Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства России в условиях импортозамещения
Need of the state support of agriculture of Russia in the conditions of import substitution
Abstract: Results of desk researches for the purpose of studying of dynamics of indicators of providing the population of Russia by necessary food and influences on these values of economic sanctions, and also actions for assistance to import substitution are presented. Approaches to the solution of a food problem are generalized. Experience of the state support of agriculture of the developed countries and the provision of the state programs of the Russian Federation regulating ensuring food security is studied. Insufficient level of security of the population of Russia is revealed by the food that in the conditions of restriction of import demands complex application of measures of regulation of development of agriculture.
Keywords: Agriculture, government support, government regulation, import substitution, food security.
На современном этапе Россия переживает целый ряд явлений, негативно сказывающихся на общем состоянии страны. Нарастание напряженности в политической сфере, усиление современных кризисных явлений, в также введение запретов и ограничений на торговлю продовольственными товарами – все это толкнуло правительство России пересмотреть стимулирование сельскохозяйственных производителей для обеспечения продовольственной безопасности страны [6].
Рассмотрим некоторые показатели обеспеченности населения России продовольствием. В 2014 году доля самообеспечения населения России основной сельскохозяйственной продукцией по данным Росстата [4] составила:
мясо – 82,8%;
молоко – 78,6%;
яйца – 97,6%;
картофель – 101,1%;
овощи и продовольственные бахчевые культуры – 90,2%.
Видим, что отрасль сельского хозяйства страны пока не в полной мере может обеспечить население необходимыми продуктами питания, для чего Россия импортирует недостающие продукты из-за рубежа (табл. 1).
Таблица 1 — Импорт основных видов сельскохозяйственной продукции в РФ, тыс. тонн
№ п/п | Наименование товаров | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
1 | Мясо | 1121,8 | 1538,6 | 735,2 | 748,6 | 1045,2 |
2 | Молоко | 8159,4 | 7938,5 | 8516,5 | 9444,8 | 9154,9 |
3 | Яйца, млн. шт | 2855,6 | 2707,6 | 2710,4 | 2480 | 1952,1 |
4 | Картофель | 3157,7 | 3154,7 | 2806,1 | 2816,9 | 2929,2 |
5 | Овощи | 901,3 | 1190,5 | 1345,1 | 1205,9 | 1234,9 |
Источник: Данные Росстата, 2015 г. [4]
По имеющимся оценкам, для достижения продовольственной независимости страны доля импортного продовольствия не должна превышать 25% от общего объема продовольственной продукции. В России порог продовольственной безопасности существенно превышен. Более того, с учетом последствий вступления России в ВТО, а также выдвинутых экономических санкций со стороны США и Евросоюза, угроза потери продовольственной независимости возрастает.
Производство отечественной сельскохозяйственной продукции и импорт определяют (с учетом экспорта) уровень потребления продуктов питания (см. табл. 2).
Несмотря на положительную динамику потребления большинства из основных продуктов питания, в 2014 году наблюдается снижение потребления молока, яиц и хлеба. В соответствии с рекомендованными медицинскими нормами в настоящее время немалая часть населения страны недополучает значительное количество животных белков, овощей и фруктов, а в ряде случаев потребляемое продовольствие крайне низкого качества.
Таблица 2 — Потребление основных продуктов питания в РФ на душу населения в год, кг
Наименование продуктов питания | Рекомендуемая норма потребления | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. |
Мясо и мясопродукты (без субпродуктов II категории и жира-сырца) | 70-75 | 64 | 65 | 68 | 69 | 69 |
Молоко и молокопродукты | 320-340 | 247 | 246 | 249 | 248 | 244 |
Яйца, шт. | 260 | 269 | 271 | 276 | 269 | 269 |
Хлеб и хлебобулочные изделия | 90-105 | 120 | 119 | 119 | 118 | 118 |
Картофель | 95-100 | 104 | 110 | 111 | 111 | 111 |
Овощи | 120-140 | 101 | 10 | 109 | 109 | 111 |
Сахар | 24-28 | 39 | 40 | 40 | 40 | 40 |
Масло растительное | 10-12 | 13,4 | 13,5 | 13,7 | 13,7 | 13,8 |
Фрукты и ягоды | 90-100 | 58 | 60 | 61 | 64 | 64 |
Источник: Данные Росстата, 2015 г. [4], [2]
Для восстановления продовольственной безопасности России можно рассмотреть развитие сельского хозяйства как одно из перспективных направлений при решении задач по импортозамещению. Перспективное значение аграрной сферы для экономики определяется тем, что Россия занимает первое место в мире по площади и качеству сельскохозяйственных земель, а, как известно, земля является одним из основных ресурсов для развития сельского хозяйства. Но следует отметить, что технологии, применяемые в сельском хозяйстве нашей страны, еще не в полной мере соответствуют мировым стандартам, что в значительной мере снижает конкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной продукции.
