Анализ факторов, влияющих на развитие социальной инфраструктуры села Чувашии
Assessment the factor of the villages of the Chuvash influencing development of social infrastructure
Abstract: The factors, influencing developments of social infrastructure of the village. Interrelation of the factors having impact on development of social infrastructure of the village. Mechanism of specification of factors, developments of social infrastructure of the village.
Keywords: The factors influencing development of social infrastructure, specification of the factors having impact on development of social infrastructure of the village.
Рецензия на статью дана Кабановым В.Н., д.э.н., профессором кафедры экономики, менеджмента и агроконсалтинга ФГБОУ ВПО "ЧГСХА"
Проводимые в последние годы на территории Чувашии реформы, призваны улучшить ситуацию на селе. Свидетельством является республиканская целевая программа «Социальное развитие села Чувашской Республики до 2020 года», ранее существовала до 2013 г.
На развитие сельских территорий региона существенное влияние оказывают факторы, влияние которых неоднозначно.
Выделяются различные факторы оказывающие влияние на устойчивое развитие социальной инфраструктуры, с этой целью целесообразно рассмотреть мнение различных авторов.
А. В. Костарев применительно к социальной инфраструктуре сельских муниципальных образований предлагает разделить факторы на две большие группы: на регулируемые и нерегулируемые (рис. 1) [1].
Рисунок 1 — Факторы, влияющие на эффективность развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования
К регулируемым факторами относятся те, в которых принятие управленческих решений осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, то есть самим муниципальным образованием на территории сельского поселения.
В то время как нерегулируемые факторы не являются компетенцией органов местного самоуправления, но при этом влияют на развитие социальной инфраструктуры муниципального образования, вносить изменения в данные факторы муниципальным органам власти нельзя.
Ю. А. Большакова продолжила обобщение и предложила свою классификацию. К внешним факторам относятся те, что возникают на уровне макроэкономической системы, внутренние — действуют на уровне региональной социальной инфраструктуры. Внешние факторы классифицируются на прямые и косвенные, прямые оказывают непосредственное воздействие на уровень социальной устойчивости сельской местности. Косвенные оказывают опосредованное влияние на состояние и уровень устойчивости (табл. 1) [2].
Таблица 1 — Классификация факторов, влияющих на устойчивое развитие социальной инфраструктуры сельских территорий
Внешние факторы | Внутренние факторы | ||
Факторы косвенного воздействия | Факторы прямого воздействия | Объективные факторы: | Субъективные факторы: |
Уровень научно-техническогоразвития | Состояние инженернойинфраструктуры в сельскойместности | Размещение, специализация иконцентрация объектов социальнойинфраструктуры в соответствии с местной спецификой | Уровень квалификацииспециалистов в социальной сфере |
Природно-географические факторы | Демографическая ситуация | Качество и конкурентоспособностьуслуг социальной инфраструктуры,предоставляемых сельскому населению | Организация и управление работойучреждений социальнойинфраструктуры |
Культурно-исторические особенностисельской местности | Рыночная инфраструктура | Потенциал и ресурсная базапредприятий | Активное участие работников всаморазвитии предприятий всельской местности |
Алкоголизация села и уровеньпреступности | Уровень развитиясельскохозяйственногопроизводства | Инвестиционная привлекательностьсельской социальнойинфраструктуры | Менталитет, традиции и обычаисельского населения |
Политическая и экономическаяситуация | Государственная поддержка игосударственное регулирование | Уровень жизни сельских жителей |
Факторами устойчивого развития социальной инфраструктуры сельских территорий являются: научно-техническое развитии, природно-географическое местоположении региона, а также экономической ситуация на селе. Снижение данных показателей послужит индикатором ухудшения ситуации в поселении.
М. О. Подпругина выделяет 7 факторов устойчивого развития региона, которые включают в себя:
1) экологические факторы:
− природно-климатические условия;
− техногенные загрязнения;
2) финансово-экономические факторы:
− стабильность бюджета региона, независимость от дотаций, трансфертов из федерального бюджета;
− участие региона в федеральных целевых программах, приоритетных национальных проектах, стратегиях развития макро регионов;
− деятельность кредитных учреждений, страховых компаний и т.д.;
− влияние экономической нестабильности;
3) промышленно-производственные факторы:
− наличие мощной производственной базы;
− наличие на территории региона минеральных ресурсов;
− зависимость региона от монополий (нефтяных, газовых монополий, предприятий электроэнергетики и теплоэнергетики, железной дороги, телекоммуникационных компаний и т.д.);
4) наличие в регионе развитой инфраструктуры:
− наличие и состояние в регионе автодорожной сети, железных дорог, аэродромов, речных и морских портов;
− связь, телекоммуникации, доступность интернета;
− рыночная инфраструктура;
5) продовольственная безопасность региона:
− состояние сельского хозяйства региона;
− состояние торговой сети;
− наличие и развитие перерабатывающих предприятий;
− деятельность вертикально-интегрированных комплексов в АПК;
6) региональный маркетинг:
− узнаваемость региона в федеральных СМИ;
− бренды региона;
− национальные, региональные праздники, торжества;
7) социальная сфера, культура, общественная деятельность:
− развитая социальная сфера;
− научные, образовательные учреждения;
− наличие квалифицированных трудовых ресурсов и рабочих мест;
− учреждения культуры и искусства, мероприятия и др.;
− деятельность общественных организаций (некоммерческих, экологических, студенческих, профсоюзы и т.д.);
− межнациональные, межрелигиозные отношения [3].
