнесом страны. Эффективность использования агропромышленного потенциала, как исчерпаемого ресурса, имеет государственную важность и требует инструментов создания максимально благоприятных ↳Читать далее

Нечеткий анализ данных в определении ущерба при нецелевом использовании земель

1. Тиндова М.Г.
2. Максимов А.А.
1. к.э.н., доцент кафедры прикладной математики и информатики Саратовского социально-экономического института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова
2. к.ф.-м..н., доцент кафедры прикладной информатики и программной инженерии Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина
УДК 519.237.5
Введение. Согласно Земельному кодексу, в России на сегодняшний день существует семь категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи; особо охраняемые территории и объекты; земли лесного фонда; земли водного фонда и земли запаса [1]. Способы использования земельных участков, виды деятельности, разрешенной на каждом из них, определяются той категорией, к которой относится тот или иной участок. Несмотря на то, что согласно ФЗ «Об оценочной деятельности», в процессе определения ущерба при нецелевом использовании необходимо использовать три подхода в оценке, чаще всего оценка ущерба осуществляется на основе затратного подхода и состоит в суммировании всех расходов, связанных с биологической рекультивацией необходимой для восстановления почвенного плодородия. Поэтому целью работы стала разработка нечёткой модели оценки ущерба основанной на доходном подходе в оценке. Доходный подход базируется на вычислении текущей стоимости будущих доходов, приносимых данным земельным участком. Другими словами, земельный участок сегодня стоит столько, сколько дохода в будущем он сможет принести его владельцу [2]. ↳Читать далее

Статистический анализ факторов, формирующих ВВП

Журавская К.Г.
Аспирант кафедры прикладной математики и информатики
Саратовского социально-экономического института (филиала)
РЭУ им. Г.В. Плеханова

УДК 519.237.5
Введение. На сегодняшний день ВВП является основным фактором, описывающим экономическое положение стран. Его уровень является основой формирования бюджета страны; его динамика показывает качество принятых управленческих решений, нацеленных на экономический рост. Валовой внутренний продукт – это макроэкономический показатель, показывающий рыночную стоимость всех товаров и услуг, произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления [1]. Выделяют номинальный и реальный показатели ВВП. В первом, стоимость всех товаров и услуг выражена в текущих ценах, поэтому уровень ВВП в этом случае зависит от изменений индексов цен и доходов. Во втором – уровень ВВП определяется ростом производства, а не ростом цен. Поэтому в качестве объекта исследования был рассмотрен реальный ВВП в период с 2000 по 2014 г. По данным Всемирного банка на возможности экономического роста, а следовательно и на уровень ВВП влияет ряд факторов, которые характеризуют как производственный сектор страны, положение в финансовом секторе, так и начальные условия развития ↳Читать далее

Эконометрический анализ формирования средней стоимости на рынке мясной продукции

Максимов А.А.
к.ф.-м..н., доцент кафедры прикладной информатики и программной инженерии Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина
УДК 519.237.5
Введение. В последнее время продовольственный сектор российской экономики стал одним из наиболее динамично развивающихся секторов. Данный факт в первую очередь связан с программами поддержки сельхозтоваропроизводителей, а также с программами ресурсозамещения в связи с товарным эмбарго. Динамика региональных рынков продуктов питания с одной стороны, показывает качество развития АПК, а с другой, если рассматривать отдельные товары, – покупательскую способность населения региона. Мясо является достаточно дорогим продуктом, и его спрос, предложение и ценовая динамика являются критериями платёжеспособности населения региона. По данным Росгосстата в структуре российского рынка мяса по сегментам лидирует мясо птицы 39%, затем следуют свинина с долей 33%, говядина – 23% и прочие виды мяса – 6%. Поэтому объектом исследования выступила поквартальная средневзвешенная стоимость свинины, говядины и мяса птицы за период с 1999 по 2014 г. Целью же работы является моделирование процесса формирования средней стоимости мяса на рынке г. Саратова. Методология. На первом этапе необходимо проверить наличие тенденции и периодических колебаний в ↳Читать далее

Статистический анализ состояния и основные проблемы развития молочной промышленности Алтайского края

Поспелова Ирина Николаевна
Доцент кафедры "Экономическая теория и статистика" ФГБОУ ВО Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул
УДК 338.439
Цельное молоко, кисломолочные продукты, сыр, творог являются важными продуктами питания человека. Их роль заключается в обеспечении организма кальцием, витаминами В2, А, полноценным белком. Без потребления молочных продуктов трудно набрать в дневном рационе питания необходимое для человека количество кальция и витамина В2.. Весьма важно потребление молока и молочных продуктов для роста и развития детей и подростков [1]. В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности РФ продовольственная независимость обеспечивается при 90% (в пересчете на молоко) удельном весе отечественного молока и молочных продуктов в общем объеме молока и молочных продуктов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка [2]. В 2013г. удельный вес отечественного молока и молочных продуктов в общем объеме молока и молочных продуктов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка составил 77,1% [3]. Институтом питания РАМН разработаны рекомендуемые нормы потребления молочных продуктов на 1 человека в год – 390 кг (в пересчете на молоко): цельное молоко – 116 кг; масло сливочное – 6,1 кг; сметана ↳Читать далее

