Анализ мероприятий по импортозамещению как элемента экономической безопасности (на примере Тамбовской области)
Analysis of substitution measures as part of the economic security of the region (on example of Tambov region)
Abstract: Subject. In connection with the events in Ukraine, sanctions by Western countries, a sharp reduction of exports and the devaluation of the ruble, the Russian state can no longer support imports at the same level and initiated a policy of import substitution. Of particular relevance in this regard has acquired a capacity assessment and systematization of mechanisms and instruments of the import substitution policy of Russia. Modern changes in the world geopolitical situation, the emergence of new tensions in the immediate vicinity of the territorial boundaries of the Russian Federation, the cooling and the deterioration of relations with the leading players of world geopolitics and geo-Economics put at the forefront the challenge of ensuring national security of the country. The policy of import substitution carried out both at Federal and regional level today is one of the structural components of the policy in ensuring national and economic security of Russia. However, it should be emphasized that total import substitution in our country today it is impossible and inefficient, although in most sectors and spheres of Russian economy it is an objective necessity. Objectives. Systematization of measures of the import substitution policy of the Tambov region and highlighting those that have the greatest potential. The main objectives of article concern the clarification of the concept and principles of the concept of import substitution, classification policies of import substitution for various reasons, the capacity assessment already used in practice measures in the field. Methods. The paper applies methods of analysis of actual and historical data, categorizing and comparing and mapping the value of different derivative effects, which allowed to systematize and to assess potential measures of import-substituting policy in the region. Results. Clarifies the definition of import substitution, formulated the basic directions of import substitution in the region, a classification of measures of import substitution. Evaluation of the potential of individual measures of import-substituting regional policy, prepared recommendations for the formation and implementation of policy of import substitution in the field. Conclusions and Relevance. It can be concluded that under import substitution should understand the process of optimization of structure of economy of the country and the region by creating additional production facilities and industries that can replace imports that make the economy independent of external risks, external economic relations, external collusion monopolies and groups of countries that can harm the importing countries by undermining their stability and sustainability, cost of supplies of goods, raw materials, food.
Keywords: import substitution, economic safety, regional economy, globalization.
Введение.
Актуальность исследования заключается в том, что чрезмерное использование импорта для экономического развития чревато такими рисками: усиливается отток квалифицированной рабочей силы в страны с инновационным типом производства; усиливается зависимость национальной экономики от международных экономических связей и от внешнеэкономической политики экспортеров; возникает необходимость перехода на стандарты и требования зарубежных партнеров; появляется опасность потерять собственную научно-техническую базу, научные школы по разработке новых товаров и технологий; снижается потенциал экономики по повышению занятости населения, по получению налоговых поступлений. Импорт нередко используется в маркетинговых войнах и в политических целях, в виде санкций. Появляется дефицит товаров в странах-экспортерах. [1]
Экспорт и импорт продукции несомненно будут расширяться и использоваться и в перспективе, это объективная тенденция развития современного мирового хозяйства, однако размеры их нуждаются в оптимизации, повышении эффективности. Мировая практика свидетельствует, что одним из эффективных инструментов оптимизации импорта является импортозамещение. В экономической науке пока нет окончательной характеристики сущности импортозамещения (import substitution). Родоначальниками теории импортозамещения можно считать представителей одного из первых экономических учений — меркантилизма, они доказывали, что основой успешного развития и богатства общества является именно экспорт, который позволяет накапливать деньги (золото), а импорт следует сокращать, национальные потребности следует удовлетворять за счет собственного производства. В экономической теории можно встретить как сторонников, так и противников реализации стратегии импортозамещения. Так, авторы словаря современной экономической теории Макмилллана считают импортозамещение не эффективным [2].
