Индекс УДК 631+37
Дата публикации: 27.07.2015

Использование метода кейсов в обучении менеджеров сферы сельского хозяйства

USE OF CASE STUDY IN TRAINING MANAGERS FIELD OF AGRICULTURE

Добросельский Владимир Владимирович
Аспирант. Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО "КФУ им. В.И. Вернадского" в г. Ялта
Dobroselsky Vladimir Vladimirovich
Post-graduate student. Humanities and Pedagogics academy (branch) "Crimean Federal University of V.I. Vernadsky" in Yalta

Аннотация: Менеджеры сферы сельского хозяйства в своей повседневной деятельности сталкиваются с множеством проблем, правильность решения которых во многом зависят от их знаний, умений и навыков, выделенных в процессе профессионального обучения, курсов повышения квалификаций, тренингов и пр. Влияние полученных навыков во время такого обучения во многом решает будущее организации. Умение решать ситуации при минимальных затратах личной энергии и организационных средств является одним из ценнейших профессиональных качеств, которым может обладать менеджер. Исходя из этого данное исследование направленно на изучение метода конкретных ситуаций в профессиональной деятельности менеджеров сферы сельского хозяйства, с целью повышения их эффективности в профессиональной деятельности.

Abstract: Managers of the scope of agriculture in their daily activities face many challenges, correctness of the decision which is largely dependent on their knowledge and skills identified in the course of vocational training, refresher courses, training sessions and so on. The effect of acquired skills during such training is largely It is about the future of the organization. Ability to solve the situation at the lowest cost of personal energy and organizational resources is one of the most valuable professional skills that can have a manager. On this basis, this study aimed at understanding the method of specific situations in a professional activity of managers in agriculture, in order to increase their efficiency in their professional activities.
Ключевые слова: АПК, сельское хозяйство, андрагогика, метод кейсов, формирование управленческих кадров

Keywords: Agriculture, andragogics, case-study, the formation of managerial personnel


У метода кейсов существует множество названий: case-study, case, метод кейсов, метод анализа конкретных ситуаций, кейс-стади и пр. Кейс-стади – это искусственно воссозданная в учебных целях практическая ситуация содержащая в себе проблематическое состояние. В переводе английского “case” – это случай, положение. Кейсы направлены на быстрое обучение, закрепление пройденного материала. По своему содержанию кейс описывает определённую ситуацию, с явными или неявными проблематичными отклонениями в системе деятельности организации, её процессах, элементах, связях между ними, внешней среде организации и пр. Кейс призван описывать идентично натуральной, обстановку в которой находиться менеджер. Не удивительно, что по настоящему качественные кейсы рассчитаны на 30 и более страниц, для того чтобы дать почву для максимально возможного рассмотрения ситуации, под разными углами.

Материалом для кейсов могут служить реальные жизненные ситуации, а также выдуманные ситуации, которые могут возникать в деятельности сельскохозяйственных организаций. Хорошо если ситуация взята из истории и известен полный период её существования, со всеми действиями руководителей, и последствиями этих действий. Содержание кейса должно быть максимально приближено к реальной ситуации и иметь под собой максимальное описание существующей проблемы. Лучше всего подавать проблему в виде определённого перечня симптомов без выделения конкретной проблемы, лучше всего, если учащиеся сами найдут проблему, выделив её из перечня симптомов.

Кейс должен активно обсуждаться аудиторией, каждый учащийся должен показать своё отношение к существующему положению вещей. Совместная аналитика ситуации необходима для формирования у будущих менеджеров не только умения решать практические ситуации, но и понимания группового поведения, возможных стереотипов в сознании других менеджеров, действий предпринимаемых другими в каждой конкретной ситуации. Так группа может делиться на несколько малых подгрупп (до 6 человек). Как правило, в таких группах обсуждение ситуации происходит более продуктивно, так как пассивных участников в малых группах практически нет, каждый принимает участие в решении проблемы.

Роль преподавателя/ведущего также очень интересна. В процессе обсуждения преподаватель также может участвовать в дискуссии, быть активным слушателем, координатором, либо сохранять молчание. Преподаватель ведёт себя согласно условиям кейса или же по своему усмотрению. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-стади рассчитан на то, что преподаватель имеет одинаковую коммуникативную роль по сравнению с остальными учащимися.

Группа, занимаясь решением кейса, проходит несколько этапов. Вначале преподаватель описывает ряд симптомов, из-за которых в организации происходит расхождение планируемых результатов с фактическими результатами. После нескольких минут обдумывания ситуации каждый поочерёдно высказывает своё мнение касаемо возможной проблемы. Далее группа обдумывает совместно все предположения, из-за которых возникают противоречия в планируемом и фактическом, и выделяет проблему.

На следующем этапе группа занимается выделением возможных действий по сглаживанию ситуации и устранению самой проблемы. Иногда даже самый верный и правильный путь, который всегда избирался в похожих ситуациях, может не подходить, а его использование может обернуться очень плачевно. Невозможно идти по одному пути всё время. Внешняя среда бизнеса изменчива, поэтому следует уделять особое внимание этому факту. Нахождение правильного пути должно происходить, прежде всего, с выделением и неправильных путей, которые могут использовать менеджеры в своей практике. После выделения правильных и неправильных вариантов действий группы, должны совместно определить, какое решение в данной ситуации является самым верным.