Нечеткая оценка стоимости продукции

1. Глод Ольга Денисовна
2. Ланкин Виктор Ефимович
1. Доцент кафедры менеджмента и инновационных технологий ЮФУ
г. Ростов – на – Дону, Россия
2. Профессор кафедры менеджмента и инновационных технологий ЮФУ
г. Ростов – на – Дону, Россия


УДК 332.64
Факторов, влияющих на результаты сельскохозяйственного производства, достаточно много. Это погодные, климатические условия, курс валюты, условия кредитования и др. Для предпринимателя очень важно иметь как можно более точный прогноз на будущее. Причем этот прогноз должен иметь качественный характер. Одним из способов получения такого прогноза является использование знаний специалистов – экспертов. Эксперты формулируют свои оценки в качественной форме как, например, «ресурс недорогой», «приемлемая цена», «очень высокая стоимость» и т.д., используют приближенные значения для своих оценок. Для формализации высказываний и мнений экспертов применяют методы теории нечетких множеств. Для задания в математическом виде мнений экспертов применяют лингвистические переменные (ЛП) [1]. ЛП задается набором (χ, T(χ), U, G, M), в котором χ — название ЛП; T(χ) — терм-множество χ; U — универсальное множество; G — синтаксическое правило, порождающее термы множества T(χ); M — семантическое правило, которое каждому лингвистическому значению X ставит в соответствие его смысл M(X), причем M(X) означает нечеткое подмножество множества U. Смысл лингвистического ↳Читать далее

Направления обеспечения устойчивого развития малых форм хозяйствования в АПК Кыргызской республики

1. А.Т. Гыязов
2. А.М. Базиева
3. Г.Н. Борубаева
1. к.э.н., доцент, ректор, Кызылкийский институт технологии, экономики и права
2. доцент, Кызылкийский институт технологии, экономики и права
3. начальник учебно-информационного отдела, Кызылкийский институт технологии, экономики и права
УДК 338.431
Современный аграрный сектор Кыргызстана есть полное основание считать системой, в которой имеются и внешние и внутренние структуры, а также их производственные, экономические и торговые связи. Структура аграрного сектора – это многочисленные крестьянские и фермерские хозяйства, агрофирмы и кооперативы и т.д., которые функционируют ради осуществления сельскохозяйственной деятельности. В ходе осуществления своей деятельности, они объективно связаны с другими отраслями АПК (переработка с/х продукции, поставка сельскохозяйственной техники и материалов сельскому хозяйству, и др.), а также с торговлей, логистикой и объектами рынка по поводу дальнейшей переработки сельскохозяйственного сырья, хранения, сбыта продукции и т.д. Следует также отметить и характер отношений, они как внутри республики, так и за её пределами, осуществляются на базе рыночного механизма. Аграрный сектор как система отличается присущими ему характерными чертами. Основными из них являются зависимость аграрной деятельности от природно-климатических условий, сезонный характер производства, территориальная размещённость предприятий, непродолжительность сохранения своих потребительских свойств большинства сельскохозяйственной продукции [1-3]. С другой стороны аграрный сектор можно характеризовать ↳Читать далее

Инновационные направления маркетинговой стратегии транснациональной компании (ТНК) продовольственного сегмента (на примере компании DANONE)

Тётушкин Владимир Александрович
кандидат технических наук, доцент, кафедра экономического анализа и качества,
Тамбовский государственный технический университет

УДК 338.1
В условиях формирования глобальных рынков в конкурентоспособности фирм резко возросла роль маркетинговой составляющей. В течение последних тридцати лет произошли значительные изменения в мировой экономике и, соответственно, изменилась конкурентная борьба компаний. Конкуренция стала намного жестче и динамичнее, практически повсеместно она приобрела глобальный характер. Существенными факторами усиления конкуренции стали переход к следующему этапу научно-технической революции, конвергенция отраслей и технологий, стремительное развитие мировых финансовых рынков и доступность капитала, новые производственные и технологические возможности, снижение торговых ограничений и политические изменения, новые средства и приемы передачи и обработки информации, новые каналы распределения [1]. Современные инновационные маркетинговые принципы управления ТНК способствуют повышению скорости получения данных и их объективности, совершенствованию технологии обработки данных на основе современных систем управления базами данных, формированию маркетинговой информации о потребителях, уровнях их доходов[2]. В работе [3] представлен анализ, как зарождался маркетинг ТНК в условиях колониальной политики европейских государств 17-18 веков. Анализ работы Danone в России В 1992 году Danone стала одной из ↳Читать далее