Под импортозамещением следует понимать процесс оптимизации структуры экономики страны и региона путем создания дополнительных производств и отраслей, способных заменять импорт, позволяющих делать экономику независимой от внешних рисков, внешнеэкономических связей, внешних сговоров монополий и группировок стран, способных наносить ущерб странам-импортерам путем подрыва их стабильности и устойчивости, удорожания поставок комплектующих товаров, сырья, продовольствия. Однако, импортозамещение не означает полного отказа от импорта продукции, услуг, он объективно выгоден и необходим. [3]. Эффективность формирования импортозамещения состоит в том, что эта стратегия позволяет переходить на использование национальной продукции, избавляться от импортной, часто очень дорогой и неадаптированной, делать национальное производство стабильным и гарантированным, переходить на мировой уровень НИОКР, создавать дополнительный спрос на собственное оборудование, сырье, энергоносители, рабочую силу. Реализация стратегии импортозамещения эффективна и в том отношении, что она позволяет снижать риски поставок продукции, меньшей в этом случае становится и потребность в создании чрезмерно масштабных резервных фондов. Импортозамещение позволяет использовать новые технологии, формировать новые отрасли и производства, использовать новые модели рынков, развивать научные исследования, совершенствовать подготовку кадров, увеличивать поступления налогов в бюджет. [4]. В этом случае складывается стабильная экономическая и социально-политическая ситуация, развивается рынок и конкуренция, сокращается коррумпированность экономики. Вместе с тем, это сложная и противоречивая категория, ее эффективность может быть охарактеризована только комплексом социально-экономических и экологических показателей, формирующихся не только на уровне микро, но и макроэкономики, позволяющих более полно характеризовать экономический рост и издержки производства, интегрироваться в глобальную экономику. Оптимальность импортозамещения может быть определена только дифференцированно по продуктам в зависимости от границ уровня их безопасности. Поскольку импортозамещение является заменой импорта новым собственным производством, то достичь этого возмещения не так просто. Необходимы определенные научно-технические и социальные условия, научная, образовательная и социальная сферы должны быть хорошо развиты, достаточно глубоко адаптированы и интегрированы в мировую экономику. Для этого важно развивать науку, сферу образования, подготовку и переподготовку кадрового потенциала. Все эти факторы должны быть конкурентоспособными, а управление инновационным. Ученый Бурко Р.А. отмечает, что импортозамещение — уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров. Подобные товары называют импортозамещающими. [5].
Импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью. Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, образования широких слоев населения. Поэтапно развивающееся импортозамещение ведет к:
— укреплению экономической и продовольственной безопасности страны;
— росту занятости населения, и как следствие снижению безработицы и повышению уровня жизни;
— повышению уровня научно-технического прогресса и как следствие уровня образования;
— росту спроса на товары внутреннего производства, что в свою очередь стимулирует развитие экономики страны, расширение производственных мощностей;
— сохранению валютной выручки внутри страны и как следствие росту валютных резервов и улучшению торгового баланса страны. [5].
Ученый Миронова О.А. считает, что положительный эффект от импортозамещения может стать заметным только в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В краткосрочном же плане замедление и падение темпов экономического роста в стране и ее регионах и, соответственно, снижение показателей, характеризующих уровень жизни населения становится неизбежным. Таким образом, ждать быстрого положительного эффекта от импортозамещения нельзя. Помимо отраслей АПК, принципиально важным импортозамещение представляется в таких отраслях, как станкостроение, тяжелое машиностроение, в том числе сельскохозяйственное и для пищевой промышленности радиоэлектроника, легкая промышленность, медицина и фармацевтика. Однако если подходить к вопросу импортозамещения более детально, становится ясно, что отдельные виды приоритетных и критических с точки зрения импортозамещения видов продукции существуют практически в каждой отрасли. [6].
Единственным случаем, когда этот метод импортозамещения собственными силами будет невозможен и не эффективен – это тогда, когда страна не располагает научным и производственным потенциалом для разработки и производства указанной продукции. Этот метод импортозамещения возможен и тогда, когда отказ от экспорта происходит и по инициативе экспортера. К сожалению, в РФ обеспечение импортозамещения этим методом в большинстве случаев невозможно или затруднительно, до восстановления научного и про-мышленного потенциала, в значительной степени разрушенных при переходе к рыночным отношениям. [7].