Выбрав, на взгляд группы единственно правильное решение, следует подумать, какие меры следует осуществлять дополнительно. К примеру, при внедрении стандартов ISO 9000 в деятельность сельскохозяйственной организации, менеджмент должен воспринимать эту процедуру в первую очередь как изменение. Как правило, трудовые ресурсы не принимают какие либо изменения. Это всё вызвано тем, что люди хотят стабильности, а какое-либо изменение несёт за собой неизвестное положение дел в будущем. Так менеджмент кроме принятия решения о внедрении изменений, разнообразного характера, должен принимать дополнительные меры касаемо факта непринятия изменений людьми.  Лучше всего если ввести людей в процесс внедрения этих изменений, и при этом оплатив их дополнительные усилия. Такое дополнительное решение, является одним из немногих, которое может провести процесс изменений гладко и без последствий. Желательно если группа опишет все средства, которые будут использованы в процессе устранения проблемы, самым лучшим вариантом является составление сметы затрачиваемых средств на планируемое мероприятие.

Если система действий продумана, время в течении которого будут осуществлены все мероприятия, а также составлена смета затрачиваемых средств, то значит настал черёд преподавательской оценки проделанной групповой работы. Если группа решила кейс правильно, тогда необходимо преступить к решению нового кейса, если нет, то нужно вернуться к этапу нахождения правильного пути, если причина ошибок не в этом, то нужно проследить процесс решения на возможность существовании дополнительных проблем.

Современный аграрный рынок довольно изменчив, в связи с этим фактом он постоянно диктует всё новые и новые условия, которые создают множество разнообразных ситуаций в производственной практике. Профессиональная деятельность менеджеров сельскохозяйственной сферы насыщена самыми разнообразными ситуациями. Такими ситуациями могут быть организационные конфликты, возникающие на стыке интересов менеджеров различных звеньев управления, постоянных стрессов, появления необходимости мобилизации всех сил из-за появившихся изменений во внешней среде и пр. Многие проблемы в организации порождаются благодаря несобранности менеджеров в принятии решений касаемо возникающих проблем. Так сфера сельского хозяйства является насыщенной проблемными ситуациями, самыми разнообразными и необычными, иногда такого рода, что менеджмент может с ними и не справиться, даже мобилизовав все свои силы на их решение.

Исходя из результатов исследования можно сделать вывод, что метод кейс-стади является хорошим педагогическим инструментом в формировании готовности менеджеров к решению многих возникающих проблем. Являясь очень простым в использовании средством, метод кейсов является необходимым элементом в формировании экономико-управленческих кадров. Будучи подготовленными к профессиональной деятельности в сфере сельского хозяйства, менеджеры смогут добиваться новых успехов, выводя свою организацию на новый, более высокий уровень.

Библиографический список

1. Безбородова Ю. Кейс-метод / Ю. Безбородова // Высшее образование в России. 2008. №8. – 163-165 с.
2. Виневская А.В. Метод кейсов в педагогике: практикум для учителей и студентов / А.В. Виневская. – Ростов на Дону: Феник, 2015. – 141 с.
3. Вульферт В. Я. Имитационные методы активного обучения / Вульферт В. Я.: учеб. пособие – Новосибирск: Новосиб. гос. аграр. ун-т. Инженер. Ин-т., 2011 – 96 с.
4. Добросельский В.В. Актуальность формирования лидерских качеств будущих менеджеров в процессе магистерской подготовки / В.В. Добросельский // Культура народов Причерноморья №278, 2014. – 162-163 с.
5. Добросельский В.В. Метод кейс-стади в коммуникативном процессе группового обучения студентов / В.В. Добросельский // Культура народов Причерноморья №277, 2014. – 153-155 с.
6. Добросельский В.В. Организационное совершенство предприятий сельскохозяйственной деятельности / В.В. Добросельский // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2015/06/2383 (дата обращения: 01.07.2015).
7. Добросельский В.В. Формирование личностно-деловых качеств будущих менеджеров в условиях Республики Крым / В.В. Добросельский // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. статей: Ялта: РИО ГПА, 2015. – Вып. 47. Ч. 1. – 71-78 с.
8. Лебедева Т.Е. Использование кейс-метода в преподавании экономических дисциплин / Т.Е. Лебедева // Ф?н-наука . 2012. №9 (12). –.48-49 с.
9. Пугач О.И. Интерактивные технологии обучения: вопросы внедрения / О.И. Пугач, Т.В. Добудько // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. №2-1. – 56-59 с.
10. Темина С.Ю. Кейс-метод: активное обучение принятию профессиональных решений / С.Ю. Темина // Среднее профессиональное образование. 2010. №1. – 44-46 с.
11. Шамис В.А. Активные методы обучения в вузе / В.А. Шшамис // СТЭЖ. 2011. №14. – 136-144 с.
12. Экономика сельского хозяйства и менеджмент: Практикум: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / Г.А. Петранёва, М.П. Тушканов, А.В. Мефёд и пр. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
13. Юлдашев З. Ю. Инновационные методы обучения: Особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования / З. Ю. Юлдашев, Ш. И. Бобохужаев – Ташкент: IQTISOD-MOLIYA, 2006. – 88 c.