Индекс УДК 330.322
Дата публикации: 30.12.2015

Инвестиционная привлекательность АПК региона в условиях кризиса

Investment attractiveness of the agricultural sector in the crisis

Панов Алексей Андреевич
Панова Наталья Сергеевна
доцент, ФГБОУ ВО "Волгоградский государственный аграрный университет", г.Волгоград
Panov Alexey Andreevich
Panova Natalia Sergeevna
associate Professor, Federal STATE budgetary educational institution "Volgograd state agrarian University", Volgograd

Аннотация: в статье рассматривается вопрос наличия достаточных инвестиций в АПК, как необходимого условия эффективного и устойчивого развития любой отрасли народного хозяйства. Рост инвестиций является одним из основных факторов обеспечения экономического развития АПК региона, повышения качества жизни населения, обновления региональной технической и технологической базы, основных фондов и повышения квалификации работников.

Abstract: the article discusses the question whether there is sufficient investment in the agricultural sector as an essential prerequisite for effective and sustainable development of any sector of the economy. Investment growth is one of the main factors of economic development of the agricultural sector, improving the quality of life of the population, updating of the regional technical and technological base, fixed assets and training workers.
Ключевые слова: инвестиции, агропромышленный комплекс, инновационное развитие, инновационный процесс, сельское хозяйство, импортозамещение, аграрная экономика, регион,

Keywords: investments, agro-industrial complex, innovative development, innovation process, agriculture, import substitution, agricultural Economics, region,


Введение. Происходящие изменения в глобальной мировой экономике и политике, заставляют российское сельское хозяйство двигаться в направлении усиления наукоемкости производимой продукции.

Как подсказывает опыт развитых стран, применение научно-технических исследований позволяет поддерживать баланс внутреннего рынка продовольствия, а также без особых сложностей проникать на ведущие мировые рынки.

Объекты и методы исследования. Однако существует определенная трудность применительно к российскому сельскому хозяйству, анализ социально-экономической ситуации в котором свидетельствует о его общетехническом и технологическом отставании.

В последнее время наметилась некоторая положительная тенденция к изменению, но всеже в аграрном секторе большинства регионов применяются в основном еще устаревшие технологии и несовершенные методы и формы организации производства и управления [5].

Уже давно признавалась необходимость изменений во всех сферах российского АПК и в отрасли сельского хозяйства в первую очередь. Были проведены ряд реформ, целью которых было исправление положения дел. Однако многочисленные попытки его поправить не достигли желаемых результатов.

Экспериментальная часть. Санкции, введенные в отношении Российской Федерации, а также ответный запрет России на ввоз различных видов продовольствия являют собой определенную «фору» для отечественных товаропроизводителей. Если мы сами можем прокормить свое население и обеспечить его практически всеми продуктами питания собственного производства, то зачем ослаблять собственную экономику и сельское хозяйство, покупая импортную продукцию.

Главной задачей региональной власти в условиях импортозамещения является как раз поддержка местных товаропроизводителей.

Одним из решающих рычагов управления АПК региона в кризисных условиях являются инновации, которые значительно повышают эффективность агропромышленного производства, совершенствуют структуру его экономики, обеспечивая экономический рост и решение социальных задач.

Инновация находит свое выражение в виде совершенно новой или усовершенствованной продукции или технологии, которые реализуются на рынке и используются в практической деятельности [2].

Организационно-экономическая сущность инновационных процессов заключается в постоянном организационном, экономическом, технико- технологическом совершенствовании агропромышленного производства с учетом достижений науки, техники и передового опыта.

Социально-экономическая сущность внедрения инноваций состоит в том, что использование результатов инновационной деятельности непосредственно в аграрном производстве, у потребителя обеспечивает получение определенного экономического и социального эффекта, и в итоге создаются материальные предпосылки для эффективного ведения и развития производства [5].

Функциональная сущность освоения инноваций состоит в устранении различий между уровнем и состоянием научно-технического потенциала и практики производства.

Относительно агропромышленного комплекса инновационный процесс представляет собой постоянный, непрерывный и закономерный процесс превращения конкретных технических или технологических идей на основе научно-исследовательских разработок в новые технологии, технику, их коммерциализация, т.е. доведения их до использования непосредственно в производстве в целях получения качественно новой продукции. В этом процессе участвуют сельскохозяйственные, научные и учебные организации, органы управления производством, обслуживающие организации, сами товаропроизводители [4].

Сельскохозяйственное производство характеризуется высоким уровнем риска инновационных процессов. Риск временного разрыва между затратами и результатами, не заинтересовывает частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства.