Импортозамещение — это стратегия догоняющего, которая должна не просто привести к становлению определенного производства, но становлению этого производства на более высоком, чем у конкурентов уровне. Развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей позволит выйти на мировой рынок и сократить зависимость от сырьевых рынков. Защита отечественного производителя не должна приводить к застою в промышленности, поскольку ограничение конкуренции со стороны импортных производителей, может снизить желание организации заниматься развитием инноваций, повышением конкурентоспособности производимого товара и привести к полной зависимости компании от государственных субсидий. Нужно понимать, что невозможно только копировать необходимые производства, нужно так же развивать и собственные технологии.
Для реального перехода к импортозамещению требуются значительные ресурсы, эффективная государственная поддержка, корректировки госуправления. Взаимный обмен санкциями между Россией и рядом стран внес коррективы в экономику страны. По мнению ведущих экспертов, сложившаяся ситуация является стимулом для переосмысления приоритетов регионального развития. В соответствии с поручением Президента РФ, постановлением администрации Тамбовской области от 23 января текущего года утвержден план содействия импортозамещению в промышленном комплексе на среднесрочную перспективу. Ставка на эффективное использование внутренних ресурсов — по такому принципу в ближайшие годы намерена развиваться Тамбовская область. Особое внимание региональной власти и бизнеса сконцентрировано на наиболее актуальной задаче — импортозамещении, в том числе за счет инвестиционных проектов. По данным за 2014 год, по уровню и динамике роста инвестиций Тамбовщина обгоняет многие соседние области, такие как Калужская, Белгородская, Липецкая, Московская.
В числе системных мер, указанных в утвержденном плане, значится содействие хозяйствующим субъектам в разработке и господдержке инвестпроектов по импортозамещению. За консультацией в случае возникновения вопросов по предоставлению государственной поддержки следует обращаться в управление по развитию промышленности и предпринимательства области. На официальном сайте органа исполнительной власти появился специальный раздел «Импортозамещение в промышленности региона». В течение ближайших 3-5 лет планируется организовать производства химических продуктов с ежегодным объемом производства 500 тонн и нетканых текстильных материалов, линий по изготовлению листа из пропилена и полиэтилена, импортозамещение покупных комплектующих изделий импортного производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, осуществление проекта по производству автомобильных кож и др. Планируется, что ежегодный объем инвестиций, направленных на реализацию инвестпроектов по импортозамещению из внебюджетных вливаний составит от 200 до 500 млн. рублей.
Рассмотрим и проанализируем план мероприятий по импортозамещению в области.
- Создание институциональных условий импортозамещения в промышленном комплексе Тамбовской области.
1.1. Создание рабочей группы (“Проектного офиса”) по координации деятельности исполнительных органов государственной власти Тамбовской области по содействию импортозамещению в промышленности Тамбовской области.
1.2. Включение импортозамещения (в промышленном комплексе области) в приоритетные меры государственной поддержки на 2015-2016 годы: включение в перечень направлений инвестиционной деятельности, развитие которых является приоритетным для региона исходя из его долгосрочной стратегии развития.
1.3. Содействие хозяйствующим субъектам в разработке и государственной поддержке инвестиционных проектов по импортозамещению:
1) в подготовке и подаче заявления на межведомственный совет по инвестиционной политике на получение государственной поддержки, предусматривающей предоставление налоговых льгот;
2) в предоставлении консультаций в случае возникновения вопросов по процедуре предоставления государственной поддержки, предусматривающей налоговые льготы.
1.4. Подготовка предложений по внесению изменений в государственную программу Тамбовской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на период до 2020 года в части мероприятий по импортозамещению.
1.5. Обобщение предложений и подготовка заявки администрации Тамбовской области на участие предприятий, реализующих инвестиционные проекты по вхождению в Комплексную государственную программу Российской Федерации по импортозамещению.
1.6. Подготовка предложений по включению в обращение в ФТС России по изменению ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды сырья и готовой продукции и корректировке стоимости ввозимых продуктов по импорту.
1.7. Анализ потребности предприятий индустриальных отраслей промышленности в специалистах и рабочих для реализации проектов по импортозамещению и оказание содействия в их подготовке (переподготовке), повышении квалификации.