В рамках вступления России во Всемирную торговую организацию 14 июля 2012 года было принято Постановление Правительства РФ №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы»[1], основной целью которой было обеспечение продовольственной независимости России и повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в условиях вступления во Всемирную торговую организацию.
2 октября 2014 года было принято Распоряжение Правительства РФ №1948-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы» [3], согласно которому внесены изменения в ряд документов, регулирующих обеспечение продовольственной безопасности страны, развитие сельского хозяйства и другие. После внесения изменений в Постановление Правительства РФ №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы» [1], основной целью программы стало ускоренное импортозамещение в отношении мяса, молока, овощей, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции. Изменились также задачи Программы и объем бюджетных ассигнований.
В условиях экономических санкций должны быть приняты меры государственного регулирования, требуется серьезная финансовая поддержка отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. По мнению специалистов, до 2020 года Программа импортозамещения основных продовольственных товаров обойдется в 636 млрд. руб. Предполагается, что реализация Программы импортозамещения к 2020 году обеспечит увеличение производства сельскохозяйственной продукции, а также снижение зависимости внутреннего рынка продовольствия от импортных поставок в несколько раз [6].
Новиков А.И. [5] предлагает два подхода для решения продовольственной проблемы: кластерный и метод формирования полюсов роста и экономических ядер. Под кластером понимается ключевой инструмент управления территориальной агропромышленной политикой. На современном этапе в России эта теория остается не проработанной. На практике это проявляется в недостаточной интеграции фирм, слабом использовании современных технологий и неэффективной антимонопольной политике. Но успешный опыт решения этих вопросов у страны есть – это деятельность потребительской кооперации, возглавляемая Центральным Союзом. В советские времена потребительские кооперативы выполняли множество функций, позволяющих стране поддерживать сельского производителя и обеспечивать население отечественным продовольствием. Для России восстановление успешного опыта стало бы самым эффективным и наименее затратным способом проведения масштабной кампании по импортозамещению.
Стратегия «ядер» заключается в реализации следующих мероприятий:
— смена парадигмы управления АПК в направлении четкой структуризации элементов экономического механизма;
— увеличение зон регулирования и участия региональных бюджетов в капиталах интегрированных компаний;
— повысить статус региональной агропромышленной политики и т.д.
Сельское хозяйство развитых стран получает постоянную поддержку со стороны государства. Поддержка осуществляется с помощью различных экономических и финансовых действий и приемов: система кредитования и страхования с компенсацией из бюджета, ослабление или освобождение от налогов, снижение тарифов на потребляемые сельским хозяйством ресурсы, система дотаций и компенсаций и т.д. Все это не только помогает обеспечить продовольствием всю страну, но и экспортировать большие объемы сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.
Само по себе сельскохозяйственное производство является низкорентабельным, а иногда и убыточным. Зависимость отрасли от природно-климатических условий существенно влияет на прибыльность сельскохозяйственных предприятий. Поэтому сельское хозяйство является не достаточно привлекательным для инвесторов. Таким образом, сельскохозяйственному производству просто необходимо государственное регулирование как в виде финансовой поддержки, так и в форме ограничений ввоза импортных аналогов.
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] - http://ivo.garant.ru/#/document/70210644/paragraph/1:42. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 августа 2010 г. N 593н "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания" [Электронный ресурс] - ivo.garant.ru/#/document/12179471/paragraph/1:1
3. Распоряжение Правительства РФ от 2 октября 2014 г. №1948-р «Об утверждении плана мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014 - 2015 гг.» [Электронный ресурс] - http://government.ru/media/files/hZ8xLKjTbJk.pdf
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - http://www.gks.ru/
5.Новиков А.И. Импортозамещение на российском рынке продовольствия [Электронный ресурс] - vestnik-es.vlsu.ru/fileadmin/_temp_/Novikov_A.I._Importozameshchenie_na_rossiiskom_rynke_prodovolstvija.pdf
6. Постникова Л.В. Проблемы импортозамещения продукции сельского хозяйства России // Вестник ТвГУ. Серия «Экономика и управление». 2015. №1, т.2. С. 44-48.