К условиям и факторам, тормозящим освоение инноваций в сельхозпроизводстве, относятся также сжатие внутреннего спроса на продовольствие, сокращение господдержки аграрного сектора и государственного финансирования научно-технических программ, неразвитость системы кредитования, высокие ставки по кредитам, отсутствие инновационной инфраструктуры и государственной инновационной политики и стратегии, недостаточный уровень подготовки кадрового персонала сельских хозяйств в области инновационного менеджмента.

Многие сельхозпредприятия региона утратили собственные оборотные средства, их кредиторская задолженность превысила годовой объем выручки от реализации продукции. Они не могут брать новые кредиты, что парирует нормальный процесс производства. Даже с учетом дотаций и компенсаций из бюджета, некоторые сельхозпредприятия региона убыточны, т.к. финансовые средства направляются на текущие цели.

Инновационный тип развития аграрной экономики во многом определяется научно-технической политикой региона, формированием регионального инновационного механизма. Субъектам принадлежит важная роль в реализации антикризисной программы, используя нововведения селекционно-генетического, технологического, организационно-управленческого и социального типа [1]

Таким образом, основными приоритетами в развитии инновационных процессов в региональном АПК следует считать:

— технологическое переоснащение организаций комплекса;

— создание современной системы информационного и инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности в АПК;

— формирование организационно-экономического механизма функционирования АПК на инновационной основе;

— разработка региональных и муниципальных инновационных программ развития АПК;

— совершенствование системы подготовки кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований.

Результаты. Одним из важнейших критериев устойчивого развития АПК в условиях кризиса, на региональном уровне, является объем инвестиций. Инвестирование осуществляется в виде капиталовложений с целью разработки, создания и работы развития АПК региона [4].

Благоприятный инвестиционный климат региона создает условия для развития высокотехнологичных производств и инновационных проектов. По итогам участия в ряде международных проектов, направленных на коммерциализацию технологий, Волгоградская область отнесена к числу территорий инновационного развития и включена в международную сеть трансферта технологий, что способствует усилению связей не только с отечественными, но и иностранными инвесторами.

В Волгоградской области разработана Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы, осуществляемая в рамках Соглашения между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Волгоградской области.

Общий объем финансирования мероприятий Государственной программы в 2015 году составит 19,5 млрд. рублей, в том числе 2,1 млрд. рублей средства федерального бюджета, 1,3 млрд. рублей – средства областного бюджета (объем финансирования на 24,5% процентов превысит уровень 2014 года), а 12,2 млрд. руб. —  внебюджетные средства [3].

Инвестиции в основной капитал в АПК осуществляются главным образом за счет собственных средств предприятий и привлеченных средств, а из бюджетных средств, которые занимают всего 18% в инвестициях, примерно 2/3 составляют средства федерального бюджета и 1/3 средства субъекта Российской Федерации, в частности  средства бюджета Волгоградской области.

Создание условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса становится приоритетным направлением развития Волгоградской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Волгоградской области на долгосрочную перспективу в части развития экономического потенциала Волгоградской области.

Комплексное развитие агропромышленного комплекса позволит обеспечить ежегодный рост валовой продукции сельскохозяйственного производства, обусловленный применением новых, более продуктивных сортов и гибридов, совершенствованием селекционной работы в области растениеводства и животноводства, проведением комплексной защиты растений, расширением орошаемых площадей с внедрением высокоэффективных ресурсосберегающих технологий, увеличением поголовья сельскохозяйственных животных, созданием современных животноводческих комплексов.

Библиографический список

1. Зубова, О.Г. Комплексное благоустройство как инструмент повышения инвестиционной активности в сельской местности / О.Г. Зубова, Е.В. Михайлова, Г.Н. Зверева // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2014. - №2. – С. 52-55.
2. Козенко, З.Н. Управление инновациями на хлебоприемных предприятиях / З.Н. Козенко, И.А. Гончарова // Основы экономики, управления и права. – 2014. - №5. – С. 55-60.
3. Материалы Министерства сельского хозяйства Волгоградской области // Официальный портал Губернатора и Правительства Волгоградской области: [сайт]. URL: - http: // www.volganet.ru.
4. Овчинников, А.С. Стратегия комплексного развития сельских территорий и эффективного функционирования АПК Волгоградской области в условиях ВТО / А.С. Овчинников, Н.Н. Балашова, Н.В. Иванова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - №1 - С.16-20.
5. Панов, А.А. Условия обеспечения импортозамещения Волгоградской области / А.А. Панов, Е.С. Бессонова // Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов. Воронеж.- 2015. – С. 87-91.