- Информационная поддержка импортозамещения в промышленном комплексе Тамбовской области.
2.1. Создание на официальном сайте управления по развитию промышленности и предпринимательства области раздела «Импортозамещение в промышленности Тамбовской области» и размещение его на главной странице.
2.2. Актуализация информации о видах государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в области (в том числе по импортозамещению) на официальном сайте управления по развитию промышленности и предпринимательства области.
2.3. Организация и проведение «круглого стола» по обсуждению направлений, мер поддержки импортозамещения, совместно с представителями делового сообщества, РОР «Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей» и Торгово-промышленной палаты Тамбовской области.
2.4. Освещение в СМИ проводимых мероприятий по импортозамещению.
Выделим конкретный план реализации инвестиционных проектов по импортозамещению в промышленном комплексе Тамбовской области на среднесрочную перспективу.
- Импортозамещение сырья — организация производства химических продуктов (3,3-дихлорбензидин, ДС-кислота, хлоранилины и другие).
- Расширение поставок Российским потребителям и на экспорт по импортозамещению пигментов и препаратов, изготовленных на их основе (при изменении ставок таможенных пошлин).
- Импортозамещение покупных комплектующих изделий импортного производства на предприятиях оборонно-промышленного комплекса области (далее ОПК области).
- Установка и ввод в эксплуатацию двух экструзионных линий по производству листа из полипропилена и полиэтилена, шириной листа 2000 мм и толщиной от 3 до 20 мм в целях импортозамещения по данному виду продукции.
- Проведение научно- исследовательских и опытно конструкторских работ по изготовлению комплекса цементирования скважин на самоходном шасси (импортозамещение аналога импортируемого компанией «Halliburton»).
- Освоение производства технологической линии по переработке и утилизации биологических отходов, применяемых на животноводческих и птицеводческих предприятиях (основной поставщик страны ЕС).
- Освоение производства барабанов сушильных, предназначенных для технического углерода различных марок.
- Проектирование и изготовление технологического блока по подготовке нефти (обессоливание и обезвоживание).
- Организация производства нетканых текстильных материалов по технологии SMS для производства средств гигиены, в т.ч. изготовления одноразовой одежды, производства средств женской и детской гигиены (прокладки, подгузники).
- Модернизация и увеличение производственных мощностей продукции специального назначения в рамках выполнения государственного оборонного заказа и импортозамещения.
- Реализация инвестиционного проекта «Создание единственного в России производства инновационных многокомпонентных мембранных ламинатов для обуви».
- Осуществление проекта по производству автомобильных кож.
- Разработка и организация проинженерной техники для Министерства обороны Российской Федерации, продолжено освоение серийного производства новых моделей колесных сельскохозяйственных тракторов и комбайнов «TERRION».
- Освоение производства средств индивидуальной и коллективной защиты аналогичных по предназначению и номенклатуре зарубежных производителей.
В начале 2015 года на заседании областной Думы отчитался глава администрации Тамбовской области. В своём докладе он говорил об одной из острых для промышленного производства тем, которой является импортозамещение. Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым по предложению региона включены в соответствующую федеральную программу импортозамещения тамбовские заводы — «Комсомолец», «Пигмент», «Агротехмаш» и ряд предприятий оборонки. В качестве перспективного инвестпроекта обозначено промышленное освоение титан-циркониевого месторождения «Центральное». Создание в городе Рассказово Тамбовской области производственного кластера также поможет решить вопросы импортозамещения. В мае прошлого года Президент России В. Путин заявил, что все, в чем нуждается оборонно-промышленный комплекс, должно производиться на российской территории, чтобы ни от кого не зависеть, отметив, что вопрос импортозамещения в сфере ОПК – «это процесс правильный». Сегодня над решением поставленной задачи работают все предприятия России. Ведущие специалисты военно-промышленной комиссии, силовых структур и воинских частей посетили город Рассказово, где на базе обувной фабрики «ФАРАДЕЙ» прошло заседание межведомственной рабочей группы по боевой экипировке военнослужащих.
