Индекс УДК 331.1
Дата публикации: 30.12.2015

Диверсификация производства хлебобулочной продукции в Саратовской области: опыт и перспективы развития

Diversification of production of bakery production in the Saratov region: experience and development prospects

Бабукова А.Ф.
Минеева Л.Н.
Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова, г. Саратов
Babukova A.F.
Mineeva L.N.
Saratov State Agrarian University named after NI Vavilov, Saratov

Аннотация: Представленная тема является актуальной, поскольку за последние годы в условиях жесткой конкуренции развитие рынка хлебобулочных изделий происходит за счет производства нетрадиционных сортов хлебобулочных изделий. Цель статьи заключается в выявлении наиболее перспективных тенденций в отрасли хлебного производства. При изучении поставленной цели применялись аналитические и статистические методы исследования. Результатом исследование является вывод о том, что большинство саратовских предприятий редко используют новинки в своем производстве, поскольку производители еще не достигли желаемого технологического и качественного уровня для того, чтобы выделить некоторые виды своей продукции в отдельную линейку продукции. Этим занимаются лишь несколько крупных предприятий Саратовской области. Следовательно, можно считать саратовский рынок хлебобулочной продукции перспективным и достаточно быстро развивающимся.

Abstract: Presented the topic is relevant because in recent years in the development of a highly competitive market of bakery products is due to the production of non-traditional varieties of bakery products. The purpose of the article is to identify the most promising trends in the industry of grain production. In the study of this goal apply analytical and statistical methods. The result of the study is the finding that most of the Saratov region rarely use trends in its production, as the manufacturers have not yet reached the desired levels of technology and quality in order to highlight some of its products into a separate product line. This takes only a few large enterprises of the Saratov region. Therefore, we can assume Saratov market of bakery products promising and quickly developing.
Ключевые слова: Хлебобулочные изделия, диверсификация, Саратовская область, нетрадиционный сорт хлеба, потребительская корзина

Keywords: Bakery products, diversification, Saratov region, unconventional sort of bread, consumer basket


Хлеб — продукт, относящийся к товарам первой значимости. Исходя из этого, данный рынок отличается достаточной стабильностью. Но в этих условиях в последнее время наблюдается тенденция снижения потребления населением хлебобулочной продукции.

Это происходит в силу переориентации части населения с потребления традиционных сортов хлеба на более необычные, зачастую хлеба класса «премиум». Так же все чаще рестораторы прибегают к отказу закупок хлебобулочной продукции у поставщиков из вне, а выпекают собственные «эксклюзивные» сорта хлеба сами. Это может стать особенностью их заведения, концепцией для повышения конкурентоспособности. Данное решение связано как с желанием выделиться из числа конкурентов за счет собственной «изюминки», так и за счет экономии средств на закупках этого «элитного» хлеба у производителей по очень высоким ценам [6].

В условиях острой конкуренции развитие рынка хлебобулочных изделий за последние несколько лет происходит за счет разработки и производства новых нетрадиционных сортов хлеба. Эти сорта значительно отличаются более сложной рецептурой, необычными добавками и ароматами. При этом спрос на обыкновенный социальный хлеб достаточно стабилен уже на протяжении долгого периода лет- его доля составляет 50 %.

Несмотря на это для многих хлеб остается стандартным элементом потребительской корзины и не воспринимается в более нетрадиционных (при этом более дорогостоящих) вариантах. Такое консервативное мышление в сознании части населения в значительной мере тормозит развитие рынка элитных сортов хлеба.

По данным маркетинговых исследований рынка, в последующие пять лет ожидается сегментация рынка хлебобулочных изделий. Группа традиционных сортов хлеба останется в средней ценовой категории, при этом будет наблюдаться рост сегмента оригинального брендированного хлеба и хлеба с натуральными и полезными для здоровья добавками [1,2].