На наш взгляд применительно к развитию сельской социальной инфраструктуры с учетом региональных особенностей, прямое значение имеет экологический фактор, который служит гарантом продовольственной безопасности, как самого региона, так и страны в целом. С точки зрения маркетингового фактора, который как нам кажется связан с экологическим, но не освещен автором, узнаваемость региона возможна если производить экологически чистую продукцию, выращенную на экологически чистых территориях. Продовольственная безопасность, так же на наш взгляд имеет связь с экологическим фактором, что автором не отражено, в приведенной группировке факторов. На наш взгляд факторы можно было сгруппировать по определенным однородным признакам, что выглядело бы менее громоздко, поскольку некоторые факторы повторяют друг друга. В то же время все представленные факторы имеют определенную зависимость, тем самым оказывая влияние на развитие сельской социальной инфраструктуры.
Изучив различные подходы по классификации факторов оказывающих влияние на развитие сельской социальной инфраструктуры, нами предлагается следующая (табл. 2).
Таблица 2 — Классификация факторов, оказывающих влияние на устойчивое развитие сельской социальной инфраструктуры (авторская разработка)
Внутренние факторы (влияние на уровне сельских муниципальных образований): | Внешние факторы (влияние на уровне страны, республики, края, области): | ||
регулируемые: |
— состав и структура управления сельским муниципальным образованием;
— инвестиционный потенциал села;
— экологическая обстановка;
— уровень благосостояния населения;
— уровень занятости населения;
— уровень обеспеченности населения элементами благоустройства;
— уровень цен и тарифов на элементы благоустройства;
— уровень развития социальной инфраструктуры;
— уровень развития производственной сферы;
— степень участия предприятий в развитии сельской социальной инфраструктуры
— уровень образования сельского населения;
— уровень преступности.нерегулируемые:
— местоположение сельского муниципального образования;
— природно-климатические условия на территории муниципального образования;
— демографическая ситуация;
— наличие полезных природных ресурсов;
— менталитет, традиции и мировоззрение народа.
регулируемые:
— уровень научно-технического развития;
— целевая подготовка квалифицированных кадров для села;
— государственная поддержка села и законодательное регулирование перспектив развития села;
— общественно- политическая ситуация;
— экономическая ситуация;
— транспортное обслуживание сельских населенных пунктов;
— развитость предприятий по переработке сельхозпродукции;
— уровень развития кредитных и финансовых институтов;
— регулирование системы расселения населения на территории сельских поселений;
— уровень развития экотуризма на территории сельских муниципальных образований.нерегулируемые:
— природно- климатические и географические условия территории;
— демографическая ситуация на территории;
— уровень преступности на территории;
— уровень экономической активности населения на территории.
Внутренние факторы (влияние на уровне сельских муниципальных образований): Внешние факторы (влияние на уровне страны, республики, края, области):
регулируемые:
— состав и структура управления сельским муниципальным образованием;
— инвестиционный потенциал села;
— экологическая обстановка;
— уровень благосостояния населения;
— уровень занятости населения;
— уровень обеспеченности населения элементами благоустройства;
— уровень цен и тарифов на элементы благоустройства;
— уровень развития социальной инфраструктуры;
— уровень развития производственной сферы;
— степень участия предприятий в развитии сельской социальной инфраструктуры
— уровень образования сельского населения;
— уровень преступности. нерегулируемые:
— местоположение сельского муниципального образования;
— природно-климатические условия на территории муниципального образования;
— демографическая ситуация;
— наличие полезных природных ресурсов;
— менталитет, традиции и мировоззрение народа.
регулируемые:
— уровень научно-технического развития;
— целевая подготовка квалифицированных кадров для села;
— государственная поддержка села и законодательное регулирование перспектив развития села;
— общественно- политическая ситуация;
— экономическая ситуация;
— транспортное обслуживание сельских населенных пунктов;
— развитость предприятий по переработке сельхозпродукции;
— уровень развития кредитных и финансовых институтов;
— регулирование системы расселения населения на территории сельских поселений;
— уровень развития экотуризма на территории сельских муниципальных образований. нерегулируемые:
— природно- климатические и географические условия территории;
— демографическая ситуация на территории;
— уровень преступности на территории;
— уровень экономической активности населения на территории.