Обувная фабрика «ФАРАДЕЙ» — лидер по производству специальной обуви для силовых структур РФ. На сегодняшний день предприятие является единственным исполнителем закупок обуви для нужд МВД на ближайшие три года. Соответствующее распоряжение подписал председатель правительства Дмитрий Медведев. Продукция, выпускаемая рассказовскими производителями, изготавливается по уникальной технологии с использованием новейших инновационных материалов, которые по своим техническим характеристикам обеспечивают носку в различных климатических условиях. Кроме того, предприятие уже долгие годы сотрудничает с Роскосмосом и имеет лицензию на разработку одежды и обуви для космонавтов.
Проанализируем другой пример импортозамещения в области. Министерство промышленности и торговли России приняло решение о включении в федеральный план по импортозамещению в химической промышленности проект ОАО «Пигмент» по производству органических пигментов. Таким образом, правительство России поддержало предложение областного управления промышленности и предпринимательства о поддержке производства уникальной органической продукции, которую в том числе использует «Гознак» при печати денежных купюр. Участие в программе по импортозамещению означает для «Пигмента» субсидирование кредитных ставок на техническое перевооружение. По мнению генерального директора ООО «Управляющая компания «КРАТА» Андрея Утробина, получение такой государственной преференции позволит предприятию уже в этом году инвестировать 200 миллионов рублей в организацию производства органических красителей и запустить его в начале 2016 года. Это еще не менее 20 новых рабочих мест. Кстати, на путь импортозамещения предприятие встало еще в 2005 году. Тамбовский «Пигмент» является единственным в стране производителем целой линейки химических продуктов — органических пигментов и красителей, оптических отбеливателей и других. Потребители этих продуктов — производители лакокрасочных материалов, целлюлозно-бумажные комбинаты, предприятия «Гознака», предприятия легкой промышленности.
Кризис — это для нас время возможностей. Предприятие продолжит модернизацию производства. Только за последние три года в модернизацию инвестировано полтора миллиарда рублей. В прошлом году реализовали два крупных проекта: построили энергоблок, который обеспечивает теплом и электричеством 90% производственных объектов, и увеличили мощность производства акриловых дисперсий.
Выясним детали другого импортозамещающего тренда области. Тамбовский импортозамещающий проект позволит сократить ввоз посевного материала из-за рубежа, стало известно по итогам встречи руководителя тамбовского агрохолдинга «Корнев Групп» Михаила Корнева с председателем Центрально-Черноземного банка ОАО «Сбербанк России» Владимиром Салминым. Корнев пояснил, что тамбовские аграрии запускают в селе Борщевом производство по выпуску семян картофеля. По словам руководителя тамбовского агрохолдинга «Корнев Групп», расчеты показывают, что успешная реализация тамбовского проекта позволит заметно сократить ввоз посевного материала из-за рубежа.
Тамбовские власти разработали и утвердили План первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в регионе на период 2015-2017 годов. Комплекс мер разделен на четыре основных блока: «Активизация экономического роста», «Поддержка отраслей экономики», «Обеспечение социальной стабильности», «Мониторинг и контроль ситуации в экономике и социальной сфере».
В условиях введения экономических санкций, импортозамещение некоторых видов продукции становится первоочередной задачей развития пищевой и перерабатывающей промышленности Тамбовской области. На уровне управления утверждены и реализуются План содействия импортозамещению в агропромышленном комплексе Тамбовской области на среднесрочную перспективу и План реализации инвестиционных проектов по импортозамещению в агропромышленном комплексе Тамбовской области на среднесрочную перспективу. Задачи плана на 2015 год и сроки их выполнения выдерживаются в полном объеме. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области на 2013-2020 годы дополнена приоритетными целями и задачами по развитию импортозамещения на территории региона:
— ускоренное импортозамещение в отношении мяса (свинины, птицы, крупного рогатого скота), молока, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции, а также продуктов переработки сельскохозяйственной продукции;
— стимулирование роста производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, направленное на импортозамещение;
— обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки, а также создание благоприятных условий для реализации продуктов пищевой и перерабатывающей промышленности;
— строительство, реконструкция и модернизация объектов товаропроводящей и логистической инфраструктуры, в том числе в целях оказания внутренней продовольственной помощи населению.