В настоящих условиях рынка каждый производитель сам определят, чем он удивит своих покупателей и какие сорта хлеба он отнесет в линейку «элитного». Самое главное отличие нетрадиционного сорта хлеба- это его рецептура: только натуральные ингредиенты, высококачественное сырье, нестандартные добавки (различные семечки, специи, обогащенные витаминами, сыр). Наряду с этим производители для изготовления этих видов хлеба применяют ручной труд, используют формы нестандартной формы и «эксклюзивных» материалов. Так же сама процедура приготовления этой продукции очень сильно отличается. Так элитный хлеб может производится по классической, традиционной технологии на натуральных ржаных заквасках с самым длительным циклом тестоприготовления. Значительную нишу в линейке хлебов нетрадиционных сортов занимают хлеба экзотические т.е. по рецептам различных стран мира.

Одной из последних тенденций на рынке хлебобулочной продукции является производство хлеба с обогащенными и лечебно-профилактическими добавками. В свете завоевания рынка товарами с генно-модифицированными организмами, а так же с вредными для здоровья элементами, люди начали уделять внимание качественным свойствам товаров и их составу, что положительно сказывается на спросе фито-хлеба.

В последнее время становится популярным метод шоковой заморозки (замороженные хлебные полуфабрикаты). Процесс выпечки доводят не до конца, после чего подвергают шоковой заморозки. Преимущество заключается в том, что при необходимости потребуется всего несколько минут, чтобы получить оперативно испеченный европейский хлеб высокого качества [4,5].

Анализируя саратовский рынок хлебобулочной продукции, можно сказать, что само понятие «элитный», «брендированный» хлеб не распространено среди местных товаропроизводителей. Причиной может являться то, что производители саратовского рынка хлебобулочной продукции еще не достигли желаемого технологического и качественного уровня для того, чтобы выделить некоторые виды своей продукции в отдельную линейку данного хлеба, либо просто не считают нужным привлекать новых покупателей акцентируя внимание на этом.

Тем не менее, достаточно крупные предприятия Саратовской области уже включили в линейку своих товаров нетрадиционные виды хлебобулочной продукции. Так, ЗАО «Сокур-63» (г. Саратов) производит такие нетрадиционные сорта хлеба, как: витаминизированный хлеб, йодированный хлеб, хлеб с бета-каротинами, хлеб с добавками (кунжут, мак, отруби). ООО производственно-коммерческая фирма «Пересвет» (г.Энгельс) производит хлеб Чиабатта итальянская, хлеб Фокаччо, хлеб Фитнес.

Из этого можно сделать вывод о том, что саратовский рынок хлебобулочной продукции перспективный и развивается достаточно быстро. Продукция саратовских пекарен пользуется большим спросом, как в нашем регионе, так и в соседних регионах [3].

И по нашему мнению уже можно говорить о том, что при должной поддержке рынка хлебобулочной продукции в скором времени будет наблюдаться устойчивое развитие данного сегмента [7,8].

Библиографический список

1. Барковская Н.А., Минеева Л.Н. Государственное регулирование цен на продовольственные товары: проблемы и перспективы // Аграрный научный журнал. - 2015. - № 7. - С. 63-67.
2. Горбунов С.И., Генералова С.В., Минеева Л.Н., Рябова А.И. Маркетинг (Учебное пособие) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2012. - № 9. - С. 124-125.
3. Казакова Л.В., Минеева Л.Н., Пшенцова А.И. Перспективы обеспечения продовольственной безопасности России//Научное обозрение. - 2015. - № 11. - С. 245-250.
4. Лявина М. Ю, Минеева Л. Н., Пшенцова А. И. Управление внешнеэкономической деятельностью: учебное пособие / ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ». - Саратов, 2015.-108 с.
5. Минеева Л.Н. Развитие альтернативных (несельскохозяйственных) видов деятельности на селе // Аграрный научный журнал. - 2014. - № 7. - С. 73-77.
6. Преодоление финансового кризиса перерабатывающими предприятиями АПК Саратовской области / Кузнецов Н.И. (и др.). рекомендации / Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова. Саратов, 2009.
7. Пшенцова А.И. Социально-экономические последствия присоединения России к ВТО для сельского хозяйства саратовской области // Аграрный научный журнал. - 2014. - № 7. - С. 86-89.
8. Пшенцова А.И., Горбунов С.И., Васильева Е.В., Казакова Л.В., Минеева Л.Н. Влияние государственной поддержки на развитие и эффективность функционирования сельскохозяйственных предприятий//Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – №07(111). – IDA [article ID]: 1111507062. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/07/pdf/62.pdf