Так по отношению к субъекту исследования факторы делятся на внешние и внутренние, с разделением каждой группы по уровню принятия управленческих решений на регулируемые и нерегулируемые.
К регулируемым факторам относятся те, на которые возможно оказывать влияние с точки зрения принятия управленческих решений. К нерегулируемым факторов относятся те, на которые органы управления оказать влияние не могут.
Среди регулируемых внутренних факторов наиболее существенными на наш взгляд являются:
— состав и структура управления сельским муниципальным образованием, инвестиционный потенциал села,
— экологическая обстановка,
— уровень благосостояния населения,
— уровень безработицы среди населения,
— уровень обеспеченности населения элементами благоустройства,
— уровень развития социальной инфраструктуры,
— уровень развития производственной сферы,
— степень участия предприятий в развитии сельской социальной инфраструктуры,
— уровень образования среди сельского населения;
— уровень преступности.
Состава управления и структура управления сельским муниципальным образованием оказывает существенное влияние на выбор стратегии развития отдельно взятой территории.
Инвестиционный потенциал села – это потенциал возможностей, способствующих развитию отдельно взятой территории.
Экологическая обстановка, представляет собой состояние окружающей среды.
Уровень благосостояния населения, представляет собой реальные доходы населения, объем накопления, потребления и расходования средств населения.
Уровень занятости населения представляет собой количественный состав местного населения занятого на производстве, само занятого, а также количественный состав безработного населения.
Уровень обеспеченности населения элементами благоустройства, включают в себя протяженность автомобильных дорог, обеспеченность населения питьевой водой, газом, канализационной системой, системой водоснабжения и водоотведения.
Уровень цен и тарифов на элементы благоустройства, по закону устанавливается и регулируется местными органами власти, тарифы должны быть оптимальны и привлекательны для местного населения.
Уровень развития производственной сферы, характеризуется развитием промышленно-производственного потенциала на отдельно взятой территории.
Степень участия предприятий в развитии сельской социальной инфраструктуры, заключаются в механизмах стимулирования, направлении расходования денежных средств, высвободившихся в результате применения законом установленных налоговых льгот, как на территории предприятия, так и на отдельно взятой территории по объектам сельской социальной инфраструктуры.
Уровень образования среди сельского населения, характеризуется наличием кадрового потенциала по уровню образования: с незаконченным средним образованием, со средним образованием, бакалавры, специалисты, магистры и т.д.
Уровень преступности, определяется наличием мер со стороны органов местного самоуправления ограничивающих преступную деятельность среди местного населения.
Среди не регулируемых внутренних факторов можно выделить:
— местоположение сельского муниципального образования;
— природно-климатические условия на территории муниципального образования;
— демографическая ситуация;
— наличие полезных природных ресурсов;
— менталитет, традиции и мировоззрение народа.
Местоположение сельского муниципального образования, характеризуется удаленностью от основных транспортных узлов, удаленностью от крупных населенных пунктов.
Природно-климатические условия на территории муниципального образования, представлено плодородием почвы, ландшафтом местности, уровнем температур, влажностью воздуха, количеством выпавших осадков, рельефом местности, наличием водоемов и подземных источников.
Демографическая ситуация, включает в себя состав и структуру населения сельского муниципального образования.
Наличие полезных природных ресурсов, в состав которых включены лесные ресурсы, водные ресурсы, полезные ископаемые на территории сельского муниципального образования.
Менталитет, традиции и мировоззрение народа населяющего сельское муниципальное образование, включая в себя светское и религиозное мировоззрение.
Существенное значение на развитии сельской социальной инфраструктуры оказывают внешние регулируемые факторы, наиболее существенными среди них на наш взгляд являются:
— уровень научно-технического развития;
— целевая подготовка квалифицированных кадров для села;
— государственная поддержка села и законодательное регулирование перспектив развития села;
— общественно — политическая ситуация;
— экономическая ситуация;
— транспортное обслуживание сельских населенных пунктов;
— развитость предприятий по переработке сельхозпродукции;
— уровень развития кредитных и финансовых институтов;
— регулирование системы расселения населения на территории сельских поселений;
— уровень развития экотуризма на территории сельских муниципальных образований.
Уровень научно-технического развития, влияет на протекающие в производственной сфере процессы, которые и по сегодняшний день достаточно трудоемки и малопривлекательны для трудоспособной молодежи, поэтому необходимо внедрение современных опытно — конструкторских разработок, новых технологий, новых сортов семян и т.п. конкретно как для сельского хозяйства, так и в остальных отраслях;
Целевая подготовка квалифицированных кадров для села должна осуществляться, с учетом потребностей в квалифицированных кадрах на местах.