При решении проблемы импортозамещения требуется комплексный подход с учетом всех факторов и особенностей страны. Основными критериями процесса импортозамещения должны служить экономическая, социальная и стратегическая целесообразности. Вопрос устойчивости внешнеторгового сальдо вообще является вопросом стабильности ресурсного обеспечения экономики, а значит, и экономической безопасности. [7].
Импортозамещение, способствуя экономическому росту, также обеспечивает
повышение конкурентоспособности отечественной экономики на внешних рынках при снижении роли ресурсодобывающих отраслей и ослаблении зависимости от поставок импортных товаров народного потребления. [8]. По мнению экспертов [9], основными препятствиями для развития экспорта, решения проблемы импортозамещения и повышения конкурентоспособности машиностроительных предприятий являются:
— отсутствие масштабной целевой господдержки экспорта, в результате чего производство экспортной и импортозамещающей продукции не стимулируется должным образом, носит некоординированный характер и, следовательно, малоэффективно; [10]
— слабая информированность предприятий о существующих мерах господдержки и трудности доступа к её получению; [11],
— неразвитость инфраструктуры продвижения экспортной продукции как в России, так и за рубежом (предпродажная подготовка, сервис, поддержка торгпредств и т. д.); [12],
— трудности с кредитованием производства и экспорта, противоречивый характер госполитики кредитования реального сектора экономики России; [13],
— отсутствие достаточного опыта для успешной внешней экономической деятельности у большинства предприятий машиностроения, особенно малых и средних, на фоне чрезмерной забюрократизированности разрешительных и таможенных процедур, трудностей с информационным обеспечением (о рыночной конъюнктуре, о потенциальных импортёрах, об ограничениях в стране импорта и т.п.) [14];
— слабое стимулирование предприятиями научной и инновационной деятельности, недостаточное осознание роли патентования и обеспечения защиты авторских прав при экспорте продукции; [15]
— инертность в работе по расширению российского присутствия на рынках развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, опасность дисбаланса машиностроительного экспорта-импорта в торговле с КНР; [16]
— нехватка высококвалифицированных научных, инженерных и рабочих кадров, на подготовку которых требуется порядка 10 лет [17].
Приоритетными задачами импортозамещающей в Тамбовской области должны быть:
— развитие импортозамещающих отраслей промышленности (легкая, пищевая), сельского хозяйства и сферы услуг (в том числе деловых);
— гармоничная конверсия ВПК при одновременном наращивании экспорта вооружений;
— стимулирование экспорта готовой продукции и полуфабрикатов в противовес экспорту сырья и природных ресурсов;
— создание временных преференций для продукции отечественного производства в рамках госзакупок;
— валютное и другое необходимое регулирование с точки зрения перераспределения экспортной выручки для инвестирования внешнеориентированных импортозамещающих структурных сдвигов, в первую очередь в сторону увеличения доли высоких технологий, финансирования НИОКР, сферы образования и всего того, что определяет будущее постиндустриальное развитие России и т. д.
В основу политики импортозамещения России и Тамбовской области сегодня должны быть положены не задачи полной замены импортных товаров российскими аналогами, а создание условий для диверсификации отечественного производства и экспорта, выхода на мировой рынок, обладающий гораздо более высоким потенциалом для роста отечественных компаний, с конкурентоспособной продукцией российского производства. Задачами такой политики являются:
— проведение анализа торгового оборота страны и ее регионов за последние 5 лет, выявление наиболее критических для российского рынка импортных товаров, услуг, технологий и оборудования в разрезе отдельных отраслей и сегментов экономики; [18],
— определение процента импортозависимости в отраслевом разрезе, а также по отдельным товарным группам, согласно Товарной номенклатуре ВЭД;
— анализ производственного потенциала и научно-технического потенциала предприятий, выпускающих продукцию, конкурирующую с импортом или товары-субституты по регионам, оценка степени загрузки их производственных мощностей, степени износа ОПФ, оценка их финансово-экономического состояния
— разработка перечня оборудования и технологий, необходимых для региональных производителей и оценка экономической целесообразности производства данного оборудования на территории региона (альтернатива – закупка в других регионах РФ или за рубежом в странах-партнерах не применяющих санкции против РФ);
— подготовка технических заданий на разработку и производство оборудования, подлежащего импортозамещению, посредством проведения открытого обсуждения этих документов с потребителями продукции – предприятиями регионов [19];
— проведение анализа конкурентоспособности продукции потребительского назначения региональных товаропроизводителей;
— определение перечня потребительских товаров, потребности в которых Россия сможет удовлетворить, увеличив собственное производство за счет имеющихся резервов и мероприятий, направленных на развитие предприятий области;
— определение перечня потребительских товаров, потребность в которых может быть удовлетворена только за счет импорта из стран Ближнего и Дальнего зарубежья.
Ученый Горбачева А.А. считает, что для достижения максимально положительного эффекта в процессе реализации стратегии импортозамещения необходимо создание открытой экономики и обстановки конкурентной борьбы на внутреннем рынке. В то же время развиваемые отрасли производства должны быть ориентированы как на внутренний рынок, так и на внешний, поскольку только в этом случае они смогут легко завоевать лояльность внутренних потребителей и конкурировать с иностранными производителями на внешних рынках. Но перед переходом к широкой экспансии на внешние рынки желательно, чтобы внутренний рынок был уже охвачен отечественными производителями, поскольку именно на этом этапе страна формирует свои конкурентные преимущества и впоследствии, опираясь на них, ей будет гораздо легче перейти к развитию экспортных направлений [20].
Заключение
Учение меркантилизм как система идей появилось в средние века или в начале Нового времени. Страна должна как больше экспортировать и ввозить как можно больше золота, т.к. чем выше торговый баланс, тем страна богатее. Главная идея импортозамещения как модель экономического развития появилась в начале 20 века. Если государство будет беспрепятственно участвовать в международном разделении труда, то нужно поддерживать зарождающуюся промышленность. Можно защитить импортными тарифами или сниженным валютным курсом, чтобы импорт был дорогим, а экспорт дешевым. Например, Мексика в 50-е годы 20 века развивалась на идеях импортозамещения. Если создавать условия в экономике для развития собственного производства, то труд и капитал из отраслей экспорта начнут перетекать в промышленную отрасль, страна начнет на равных участвовать в международном разделении труда. Примеры: фашистская Италия с начала 20-х годов, Советский Союз, Германия при Гитлере. Есть условие: страна должна иметь большой емкий внутренний рынок, иначе развивать собственное производство бессмысленно. В Латинской Америке попытались создавать интеграцию, создавать зоны свободной торговли. Но возникает вопрос об эффективности таких национальных предприятий, о подпитке их госфондами, о коррупционной составляющей. Другой момент – должны быть развитые государственные институты, чтобы не разворовать вливания в импортозамещающие предприятия. Пример Южной Кореи в 60-е годы доказывает положительную возможность данной идеи. Вообще идея импортозамещения основывается на человеческой зависти, т.к. потребители предпочитают более качественные иностранные товары, а не отечественные. Поэтому главная задача, понять на какой мотив ориентироваться, в каких отраслях есть предпосылки выйти на мировой уровень конкуренции. Есть отрасли, в которых не хватает ресурсов, портов для ввоза запчастей и т.д. РФ развивается на импортных технологиях, на сельское хозяйство зарубежных семенах, на импортном сельхозоборудовании. Импортозамещение — запуск новой индустриализации и проектной экономики развития. Необходимо импортозамещение именно технологий, а не только продовольствия. Главная проблема – технологический суверенитет страны.
Таким образом, предлагаем следующие цели импортозамещения в Тамбовской области:
- Обеспечение национальной и государственной безопасности РФ.
- Достижение технологической независимости в критических областях.
- Содействие формированию положительного сальдо торгового баланса.
- Выращивание национальных лидеров для завоевания глобального рынка.