Государственная поддержка и законодательное регулирование перспектив развития села, заключается в создании определенных условий, обеспечивающих комплексное развитие инфраструктуры территории.
Общественно-политическая ситуация, как фактор характеризуется элементами общественного мнения, согласованностью среди населения, относительно ситуации как социальной, так и политической направленности.
Экономическая ситуация, это состояние дел в экономике страны (региона) на текущий момент, проведение маркетинговых исследования рынка, которые позволяют определить перспективу дальнейшего развития экономики в целом.
Транспортное обслуживание сельских населенных пунктов, характеризуется доступностью населенных пунктов для населения перемещающегося из одного населенного пункта в другой, по мере необходимости.
Развитость предприятий по переработке сельхозпродукции, определяется наличием предприятий по переработке сельхоз продукции за пределами сельских населенных пунктов.
Уровень развития кредитных и финансовых институтов, определяется возможностью получения кредитных средств, для финансирования сельскохозяйственной отрасли, малых предприятий сельскохозяйственной направленности, а также отраслей способствующих развитию сельской социальной инфраструктуры.
Регулирование системы расселения населения на территории сельских поселений, равномерное размещение население в соответствии с возможностями трудоустройства на отдельно взятой территории.
Уровень развития экотуризма на территории сельских муниципальных образований, возможность прикоснуться к истокам развития нашей цивилизации.
Рассмотренные группы факторов свидетельствуют о необходимости их дальнейшего изучения с целью достижения устойчивого развития сельской социальной инфраструктуры. Влияние данных факторов, очевидно, оно продиктовано мерами государственной поддержки по развитию сельских поселений до 2020 года.
Механизмом государственной поддержки служит трехуровневая система финансирования. Она осуществляется за счет бюджетов трех уровней федерального, регионального и местного. Это даёт право выбора, для участия в программе, чем и обосновывается заинтересованность муниципальных образований, поскольку тяжесть возникающих финансовых расходов компенсируется за счет федерального и регионального бюджетов, что является посильным бременем для сельских поселений. На наш взгляд цель государственной программы заключается не в постоянно финансировании сельских поселений, а в возможности воспользоваться выделенными средствами и в дальнейшем суметь перейти на новую ступень развития как «самоокупаемость территорий».
К внешним нерегулируемым факторам относятся:
— природно — климатические и географические условия территории;
— демографическая ситуация на территории;
— уровень преступности на территории;
— уровень экономической активности населения на территории.
Предложенная нами классификация факторов позволяет учесть элементы, влияющие на устойчивое развитие сельской социальной инфраструктуры, результативным фактором (признаком) выступает среднесписочная численность населения, проживающая на территории сельского поселения поскольку изменение численности сельского населения свидетельствует в его случае сокращения об ухудшении ситуации на территории сельских поселений, увеличение говорит об обратном.
Численность населения в сельских поселениях необходимо рассматривать как результативный признак при проведении анализа влияния факторов на уровень развития сельской социальной инфраструктуры, поскольку именно к численности населения имеют отношение все вышеперечисленные факторы развития сельских поселений, а правильно выбранная методика позволит выявить факторы положительно и отрицательно влияющие на развития сельской социальной инфраструктуры и она должна отражать:
— план развития сельских поселений Чувашии, которое основано на мерах государственной поддержки до 2020 года.
— комплексное развитие «Село образующей» отрасли сельское хозяйство, которое призвано способствовать развитию социальной инфраструктуры села.
Библиографический список
1. Костарев, А. В. Стратегия развития социальной инфраструктуры сельского муниципального образования: дисс. на соискание ученой степени 153 канд. экон. наук 08.00.05 / Александр Владимирович Костарев. – Пермь. – 2004. – 167 с.2. Большакова, Ю. А. Обеспечение устойчивого развития социальной инфраструктуры сельских территорий: дисс. на соискание ученой степени канд. экон. наук 08.00.05 / Юлия Александровна Большакова. – Княгинино – 2014. – 185 с.
3. Заглавие с экрана Креативная экономика, журнал «Российское предпринимательство» № 24 (222) за 2012 год, cтр. 214-221 автор Подпругина М.О. статья «Устойчивое развитие региона: понятие, основные подходы и факторы»., режим доступа свободный, путь
4. Дмитриева, А. Г.; Карницкая Э, Н Взаимосвязь индикаторов устойчивого развития и их влияние на социальную инфраструктуру сельских поселений. // Научное обозрение. - 2014 № 8. - С.783-788
5. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2002 г. N 335 О республиканской целевой программе «Социальное развитие села в Чувашской Республике до 2013 года» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/17547929/#ixzz3PDdi35S4 (дата обращения: 08.03.2015)