Выбирая отрасли, подходящие для стратегии импортозамещения, должны руководствоваться многими факторами, но все методики едины в том, что они должны иметь большой потенциал роста, с тем, чтобы в дальнейшем реализовывая его, мы могли сохранять и улучшать уровень, достигнутый путем использования данной стратегии.
Ссылка на статью
Гучетль Р.Г., Тётушкин В.А. Анализ мероприятий по импортозамещению как элемента экономической безопасности (на примере Тамбовской области) [Электронный ресурс] / Р.Г. Гучетль, В.А. Тётушкин // Агропродовольственная экономика: науч.-практ. журн. – 2015.— № 9. – Режим доступа: http://apej.ru/article/12-02 – (Дата обращения: 02.12.2015).
Библиографический список
1. Семыкин В.А., Сафронов В.В., Терехов В.П. Импортозамещение как эффективный инструмент оптимального развития рыночной экономики. // Вестник курской государственной сельскохозяйственной академии. Выпуск № 7 / 2014.2. Макмиллан. Словарь современной экономической теории Макмиллана. М.: ИНФРА, 1997. - С. 230.
3. Семыкин В.А., Сафронов В.В., Терехов В.П. Приоритетные проблемы социально-экономического и институционального развития агропромышленного комплекса региона в условиях открытой экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. №5.
4. Сафронов В.В., Терехов В.П., Боев А.В., Шумакова Н.О. Основные направления и механизмы адаптации российского АПК к правилам ВТО. Курск: Изд-во Курск. гос. с.-х. ак., 2014.
5. Бурко Р.А. Роль импортозамещения в экономике России // Молодой ученый. 2013. №11. С. 301-303.
6. Миронова О.А. Импортозамещение: зарубежный опыт и уроки для России // Экономические науки. Выпуск 08.2015.
7. Волынец-Руссет Э.Я. Проблемы импортозамещения промышленной и сельскохозяйственной продукции в РФ // Российский внешнеэкономический вестник. № 5. 2015.
8. Туменова Д.И. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции как важный фактор реализации политики импортозамещения // sci-article.ru. 10.2015.
9. Абдулрагимов И.А. Инструменты интенсификации импортозамещения в АПК Российской Федерации // Вопросы экономики и права. – 2015. – № 3. – С. 54 – 57. 2. Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России. 2013: Стат. сб. M. Росстат. – 2013.
10. Кадочников П.А. Анализ импортозамещения в России после кризиса 1998 года. М.: ИЭПП, 2006. 148 с.
11. Иванов И. Импорт и импортозамещение в России // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 1. С. 15–21.
12. Юнусова Э.Р. Модернизация как условие перехода от импортозамещения к экспортно ориентированной экономике инновационного типа (зарубежный опыт) // Экономика и управление. 2013. № 5. С. 74–79.
13. Пичурин И.И. Обеспечение импортозамещения после вступления России в ВТО: монография. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2014. 144 с.
14. Рязанов В.Т. Новая индустриализация России: стратегические цели и текущие приоритеты // Экономическое возрождение России. 2014. № 2. С. 17–25.
15. Кузнецова В.А. Способы стимулирования импортозамещения в России // Транспортное дело России. 2010. № 1. С. 90–92.
16. Гусаков Н.П., Андронова И.В. Концептуальные подходы к разработке новой Стратегии экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 46. С. 2–14.
17. Дудин М.Н., Пясников Н.В. Развитие экономики России в условиях экономических санкций: национальные интересы и безопасность // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 45. С. 2–11.
18. Ковалевский В.П., Шеврина Е.В., Афанасьева А.В., Афанасьев В.Н. Формирование устойчивого агропродовольственного рынка в Российской Федерации: cтатистические исследования / под ред. В.Н. Афанасьева. М.: Финансы и статистика, 2008. 288 c.
19. Печаткин В.В. Инновационное развитие регионов России на основе кластерных технологий: проблемы и пути их решения (на примере Республики Башкортостан) // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 26. С. 24–30.
20. Яковлев В.В., Гравит М.В., Горбачева А.А. Угрозы и вызовы России в экономической, социальной и военной сферах // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 48. С. 37–44.